Отчёт о прибылях и убытках на примерах. Что в него входит и как составлять? Бонус: шаблон

Каждый собственник хочет, чтобы его бизнес приносил стабильный доход. Для оценки заработка и финансового положения компании используются различные методы, которые удобно сведены в управленческом учёте. В этом материале поговорим про два правила составления отчёта о прибылях и убытках, а также про расходы и прибыли, которые в нём учитываются.
Отчёт о прибылях и убытках на примерах. Что в него входит и как составлять? Бонус: шаблон

Автор: Юрий Кузьменков, финансовый директор с 20-летним стажем.

Отчёт о прибылях и убытках (ОПиУ) раскрывает ключевые финансовые показатели предприятия: выручка, себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы, прочие доходы и затраты, а также итоговый финансовый результат.

ОПиУ представляет собой таблицу, которую можно сделать в Excel и Google Таблицах или в специализированных сервисах.

Что надо знать об ОПиУ?

Сперва нужно запомнить, что отчёт о прибылях и убытках собирается по методу начисления, в отличие от отчёта о движении денежных средств, который формируется по кассовому методу.

Это означает, что доходы и расходы учитываются не тогда, когда пришли и ушли деньги, а тогда, когда операции были фактически осуществлены. Рассмотрим два примера.

У компании № 1 денежный поток положительный и поступления на счёт значительно превышают выбытия.

Деньги у неё есть, но компания убыточная. Предприятие активно собирает предоплату за планируемый к поставке товар, из-за чего растёт кредиторская задолженность. На счёт идут инерционные поступления за работу от предыдущих периодов.

Если сравнить компанию с судном, то это будет ситуация, когда рыба в трюм поступает, но капитан постоянно отодвигает время обеда. Он радуется добыче, но не знает, что прожорливые моряки во время обеда съедят не только всю пойманную рыбу, но и прикормку. А ведь ещё надо думать, чем кормить корабельного кота.

У компании № 2, где денежный поток отрицательный, счёт постоянно сокращается.

Денег нет, но предприятие прибыльное. Такое бывает, например, при работе с государственными корпорациями. Они делают заказы, но оплата происходит со значительным опозданием. В итоге растёт дебиторская задолженность.

Например, судно только вышло в море и сразу наткнулось на большой косяк. Команда заполнила трюмы наполовину. Возвращаться в порт нет смысла, а идти с грузом уже тяжело. В этот момент «пустой» корабль предлагает: «Давайте вы мне сгрузите всё что есть, а как будем в порту — я вам отдам большую часть выручки». Когда приходит время возвращаться, оказывается, что трюм заполнен лишь на треть, а команда голодная. По итогу рыбы вроде и нет, но на берегу ждёт прибыль.

Обе истории показывают, что в отчёт о прибылях и убытках попадают только те операции, которые были осуществлены по итогу работы. В примере с судном, когда оно пришло в порт, капитан продал весь улов и заплатил за услуги команды или получил деньги от коллеги.

Два правила составления ОПиУ

После того как в компании упорядочили денежные потоки, можно собирать ОПиУ. При этом существует два основных правила при составлении такого отчёта.

Правило № 1. Отчёт формируется без НДС

Налог на добавленную стоимость (НДС) в ОПиУ не считают. Такой налог называют сквозным, потому что его оплачивает клиент, а не организация. Соответственно включать его в ОПиУ бессмысленно.

Концепция добавленной стоимости

Команда ловит рыбу и продает её. Этот процесс имеет свою себестоимость: судно, снасти и условно бесплатный труд рыбаков. Если всё это купить, выловить рыбу и продать, в остатке окажется ноль. Чтобы остаться в плюсе, к стоимости рыбы надо прибавить наценку.

В это время государство говорит компании: «Мы вас охраняем и создаём условия труда. Платите за то, что вы зарабатываете». Соглашаясь, капитан решает отдавать часть заработанного сверх себестоимости. Однако государство не может контролировать себестоимость и добавленную стоимость, поэтому говорит: «Себестоимость для нас будет равна нулю, а всё остальное — это добавленная стоимость». Капитан соглашается, но перекладывает на клиента оплату того, что у него потребует государство.

Когда клиент заплатил компании за работу 120 рублей, это не значит, что команда заработала именно 120 рублей. Она получила 100 рублей, а условные 20 рублей ушли на НДС. Только клиент об этом не знает, налог просто включается цену, и компания платит его самостоятельно.

Чтобы правильно посчитать, насколько эффективно организация сработала и какими средствами может распоряжаться, необходимо учитывать реальные доходы и расходы. Без учёта сквозных агентских расходов, то есть без НДС. Это второй по важности пункт, который следует запомнить после использования метода начисления.

Правило № 2. В отчёте учитываются только исполненные обязательства

Ещё один важный пункт для составления ОПиУ — прибыль или убыток у компании возникает ровно в тот момент, когда организация выполнила свои обязательства.

Например, если у судна трюм забит рыбой, это не значит, что у команды есть прибыль. Она появится, когда лодка придёт в порт, и улов продадут.

Аналогичная ситуация с промежуточными расходами. Чтобы понять, чем обернётся закупка снастей для нового рейса, нужно после прихода в порт сложить все доходы и расходы. Разница покажет, чем стала покупка инструментов — прибылью или убытком.

Узнать об этом без окончательного результата невозможно. Поэтому убыток нельзя признавать до фиксации результата, например, до возвращения в порт, продажи улова и расчёта с командой.

Структура ОПиУ

Отчёт о прибылях и убытках представляет собой таблицу, которая состоит из перечня показателей, в сумме они дают итоговый финансовый результат — чистую прибыль или убыток.

Основные показатели компании идут в самом начале: выручка, себестоимость продаж, коммерческие, управленческие и прочие расходы.

Затем следуют показатели других доходов и расходов, например, проценты к получению и уплате, которые в сумме составляют параметр «Прибыль (убыток) до налогообложения». После вычета налога на прибыль и других обязательств получается итоговый финансовый результат — чистая прибыль или убыток за период.

Простыми словами — отчёт делится на две части: доходы и расходы. При этом ОПиУ содержит показатели за определённый период с нарастающим итогом с начала года. Обычно его собирают сначала за первый квартал, затем за полугодие, далее — девять месяцев, и в итоге за год. Но может быть и чаще — зависит от компании. Вы можете воспользоваться шаблоном ОПиУ в Google Таблицах, который мы подготовили. Также посмотрите, как выглядит ОПиУ в сервисе «Финансист».

Какие расходы у компании бывают?

С выручкой все просто — компания практически всегда знает, от кого и за что пришли деньги. Однако расходы не всегда можно соотнести с тем или иным направлением работы команды.Рассмотрим на примерах несколько способов классификации расходов.

Прямые и косвенные

Снасти «потерял» рыбак Вася — это прямые расходы. Если снасти потеряла бригада вместе с Васей — это будут косвенные издержки, поскольку невозможно точно сказать, сколько потерял Вася.

Переменные и постоянные

Чем больше траулер ловит рыбы, тем больше её съедают чайки — это переменные расходы. Однако табак для трубки боцмана никак не зависит от улова, значит, это постоянные траты.

Общепроизводственные и административные

Траты, которые влияют на производство, являются общепроизводственными. Например, покупка сетей, снастей и табака для боцмана. В то же время капитан непосредственно рыбу не ловит. Его зарплата — это административные издержки.

Коммерческие

Такие расходы относятся к процессу продажи и привлечения клиентов. Например, это будет корм для кота — символа корабля, которого все хотят погладить. Люди подходят и заодно спрашивают про рыбу.

Какие доходы у компании бывают?

Как и расходы, прибыль предприятия также бывает разной. Рассмотрим основные виды.

Операционная прибыль

Если взять все доходы компании и вычесть из них переменные и постоянные затраты, получится операционная прибыль. Эти деньги образуются благодаря управленческим решениям. Ведь предприятие может повышать качество своих услуг и оптимизировать задачи команды.

Операционную прибыль часто называют EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization).

Чистая прибыль

Чтоб её получить, необходимо операционную прибыль очистить от налогов, переоценки, амортизации, а также процентов по выплачиваемым кредитам. Эти издержки выделены в отдельную категорию расходов, потому что они очень слабо зависят от управленческих решений.

Даже самый опытный финансовый менеджер ничего не сможет сделать, если стоимость недвижимости в собственности предприятия обвалилась — компания всё равно получит убыток. Не из-за навыков финдиректора, а потому что рынок так себя повёл.

Однако в прибыли нельзя учитывать, например, сумму за которую собственник продал автомобиль предприятия, а деньги вложил обратно в бизнес. Об активах и пассивах расскажем в следующем материале про отчёт о балансе.

Подытожим

Важно отслеживать и анализировать показатели отчёта о прибылях и убытках на регулярной основе, чтобы вовремя заметить возможные угрозы и не допустить снижения прибыли. Например, из месяца в месяц постоянные и переменные расходы растут, опережая доходы — это повод принимать управленческие решения.

Цель составления ОПиУ — не просто держать бизнес на плаву, но и увеличить прибыль.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Комментарии

7
  • Вита Петрова

    ОПиУ представляет собой таблицу, которую можно сделать в Excel и Google Таблицах или в специализированных сервисах.

    Я обнаружила источник зла!😎 Финансисты не умеют включить 1С и нажать кнопочку "Сформировать" Отчет о прибылях и убытках или Баланс.

    • VadimBA

      Не говорите им об этом... Иначе придется по каждому их чиху делать закрытие периода.

      • Вита Петрова

        И, если некоторые бухгалтеры всего лишь не умеют читать КБК, то финансисты вдобавок к этому не умеют читать оборотку.

    • Ivvan

      Поверьте: ваше открытие - вершина айсберга! Там все куда забавнее... На самом деле, 1С дорого и долго "расшивать" под потребности управленки. На старте, чтобы запросы в модель реализовать таб процессор - лучшее решение. А вот потом ... он начинает захлебываться от количества расчетов и данных или сильно проседает точность.

  • Видимо речь идет о разных отчетах (1С формирует Отчет о финансовых результатах) ОПиУ из другой области. Когда читаю про EBITDA тошнить начинает, как-то заполняли таблицы с финансистом на эту тему

  • Мирам

    вот она, страшная правда...

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

Большинство финансовых директоров перешли на эту должность из позиции бухгалтера. Разберемся, в чем принципиальные отличия в задачах финдира и главбуха, а также выясним, что необходимо бухгалтеру для перехода на новую позицию.

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

В России впервые промаркировали пиво для собак (фото)

В ходе эксперимента промаркирована партия пива для собак методом этикирования, код нанесен на крышку на производстве «Апиценна».

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

Обучение детей станет более безопасным: утвержден первый ГОСТ на электронные учебные устройства

Росстандарт утвердил национальный стандарт ГОСТ Р 71345-2024 «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей общие требования».

Порядок заполнения электронного путевого листа

Путевые листы необходимы для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. С 1 марта 2023 года их можно заполнять в электронном виде. Рассказываем о заполнении электронных путевых листов.

Порядок заполнения электронного путевого листа
Законопроекты

Госдума придумала, что делать с авторскими гонорарами иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Для осуществления трудовой деятельности в России иностранным гражданам из «визовых» стран необходим полный комплект разрешительных документов. Кроме того, работодатели тоже обязаны в большинстве случаев оформлять различные разрешения для найма иностранцев на работу.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Чтобы принять у доставки заказ, не обязательно знать его номер

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

Инвестиции

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Ребят, срочно отодвигаем в сторону пивас и шашлык, берём рулетки и измеряем свои квартиры. Они уменьшились на 25%. Хорошо, что не наши, а в среднем в новостройках за 5 лет. Лукойл обвалился на 3%, выплатив 6% дивидендов. Рубль не стал обваливаться, новые облигации на паузе, а я продал Газпром и рассказал о самом интересном, что произошло за неделю.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3
Новости ФНС

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Интересные материалы

Инвестиции

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо