Менеджмент

4 этапа подготовки к повышению цены в кризис. Работающие советы

Повышение цены — это боль. И для предпринимателей, и для клиентов. Мы все видели письма, где сообщают о подорожании товара или услуги со следующего месяца, и знаем, какие чувства они вызывают. Однако собственникам регулярно приходится поднимать цены. Рассказываем о способах повышения цены. Спойлер: откровений и магии не будет, но есть работающие советы.
4 этапа подготовки к повышению цены в кризис. Работающие советы

Автор: Сергей Герштейн, СЕО сервиса аутсорсинга бухгалтерии «Кнопка».

Повышать цены очень больно

Боль от повышения цены даёт два эффекта — немедленный и отложенный.

Немедленный:

  • клиенты уходят к конкурентам;

  • клиенты меньше покупают;

  • клиенты жалуются, из-за чего растёт нагрузка на службу поддержки.

Отложенный:

  • клиенты оставляют негативные отзывы;

  • новых клиентов становится меньше;

  • некоторые старые клиенты со временем уходят;

  • клиенты теряют доверие, возникают сложности в коммуникации.

Самое неприятное для предпринимателя — потерять доверие клиента. Во взаимовыгодных отношениях — это ключевая составляющая.

Ещё один кошмар бизнесмена, когда подняли цены, но компания начала зарабатывать меньше, получила негатив в социальных сетях, и от неё ушли клиенты.

Несмотря на все отрицательные эффекты — всё же есть способы повышения цены в кризис с минимальными потерями.

Шаг № 1. Поставьте цель

Повышение цены начинается с постановки цели. Она может выражаться в следующем:

  • повысить маржинальность;

  • повысить выручку;

  • изменить финансовые показатели.

Позже постановка цели поможет понять, добились ли мы результатов или нет.

Шаг № 2. Сегментируйте клиентов

Следующий шаг — сегментировать клиентов. Если брать среднее значение «по больнице» и пытаться анализировать всю базу целиком, вы получите слишком простую модель, которая не пройдёт испытание жизнью.

Есть разные критерии и факторы, на основании которых можно строить группы. Главное, чтобы их получилось не очень много и все люди были похожи друг на друга. Если будет слишком много сегментов, вы закопаетесь в анализе на последующих этапах. Но баланс придётся искать методом проб и ошибок. Разделять клиентов можно по предпочтениям.

Финансовым:

  • средний чек;

  • маржинальность;

  • стоимость привлечения клиента;

  • LTV.

Продуктовым:

  • продукт;

  • набор опций;

  • тариф;

  • география.

Поведенческим:

  • лояльность;

  • срок сотрудничества.

В итоге должны получиться группы разного размера. Многие задаются вопросами: а что делать с маленькими сегментами? Нужно ли считать по ним модели поведения? Точного ответа нет. Зачастую их игнорируют, потому что общий результат от них почти не зависит. Благодаря этому можно сократить время на анализ.

Однако не бывает правил без исключений. В малом сегменте могут находиться те самые клиенты, которые дают основную часть выручки. То есть именно там рычаг, который даст финансовый результат от повышения цены в кризис.

Ещё один фактор — чувство справедливости. Оно может не позволить вам исключить малые группы из анализа. Перед вами будет стоять вопрос — почему для большинства цены повысили, а кто-то остался при старых?

Шаг № 3. Анализируйте конкурентов

После сегментации изучите конкурентов. Некоторые предпочитают исследовать их ещё до разделения клиентов на группы. Но на предыдущих этапах — эта информация бесполезна.

Эластичность спроса

В первую очередь вам нужно изучить, насколько ваши клиенты зависимы от повышения цены и готовы переключаться на конкурентов:

  • если эластичность спроса слабая, у вас больше свободы;

  • если эластичность спроса высокая, необходимо детально сравнивать с предложением конкурентов.

Исследование цен у конкурентов

Затем нужно узнать цены конкурентов. С простыми продуктами трудностей может не возникнуть. Но у сложных продуктов — понять ценообразование непросто. Для примера возьмём какой-нибудь IT-сервис — нелегко понять, из чего состоит модель и какие конкретно услуги входят в подписку. Порой для этого нужно целое исследование.

Однако с точки зрения повышения цен сложность продукта — это плюс, потому что клиенту трудно соотнести вас с конкурентами.

Сравнение стоимости

Следом нужно понять, как наши цены отличаются от тех, что у конкурентов.

  • Если ваш продукт дешевле всех, то повышение цены может вас оправдывать в глазах клиента. Но вы можете потерять тех партнёров, которые пришли к вам из-за дешевизны.

  • Если ваш продукт находился посередине ценовой карты, вы рискуете потерять клиентов, которые не готовы переплачивать за что-то лишнее.

  • Если ваш продукт относится к верхней ценовой границе, то повышение в кризис пройдет легко из-за низкой эластичности спроса. Но вам будет сложнее обосновать, почему ваш товар стал ещё дороже.

Легко ли клиенту уйти к конкурентам

На следующем этапе нужно понять, насколько клиенту легко переключиться на ваших конкурентов. Есть три категории.

  • Группа товаров и услуг, которым легко найти замену. Например, люди регулярно покупают хлеб. Если человека не устроила цена, он пойдет в другой магазин. Переключение ничего не стоит.

  • Продукты, где переключение сложнее. Например, поменять интернет-провайдера или сотовую связь — непросто. Нужно сравнивать компании, идти в офис, вызывать мастеров и дожидаться людей.

  • Товары, которые очень сложно поменять. Например, при смене финдира на аутсорсе. Обычно — это дорого, сложно, и возникает много технических сложностей.

Клиент рискует стать заложником. Ему может не нравиться продукт и его стоимость, но переключение выходит ещё дороже. Это также плохо. Клиент-заложник теряет доверие к компании.

При повышении цены с такими клиентами сложно понять результаты акции. Такие партнёры могут не сразу, но тоже покинуть вас.

Шаг № 4. Проработайте сценарии

После исследования цен конкурентов приступайте к моделированию. Придётся построить сценарий на каждый сегмент и прописать несколько моделей развития событий.

Если будет 10 сегментов и 10 основных моделей, то просчитывать придётся сотни сценариев. Это займёт так много времени, что реального повышения цен можно не дождаться. Поэтому делите клиентскую базу на небольшое количество групп.

Следом постройте модели с учётом факторов, которые могут влиять на ваш бизнес. Но не переусердствуйте.

Нередко в больших компаниях строят излишне сложные модели с миллионом разных факторов, а затем спускают в региональные офисы. Но люди «на земле» не могут разобраться и понять, откуда брать нужные данные, поэтому вписывают информацию наобум.

В итоге красивая и сложная модель с «левыми» данными не даёт эффекта. Вывод — нет смысла делать очень точную модель, достаточно простых формул.

В сценарии можно закладывать повышение цены на определённые продукты для конкретной группы, пытаться равномерно распределять по всем сегментам или уделять внимание тем, где ниже маржинальность или другие unit-показатели.

Во следующей части материала мы расскажем про тактику изменения стоимости, работу с возражениями и анализ результатов акции.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию

Налоговая просит пояснения по УСН даже если по вашим данным вышло больше доходов. 🤯«Ночной бухгалтер» № 1680

Казалось бы, указал налогоплательщик доходов больше, чем насчитала по своим данным ФНС, ну и пусть радуются налоговики. Не тут то было! Требуют пояснить расхождения. Бухгалтеры разбираются, откуда вообще взялась разница.

Иллюстрация: Вера Ревина, Клерк.ру
1

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
ОСАГО

Финуполномоченный обличила недобросовестные практики с ОСАГО и каско

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова выявила недобросовестные практики по смешиванию договоров ОСАГО и каско.

Экономический эффект от внедрения искусственного интеллекта оценили в 1 трлн рублей

Процент внедрения технологий на базе ИИ у крупных и средних компаний из разных сфер экономики составил 20%.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Суд взыскал долг по оплате коммуналки с актрисы Елизаветы Боярской и актера Максима Матвеева

Дело о взыскании задолженности за услуги ЖКХ с Елизаветы Боярской рассмотрел мировой суд Москвы.

Прогноз ЦБ: годовая инфляция будет 7,7%

Ожидается, что жесткая денежно-кредитная политика Центробанка приведет к снижению инфляции до 4% в 2025 году.

Как вести бухгалтерский учет на Яндекс.Маркете: памятка для бухгалтера

Счета, проводки и правила учета операций — главное, что нужно знать бухгалтеру для работы на Яндекс.Маркете.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Создается официальный реестр российских отелей

Росаккредитация провела встречу с представителями онлайн-сервисов бронирования гостиниц, в рамках которой рассказала о ходе создания реестра отелей России.

Российские миллиардеры начали возвращать активы в РФ

Попавшие под западные санкции российские миллиардеры стали постепенно переводить активы на родину.

⚡️ Итоги дня: в Японии будут продавать препарат для роста зубов, магнитные бури вызывают технические сбои, а ChatGPT внедрят в iOS

Подготовили обзор главных событий дня — 13 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Налоговый учет

Что такое КПП в реквизитах организации в 2024 году: расшифровка

Разбираем, что означает КПП в реквизитах компании, как расшифровывается и что значит каждая цифра кода. Также рассмотрим, кому присваивают КПП и в каких документах его указывают.

Что такое КПП в реквизитах организации в 2024 году: расшифровка
Проверки

Генпрокуратура проверила обоснованность тарифов за отопление

По поручению Генерального прокурора России Игоря Краснова проведена проверка обоснованности формирования тарифов в сфере теплоснабжения.

СПБ Биржа возобновила торги после сбоя

С 15:50 инвесторы могут снова проводить операции с ценными бумагами на СПБ Бирже. Также участники торгов имеют право отозвать заявки, которые были поданы ранее.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Каким был индекс деловой среды в апреле

В апреле 2024 года РСПП провел очередной раунд опроса промышленников и предпринимателей и рассчитал индекс деловой среды в этом месяце.

Зарплата

44% работодателей не повышают зарплату после испытательного срока

После трех месяцев работы 56% сотрудников начинают зарабатывать больше. В среднем оклад поднимают не более чем на 10%.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Владельцы карт Ozon Банка смогут купить товары на маркетплейсе за 1 рубль

Ozon Банк запустил новую программу лояльности для физических лиц. Нужно собирать звезды, оплачивая покупки картой Ozon в других магазинах.

Некоторые примеры защиты корпоративной собственности через банкротные механизмы

Предпринимательская деятельность сопряжена с огромным количеством рисков, которые могут привести к потере активов бизнеса. В каких случаях необходима защита корпоративной собственности?

Банки

Банк «Точка» выплатил 8 млрд рублей клиентам Киви-банка

Из собственных средств банк «Точка» перевел 8 млрд рублей клиентам, которые пострадали от отзыва лицензии и Киви-банка.

Майские праздники и прочие отдыхи — так ли хорош общегосударственный отпуск

Замахнёмся на святое — на прелесть майских праздников. Собрали за и против длинных официальных выходных и отдельно прошлись по перерыву между ними. И сделали возможность высказаться в опросе.

Интересные материалы

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации

RPA (Robotic Process Automation) — это технология, которая позволяет автоматизировать рутинные задачи и процессы, выполняемые человеком. Ее можно применять в различных областях, таких как финансы, бухгалтерия, HR, производство, логистика и другие.

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации