Почему выемка предметов и документов —худший «ночной кошмар» налогоплательщика

Сразу стоит запомнить одну из аксиом налоговой выемки: вопреки расхожему мнению, которое можно часто встретить на просторах сети интернет, ИФНС может привлекать работников проверяемой компании  в качестве понятых!

Почему выемка предметов и документов —худший «ночной кошмар» налогоплательщика

1 часть статьи «Почему выемка предметов и документов – худший «ночной кошмар» налогоплательщика» доступна по ссылке: https://www.klerk.ru/user/2208776/582715/

Содержание статьи:

I. Порядок проведения выемки и распространенные проблемы, с которыми сталкивается при этом  налогоплательщик (продолжение)

  • Кто может и кто  обязан присутствовать при выемке.

  • Кто может выступать в статусе понятого, кроме приглашенных налоговиками лиц. Как они помогут компании.

  • Как начинается выемка. Поможет ли компании отказ представить документы и предметы.

  • Почему на практике  часто изымают много лишних документов и предметов (носителей информации). Как от этого защищаться.

  • Обязанность налоговиков копировать  изымаемые  документы  и информацию. Как происходит изъятие большого объема документации на практике. Окончательное оформление результатов выемки.  

II. Выводы 2 части настоящей статьи.

I. Порядок проведения выемки и распространенные проблемы, с которыми сталкивается при этом  налогоплательщик (продолжение).

  • Кто может и кто  обязан присутствовать при выемке

Выемка производится в присутствии:

1. не менее двух понятых (хотя судебная практика порой сокращает это число и до одного понятого, если это само по себе не нарушает прав налогоплательщика (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2021 № А40-35042/2021)

2. представителей организации, в которой проводится выемка;

Если Выемка проведена без участия представителя компании, то это является грубым нарушением пункта 3 статьи 94 НК , которое аннулирует ее результат (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.04.2004 №А10-5073/03-11-Ф02-1259/04-С1) 

3. привлеченных инспекторами специалистов (например, если имеется необходимость в исследовании и копировании электронных носителей информации, взломе дверей и запирающих устройств и т.д.).

При изъятии электронных носителей инспекторы должны отразить  в протоколе сведения о квалификации специалиста, а также о  предупреждении его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (постановления арбитражных судов Московского округа от 22.10.2020 № А40-257645/2019, Северо-Кавказского округа от 05.03.2017 № А53-278/2016). Причем специалистом не может выступать работник инспекции, так как это заинтересованное лицо (постановление 2ААС от 10.03.2010 №А31-4924/2008). Компания вправе настаивать на том, чтобы специалист подтвердил свою квалификацию документально.

4. Сотрудники полиции при выездной налоговой проверке,  согласно ст.13 п.1 подп 28 ФЗ о полиции,  совместному Приказу МВД №495, ФНС №ММ -7-2-347 от 30.06.2009г.

Дополнительную  охрану полицейских и инспекторов может обеспечить ОМОН Росгвардии.

  • Кто может выступать в статусе понятого, кроме приглашенных налоговиками лиц. Как они помогут компании.

Сразу стоит запомнить одну из аксиом налоговой выемки: вопреки расхожему мнению, которое можно часто встретить на просторах сети интернет, ИФНС может привлекать работников проверяемой компании  в качестве понятых!

Считается, что работники не заинтересованы в результатах выемки, пока не будет доказано обратное. Поэтому оспаривать законность мероприятия только на основании факта привлечения сотрудников в данном качестве бессмысленно - суд однозначно будет на стороне налоговиков. При этом работник может быть понятым, даже если выемку документов проводят в его кабинете (постановление АС Уральского округа от 11.06.2019 по делу №А34-6365/2018).

Важно, чтобы сотрудник не растерялся, если в момент проведения выемки директора или бухгалтера компании не окажется на месте. Работник (например, юрист компании) должен сам контролировать процесс, а затем  -  внести замечания в отношении производства выемки в протокол, т.к. в нем он будет заявлен как присутствующее лицо (а излюбленная формулировка судов, оправдывающая любые не зафиксированные в протоколе нарушения инспекторов, звучит как «от присутствующих лиц замечаний в ходе выемки не поступило»).

Понятые не обязаны ходить по всем кабинетам с инспекторами. Достаточно, чтобы налоговики показывали им изъятые предметы и при них заносили в протокол. Следить за действиями инспекторов могут сами работники компании (постановление АС Московского округа от 23.12.2021 №А40-34955/2021).

Поэтому, как и в случае с осмотром, важно заранее снабдить сотрудников памяткой о том, как им вести себя при проведении выемки, где были бы подробно разъяснены их права и обязанности в качестве понятых и представителей компании, а также полномочия проверяющих, детально раскрыта процедура проведения данного мероприятия налогового контроля.

  • Как начинается выемка. Поможет ли компании отказ представить документы и предметы.

Сначала инспектор должен предложить лицу, у которого производится выемка, добровольно выдать документы. И только в случае отказа выемка производится принудительно.

Причем и в первом (добровольном) и во втором (принудительном) случаях составление протокола выемки по правилам ст. 99 НК обязательно. Без этого запрещено выносить какие-либо предметы и документы с территории налогоплательщика и удерживать их у себя (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.02.2016 № А78-7499/2015).

Стоит особо заострить внимание на том факте, что до проведения выемки инспектор разъясняет всем присутствующим лицам их права и обязанности (именно разъяснеет устно, а не просто подписывает об этом соответствующую графу в протоколе). Однако указать на неисполнение данного требования закона лучше уже после завершения мероприятия при внесении замечаний в протокол.

В отличие от осмотра проверяющие при проведении выемки  вправе вскрывать  двери, сейфы, замки и т.д., если их отказываются открыть добровольно (постановление АС Московского округа от 25.10.2019 №А40-245268/2018, определение ВС от 13.06.2019 №305-ЭС19-7994). При этом они обязаны избегать «причинения не вызываемых необходимостью повреждений». Если считаете, что нанесен необоснованный вред имуществу, стоит зафиксировать это в протоколе, чтобы затем попытаться взыскать его с ИФНС. Однако на законность самой выемки этот факт, конечно, не повлияет.

  • Почему на практике  часто изымают много лишних документов и предметов (носителей информации). Как от этого защищаться.

Изъято может быть лишь то, что имеет отношение к предмету проверки (пункт 5 ст. 94 НК). Поэтому перечень изымаемых документов и предметов должен быть указан в постановлении, однако судебная практика далеко не всегда признает это требование  закона абсолютным

Так, в одном деле суд не счел нарушением тот факт, что перечня не было в постановлении, т.к.  инспекция не знала, как именно ведется бухучет фирмы, точный состав и объем необходимой документации. Поэтому ИФНС заранее не могла установить, какие документы относятся к предмету проверки и какие из них потребуется изъять. Выемка проходила на территории налогоплательщика, все действия по изъятию документов сотрудники компании контролировали, составляли их опись и упаковывали в  пакеты (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 15.08.2018 по делу №А19-20216/2017)

Также признаются правомерными действия ИФНС по изъятию всего массива бумаг, если в офисе, например,  хранились документы не только налогоплательщика, но и иных компаний, и они никак не были отделены друг от друга, а фирма не содействовала их идентификации (постановление АС Московского округа от 15.07.2020 №А40-141420/2019)

Данный подход, несомненно, развязывает руки налоговикам и в части изъятия электронных  носителей информации, на которых могут содержаться данные, вовсе не относящиеся к предмету проверки (например, серверов, компьютеров, ноутбуков, содержащие базу данных «1С: Бухгалтерия» и т.д.). Единственным условием для выемки  в данном случае будет тот факт, что сотрудник не назовет пароль для доступа к устройству.

На практике фискалы часто изымают все, что посчитают нужным!

Поэтому определенную ценность могут представлять те судебные прецеденты, которые содержат иную точку зрения на проблему  изъятия  документов и предметов  «всем скопом».

Инспекторы не имеют права изымать все подряд, а потом разбираться, что имеет отношение к проведению выездной проверки, а что нет (постановление АС Центрального округа от 23.07.2020 №А54-583/2019).

На основании электронных документов, содержащихся на ноутбуках и флеш-картах, не может быть установлена правильность исчисления и уплаты налогов  и сборов (постановление АС Центрального округа от 10.03.2015 №А64-1522/2014, ФАС Поволжского округа от 25.06.2014 №А12-23096/2013).

 Также проверяющие не могут изымать предметы и документы, которые не относятся к проверяемому периоду и выходят за его пределы (уже рассмотренное ранее постановление АС Центрального округа от 01.03.2016 №А54-1021/2015).

Проверяющие должны составить подробную опись документов с указанием наименования изъятых документов и их идентифицирующих признаков (пункт 7 ст.94 НК РФ). заносить в протокол выемки только наименования папок и коробок , как это часто делают чиновники, недостаточно.

Все изъятое обязательно предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки

  • Обязанность налоговиков копировать  изымаемые  документы  и информацию. Как происходит изъятие большого объема документации на практике. Окончательное оформление результатов выемки.

При изъятии оригиналов документов инспекторы обязаны изготовить с них копии, заверить их и передать налогоплательщику. Если это невозможно сделать на месте, то копии должны быть переданы в течение пяти дней после изъятия (п.8 ст. 94 НК).

Аналогичные требования предъявляются и при изъятии электронных носителей. При невозможности копирования на месте инспекция должна вызвать налогоплательщика  на их осмотр, а также предоставить ему скопированные на месте сведения в течение пяти дней со дня их изъятия (постановление ФАС Уральского округа от 15.03.2012 №А76-9906/2011). Как вариант, получив электронные копии, можно заявить о том, что изъятые электронные документы не относятся к проверяемому периоду, если не сделали этого ранее в протоколе.

При этом ст.94 НК не обязывает инспекторов распечатывать электронные документы, лично нумеровать, прошивать и заверять их. Также не обязаны они этого делать и при изъятии бумажных документов (только заверить снятые налогоплательщиком копии), достаточно лишь попросить представителей компании подписать сшивки и заверить печатью (при наличии). В случае отказа налогоплательщика об этом в протоколе делается специальная отметка.

На практике, в случае невозможности идентификации документов проверяемого лица из массива документов иных налогоплательщиков, а также при большом их объеме или при противодействии работе инспекторов, последние могут упаковывать их в полиэтиленовые пакеты способом, исключающим проникновение к содержимому без нанесения существенного вреда упаковке. Пакеты опечатывают клейкой лентой, прикрепляют на них ярлыки, на которых ставят подписи должностные лица инспекции и понятые. Суды против подобных действий не возражают

Однако вскрывать эти пакеты у себя в инспекции налоговики без представителей компании не имеют права. Также при вскрытии должны присутствовать понятые (определение ВС от 25.03.2020 № 305-ЭС20-2738).

После этого представители организации должны вместе с налоговиками разобраться, какие документы они действительно имеют право изъять, а какие — нет (постановление АС Московского округа от 15.07.2020 №А40-141420/2019). Со всех изъятых в налоговой инспекции документов должны быть изготовлены копии.

Копия протокола о выемке документов и предметов в обязательном порядке вручается налогоплательщику под расписку или высылается ему по почте заказным письмом.

Выводы 2 части настоящей статьи:

1. При проведении выемки предметов и документов налоговики изымают важнейшие доказательства вины компании. Чтобы затруднить проверяющим  этот процесс необходимо заранее провести правовой ликбез среди сотрудников, раздав ответственным лицам, в чьи обязанности будет входить общение с налоговиками, соответствующие памятки. Стоит заранее назначить лиц, которые, при необходимости, будут играть роль представителей компании и понятых при выемке. Знание ими своих статусных прав может оказать фирме неоценимую помощь (или, по - крайней мере, помочь продержаться до прибытия адвоката, контакты которого всегда стоит иметь при себе).

2. Присутствие сотрудников полиции при выемке при выездной налоговой проверке – довольно распространенная ситуация. При этом они обязаны руководствоваться ФЗ об ОРД.

3. Не стоит сообщать о замеченных нарушениях сразу же, чтобы проверяющие не успели их исправить (например, неразъяснение понятым их прав до начала выемки), лучше дождаться завершения мероприятия и внести их в протокол. Однако на наиболее вопиющих нарушениях можно сразу заострить внимание понятых (например, изъятие «лишних» предметов и документов), сообщив им об этом вслух, затем - требовать их обязательного внесения в протокол.

4. На практике налоговики изымают большое количество документов и предметов, не относящихся к предмету проверки. Настаивайте на необходимости подробного описания в протоколе каждого изъятого предмета и документа с указанием их идентифицирующих признаков. Это отчасти облегчит процедуру их возврата.

5. Обязательно копируйте всю изымаемую  информацию и документы. Делать это лично налоговики не обязаны.

6. Вскрытие пакетов с изъятыми документами и предметами производится в помещении инспекции при обязательном присутствии представителей компании и понятых.

Начать дискуссию

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

Большинство финансовых директоров перешли на эту должность из позиции бухгалтера. Разберемся, в чем принципиальные отличия в задачах финдира и главбуха, а также выясним, что необходимо бухгалтеру для перехода на новую позицию.

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

В России впервые промаркировали пиво для собак (фото)

В ходе эксперимента промаркирована партия пива для собак методом этикирования, код нанесен на крышку на производстве «Апиценна».

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

Обучение детей станет более безопасным: утвержден первый ГОСТ на электронные учебные устройства

Росстандарт утвердил национальный стандарт ГОСТ Р 71345-2024 «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей общие требования».

Порядок заполнения электронного путевого листа

Путевые листы необходимы для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. С 1 марта 2023 года их можно заполнять в электронном виде. Рассказываем о заполнении электронных путевых листов.

Порядок заполнения электронного путевого листа
Законопроекты

Госдума придумала, что делать с авторскими гонорарами иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Для осуществления трудовой деятельности в России иностранным гражданам из «визовых» стран необходим полный комплект разрешительных документов. Кроме того, работодатели тоже обязаны в большинстве случаев оформлять различные разрешения для найма иностранцев на работу.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Чтобы принять у доставки заказ, не обязательно знать его номер

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

Инвестиции

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Ребят, срочно отодвигаем в сторону пивас и шашлык, берём рулетки и измеряем свои квартиры. Они уменьшились на 25%. Хорошо, что не наши, а в среднем в новостройках за 5 лет. Лукойл обвалился на 3%, выплатив 6% дивидендов. Рубль не стал обваливаться, новые облигации на паузе, а я продал Газпром и рассказал о самом интересном, что произошло за неделю.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3
Новости ФНС

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Интересные материалы

Инвестиции

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо