Шестиугольник управления проектами. Что это такое и для чего нужен

Управление любым проектом представляет собой многоуровневый процесс, имеющий множество составляющих. Как минимум он включает в себя планирование, мотивацию, материальное и прочее обеспечение, а также контроль исполнительных процессов.
Шестиугольник управления проектами. Что это такое и для чего нужен
Шестиугольник управления проектами

На практике большинство из этих процессов могут быть делегированы соответствующим специалистам или отделам, отвечающим за реализацию проекта. Но функции контроля всегда остаются за руководителем.

Именно обеспечение эффективного контроля за комплексом процессов представляет собой главную задачу, ложащуюся на плечи руководителя. Рассмотрим подробней, какие инструменты для этого применяются и какие преимущества обеспечивают более подробно, стоит разобрать шестиугольник управления проектами как один из наиболее эффективно действующих макетов, подходящих для различного типа систем и задач.

Что собой представляет шестиугольник управления проектами

Понимание и демонстрация этапов развития и направлений, в которых стоит действовать при реализации проекта, лучше всего происходит при их визуализации. Здесь на помощь приходят различные виды диаграмм и прочей инфографики, так широко используемой при различных курсах личностного роста и управленческого развития.

Одним из таких специализированных видов информационной диаграммы является и шестиугольник управления проектами. В нем каждый из углов имеет свое наименование и отображает тот или иной технический процесс, действие или ресурс. Находясь на своих местах, они формируют единое целое, и при перекосе любого из углов повышением или понижением номинального значения можно наблюдать существенное изменение формы всей структуры в целом. Особенно это заметно при изменении положения сразу нескольких точек.

Шестиугольник контроля лучшим образом отображает техническую взаимосвязь между каждой из составляющих. Его же основной задачей является организация экспресс-контроля, позволяющего быстро оценить деятельность команды, возможные риски и прочие нюансы. Таким образом, можно достаточно успешно проводить оценку при внедрении технологий гибкой методологии оценки проектов.

Стандартный шестиугольник контроля включает в себя следующие стороны: объем работ, бюджет проекта, качество исполнения, выгоды, ресурсы, сроки реализации. Однако в некоторых случаях возникает необходимость углубленной оценки и еще большей детализации процессов. В этой ситуации к описанным выше пунктам добавляются еще 6: утверждения, риски, открытые вопросы, коммуникации, изменения, руководство. Каждый из пунктов позволяет сосредоточить внимание на отдельных подпунктах процесса управления проектом.

Требуется ли на самом деле контроль проектам

В среде идейных представителей различных сфер бизнес-деятельности, стартаперов и прочих людей, в большей степени склонных к творческой самореализации, чем к техническому анализу, бытует мнение, что контроль процессов не является обязательным. При этом предполагается, что более эффективно проявляют себя гибкие методы управления, имеющие нужную вариативность и адаптируемость к различным ситуациям. На практике это совершенно не так, и приемы контроля и управления при централизованной обработке данных и последующем принятии решений крайне важны.

Не стоит думать, что люди, объединенные одной задачей, способны мыслить «коллективно» без внешней связи и управления, подсказок, постановки задач, сроков и прочего. При отсутствии технологии контроля и непосредственных инструментов управления это будет заметно очень быстро. И самое неприятное, что проявится это на фоне ошибок, убытков, сбоев в работе и прочих рисков и неприятностей, которые невозможно будет исключить. Поэтому стоит заранее подобрать подходящий механизм управления.

Что позволяет контролировать шестиугольник управления проектами

Стандартная модель шестиугольника управления проектами позволяет контролировать следующие направления:

  • объем работ — включает в себя непосредственные данные о постановке рабочих задач и технического задания, предложенного заказчиком или руководителям. Здесь же хранятся сведения о выбранной архитектуре, потребности в ресурсах и прочем. Также оправдывается связь целей и результатов, которые планируется достигнуть в процессе;

  • бюджет — план затрат на проект, включающий в себя детальную разбивку на затраты и приобретения в ходе выполнения поставленных задач. Для повышения эффективности контроля бюджетных затрат, может проводиться детализация каждого из этапов и трат с привязкой к конкретному временному отрезку или иному действию, что позволит намного лучше понимать итоговую стоимость проекта, его окупаемость и прочие бюджетные аспекты;

  • оценка качества работ — проводится с применением различных видов метрик и алгоритмов, позволяющих отслеживать основные показатели и сопоставлять их с целями, которые необходимо достигнуть в рамках проекта. В результате удается точно определить эффективность подходов и качество при реализации поставленных целей;

  • ресурсы — объединяют собой все возможные человеческие, материальные, технические, управленческие, сырьевые ресурсы, так или иначе используемые для достижения поставленных целей;

  • выгоды — один из главных показателей, определяющий разницу между намеченными и имеющимися показателями. Позволяет рассчитывать прочие аспекты, включая прибыль, ресурсы и прочее, предоставлять инвестиционную оценку работ, оперативно фиксировать недостатки в развитии проекта;

  • сроки — проводится контроль сроков исполнения задач и сравнивается с намеченными, что позволяет определять опережение или отставание в намеченных работах, корректировать общие сроки реализации проекта.

Оценка приведенных направлений проводится после ознакомления и сбора всего объема данных, включая информационную базу, планы проекта, ресурсную базу и многое другое. При сборе нужной информации можно получить достаточно полную картину, необходимую для оценки и принятия дальнейших решений.

Если же задачей ставится максимальная детализация исполнения проекта, то добавляются еще 6 направлений контроля:

  • качество управления — кто осуществляет руководство проектом, отдельными этапами, реализацией конкретно поставленных задач. Проводится оценка иерархической системы, эффективности руководства, скорости принятия решения. Какова система приоритетов при решении задачи, отправлении запросов;

  • согласование и утверждение — в основном относится к согласованию рабочей документации, касающейся выделения бюджетных средств и других материальных ресурсов, директив, определяющих исполнение той или иной задачи;

  • изменения — предусматривает ли проект возможность внесения изменений в различные структурные вопросы, цели и задачи, в каких случаях и при срабатывании каких алгоритмов они могут требоваться. Также при внесении изменений должен быть использован журнал для их фиксации;

  • риски — риск-менеджмент проекта, включающий в себя проработку каждого решения и его последствий в первую очередь в негативном ключе. Оценка проводится в отношении рабочих процессов, бюджетных затрат и прочих аспектов системы контроля;

  • коммуникации — определяет перечень коммуникационных возможностей для связи между отдельными членами команды и ее звеньями. Также определяется иерархия общения, подразумевающая обращения снизу вверх и наоборот, для решения той или иной технической задачи. Приводятся конкретные методы коммуникаций;

  • открытые вопросы — при реализации проекта неизбежно возникают технические вопросы и проблемы, не учтенные на ранних этапах. Прорабатываются варианты их решения, пошаговые стратегии урегулирования, назначаются ответственные лица и прочее.

Как показывает практика, анализ проекта на основе 12 разделов, позволяет получить максимально подробную и целостную картину проекта в каждый конкретный момент его существования.

Однако для того, чтобы обеспечить полный технический и информационный анализ, а не первичную «экспресс» оценку, хоть и достаточно глубокую, необходимо иметь дополнительные инструменты. В частности, потребуется упрощение процессов управления, повышение их доступности и открытости для непосредственных управленцев и заказчиков работ. Сделать это можно при помощи внедрения ВРМ-системы, представляющей собой набор специализированных программ и сервисов, решающих задачи, связанные с управлением, сбором данных, коммуникациями и планированием.

Комментарии

1
  • Не стоит думать, что люди, объединенные одной задачей, способны мыслить «коллективно» без внешней связи и управления, подсказок, постановки задач, сроков и прочего. При отсутствии технологии контроля и непосредственных инструментов управления это будет заметно очень быстро.

    Полностью согласен🚀Непродолжительное время еще можно будет говорить о едином поступательном движении, далее - хаос.

Всем трудящимся: сегодня НЕ сокращенный рабочий день

По ТК работаем на 1 час меньше, если за этим рабочим днем именно сразу идет нерабочий праздничный день. То есть государственный праздник.

1

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

👈 Налоговики автоматически делают зачет сальдо ЕНС в счет имущественных налогов физлиц

Если к моменту формирования налогового уведомления на уплату налогов за квартиру, авто или дачу на вашем ЕНС были есть какие-то деньги, то их автоматически зачитывают в счет предстоящей обязанности по уплате налогов. И назад хода нет.

Как новичку открыть пункт выдачи заказов маркетплейсов

Покупатели выбирают ПВЗ по многим критериям. Первый и самый главный — расположение, второй — комфорт, третий — обслуживание и т. д. Рассказываем, с чего начать подготовку к открытию, какие ресурсы нужны, как запустить бизнес и создать успешный ПВЗ, который быстро окупится.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Не опасно ли работать с самозанятыми?

Мысли вслух в трех частях. Часть 1. Наши заблуждения и установки.

Будет новый формат доверенности для сдачи отчетов в СФР

Сдавать отчеты в СФР может представитель компании по доверенности. Электронный формат этой доверенности поменяется.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

У каждой онлайн-площадки своя стратегия взаимодействия с продавцами. Но условия работы у них схожи и политика блокировок одна и та же. Разберем, за что блокируют продавцов, на какой срок и что сделать, чтобы снизить такие риски.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

💥Обзор к утру субботы: оборот криптовалюты запретят, Олимпийский огонь отправился в Париж, промаркировали пиво для собак

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Реальная переписка с ведомствами может оказаться лишь уловкой юристов-мошенников

Полицейские в Удмуртии задержали руководителя юридической фирмы, подозреваемого в мошенничестве под предлогом оказания юридических услуг.

Где дивиденды, НЛМК? История, доходность, дивидендная политика и перспективы НЛМК

Ходят слухи, что в одном из котлов НЛМК утопили прообраз Терминатора, отмечая очередную выплату дивидендов, ведь если не богатеть, то зачем вот это вот всё. Продолжаю серию дивидендных разборов, и сегодня наш клиент — Новолипецкий Металлургический Комбинат — второй металлург, возобновивший дивидендные выплаты в 2024 году.

Где дивиденды, НЛМК? История, доходность, дивидендная политика и перспективы НЛМК

По майнингу Россия почти впереди планеты всей

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Игры и конкурсы на День бухгалтера — веселые и смешные

Бухгалтера — очень серьезные люди. Поэтому профессиональный праздник является для них отличным поводом расслабиться и как следует повеселиться.

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻 Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2

Интересные материалы

Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.