Коронавирус — на удаленку всем офисом! Плюсы и минусы, подводные камни

Переход на удаленку в период пандемии – хорошее решение? Попробуем разобраться, насколько. Как у любого «глобального» мероприятия, у него есть и плюсы, и минусы, и часть из них существенная.
Коронавирус — на удаленку всем офисом! Плюсы и минусы, подводные камни

Переход на удаленку в период пандемии — хорошее решение? Попробуем разобраться. Ведь как у любого глобального мероприятия, у него есть и плюсы, и минусы, и часть из них существенная.

Кого вообще можно пробовать «дистанцировать»?

Переводить на дистанционную работу можно всех, кому необязательно физически присутствовать на рабочем месте. С современным уровнем развития технологий, список таких должностей и целых сегментов бизнеса достаточно велик:

  • администрация;
  • бухгалтерия;
  • кадровая служба;
  • рекламщики и маркетологи;
  • всевозможные контролеры (качества, обслуживания и т. п.);
  • IT-шники и др.

Практически все офисные должности могут быть переведены на удаленку. При этом отпадает необходимость в обслуживающих работниках, например, офис-менеджерах, уборщиках и так далее.

Первый плюс: работа продолжается с минимальными рисками

Самое главное, ради чего, собственно, все затевалось, — работа идет. При этом социальные обязанности по препятствованию распространению вируса выполнены в полном объеме.

Будет ли такая работа успешной? Зависит от того, как организована удаленка.

Первый минус: стоимость организации удаленки

Чтобы сотрудники имели возможность работать и взаимодействовать друг с другом из дома, с клиентурой и руководством, их надо обеспечить всем необходимым: девайсами, оргтехникой, системами коммуникации.

Хорошо, если есть сервер или облако, к которым можно организовать доступ работников с домашних устройств. Хорошо, если у работников дома есть подходящая для рабочих нагрузок оргтехника.

Если этого нет — обеспечить недостающее придется работодателю.

Впрочем, если подсчитать, во что обойдется функционирование офиса с тепловизорами, регулярной дезинфекцией, организацией превентивных мероприятий по рекомендациям Роспотребнадзора, то, возможно, эти траты окажутся не намного меньше, чем расходы на дистанционку.

А если посчитать потенциальные риски от приостановки работы вообще — например, из-за введения карантина, выгода от удаленки даже начинает просматриваться.

Второй минус: побочные убытки

Не стоит забывать и о побочных убытках при экспресс-переводе сотрудников на удаленную работу. Так, помещения под офисы чаще всего арендуются, и аренда долгосрочная. То есть какое-то время придется платить «за пустующие стены».

Еще пример: часть работников окажется невостребованной вообще. В основном, те, кто обеспечивал жизнедеятельность самого офиса. Как быть с ними? По ТК РФ вынужденное бездействие таких работников считается простоем. А простой не по вине работника оплачивается работодателем. Получается, что до определенного момента придется платить не задействованным в трудовом процессе работникам.

Как вариант — с «лишними» в условиях удаленки работниками можно договориться о неоплачиваемом отпуске, но это спасет на короткое время. Все равно придется принимать по ним решение.

Германский институт Роберта Коха (RKI) дал прогноз, что эпидемия коронавируса будет существовать и влиять на экономику еще, как минимум, 2 года. За 2 года на удаленке можно привыкнуть и обнаружить ряд удобств, чтобы не возвращаться обратно в офис.

Поэтому, примериваясь к переходу на дистанционный офис, просчитайте, сколько времени вы собираетесь так работать. Если год и более, возможно, имеет смысл расторгнуть договор аренды и пересмотреть штатное расписание на предмет сокращения не нужных пока должностей. Тогда после того, как вы проведете правильно процедуру сокращения штатов, минусы обратятся в плюсы: экономию на оплате аренды и обеспечении деятельности офиса.

Кстати, коронавирус — это форс-мажор. Торгово-промышленная палата выдает на этот счет специальные сертификаты для внешнеэкономических контрактов. Расторжение договора аренды в связи с изменением режима работы из-за коронавируса вполне можно признать расторжением из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Третий минус: контроль и управление рабочим временем

Минус удаленки в том, что невозможно уследить сразу за всеми работниками в любое время. Впрочем, минус это только для определенной группы руководителей с авторитарным стилем руководства.

Такие начальники искренне считают, что люди изначально работать не любят и не хотят (кроме него, единственного и неповторимого). Поэтому без постоянного присутствия начальства за плечом все быстренько расслабятся, не самоорганизуются и завалят всю работу.

Если на удаленку отправляются подразделения с таким начальством, следует особенно внимательно отнестись к процедурам контроля эффективности работы сотрудников. В зависимости от специфики деятельности, можно попробовать:

  • Установить не только нормы, но и критерии анализа, по которым периодически проверяется результат работы. Например, работники техподдержки на телефоне обработали за неделю 50 звонков. Результаты оценки звонков — «хорошо» и «отлично». Жалоб нет. Норма 60 звонков не выполнена не потому, что сотрудники плохо работают, а потому, что помощь понадобилась меньшему количеству клиентов.
  • Установить время, когда работники будут выходить на связь с руководством и друг с другом. Периодичность виртуальных «летучек» и совещаний тоже зависит от специфики деятельности. Здесь главное — не перегнуть палку, чтобы работники, вместо того, чтобы заниматься своими обязанностями, не зависали целыми днями в скайпе, лишь бы быть «на виду» у начальника по его желанию. Принцип разумности следует соблюдать и с отчетами о проделанной работе. Ни к чему заставлять работников ежедневно тратить дополнительное время на подробное описание своего рабочего дня. Письменный отчет должен включать только то, что нельзя быстро обсудить на «летучке» в скайпе, например.

Напомним, что учет рабочего времени удаленщика по трудовому договору ведется по тем же основным правилам, что и учет времени «обыкновенного» работника.

Выводы

Большинство минусов от перехода на удаленку при правильном подходе трансформируются в плюсы.

При этом сохраняется самый большой плюс — возможность продолжать работу с минимальными рисками в условиях кризиса из-за пандемии вируса.

При переводе работников на работу дистанционно следует позаботиться о:

  • техническом и материальном обеспечении работающих на дому;
  • минимизации сопутствующих убытков: от аренды фактически пустующего помещения до сокращения должностей, не нужных при удаленке;
  • пересмотре критериев оценки эффективности работы и контроле использования рабочего времени.

Вопросы, рассмотренные в этом посте, касаются в первую очередь работодателей. Могут ли работники сами инициировать свой перевод на удаленку в форс-мажорных обстоятельствах? Как это выполнить? Расскажем при следующей встрече.

Друзья, поддержите нас — подпишитесь на наш блог на Клерке :).

И приглашаем на заглянуть наш сайт blogkadrovika.ru — здесь вы найдете полезную информацию о пособиях, зарплате, кадрах, налогах, пенсиях. Пишем для специалистов и всех, кто хочет научиться разбираться в этих вопросах.

Комментарии

22
    • Старый ворчун

      Что там увольнения - они "Ведение табеля учета рабочего времени" обещают. Интересно, как?

      И подготовку СЗВ-М (6 человек) - всего за 15 тысяч в месяц.

      • MaxC

        На моей памяти....искал я работу году эдак в 1999. Попались мне ребятки с офисом на Калужской площади. А штаб-квартира у них была во Владике.

        Занимались "низковольткой", заказывали в Китае, продавали по всей стране. "Московский" рынок был очень важен для них, это понятно. Сами отцы-основатели сидели во Владике, в приличном офисе в Москве - несколько человек "безнадзорных". Москва для них только-только начиналась без желания "влезать сразу серьезно". На собеседовании стпросил у ребят, а как Владик вас контролирует, разница в часовых поясах и все такое...

        Они сказали - мы должны быть "зелененькими" в ICQ. Кому надо, те там увидят и часики в табеле проставят. 1999 год - вполне себе налаженная удаленка.....

        • Старый ворчун
          мы должны быть "зелененькими" в ICQ. 

          Если комп не выключать, в табеле 24 часа будет?

          • MaxC

            Не уточнял)))

            Нет конечно, в определенное время быть "зелененькими" надо было, когда начальство ставило задачи и истребывало отчеты. А так-то сидение в конторе не приветсвовалось - сейла ноги кормят.

    • MaxC

      Это не теперь актуально, это, если продлится несколько месяцев (а оно продлится и я сейчас не о России в первую очередь, а обо всем мире), поменяет отношение работодателей к организации рабочего процесса в целом. И не только работодателей, но и госчиновников.

      Зачем платить за рабочее место (свет, отопление, кондиционирование, мебель, туалетная бумага, мыло, коферум и т.д.), если сотрудники в течение нескольких месяцев неплохо справлялись (а они справятся в массе, я это знаю) с работой из дома?

      Более того, это поймут и чиновники))) Вот посмотрите, как не боролся в Москве минтранс Макся Ликсутов с пробками и нехваткой парковочных мест - все равно имел в сухом остатке 7 - 9 баллов. А теперь сообщают - в центре Москвы полно пустых парковок..... Думаете, если это продлится хотя бы квартал, то это не понравится тем, кто научится так жить? Да в этом одни плюсы (кроме самого вируса, конечно).

  • Entera

    Бухгалтеров на удаленку сложновато перевести - бумажную первичку кто будет обрабатывать-заносить?

    • Entera

      Хотя вот тут писали о решении, как удаленно заводить первичку хотя бы на время карантина: https://www.klerk.ru/blogs/entera/497324/

    • Старый ворчун
      Бухгалтеров на удаленку сложновато перевести

      Любое обсуждение удаленной/дистанционной работы немедленно вызывает возражение: всех перевести нельзя!

      Да, нельзя - так всех и не надо.

      Про бумажную первичку: 1 человек может приезжать в контору и сканировать входящие бумаги.

      Остальные могут работать со сканами этих документов откуда угодно - хоть из Италии.

      Основная проблема - "литет мента" у некоторых начальников.

      Цитата:

      ============

      "Крупнейшие мировые корпорации издают приказы о работе сотрудников по возможности из дома. В Америке, скажем, примерно треть работников могут так делать на постоянной основе и никуда не ездить. Я думаю, что по крайней мере в Москве эта доля даже намного выше – не меньше половины.

      И только подлый китайский коронавирус заставляет трезвым расчетливым взглядом напуганного перспективой заразиться человека взглянуть на все эти опенспейсы как на явление не только излишнее, расточительное, но и вредное. Воистину, только страх заставляет людей переоценивать, казалось бы, привычные вещи, определяя их истинную ценность, стремящуюся к нулю. Подавляющее большинство офисных работников могут и без всякого вируса месяцами не ездить на работу, создавая трафик, а сидеть дома за компьютером. Все эти бескрайние поля опенспейсов нужны лишь для удовлетворения тщеславия больших и малых начальников, которые, только обозревая массы скученных, лишенных личного пространства (и оттого пребывающих в вялотекущем стрессе) подчиненных, осознают силу и мощь своих «подразделений». Как полков Наполеона. В каждом начальнике ведь сидит маленький Бонапарт.

      А так выйдет он из кабинета с персональным сортиром – а вокруг никого. Пустота. Ужас. И сразу вопрос к себе: а кто я такой, зачем я тут нужен, в чем моя незаменимость в уважаемой корпорации? И не сразу ведь найдешь ответ. Во время телеконференции ты вроде и глядишься как не такой уж важный.

      (............)

      За ненадобностью сотням тысяч клерков мотаться из конца в конец на работу в офис, простаивая в пробках или давясь в похорошевшем общественном транспорте, сразу станет свободнее дышать, пробки исчезнут, каршеринг обанкротится на радость автовладельцам, а цены на парковку пойдут вниз. А если еще четко ставить этим надомникам задачи, то и производительность вырастет. До такой степени, что многие станут лишними. И уйдут во фриланс, свободный, как полет гордого, но всегда голодного орла. Рантье, наживающиеся на аренде офисных помещений, будут сосать лапу и переоборудовать свои квадратные метры под прием оправившихся от коронавируса китайских туристов. А они ведь вернутся."

      • Виктория В

        Вспомнилось почему то как чиновник архива в Испании 10 лет не приходил на работу, но зарплату получал. Вернее приходил, отмечался и уходил))

        https://news.rambler.ru/other/37568657-ispanskiy-chinovnik-desyat-let-poluchal-zarplatu-ne-poyavlyayas-na-rabote/

        • Старый ворчун
          бензина меньше потребляться будет

          но он будет дороже.

          а у #игорьиваныча в любом случае доходы (за наш счет) только добавятся.

          • MaxC

            Да ладно)))

            Есть объективные факторы

            - потепление = -газ, мазут;

            -удаленка = - бензин;

            а Tesla их вообще скоро (когда-нибудь) в гроб с их "вонючкой" загонит)))

            Вообще футурологическая тенденция такая - 1. термояд, 2. универсальный (для всего вообще) источник питания = криогенная батарейка...

            • Старый ворчун
              объективные факторы

              Объективные факторы - это постоянный рост цен на бензин и состояния игориваныча - при любых изменениях цен на нефть.

              • MaxC

                ок. 80 лет жизни Игоря Ивановича, из которых он, пусть 20 лет, позанимается откачкой из болот "вонючки" это не то, о чем я лично буду размышлять в принципе)))

                честно? вообще не интересно! интересно все, что делается для того, чтобы "убить" "вонючников" в планетарном масштабе....

                100 с лишним лет, а дизель выглядит, как дизель Рудольфа Дизеля с мелкими вкраплениями достижений в материаловедении и электронике - по-зо-ри-ще!

                • Старый ворчун
                  100 с лишним лет, а дизель

                  И ещё несколько десятков лет будет так же выглядеть. А дальше думать неконструктивно.

                  • Дмитрий

                    Взять хотябы авиаперевозчиков, и их проблемы. Если это правда, значит не всё так ладно в Датском королевстве. За ними идут автоперевозчики, тоже не в расцвете сейчас. Плюс глобальный тренд на экологию...

                    • Старый ворчун

                      Мой пост 23.03.2020, 18:00 - исключительно о дизельном двигателе. Полагаю, что в обозримом будущем он так и будет крутиться на флоте и на тяжелых грузовиках.

                      • Дмитрий

                        ну хорошо, тогда автоперевозчики и перевозчики морем)

Шкала справедливости. В России изменят ставки НДФЛ для богатых (и не очень)

Минфин определился с предстоящими изменениями налоговых ставок. Расскажем, кто будет платить повышенные ставки НДФЛ и как рассчитать выплату.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Обзор сервисов по работе с самозанятыми, физлицами и ИП 2024. Поиск исполнителей, документы, проверки, расчеты

В нашем обзоре мы собрали сервисы, которые помогают бизнесу и самозанятым решать все задачи – поиск исполнителей, расчеты, обмен документами, проверка партнеров и т. д. Кроме того, многие из таких площадок работают с обычными физиками и ИП. Так что можно закрыть вопросы сотрудничества с любыми исполнителями.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

Налог на прибыль организаций может вырасти до 25%

Минфин откажется от оборотных сборов, курсовых экспортных пошлин, но повысит налог на прибыль компаний с 20% до 25%.

Лучшие спикеры, новый каждый день
НДПИ

Минфин: НДПИ повысят, но рентабельность добывающих предприятий останется высокой

После повышения налога на добычу полезных ископаемых компании сохранят свою рентабельность на уровне 20-25%.

УСН

Порог для применения УСН поднимут до 450 млн рублей

Чтобы бизнесу было выгодно работать в белую и не применять схемы искусственного дробления, Минфин повысит лимиты по УСН, а также предоставит предпринимателям право выбора при оплате НДС.

Какой режим налогообложения выбрать фрилансеру: советы от ФНС

Налоговики призывают фрилансеров легализовать свою деятельность и прозрачно уплачивать свои налоги, чтобы работать без риска и избежать штрафов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Минфин решил ввести 5-ступенчатую систему НДФЛ. Чтооооо??? Вменение НДС части бизнеса на «упрощенке». Чтооооо???

Минфин РФ предлагает расширить прогрессивную шкалу НДФЛ, снизив порог годового дохода для применения ставки 15% до 2,4 млн рублей и введя еще три ступени с максимальной ставкой 22% для доходов свыше 50 млн рублей.

Минфин решил ввести 5-ступенчатую систему НДФЛ. Чтооооо??? Вменение НДС части бизнеса на «упрощенке». Чтооооо???

ФНС рассчитала взносы ИП 1% за 2023 год по УСН-декларации, но пока не отразила их в предстоящих платежах

До срока уплаты взносов 1% с дохода свыше 300 тыс. рублей остался месяц, но в личном кабинете ИП они еще не фигурируют как предстоящий платеж.

Когда реорганизация не помешает IT-компании применять налоговые льготы

IT-компании, которые были реорганизованы после 01.07.2022, не могут применять льготную ставку налога на прибыль 0% и тариф взносов 7,6%. Но есть исключение – реорганизация в форме преобразования.

Зачем арбитражник подал в суд заявление об истребовании документов у директора?

👉🏼 Некоторые люди индифферентно относятся, как им кажется, к заявлениям, поданным в суд арбитражником, которые не предполагают прямого взыскания с руководителя денег. Самый яркий пример — заявление об истребовании документов.

Как ставить цели в проекте. Главные правила

Цель проекта — желаемый результат, которого нужно достичь в работе. Чтобы мотивировать команду добиваться эффективных показателей, нужно ставить максимально конкретные цели. Для этого советую обратиться к целеполаганию по SMART.

НДС

Минфин отказался отменять НДС на российский драгметалл

Недавно ювелирному бизнесу, который работает с серебром, вернули право на применение спецрежимов (УСН, АУСН, ПСН). Но ювелиры хотят еще льготу по НДС на ОСНО.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Банки

Сбер начал обменивать валюту Таиланда

В 11 московских офисах Сбербанка туристы смогут обменять рубли на таиландские баты.

Как бухгалтеру худеть эффективно и почему диеты в этом не помогают. Топ бесполезных диет

Самая основная и главная мысль: чтобы похудеть, нужен дефицит калорий. Все. Это единственное, что надо знать. Рассказывает клеркам гастроэнтролог docmed Александр Приказчиков.

⚡️⚡️⚡️ Минфин внес в правительство пакет поправок по налогам. С доходов свыше 2,4 млн в год НДФЛ будет 15%

Министерство финансов России ожидает, что Госдума примет поправки в весеннюю сессию и они начнут работать уже с 1 января 2025 года.

Из-за ошибки ИИ россиянин провел 10 месяцев в заключении под арестом

Сенаторы и эксперты обсудили меры противодействия злоупотреблениям с использованием искусственного интеллекта.

Муки выбора: как быстро найти подходящего бухгалтера на участок

Парадокс: специалистов в стране много, но найти подходящего на определенный участок бухгалтерии — целый квест! Разбираемся, как гарантированно закрыть вакансию бухгалтера и прекратить текучку кадров.

Муки выбора: как быстро найти подходящего бухгалтера на участок

Обсуждение налоговой реформы, цифровой налог, о персонифицированном учете ГПД в СФР. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

💥Обзор новостей: налог на прибыль — 25%, УСН — заплатят НДС, НДФЛ многоступенчатый и прогрессивный

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

💥Обзор новостей: налог на прибыль — 25%, УСН — заплатят НДС, НДФЛ многоступенчатый и прогрессивный

Интересные материалы

Гайд: как написать продающую вакансию, чтобы собрать много откликов

Публикация вакансии — стандартный инструмент для поиска сотрудников. Но не все работодатели умеют его правильно применять. Помните, что соискатели читают бесконечную ленту с вакансиями, и ваше объявление должно цеплять. В этой статье я расскажу об основных принципах создания продающей вакансии, а также про ошибки, которые часто допускаются.