Ведение бизнеса

Управление международными проектами: что нужно знать и что учитывать при организации процесса

С наступлением XXI века работа над проектом не требует собирать всех специалистов в одном офисе для организации рабочего процесса. Специалист, выполняющий поставленные задачи, может работать из дома в том же городе, где находится компания, из другого города, страны и даже континента.
Управление международными проектами: что нужно знать и что учитывать при организации процесса
Управление международными проектами: что нужно знать и что учитывать при организации процесса

Возможности удаленного доступна позволяют искать специалистов по всему миру, подбирая лучшие предложения по квалификации исполнителей и стоимости их услуг.

Но вместе с тем организация международного проекта имеет множество сложностей и нюансов. Они касаются вопросов организации рабочего процесса, связи и постановки задач, возможности общения с носителями других языков, проведения или получения оплаты, что существенно усложнилось в последние годы в РФ. О том, как можно решить возникающие проблемы, поговорим в этом материале.

Что представляет собой международный проект

Международный проект, как и обычный, включает в себя определенные цели, задачи, сроки их реализации, предполагает ресурс-менеджмент и прочие обычные для него функции и задачи. Существенным же его отличием является то, что работать над ним могут компании, подрядчики и частные специалисты из разных стран, зачастую интернациональный состав проекта может охватывать 3–4 и более государств.

Возможность тесного и эффективного взаимодействия специалистов в этом случае становится возможной благодаря использованию программных средств для организации коммуникаций. Развитие IT-отрасли позволяет разрабатывать средства для организации полноценного сотрудничества и взаимодействия для компаний, работающих в самых разных отраслях деятельности.

Рекомендации по управлению международными проектами и особенности их реализации

Рассмотрим подробней 7 основных особенностей и рекомендаций, которые могут помочь руководителям организовать проектную деятельность, технические и прочие работы, наладить контроль надлежащего качества.

1. Проведение переговоров и организация коммуникаций

Взаимодействие с работниками из разных стран требует учета многих факторов — от разницы в языках до различий в культурных традициях и нормах поведениях. Поэтому при организации сотрудничества можно столкнуться со следующими проблемами организации переговоров:

  • сложности перевода. Даже если выбран единый язык общения, к примеру английский, это не дает гарантий полного взаимопонимания, так как разные люди могут иметь разный уровень знаний, особенно в технической сфере, а применение машинного перевода лишь усложняет задачи. Поэтому необходимо максимально внимательно подходить к постановке задач и организации совещаний;

  • ментальные различия. С одной стороны, может показаться, что менталитет должен быть абсолютно в стороне от деловых отношений, но накладки всегда есть. Представители разных стран и культур по-разному относятся к ведению переговоров, соблюдению иерархии. Различаться может даже подход к приветствиям: кому-то достаточно двух слов, а кто-то проводит целую церемонию, выражая уважение или предрасположенность. Не стоит забывать и о том, что в некоторых странах сроки выполнения работ представляют собой весьма условные значения;

  • традиции и религия. Еще две вещи, которые не стоит смешивать с бизнесом, но по-другому никак. Конфликты и обиды на религиозной почве и связанные с традициями могут вспыхивать быстро и выливаться в значительные сложности. Поэтому стоит изучать традиции и прочие особенности страны, с которой ведутся работы.

2. Управление ресурсами проекта

Планирование и управление ресурсами в проектах, объединяющих представителей нескольких государств, требует определенного подхода. Нужно учитывать, что в разных странах могут быть разные стоимости на одинаковые услуги, товары, сырье, материалы, разные виды налогообложения, условия организации продаж, ведения деловой деятельности и т. д.

Самым правильным подходом при организации управления ресурсами будет проведение оценки выгод и доступности ресурсов в разных странах, представители которых участвуют в проекте.

3. Управление рисками

При ведении международного проекта мы получаем весь объем стандартных рисков, а также дополнительную порцию, связанную с тем, что деятельность проводится в международном формате. Так, к рискам ведения международных проектов можно отнести следующее:

  • непонимание и проблемы в организации коммуникаций между людьми;

  • технические недостатки и сложности организации связи, решаемые посредствам современного ПО для личного общения, конференций, телефонии и прочих задач;

  • международные переводы также осложнились в силу ограниченности инструментов. Проблема может обернуться задержками, штрафами и прочим;

  • прочие проблемы юридического характера, возникающие по причинам разного законодательства и норм оформления в разных странах.

Не стоит забывать и о политической ситуации в разных регионах, климатических и прочих особенностях, способных повлиять на функциональность офиса, организацию передачи данных по информационным сетям и многое другое.

4. Бюджет проекта, сроки исполнения задач

При формировании бюджета и расходов необходимо учитывать не только особенности проекта, но и специфику региона, где происходит его реализация. Региональные особенности того или иного государства могут различаться по следующим параметрам:

  • разница валютных курсов, комиссия за конвертацию валют и сама возможность конвертации;

  • торговые, налоговые пошлины и прочие обязательные выплаты, которые могут существенно различаться;

  • комиссии банков и платежных систем, объемы максимальных и минимальных выплат, переводов;

  • показатели конкуренции, определяющие сроки и эффективность развития проекта.

Помочь нивелировать риски и обеспечить эффективное формирование и распределение бюджета поможет детальное планирование каждого этапа работ.

5. Особенности работы с командой

Формируя для проекта международную команду специалистов, необходимо учитывать юридические тонкости и нюансы выстраивания деловых отношений. Так, необходимо соблюдать законодательные нормы при приеме и увольнении сотрудников, заключении трудовых договоров. Несоблюдение обязательств или незнание законодательных норм послужит причиной для серьезных штрафов.

Также, работая с сотрудниками из разных стран, необходимо добиться общности графика или предоставления результатов. Нанимая фрилансеров и удаленных сотрудников, часто приходится сталкиваться со значительной разницей в часовых поясах. В такой системе необходимо четко выстраивать методы взаимодействия, чтобы обеспечивать слаженную работу офисов и отдельных работников в разных странах, в противном случае получить целостный результат и необходимый уровень оперативности практически невозможно.

6. Адаптация к условиям региона работы

Если для совместной работы выбран вариант, при котором работник, представитель клиента или иной специалист переезжает в основную страну реализации проекта, где находится центральный офис для работы на местах, то также возникают определенные сложности с адаптацией. Как правило, они сводятся к следующему:

  • изменение графика работы, а зачастую и часовых поясов, что требует определенного уровня акклиматизации, позволяющей настроить график активности;

  • изменение бытовых условий, от особенностей пользования общественным транспортом до графика работы магазинов и прочих заведений;

  • изменение климата, что может оказать существенное влияние, если человек из определенной среды попадает совершенно в другую;

  • изменение эпидемиологической ситуации, включая распространенность вирусных и инфекционных заболеваний, к которым у человека не может быть устойчивого иммунитета.

Все это сводится к тому, что при реализации схемы с физическим привлечением иностранных сотрудников необходимо быть готовым к периодическим сложностям в их работе. К примеру, человек может просто заболеть, опоздать из-за незнания графика движения транспорта и других особенностей городской инфраструктуры и прочих тонкостей. Лучше заранее учесть такие риски и быть готовым к различным негативным сценариям, чтобы они не повлияли на общий результат.

7. Изменяемость среды с учетом региональной специфики

При работе над международным проектом требуется учитывать специфику каждого государства и географического региона, где присутствуют активы компании, офисы, сотрудники и прочие ресурсы. Учитывать потребуется как политическую обстановку и ее изменения, которые зачастую бывают достаточно резкими, так и прочие особенности. К этим особенностям относятся юридическое право, системы оплаты труда, климатические особенности, менталитет и многое другое.

Необходимость предусматривать все возможные изменения среды внутри и вне компании и проекта ложится на плечи руководителей. Поэтому крайне важно проводить периодическую и комплексную аналитику изменений. Также потребуется заранее учитывать характерные особенности региона, закладывать потенциальные риски и изменения в политику развития проекта.

Если не учитывать возможные изменения и заранее не прописывать меры и способы реагирования на них, это может повлечь дополнительные риски. Как результат, можно столкнуться с превышением бюджета, материальными потерями, штрафами, продлением сроков достижения поставленных задач. Поэтому на роль руководителей необходимо принимать не только квалифицированных в непосредственной отрасли работ специалистов, но и людей, знакомых со спецификой региона, либо иметь представителей на местах, мнению которых можно доверять.

Подводя итог

Даже опытные управленцы, ранее занимавшиеся развитием крупных, но локальных проектов, начиная работать с ними в международном масштабе, сталкиваются со множеством трудностей. Как было сказано выше, международный проект имеет все те же проблемы, что и любой другой, но и множество дополнительных сложностей сверх этого. Поэтому, какой бы высокой ни была квалификация специалистов-управленцев, потребуется достаточный период адаптации и выстраивания методов работы.

Несмотря на сложности, выход на дополнительные рынки, расширение поля деятельности, всегда стоят вкладываемых в этот процесс усилий. Так, можно не только увеличить прибыль, если поставлена такая цель, но и добиться большей узнаваемости бренда, повысить его авторитет, сократить издержки и нарастить производственные мощности в более выгодных условиях. Вместе с тем это возможность снизить затраты на услуги специалистов, найдя талантливых работников в развивающихся странах, где средний уровень дохода ниже.

Какой бы ни была цель и какие бы методы ни использовались, мы рекомендуем применять современные средства коммуникаций, контроля и мониторинга проектов.

Дневник продакта. Зачем нужна подписка Клерк.Премиум и сколько денег она экономит

Платная часть Клерка содержит кучу полезного контента. Пытаюсь разобраться в составе подписки и сценариях ее использования. Это не рекламы пост, а что-то вроде экзамена на понимание продукта. Обычно такие статьи мало кто читает, но мне будет интересно вернуться к ней через год и посмотреть что изменилось.

Дневник продакта. Зачем нужна подписка Клерк.Премиум и сколько денег она экономит
99

Начать дискуссию

В России будет создана система ценовых рыночных индикаторов

Дмитрий Григоренко провел рабочую встречу с руководителем ФАС Максимом Шаскольским.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Какие документы нужны для оформления командировки

При направлении сотрудника в командировку надо оформить приказ и выдать деньги под отчет.

НДФЛ

💌 Налоговое резидентство будут определять автоматически. Мнение налогового эксперта: уклоняющихся станет неминуемо больше

ФНС собирается в 2025 году автоматически определять статус налогового резидента. Новая система может войти в состав АИС «Налог-3».

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

У РФ и Белоруссии будет общий финансовый рынок и согласованная налоговая политика

Утверждены планы мероприятий по исполнению Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства между Россией и Белоруссией на 2024–2026 годы.

Коды ОКВЭД

Как выбрать ОКВЭД для бизнеса в 2024 году

Что нужно знать про ОКВЭД бизнесу, ИП и самозанятым. Как выбрать, изменить или убрать коды в 2024 году.

Как выбрать ОКВЭД для бизнеса в 2024 году
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Следственный комитет начал уголовное дело из-за недостоверного заявления о банкротстве СБП Биржи

Дело завели по факту манипулирования на торгах акциями. За все время по этой статье суды разобрали меньше 10 уголовных дел.

❌Конец нефтедоллара: Саудовская Аравия разрывает соглашение с США

Саудовская Аравия отказалась продлевать соглашение с США «нефть в обмен на доллары» от 1974 года, что означает потенциальный конец нефтедолларовой эры. Это знаковое решение знаменует потенциальный конец эры нефтедолларов — финансовой системы, которая на протяжении пяти десятилетий в значительной степени определяла мировую экономику и геополитику.

❌Конец нефтедоллара: Саудовская Аравия разрывает соглашение с США
Банкротство

Презумпция вины в доведении до банкротства! Слышали такое?

📌О том, что такое презумпция невиновности по уголовному делу все знают, ну или почти все. Это означает, что человек не виновен до тех пор пока его виновность не будет доказана! Данный принцип закреплены в Конституции РФ и Уголовном кодексе. А вот законодательство о банкротстве в части привлечения к субсидиарной ответственности содержит противоположный.

Производственный инвентарь: инструменты, приборы, приспособления

Все не так хорошо, как хочется, но и не так плохо, как кажется. Поговорим об учете производственного инвентаря.

Иллюстрация: freepik/freepik
1
НДС

Входящий НДС по счету-фактуре идет на вычет

Порядок отнесения входящего НДС на расходы для налога на прибыль прописан в статье 170 НК. В иных случаях брать в расходы входящий НДС нельзя.

Интервью. Удар налогового законопроекта: как защитить свои деньги?

Статьи на такие темы, как сегодняшняя, относятся к разряду экстренных. Речь идет о существенных изменениях законодательства, которые в случае принятия вступят в силу с 01.01.2025 и затронут всех россиян.

Интервью. Удар налогового законопроекта: как защитить свои деньги?
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Иностранцы начали подавать заявки на выкуп заблокированных активов

До сентября российские инвесторы обменяют свои заблокированные ценные бумаги. Лоты продадут иностранцам. Процедура новая и может затянуться.

При расчете налога на прибыль учитывают компенсацию за авто сотрудника. Но только в пределах нормы

Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в пределах норм относят к прочим расходам для целей налога на прибыль.

Инвалидность

С 1 сентября 2024 года квоты на инвалидов будем считать иначе

Правительство утвердило новые правила выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов.

Бухгалтеры

Сдать экзамены и не сойти с ума. Советы бухгалтерам-родителям

Стремительно приближается период волнений, тревог, ожиданий — период стресса как для выпускников, так и для их родителей. Избежать стресса невозможно, но можно ли извлечь из него пользу? Как — рассказывает бухгалтерам клинический психолог DocDeti Наталья Медведева.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Медицина

Эмоция-эмоция, я тебя съем! Почему мы заедаем эмоции?

Еда — быстрый, простой и доступный способ отвлечься и поднять настроение (себе или близким). Почему мы заедаем эмоции и к чему это может привести, рассказывает бухгалтерам врач клиники.

С 2025 года список профессиональных заболеваний станет больше

Злокачественные новообразования признают профессиональным заболеванием. Минздрав определил 43 фактора на производстве, которые способны вызвать онкологию.

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию

Стал известен прожиточный минимум на 2025 год

17,7 тыс. рублей – прожиточный минимум на душу населения с 01.01.2025.

Интересные материалы

Кадры

Люди — это новая нефть. Выигрывает бизнес, который сохраняет свои кадры

Человеческий труд в России становится все дороже, и работодатели сталкиваются не только с ростом расходов на ФОТ, но и на кадровую инфраструктуру в целом.

Люди — это новая нефть. Выигрывает бизнес, который сохраняет свои кадры