Управление финансами

Куда уходят деньги бизнеса: контролируем финансы

Финансы компании важно держать под постоянным контролем. Один из владельцев должен вести учет расходов, знать сумму остатка средств в распоряжении предприятия и в целом понимать математику бизнеса. Собственники предприятий часто допускают одни и те же ошибки: не разделяют личные деньги и средства бизнеса, не планируют бюджет, игнорируют оценку рисков. Антон Шулык объясняет, как защитить бизнес в кризис, зачем планировать закупки и продажи, и как использовать трудовые ресурсы на полную мощность.
Куда уходят деньги бизнеса: контролируем финансы

Финансы компании важно держать под постоянным контролем. Один из владельцев должен вести учет расходов, знать сумму остатка средств в распоряжении предприятия и в целом понимать математику бизнеса.

Собственники предприятий часто допускают одни и те же ошибки: не разделяют личные деньги и средства бизнеса, не планируют бюджет, игнорируют оценку рисков.

Антон Шулык объясняет, как защитить бизнес в кризис, зачем планировать закупки и продажи, и как использовать трудовые ресурсы на полную мощность.

Финансы

Использование денег бизнеса и на личные нужды

Часто владелец бизнеса тратит деньги, полученные от клиентов, на личные нужды или рассчитывается за свои покупки бизнес-картой. В итоге деньги теряются и кажется, что их и не было. Получается, что бизнес работает, но ничего не приносит.

Как решить проблему:

  1. Разделите денежные потоки: личные деньги и деньги бизнеса. Назначьте себе зарплату, как управляющему, и забирайте ее в определенные даты. Это снизит число транзакций, сделает учет понятным, а денежный поток - прогнозируемым.
  2. Тратьте средства на собственные нужды с личной банковской карты.
  3. Не забирайте дивиденды до подсчета финансового результата. Проверьте есть ли прибыль и хватит ли денег бизнесу на текущие нужды, прежде, чем сделать выплату.
  4. Регулярно инкассируйте наличные на расчетный счет. Безналичные расчеты проще контролировать.

2. Отсутствие финансового планирования

И на старте бизнеса, и на этапе его роста и развития, планирование - главная задача финансиста. Пускать дело на самотек - плохая идея.

Как решить проблему:

Планируйте выплаты и поступления на 3-5 недель вперед. Заведите платежный календарь и старайтесь его придерживаться. Главная цель - спрогнозировать кассовый разрыв, когда нужно провести срочные платежи, а денег нет. Зная о проблеме заранее, можно ее предупредить.

Есть четыре финансовых источника:

  • владелец бизнеса;
  • банк (кредит, овердрафт);
  • дебитор (контрагент, который должен вам деньги);
  • товарный кредитор (поставщик, который может дать отсрочку).

Если вы платите поставщикам раньше срока, а с клиентов получаете платежи с задержками и не следите за дебиторкой - это приводит к хаосу и в платежах, и в делах.

Онлайн-курс “Финансовый директор”

Учит эксперт в финансах и операционном управлении с 13-летним опытом

3. Отсутствие подушки безопасности и низкая ликвидность

Ситуация на рынке изменчива, а экономика нестабильна. Если резерва денег совсем нет, то трудные времена бизнес может не пережить.Нормальная ликвидность поможет пережить 2–3 месяца при отсутствии спроса, не теряя оборотный капитал.

Как решить проблему:

Создайте резервный фонд, необходимый на несколько месяцев.

Если формировать резерв не из чего, можно открыть овердрафт. Тогда деньги можно будет взять только на тот период, когда они нужны. Открывать овердрафт нужно, пока у бизнеса все хорошо.

Запишитесь на онлайн-курс “Финансовый директор”. Расскажем, как выйти за рамки составления финансовой отчетности и стать инициатором качественных перемен в бизнесе.

Планы

4. Отсутствие планов на месяц, квартал, год вперед

Неопределенность в экономике растет, ситуация на рынке постоянно меняется, но планы нужны. В процессе планирования можно продумать работу на несколько периодов вперед и спрогнозировать, каким будет финансовый результат.

Как решить проблему:

При высоком уровне риска стоит заложить три возможных сценария развития событий:

  • оптимистичный;
  • реалистичный;
  • пессимистичный.

Постарайтесь точнее определить планируемый объем продаж и изменение цен на основные ресурсы. Полученные суммы, ложатся в основу бюджета, по которому будет работать каждое подразделение и компания в целом. Поэтому в планировании бюджета принимают участие несколько отделов: закупки, продажи, финансы.

Скоординируйте работу отделов продаж и закупок. Если они взаимодействуют неслаженно, продукция не нужна покупателю. Чтобы реализовать продукцию, приходится замораживать оборотные средства в товаре или снижать цену, чтобы она была приемлемой для следующего покупателя.

5. Отсутствие план-фактного анализа

Собственнику важно сверить расчетные цифры с фактическими и понять, получилось выполнить план или нет. Если нет, то почему? Такое сопоставление данных и называется план-фактный анализ. Без него принять правильное управленческое решение - нереально, а учет не имеет смысла и нужен только службе статистики и налоговой.  

Как решить проблему:

По итогам каждого месяца сверяйте факт с планом, пересматривайте отчеты и тщательно анализируйте их.

Делайте выводы: либо вы продолжаете двигаться по намеченному плану, либо исправляете ошибки и меняете цели.

Калибровка планов нужна каждый месяц. Со временем бизнес начинает двигаться точно в заданном направлении. Регулярный план-фактный анализ – залог успешной компании.

Учет и отчетность

6. Пробел в финансовой отчетности

Основных отчетов - три. Если один из них отсутствует - ошибку в учете найти очень сложно.

Как решить проблему:

У предприятия должны на постоянной основе формироваться три отчета:

  • отчет о движении денежных средств (Сash-flow);
  • отчет о прибылях и убытках (P&L);
  • баланс.

Один раз в квартал эти отчеты сводить нужно обязательно, но лучше делать это каждый месяц. Вместе они образуют единую систему, которую легко сопоставить и понять, насколько финансовая отчетность корректна.

Чтобы упростить задачу, установите программу по ведению финансового учета.

онлайн-курс “Управление финансами”

Учит Антон Шулык, финансовый директор, ex-GM Uber Eats Ukraine.

7. Формирование отчетов с опозданием

Если отчеты составляют с задержкой, то сведения устаревают, а ценность информации падает. Кроме того, это говорит о плохо выстроенной системе учета на предприятии.

Как решить проблему:

Отчетность должна быть сформирована:

  • за месяц - на 5–7-й день месяца, следующего за отчетным;
  • за квартал – на 10–15-й день месяца, следующего за отчетным кварталом;
  • за год – на 20–25-й день после окончания года.

Финансы — это не сложно. Есть азы, которые нужно знать. Есть учет, который нужно проводить. Есть бюджет, который нужно составлять. Хотите освоить эту науку? Пройдите видеокурс “Управление финансами”.

Риски

8. Некорректное соотношение постоянных и переменных расходов

Амортизация оборудования на производстве и оплата труда персонала – это расходы постоянные. Расходы на закупку сырья и материалов – переменные. Соотношение между этими расходами должно соответствовать динамике рынка и этапу развития бизнеса.

Как решить проблему:

Если рынок растет - повышайте постоянные расходы, а если падает, то переменные. В кризис важно избавиться от избыточных мощностей или не наращивать их изначально.

На старте бизнеса делайте ставку на переменные расходы. Если стартап не взлетит - потеряете время, но не деньги. Инвестировать в постоянные расходы разумно только после выхода на стабильный спрос.

Тогда путем снижения себестоимости можно захватить еще большую долю рынка. Если же компания решит перескочить через ступень органического роста и сразу инвестировать в новый рынок - проблемы неизбежны.

Старайтесь оттянуть крупные расходы: на покупку оборудования и расширение помещений для административного персонала. Собственные ресурсы необходимы, но только тогда, когда они полностью загружены. Для остального есть аутсорсинг, аренда, коворкинг.

9. Неоправданные риски при расширении бизнеса

Бывают оправданные риски, а бывают - глупые. Первые приносят положительный результат, вторые – отрицательный. При выходе на новые рынки риск присутствует всегда. Важно удостовериться, что он оправдан.

Грамотный финансист способен просчитать идею нового направления бизнеса и сказать, стоит вкладывать в нее время и деньги.

Как решить проблему:

Хороший управленец должен отсортировать оправданные риски, предугадать подводные камни и застраховать возможный ущерб.  

Перед выходом на новый рынок нужно провести разведку и проанализировать полученную информацию, а уже потом планировать инвестиции. 

Первый этап разведки - внутренний, цель - оценка готовности компании к новому рывку. Второй - внешний: исследование рынка, опрос специалистов, запуск пилотного проекта.

Разберитесь, как работает рынок изнутри, узнайте, какая продукция пользуются спросом, по какой цене. Подсчитайте, хватит ли емкости рынка, чтобы достичь ожидаемой прибыли. 

10. Зависимость бизнеса от одного сотрудника, клиента, поставщика  

Сотрудник, который делает основной объем продаж, контролирует большую часть закупок или производства, со временем начинает диктовать владельцу бизнеса свои условия.

Как решить проблему:

Избегайте концентрации большей части операций на одном сотруднике, клиенте или поставщике. 

Делите зоны ответственности внутри предприятия, распределяйте функции по отделам, поддерживайте нормальную конкуренцию среди клиентов и поставщиков.

11. Передача налогового планирования на откуп бухгалтеру

Даже самый продвинутый бухгалтер, не склонен брать на себя лишние риски. Оптимизация налогов - не его функция.

Как решить проблему:

Самостоятельно просчитайте варианты налоговой оптимизации – как отдавать бюджету минимальную сумму в рамках закона. Чаще всего это касается выбора правильной системы налогообложения, вариантов трудоустройства персонала.

Налоговое планирование – это забота владельца бизнеса, финдира или налогового консультанта.

Сделать рывок в карьере

Чтобы успешно строить карьеру в финансах, важно вовремя определить, каких знаний не хватает

Персонал

12. Неквалифицированные сотрудники

В области финансового планирования один настоящий профи может заменить трех-четырех посредственных специалистов. Найти такого сотрудника сложно, но приложенные усилия себя оправдают.

Как решить проблему:

С помощью специальных программ и макросов можно автоматизировать рутинную работу и процесс формирования отчетов. Качество и технологии критично важны.

Хорошие финансисты должны думать быстро и аккуратно, иметь практические навыки, уметь работать на высокой скорости с минимальным количеством технических погрешностей. 

Грамотно выстроенные процессы и автоматизация учета помогут повысить продуктивность работ. А настоящие специалисты своего дела переведут эту продуктивность на новый уровень.

13. Недооценка потенциала своего персонала

Часто владелец бизнеса не использует потенциал работников на полную мощность, потому что не подозревает о нем. Если вы ограничиваете функции бухгалтера сдачей бухгалтерской и налоговой отчетности, то он никогда не решится сам подготовить управленческую отчетность.

Любой сотрудник не будет выполнять лишнюю работу по собственной инициативе.

Как решить проблему:

Советуйтесь с работниками, возможно их просто нужно заинтересовать и проконтролировать, как они справятся с новыми задачами.

Запишите своего главбуха на онлайн-курс “Главный бухгалтер”. Этот курс предназначен для специалистов, которые хотят эффективно руководить бухгалтерией. Научим, как выстроить работу отдела, вырастить сильную команду и систематизировать бухгалтерскую, налоговую и управленческую отчетность.

🙈 (Не) стыдно спросить! Пять глупых вопросов про работу аналитика 1С

Все, что вы хотели узнать, но стеснялись спросить. Мы собрали частые вопросы от наших пользователей и попросили эксперта и автора курса «Аналитик 1С» Александра Соболевский на них ответить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Начать дискуссию

НДФЛ

Уведомление по НДФЛ в 2024 году: как заполнить и сдать 

Порядок уплаты НДФЛ в 2024 году изменился. Платить и подавать уведомления об уплаченном налоге нужно чаще. Расскажем о заполнении и порядке сдачи уведомлений.

Уведомление по НДФЛ в 2024 году: как заполнить и сдать 

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Госдума начала рассматривать законопроект о налоге на роскошь

Если кадастровая стоимость недвижимости или земельного участка превышает 300 млн рублей, собственникам придется платить налоги по повышенным ставкам.

Налоговая оптимизация — законные способы

Рассмотрим наиболее частые законные способы оптимизации налогов. Часть из них доступна всем компаниям, часть подойдет только под специфические виды деятельности.

Налоговая оптимизация — законные способы
Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Внесение изменений в ЕГРЮЛ

Смена наименования ООО в 2024 году: пошаговая инструкция. Мини-курс

Наименование является основным средством индивидуализации юридического лица, характеризует сферу деятельности. А проще говоря: «как вы яхту назовете так она и поплывет». В мини-курсе пошагово рассказываем, как сменить наименование ООО в 2024 году.

Смена наименования ООО в 2024 году: пошаговая инструкция. Мини-курс

Уменьшение уставного капитала ООО не всегда облагается налогом на прибыль

Суммы, на которые произошло уменьшение уставного капитала организации, если участникам не возвращали часть их взносов, – это внереализационный доход компании, который облагается налогом на прибыль.

1С на вырост: как выбрать провайдера по внедрению и реинжинирингу системы и оценить его еще до начала работы

И как застраховать свою корпоративную 1С-ку от избыточных расходов в обслуживании.

1С на вырост: как выбрать провайдера по внедрению и реинжинирингу системы и оценить его еще до начала работы
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Дефицит кадров: как решить проблему в медицинской организации и не только 

Дефицит кадров ставит перед руководителями медицинских организаций непростую задачу. Важно не просто избегать текучки, но стараться удерживать ценных сотрудников. Что действительно способно мотивировать? Можно ли поддерживать стабильную «температуру» и не допускать кадрового голода?

Дефицит кадров: как решить проблему в медицинской организации и не только 
УК РФ

В УК частично декриминализировали два деяния

Владимир Путин подписал федеральный закон о внесении изменений в Уголовный кодекс.

Ущерб от работника более чем на 3000000₽, но он не согласен с увольнением: что делать

Управляющий плохо выполнял обязанности, это чуть не привело к банкротству компании. Работодатель решил уволить нерадивого сотрудника, но тот обратился в суд — потребовал восстановить его и выплатить компенсацию. Разобрались, что помогло работодателю отстоять свою правоту.

Ущерб от работника более чем на 3000000₽, но он не согласен с увольнением: что делать

Володин: доллар стал токсичным, дедолларизация мира неизбежна

По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, Вашингтон окончательно подорвал доверие к доллару как к мировой резервной валюте, введя незаконные санкции против финансовых институтов нашей страны.

🌴 🌵 Релоканты тоже будут платить НДФЛ по прогрессивной шкале: мнение экспертов

Нерезиденты, которые работают на российские компании, платят налоги по тем же ставкам, как и жители РФ. С 2025 года изменится шкала НЛФЛ — в ней будут ставки от 13 до 22%.

Реклама

Яндекс оштрафовали за рекламу услуг по написанию дипломов

В поисковике «Яндекс» нашли рекламу компании «Work 5», которая предлагает написать дипломные и курсовые работы.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

💘 Налоговая реформа-2025: обзор всех изменений для бухгалтера

При УСН будет НДС, но можно от него освободиться или выбрать пониженную ставку. По НДФЛ будет новая пятиступенчатая прогрессивная шкала. Ставку налога на прибыль увеличат. Налоговый кешбэк и амнистия по дроблению. Читайте дайджест всех актуальных изменений.

Госдума ужесточит требования к продаже сим-карт

Чтобы абоненты могли видеть все договоры с мобильными операторами, депутаты подготовили законопроект о передаче сведений на портал Госуслуг. В личном кабинете будет можно посмотреть все оформленные сим-карты.

Бухгалтеры

🔥Итоги викторины по отпускам. Кто выиграл онлайн-курс «Кадровый учет: документы, воинский учет, 1С»?

Вот и пятница! Пора подводить итоги нашей викторины и узнать, кто лучше всех разбирается в оформление и расчете отпусков.

🔥Итоги викторины по отпускам. Кто выиграл онлайн-курс «Кадровый учет: документы, воинский учет, 1С»?

Как правильно оформить допсоглашение к трудовому договору

Если работодатель и сотрудник договорились изменить условия трудового договора, они должны подписать дополнительное соглашение к нему. Рассказываем, как составить такой документ.

Как правильно оформить допсоглашение к трудовому договору

До 1 июля ИП должны уплатить взносы 1% за 2023 год

Меньше месяца осталось до крайнего срока уплаты дополнительных страховых взносов ИП за 2023 год.

Криптовалюта

Мосбиржа прекращает торговать валютами: как купить доллар и евро в России в 2024

Тем, кто до этого момента работал в России с долларами и евро, теперь придется искать новые способы покупки и продажи валюты. Так, в связи с очередными санкциями от Минфина США, Мосбиржа заявила о прекращении торгов с USD и EUR, начиная с 13 июня.

Мосбиржа прекращает торговать валютами: как купить доллар и евро в России в 2024

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию

С какими нарушениями кассовой дисциплины может столкнуться бизнес

Узнайте больше о типичных ошибках по чекам и кассовым операциям. Если их вовремя исправить, можно избежать штрафов.

Интересные материалы

Из-за новых санкций США Госдума может быстрее принять закон о криптовалюте

В качестве антисанкционной меры в РФ нужно легализовать майнинг и установить государственный контроль над криптовалютой.