Бухгалтерский бизнес: как составить регламент взаимодействия с клиентом. Инструкция

Стандартный набор услуг бухгалтерской фирмы — налоговая и бухгалтерская отчетность, а также расчет заработной платы. Это основа бухгалтерского аутсорсинга, на которую уже давно и много кто покушается с разной степенью успешности: от банков до новых режимов налогообложения, исключающих промежуточное звено в виде бухгалтера или аутсорсера.
Бухгалтерский бизнес: как составить регламент взаимодействия с клиентом. Инструкция
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Поэтому расширение услуг в русле и близлежащих окрестностях бухгалтерского учета — естественный способ развития бухфирмы. Например, можно взять на себя операционный учет клиента: выписку первички, подготовку платежек, внутренние отчеты, графики платежей…

Вот только если налоговая и бухгалтерская отчетность регламентируется «сверху» в виде реальности НК, ФСБУ и иже с ними, то внутренняя кухня у каждого клиента своя, требующая индивидуальной настройки. Это сложный путь, притом, вступая на который, не знаешь, к чему он приведет: за туманом не видно гор, на которые придется карабкаться, и, возможно всей фирмой.

Можно столкнуться с неспецифичным ПО, с которым привык работать клиент, с привычками, которые заведены так давно, что кажутся единственно возможной реальностью, с отсутствием информации и с тем, что знания о том, кто и что делает, передаются как изустные предания, не оскверненные бумагой и компьютерами.

Так что при «взятии» такого клиента приходится решать множество задач: организационных, технических и юридических. После такой «подводки» расскажем об одном из инструментов ведения операционного учета — регламенте взаимодействия с клиентом.

Разработка регламента связана с начальным выявлением и описанием бизнес процессов — (это этап своеобразной инвентаризации) и, затем, распределением участков работы между клиентом и бухфирмой, то есть, распределением зон ответственности. Регламент описывает технологию взаимодействия с клиентом, решая юридические задачи безопасности как клиента, так и бухфирмы.

Приведем один из вариантов формирования регламента.

Регламент может быть оформлен как дополнительное соглашение к договору оказания бухгалтерских услуг, при этом в самом договоре можно указать, что регламент документооборота, в том числе электронного, устанавливается на основании дополнительных соглашений.

1. Регламент в случае ведения операционного учета предусматривает, что бухгалтерские услуги оказываются с обработкой первичных учетных документов, включающих в себя:

  • обработку и внесение полученной первичной документации в компьютерную программу (программное обеспечение) Заказчика на основе, например, удаленного доступа;

  • формирование на основе первичной документации соответствующей корреспонденции по счетам синтетического и аналитического учета;

  • формирование регистров учета с целью обобщения поступающей информации по первичным учетным документам;

  • подготовку первичных учетных документов.

2. Укажите способ передачи документов, при этом опишите положения, касающиеся порядка передачи документов как в бумажном, так и электронном виде. Например, для «бумажной» передачи документов, можно указать:

  • Исполнитель оказывает услуги на основании документов, передаваемых Заказчиком. Заказчик собственными силами и за свой счет обеспечивает доставку документов по месту нахождения Исполнителя.

  • В целях оказания услуг место нахождения Исполнителя определяется (укажите место нахождение офиса);

  • Режим работы (пропишите время, когда принимаете документы), так как документы (копии документов) должны приниматься в течение времени, определенного режимом работы Исполнителя.

  • Принимающая сторона вправе принимать только те документы, которые можно однозначно идентифицировать.

  • При направлении Заказчиком в адрес Исполнителя копий документов на бумажных носителях, подразумевается, что Заказчик располагает оригиналами документов и обеспечивает сохранность документов в течение сроков, установленных законодательством.

  • В течение срока действия Договора, Исполнитель несет ответственность за сохранность документов, переданных Исполнителю Заказчиком в установленном Договором и Соглашением порядке.

  • Пропишите, куда потом денете эти документы, если только у вас нет под офисом бездонных катакомб, например: «Заказчик обязуется принять переданные ранее оригиналы и (или) копии документов на бумажном носителе в течение 10 (десяти) рабочих дней после уведомления Заказчика Исполнителем, о готовности осуществить такую передачу документов».

3. Для дистанционной передачи документов, пропишите порядок их передачи, можно использовать вот такое положения:

  • Документы и информация могут быть переданы по электронной почте, через личный кабинет на сайте multibuhgalter.ru и мобильное приложение «Мультибухгалтер», позволяющие однозначно определять как отправителя, так и получателя.

  • Пропишите формат передачи документов, например, PDF, Word, Excel, XML, чтобы их могли прочитать без дополнительных материальных затрат со стороны Исполнителя, т.е. вас. Укажите, что в случае невозможности прочтения электронного документа об этом незамедлительно сообщается стороне, передавшей документ, с целью замены копии документа и (или) смены формата, в котором был передан документ.

  • По поводу наличия оригиналов, можно указать следующее: «При направлении Заказчиком в адрес Исполнителя документов в электронном виде, подразумевается, что Заказчик располагает оригиналами документов и обеспечивает сохранность документов в течение сроков, установленных законодательством»;

  • Еще про подлинники: «При направлении копий документов в адрес Исполнителя, оригиналы таких документов хранятся у Заказчика. Заказчик несет ответственность за сохранность оригиналов документов». «В случаях, если в процессе оказания бухгалтерских услуг возникает необходимость передачи Заказчиком Исполнителю оригиналов документов, то такая передача осуществляется на основании описи передаваемых документов».

  • Для того чтобы определить цель передачи вам документов, уточните, что, направляя Исполнителю первичные учетные документы в электронном виде, Заказчик дает распоряжение по отражению их в учете, основываясь на их электронном представлении, и еще можно дополнить вот этим: «К письменным распоряжениям Заказчика приравниваются любые распоряжения переданные Исполнителю по электронной почте, через личный кабинет на сайте multibuhgalter.ru и мобильное приложение «Мультибухгалтер», позволяющие однозначно определять как отправителя, так и получателя».

  • Укажите используемые адреса электронной почты.

4. Пропишите какие документы вы будете подготавливать, например:

  • Исполнитель по распоряжению Заказчика подготавливает первичные учетные документы.

  • К первичным учетным документам относятся: акты выполненных работ и оказанных услуг, товарные накладные, универсальные передаточные документы, счета, счета-фактуры и другие подобные документы, непосредственно связанные с ежедневной хозяйственной деятельностью Заказчика, применяемые в деловом обороте на территории РФ.

5. Если операционный учет связан только с подготовкой первичных документов и не требует развернутого описания взаимодействия, то его можно описать в виде таблицы участков работы, связанной с подготовкой документов, исходя из специфики деятельности Заказчика, например, по вот такой форме:

Участок работы (оказания услуг)

Периодичность исполнения (оказания услуг)

Подготовка платежных поручений по заданию руководителя, выгрузка в интернет-банк поручений (без права подписи)

Ежедневно***

Проверка и получение документов в системе электронного документооборота СБИС

Ежедневно, отправка руководителю, согласование счетов на оплату

6. Рекомендуем закрепить положения по участию в платежах, например, по такому принципу:

  • «Исполнитель не управляет расчетными счетами Заказчика и не имеет доступа к наличным и безналичным денежным средствам.

  • Заказчик самостоятельно производит все операции с наличными и безналичными денежными средствами, самостоятельно осуществляет авторизацию платежей по расчетным счетам, подписывает документы с помощью электронно-цифровой подписи (ЭЦП) в системе «Интернет-банк» («Банк-Клиент»).

  • По согласованию между Заказчиком и Исполнителем, Заказчик предоставляет доступ к расчетным счетам в системе «Интернет-банк» («Банк-Клиент») без права подписи документов, для получения информации, а также доступ к загрузке подготовленных Исполнителем платежных документов для последующей авторизации и подписи их Заказчиком».

7. На этапе регламентации участия в платежах Заказчика можно (если, конечно, нужно!) расписать порядок взаимодействия. Приведем образец таблицы, который можно использовать для процессного описания (с фрагментом примера про платежи):

Указание на хозяйственную операцию, действие, документ, отчет и т.д.

Стороны, производящие действия

Заказчик

Исполнитель

Подготовка платежных поручений

Исполнитель подготавливает платежные поручения и загружает их в интернет банк Заказчика:

1) не позднее 13.00 дня, указанного в графике периодических платежей,

2) *****

8. По этой форме уже детально можете описать и все другие участки работы, и взаимодействия со своим клиентом.

9. Пропишите какое ПО вы используете и каков порядок доступа к нему сторон. Например: «Заказчик и Исполнитель согласовали, что оказание бухгалтерских услуг осуществляется следующим способом: на основании удаленного доступа Исполнителя к программному обеспечению Заказчика, включающего в себя программу****».

А дальше нет предела совершенству, и, надеемся, если вы уже оказываете услуги по операционному учету своим клиентам или только присматриваетесь к нему, то наш взгляд на это обоюдное дело будет вам полезен. И не забывайте, что в Мультибухгалтере вы можете:

  • заполнять готовые шаблоны документов, в том числе и регламенты, для новых клиентов автоматически;

  • хранить необходимые документы в общем для вас с клиентом пространстве;

  • обмениваться с клиентами документами через мобильное приложение или личный кабинет в браузере.

Мультибухгалтер — интуитивно понятный сервис для управления бухгалтерской фирмой.

Сервис для бухгалтерских фирм

помогает развиваться и вести любое количество клиентов

Реклама: ООО «МУЛЬТИБУХГАЛТЕР», ИНН: 6234172398, erid: LjN8KAMKd

Дневник продакта. Зачем нужна подписка Клерк.Премиум и сколько денег она экономит

Платная часть Клерка содержит кучу полезного контента. Пытаюсь разобраться в составе подписки и сценариях ее использования. Это не рекламы пост, а что-то вроде экзамена на понимание продукта. Обычно такие статьи мало кто читает, но мне будет интересно вернуться к ней через год и посмотреть что изменилось.

Дневник продакта. Зачем нужна подписка Клерк.Премиум и сколько денег она экономит
76

Комментарии

1
УК РФ

В УК части декриминализировали два деяния

Владимир Путин подписал федеральный закон о внесении изменений в Уголовный кодекс.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Володин: доллар стал токсичным, дедолларизация мира неизбежна

По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, Вашингтон окончательно подорвал доверие к доллару как к мировой резервной валюте, введя незаконные санкции против финансовых институтов нашей страны.

🌴 🌵 Релоканты тоже будут платить НДФЛ по прогрессивной шкале: мнение экспертов

Нерезиденты, которые работают на российские компании, платят налоги по тем же ставкам, как и жители РФ. С 2025 года изменится шкала НЛФЛ — в ней будут ставки от 13 до 22%.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Реклама

Яндекс оштрафовали за рекламу услуг по написанию дипломов

В поисковике «Яндекс» нашли рекламу компании «Work 5», которая предлагает написать дипломные и курсовые работы.

💘 Налоговая реформа-2025: обзор всех изменений для бухгалтера

При УСН будет НДС, но можно от него освободиться или выбрать пониженную ставку. По НДФЛ будет новая пятиступенчатая прогрессивная шкала. Ставку налога на прибыль увеличат. Налоговый кешбэк и амнистия по дроблению. Читайте дайджест всех актуальных изменений.

Госдума ужесточит требования к продаже сим-карт

Чтобы абоненты могли видеть все договоры с мобильными операторами, депутаты подготовили законопроект о передаче сведений на портал Госуслуг. В личном кабинете будет можно посмотреть все оформленные сим-карты.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бухгалтеры

🔥Итоги викторины по отпускам. Кто выиграл онлайн-курс «Кадровый учет: документы, воинский учет, 1С»?

Вот и пятница! Пора подводить итоги нашей викторины и узнать, кто лучше всех разбирается в оформление и расчете отпусков.

🔥Итоги викторины по отпускам. Кто выиграл онлайн-курс «Кадровый учет: документы, воинский учет, 1С»?

Как правильно оформить допсоглашение к трудовому договору

Если работодатель и сотрудник договорились изменить условия трудового договора, они должны подписать дополнительное соглашение к нему. Рассказываем, как составить такой документ.

Как правильно оформить допсоглашение к трудовому договору

До 1 июля ИП должны уплатить взносы 1% за 2023 год

Меньше месяца осталось до крайнего срока уплаты дополнительных страховых взносов ИП за 2023 год.

Криптовалюта

Мосбиржа прекращает торговать валютами: как купить доллар и евро в России в 2024

Тем, кто до этого момента работал в России с долларами и евро, теперь придется искать новые способы покупки и продажи валюты. Так, в связи с очередными санкциями от Минфина США, Мосбиржа заявила о прекращении торгов с USD и EUR, начиная с 13 июня.

Мосбиржа прекращает торговать валютами: как купить доллар и евро в России в 2024

С какими нарушениями кассовой дисциплины может столкнуться бизнес

Узнайте больше о типичных ошибках по чекам и кассовым операциям. Если их вовремя исправить, можно избежать штрафов.

Из-за новых санкций США Госдума может быстрее принять закон о криптовалюте

В качестве антисанкционной меры в РФ нужно легализовать майнинг и установить государственный контроль над криптовалютой.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Лимиты по УСН

Как работать на УСН в 2024 году: что надо знать бухгалтеру

Налоговая реформа с глобальными изменениями будет в 2025 году, а в текущем нужно вести учет на упрощенке по правилам-2024. Напомним, когда и с какими кодами сдавать ЕНП-уведомления, вносить авансовые платежи, на какие лимиты ориентироваться, какую КУДиР вести.

Как работать на УСН в 2024 году: что надо знать бухгалтеру
2

💡 В США запретили предоставлять России IT-услуги. Эксперт: альтернативы американскому ПО всегда найдутся

Жителям РФ американские власти запретили оказывать услуги, связанные с информационными технологиями и облачными сервисами США.

Банк заблокировал счет у ИП. История из практики

Уже не первый раз сталкиваюсь в своей практике с такой ситуацией. Очень часто индивидуальные предприниматели не понимают опасностей связанных со снятием наличных денег (и переводами физическим лицам). Бизнесмен думает — это мои деньги, могу делать с ними, что хочу. Так-то оно так, да не совсем.

Как устроен бухгалтерский счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

Сегодня в бухгалтерском ликбезе рассказываю, зачем нужен счет 29 Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и как им пользоваться.

Как устроен бухгалтерский счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

Новые санкции США не отразятся на владельцах смартфонов

Член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин (депутат фракции «Единая Россия») сообщил, что на владельцах смартфонов санкции не отразятся.

Бесплатно с УСН

По УСН не будет повышенных ставок и будет НДС: обзор поправок в НК-2025

Лимит дохода по УСН вырастет до 450 млн рублей, но при доходах от 60 млн не получится избежать НДС.

По УСН не будет повышенных ставок и будет НДС: обзор поправок в НК-2025

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию

Как компенсировать работу в выходной при увольнении сотрудника

При увольнении сотруднику обязаны оплатить отработанное за месяц время и неотгулянные дни отпуска. Недаром многие не используют весь отпуск и при расторжении трудового договора получить компенсацию побольше. Но есть еще одна ситуация: отдых за работу в выходной. Скажем, сотрудник работал 18–19 мая, и за это решил отдохнуть в будние дни в августе. Но он решает уволиться раньше, выходные остались неиспользованными. Что делать работодателю?

Как компенсировать работу в выходной при увольнении сотрудника

Интересные материалы

Как запатентовать дизайн быстро сменяющейся линейки одежды

Многие говорят, что все свои дизайны нужно патентовать, чтобы их не украли. Так ли это и возможно ли запатентовать то, что быстро меняется?  

Как запатентовать дизайн быстро сменяющейся линейки одежды