Как правильно ликвидировать ООО в 2024 году

Ликвидация ООО может иметь место как по решению суда, так и добровольно. Мы рассмотрим особенности ликвидации «по собственному» желанию, то есть прекращение жизненного цикла ООО без правопреемства — передачи прав и обязанностей иным хозяйствующим лицам.
Как правильно ликвидировать ООО в 2024 году
Иллюстрация: freepik/freepik

Кадровый вопрос — прежде всего

Первым делом нужно обезопасить себя от возможных претензий ГИТ и работников. Для этого как минимум за два месяца до предстоящей ликвидации необходимо уведомить о предстоящем событии:

  • органы занятости (можно через портал «Работа в России»);

  • самих сотрудников.

О массовом увольнении — а им является, например, ликвидация ООО со штатной численностью от 15 персон — нужно предупреждать за три месяца (критерии массовости см. в п. 1 положения, утв. Кабмином, постановление от 05.02.1993 № 99).

Еще раз подчеркнем: уведомления нужно делать до начала процесса ликвидации, а не ставить перед свершившимся фактом. Иначе может последовать ответственность по ст. 19.7 КоАП за непредставление сведений (информации) контролерам. Штрафы невелики (до 5 000 руб.), но куда хуже попасть в поле зрения ГИТ как потенциальный кандидат в нарушители.

Также необходимо заложить в «ликвидационный бюджет» средств на выплаты увольняемым работникам — среднемесячный заработок, плюс его нужно сохранить на период трудоустройства (по общему правилу — не более чем на 2 месяца со дня увольнения, ст. 178 ТК, но в некоторых случаях эта обязанность сохраняется и на третий месяц).

Ликвидация ООО: общий алгоритм

Если ваше ООО относится к категории МСП, то его можно ликвидировать в упрощенном порядке, по правилам ст. 21.3 закона о госрегистрации. Если нет, то последовательность ликвидации будет такова:

  1. Принимает решение о ликвидации.

  2. Назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора).

  3. Уведомляет о предстоящей ликвидации регистрирующий орган. Социальный фонд России уведомлять не нужно.

  4. Вносит сведения в Федресурс.

  5. Публикует сведения в «Вестнике государственной регистрации».

  6. Формирует промежуточный ликвидационный баланс.

  7. Исполняет долговые обязательства.

  8. Формирует окончательный ликвидационный баланс.

  9. Подает в регистрирующий орган «ликвидационный» пакет документов.

  10. Получает документы, подтверждающие ликвидацию.

Рассмотрим все эти процедуры более пристально.

Профессионалы АО «Консалтинг Онлайн» помогут пройти все этапы ликвидации быстро и без лишних хлопот. С нами вы сэкономите 20 000 рублей на уведомлении кредиторов через Федресурс и Вестник госрегистрации.

Решение о ликвидации ООО: кто вправе его принимать

С инициативой о ликвидации могут выступить:

  • совет директоров;

  • единоличный исполнительный орган;

  • участник общества.

При этом само решение должно быть принято единогласно общим собранием участников. Если участник в ООО один, то решение о ликвидации принимает и оформляет он, указывая, что создается ликвидационная комиссия (назначается ликвидатор).

Решение же общего собрания оформляется протоколом, в котором должны быть отражены следующие моменты:

  • дата, место, время, форма собрания;

  • наименование ООО;

  • кто потребовал созыва собрания, принял решение о его проведении;

  • имена участников ООО;

  • вопросы, включенные в повестку;

  • причина ликвидации ООО — целесообразно указать что-то нейтральное, например, отсутствие финансово-хозяйственной деятельности;

  • указание на назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора), а также тех, кто входит в коллегиальный орган или занимается делом единолично.

Протокол скрепляют подписи участников и печать (при наличии). Если в уставе сказано, что подлинность решений подтверждают подписи, то можно не удостоверять протокол у нотариуса. Если такого указания нет, то придется потратиться на его услуги.

Кто отвечает за ликвидацию

С момента формирования ликвидационная комиссия станет управлять всеми делами ликвидируемого ООО, поэтому к ее составу следует подходить ответственно. В нее включаются:

  • директор;

  • главбух;

  • юрист, юрисконсульт, другой квалифицированный персонал.

Вместо ликвидационной комиссии может управлять делами ООО одна персона, ликвидатор. Это может быть как участник ООО, так и наемный специалист, совершенно не связанный с обществом.

Их полномочия — и коллегиального органа, и единоличного — установлены в ст. 62 ГК, но все они направлены на то, чтобы эффективно решать управленческие вопросы на стадии ликвидации ООО, в том числе представлять его в суде.

Ликвидатор считается контролирующим должника лицом, и если в результате его действий наступят неблагоприятные для кого-то последствия, отвечать будет он, вплоть до субсидиарной ответственности. Поэтому всем лицам, на которых лежит обязанность по организации ликвидации, не следует допускать опозданий с подачей обязательных уведомлений. Прежде всего — регистрирующий орган, хотя этим дело не ограничивается.

Уведомление в налоговый орган

При формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора в налоговый орган представляется подписанная ф. № Р15016. Это можно сделать, лично обратившись в регистрирующй орган, а также:

  • Путем почтового отправления.

  • Через интернет.

  • С помощью представителя.

  • Через нотариуса, он его и удостоверит, и сам направит в налоговый орган. Для этой операции нужны как минимум паспорт и оригинал протокола (решение единственного участника).

Учтите, что нотариус может потребовать, помимо протокола решения о ликвидации, формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора):

  • устав (последнюю редакцию);

  • учредительный договор;

  • свидетельство ИНН.

В самой ф. 15016 декларируется, что ООО будет закрыто. На этом этапе отмечается код причины «3»: «Принятие решения о ликвидации юридического лица и формирование ликвидационной комиссии / назначение ликвидатора». Эта форма будет подаваться еще два раза.

Внимание: будьте готовы к тому, что по получении уведомления налоговики могут начать выездную проверку.

Хотите закрыть ООО быстро и без лишних хлопот? Специалисты АО «Консалтинг Онлайн» помогут вам пройти все этапы ликвидации ООО максимально эффективно и безболезненно.

Мы проконсультируем по вопросам ликвидации ООО, поможем подготовить нужный пакет документов для сдачи в госорганы, распределить имущество на балансе и ответим на все возникающие вопросы.

Ликвидация ООО — это сложный процесс, который требует профессионального подхода. Мы поможем вам избежать ошибок и проблем, связанных с ликвидацией организации.

Отправка данных в Федресурс

Теперь информацию о ликвидации ООО в Федресурс нужно направлять ликвидаторам самостоятельно, налоговики этим не занимаются. Поэтому не позднее трех рабочих дней после принятия решения о ликвидации не забудьте подать уведомление в порядке ст. 7.1 закона о госрегистрации, для чего потребуется:

  • получить КЭП, подходящую именно для Федресурса;

  • установить подходящий криптопровайдер;

  • зарегистрироваться на сайте Федресурса;

  • подготовить и сформировать корректный текст с сообщением о ликвидации;

  • дождаться и оплатить счет.

С учетом сбоев и ошибок эти шаги могут занять не менее пяти дней.

Сообщение в «Вестник…»

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны опубликовать сообщение о ликвидации общества (ст. 63 ГК) в «Вестнике государственной регистрации», обозначив порядок предъявлений требований кредиторов, и срок, в который они это могут сделать. Этот период не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения. Учтите, что «Вестник…» выходит раз в семь дней, график можно посмотреть здесь. Необходимо:

  1. Зарегистрироваться на сайте, указав Ф.И.О., логин, адрес, телефон, ИНН.

  2. Заполнить бланк-заявку.

  3. Подгрузить в ЛК (подвести лично в московскую редакцию или в представительства в регионах) доверенность (по форме «Вестника…»), сопроводительное письмо, копию листа записи ЕГРЮЛ с отметкой о начале ликвидации и назначении ликвидатора.

Обратите внимание на то, что на сайте «Вестника…» принимаются электронные подписи, оформленные на любое юридическое или физическое лицо (при наличии доверенности), но ЭП, оформленные на главу ликвидируемого ООО, не принимаются.

Публикация стоит 168 руб. за кв. см. Точная стоимость рассчитывается после подачи заявки через ЛК.

Увольнение сотрудников

Издаются приказы об увольнении, в трудовых книжках или СТД-Р указывается, что: «Трудовой договор прекращен в связи с ликвидацией организации, пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации». Увольняемым выдаются бумажные трудовые книжки (или СТД-Р), справки о доходах, суммах НДФЛ за текущий год, а также выписки из:

В ИФНС сдается расчет по страховым взносам, ПСФ и 6-НДФЛ, в СФР — ф. ЕФС-1. Далее, не позднее 15 календарных дней с даты подачи расчетов уплачиваются указанные в них взносы.

Формирование ликвидационных балансов

Таких балансов два — промежуточный и итоговый. Оба утверждаются общим собранием. Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о:

  • составе имущества ликвидируемого ООО;

  • перечне кредиторских требований.

Он составляется по окончании срока, указанного в публикации в «Вестнике…», то есть не менее двух месяцев.

Его сдавать в налоговую не нужно, но на этом этапе требуется еще раз подать в налоговый орган ф. P15016 и указать код причины подачи «4».

Если у ООО отсутствуют долги и кредиторы, то можно сразу составлять итоговый ликвидационный баланс. Обязательной к использованию формы этого документа нет, но есть рекомендованная, КНД 0710095. В ней отражают информацию об активах, которые остались после удовлетворения всех требований и подлежат распределению между участниками ООО.

Документы о ликвидации ООО в налоговые органы

Итоговый пакет документов, на основании которого налоговики зарегистрируют ликвидацию общества, включает в себя:

  • третью по счету ф. P15016, с отмеченным кодом «7 — завершение ликвидации юридического лица», удостоверенную нотариально;

  • итоговый ликвидационный баланс;

  • решения общего собрания о его утверждении;

  • подтверждение уплаты госпошлины (800 руб.), не платится при подаче с ЭП, а также при отправке через нотариуса;

  • последние отчеты по налогам и взносам — подтверждение представления в СФР сведений персучета.

После получения документов, не позднее пяти рабочих дней, налоговики зарегистрируют ликвидацию ООО. Этот факт подтверждает лист записи в ЕГРЮЛ (ф. Р50007).

Осталось закрыть расчетный счет, уничтожить печать (если она имеется, обязательно под акт) и сдать в архив:

  • приказы по личному составу, о приеме, об увольнении, о переводе, о поощрении;

  • договоры — трудовые, ГПХ (с физическими лицами), плюс акты к ним;

  • личные карточки Т-2, если они велись;

  • лицевые счета или расчетные ведомости;

  • невостребованные оригиналы личных документов — дипломы, трудовые книжки (ст. 23 закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ).

В идеале все процедуры, по итогам которых происходит ликвидация ООО, занимают около трех месяцев, но на практике, в результате ошибок, неправильной работы с кредиторами, претензий контролеров этот процесс может растянуться. Или, что того хуже, вылиться в судебные разбирательства, претензии ИФНС, ГИТ, граждан.

Хотите без ошибок ликвидировать ООО и при этом сэкономить 20 000 рублей? Доверьте дело экспертам АО «Консалтинг Онлайн» — мы проведем все процедуры быстро и безукоризненно.

Забирайте бесплатно методическое пособие по раскрытию информации

Как без проблем публиковать сообщения в Вестнике Государственной регистрации

Заполните форму, вышлем подробное пособие вам на e-mail:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: АО «КОНСАЛТИНГ ОНЛАЙН», ИНН: 2310203967, erid: LjN8KNXzT

Начать дискуссию

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Лучшие спикеры, новый каждый день

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Управлять согласиями на свои персональные данные можно будет на Госуслугах

Выдавать и отзывать согласия на передачу и обработку персональных данных разрешат в личном кабинете на Госуслугах.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как создать онлайн-курс в формате SCORM

Для онлайн-курса нужны учебные материалы, программа для их создания и платформа, где пользователи будут читать лонгриды и выполнять задания. Со временем компания может перейти на платформу для обучения с более дешевым тарифом или дополнительными функциями. Чтобы файлы открылись в новой системе, лучше изначально упаковать курс в специальный формат — SCORM.

Как создать онлайн-курс в формате SCORM

Как на ЕСХН учесть получение субсидии на развитие сельского хозяйства

Развитие сельского хозяйства сегодня — одно из приоритетных направлений государства. Для этого сельхозпредприятиям оказывается поддержка из бюджета в виде льготного кредитования, различных грантов, субвенций, субсидий. Рассказываем, как плательщикам ЕСХН учитывать полученные субсидии.

Как на ЕСХН учесть получение субсидии на развитие сельского хозяйства

Самозанятым просят сохранить налоговую ставку до 2028 года

«Опора России» считает, что после реформы в налоговой системе ее параметры надо зафиксировать на 6 лет, а права самозанятых не менять. Это сохранит доверие к государству.

👔 Минфин донастроит специальные налоговые режимы для малого бизнеса + предположение эксперта, чего ждать

Чтобы компании перестали прибегать к дроблению бизнеса, власти создадут малым предприятиям специальные условия. Им будет выгодно переходить в категорию средних.

Расширен функционал Цифрового профиля

Гражданам и бизнесу теперь доступно еще больше услуг, которые они могут получить в Цифровом профиле.

Центробанк запустил акцию по обмену монет

Мелкие монеты можно в течение недели сдать в банк и получить бумажные купюры или зачислить эти средства на счет без комиссий.

Маркетинг

Власти субъектов РФ смогут ограничивать долю торговых сетей

Сейчас для торговых сетей установлен 25%-й порог присутствия в регионе. По мнению Минпромторга, региональные власти должны сами определять долю торговых сетей на местах.

Интересные материалы

Как автоматизация бизнес-процессов создает условия для роста компании

Для растения необходимы питательные элементы в почве, вода и солнечный свет. Для роста компании тоже требуется несколько условий, среди которых — хорошая организованность. Именно в этом помогает система управления бизнесом, автоматизирующая рутинные процессы, делающая работу прозрачной. Рассмотрим, что такое автоматизация бизнес-процессов, каковы ее возможности и преимущества, как внедрить в компанию.

Как автоматизация бизнес-процессов создает условия для роста компании