Воинский учет

Отвечаем на 5 горячих вопросов про воинский учет

С 1 октября 2023 года значительно повысили штрафы за воинский учет. Работодателей наказывают и за несодействие военкоматам, и за несданную отчетность. Есть и другие основания для штрафов. Эксперты Контур.Экстерна рассказали, что делать работодателям после введения новых правил.
Отвечаем на 5 горячих вопросов про воинский учет
Иллюстрация: «Контур»

Как вести воинский учет и отчитываться в военкомат

Воинский учет ведут все организации-работодатели без исключения (ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ). Учитывать надо призывников и военнообязанных, которые работают у вас по трудовым договорам (ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Если в компании есть совместители или дистанционные работники, они тоже попадают под воинский учет. 

Когда принимаете на работу нового сотрудника, запросите у него документы воинского учета — военный билет или удостоверение призывника. Если он их не представил, то сообщите в военкомат в течение трех рабочих дней, что трудоустроили гражданина, не состоящего, но обязанного состоять на воинском учете. Самому сотруднику выдайте направление в военкомат для постановки на учет по месту жительства или временного пребывания, если он будет работать у вас не дистанционно больше трех месяцев.

Как только примете на работу призывника или военнообязанного, отправьте сведения о новом работнике в комиссариат. По новым правилам, это надо сделать в течение 5 дней с даты приема. В этот же срок нужно отправить военкому сведения об увольнении (ст. 4 53-ФЗ, письмо Минтруда от 14.08.2023 № 14-6/В-960).

Вот что еще должен делать работодатель для воинского учета:

  1. Заполнить раздел «Сведения о воинском учете» личной карточки работника, если отдел кадров продолжает ее вести. Сделать карточку работника по форме № 10 (Приложение № 22 к Инструкции, утвержденной Приказом Минобороны от 22.11.2021 № 700). Карточки заполняют по данным военного билета или удостоверения призывника. 

  2. Завести журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан (п. 62, Приложение № 29 Инструкции, утвержденной Приказом Минобороны от 22.11.2021 № 700). Он понадобится при визитах представителей военкомата. Организации с численностью работающих свыше 500 человек проверяют ежегодно; прочие — не реже одного раза в три года.

  3. Ежегодно согласовывать с военкоматом приказ и план работы по воинскому учету. Это делают не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому периоду. Дату надо уточнить в вашем военкомате.

  4. Каждый год сдавать военкому карточку учета организации и отчет о численности работников в запасе. Форма, сроки и порядок сдачи уточняйте в местном военкомате. Обычно сведения отправляют под конец года.

  5. Ежегодно проводить сверку своих карточек воинского учета с данными военкомата. Дату тоже определяет местный комиссариат. Если работники стоят на учете в другом военкомате, надо направить туда списки таких сотрудников для сверки.

  6. Направлять в военкоматы сведения об изменении учетных данных работника, например, смене места жительства или семейного положения, рождении детей. Сообщать надо в течение пяти дней после того, как получили от сотрудника документы с новыми данными.

А теперь про штрафы. С 1 октября 2023 года их существенно изменили. Причем штрафуют не только работодателей, но и должностных лиц. Вот за что наказывают:

  • Не вручили повестку или не обеспечили работнику явку в военкомат. Малый бизнес заплатит от 175 000 до 200 000 рублей, другие организации — от 350 000 до 400 000 рублей, должностные лица — от 40 000 до 50 000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ);

  • Не вовремя оповестили, не обеспечили явку работника по мобилизации. Малый бизнес — от 200 000 до 250 000 рублей, другие организации — от 400 000 до 500 000 рублей, должностные лица — от 60 000 до 80 000 рублей (ст. 19.38 КоАП РФ);

  • Не подали сведения о приеме или увольнении военнообязанного работника, призывника. Должностные лица — от 40 000 до 50 000 рублей (ст. 21.4 КоАП РФ).

Ответы экспертов

Надо ли ИП вести воинский учет? 

Индивидуальные предприниматели и КФХ не обязаны вести воинский учет. В военных законах и Положении о ВУ четко указано, что воинский учет обязаны вести только организации, а отвечают за это их руководители (п. 7 ст. 8 53-ФЗ, пп. 6 п. 1 ст. 8 61-ФЗ, п. 9 Положения из ПП РФ № 719). Более того, штрафы за непредставленные сведения в военкомат и за остальные нарушения по воинскому учету ввели для организаций и их должностных лиц, ИП в списке нарушителей нет (смотрите, например, ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). 

Таким образом, предприниматели не обязаны вести воинский учет, но могут это делать по своей инициативе. К ответственности за ошибки или несдачу отчетов их все равно не привлекут.

При этом сам предприниматель может быть военнообязанным или призывником. В таком случае ИП как гражданину надо встать на учет в военкомате. И сообщать военкому, если изменятся сведения о его паспортных данных, месте жительства, семейном положении. Если он выезжает в другую страну больше чем на полгода, об этом тоже надо сообщить в комиссариат.

Подписывайтесь на Дайджест Экстерна и сообщества бухгалтеров в соцсетях, чтобы не пропустить важные для бухгалтера новости, инструкции и ответы на вопросы.

Как ставить на воинский учет вахтовиков и дистанционных работников?

По правилам, на учет ставят в военкоматах по месту жительства таких работников. Но для вахтовиков есть особенность: если работник временно пребывает в текущем месте работы больше 3 месяцев, их ставят на учет по месту пребывания (п. 1 Приложения 3 Методических рекомендаций по ВУ). 

Поэтому если вахтовик работает в вашей компании больше трех месяцев, ему надо выдать направление в местный комиссариат, чтобы он встал там на учет. А вы как работодатель должны направить уведомление о приеме на работу такого сотрудника его военкому, то есть в военкомат по месту жительства.

Как быть с внешними совместителями? Их тоже надо ставить на воинский учет?

Да, ВУ ведут для всех работников организации. Никаких исключений нет. Если к вам на работу устроился внешний совместитель, отправьте по нему сведения в местный военкомат. 

Наша организация работает уже несколько лет, но еще ни разу не отчитывалась по воинскому учету. Сейчас ввели большие штрафы, и мы хотим отчитаться. Что надо отправить в военкомат?

Сначала надо поставить организацию на воинский учет. В этом случае лучше поздно, чем никогда. Тем более административная ответственность грозит не за отсутствие воинского учета в целом, а за неисполнение конкретных обязанностей. К примеру, если не оповестили сотрудника о повестке или не отправили сведения о приеме/увольнении работника.

Обратитесь в комиссариат по месту регистрации компании, поскольку в каждом комиссариате свои требования. Уточните, какие документы нужны для воинского учета, и какие отчеты вам надо сдать до конца года. Однозначно понадобится приказ об организации ВУ, план работы, распоряжение об ответственных лицах. Обо всем остальном, в том числе о формах и сроках отчетов, вам расскажут в местном военкомате.

Надо ли сдавать отчеты в военкомат, если в нашей компании нет призывников и военнообязанных?

Нулевые — формы без отчетных данных — в военкоматы обычно не сдают. Но некоторые комиссариаты начали их требовать последнее время. Для начала внимательно проверьте, действительно ли у вас в штате нет призывников и военнообязанных. Призывники — мужчины от 18 до 27 лет (а с 01.01.2024 — до 30 лет), у которых нет документа с записью «признан не годным к службе» и которые не пребывают в запасе. Военнообязанные — мужчины и женщины в запасе.

Список тех, кто не подлежит воинскому учету, приведен в п. 15 Положения. Среди них — те, кто проходят военную службу, сотрудники СВР и ФСБ, заключенные, женщины без военно-учетной специальности. Иностранцев и работников по договорам ГПХ тоже не ставят на воинский учет (п. 15 Положения от 27.11.2006 № 719). 

Все остальные работники по трудовым договорам, которые не попадают в список исключений, должны состоять на ВУ. Поэтому если в вашей компании есть хотя бы один мужчина призывного возраста, который годен к службе и не находится в запасе, его надо ставить на воинский учет. А следовательно, предоставлять отчеты в военкомат. Состав, порядок и сроки отчетности узнавайте в своем комиссариате.

Реклама, АО «ПФ «СКБ Контур», ОГРН 1026605606620, erid: LjN8K5nLT, 16+

https://www.kontur-extern.ru

Комментарии

5
  • buh2msc

    Здравствуйте! Ситуация: в ООО один Генеральный директор. Должен ли указывать Ген директор в приказе самого себя при назначении ответственного за воинский учет?

    • St To
      Этот комментарий удален.
    • buh2msc

      Здравствуйте! Ходила в управу, там сказали указать в приказе ФИО ген директора, а на время его убытия - на учредителя ФИО (но по факту тот же ген директор). Вообщем, везде будет ФИО ген директора)))

  • St To

    Подскажите, а если ситуация: в ООО один Генеральный директор, он же единственный учредитель, сотрудников нет, как тогда заполнять отчёты по форме 18 и 6? Его нужно там указывать, или можно ставить 0?

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации

RPA (Robotic Process Automation) — это технология, которая позволяет автоматизировать рутинные задачи и процессы, выполняемые человеком. Ее можно применять в различных областях, таких как финансы, бухгалтерия, HR, производство, логистика и другие.

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В платежки ЖКХ хотят включить страховку жилья

Средняя стоимость страхового продукта будет составлять около 50 рублей в месяц. Владельцы жилья смогут отказаться от страховки.

5 причин, из-за которых перестает расти прибыль

Любой бизнес измеряется размером прибыли. Но может случиться так, что продажи растут, а прибыль нет. Вся компания стала больше работать, больше продается товара или оказывается услуг, но финансовый результат не расте. Это плохая ситуация, потому что в бизнесе, что-то идет не так и возможно при прекращении роста продаж, прибыль будет сокращаться.

5 причин, из-за которых перестает расти прибыль
Лучшие спикеры, новый каждый день

📱 НПД самозанятые могут платить двумя способами. В том числе как ЕНП. Но в «Мой налог» быстрее и надежнее, говорит бухгалтер

Плательщики налога на профессиональный доход могут выбрать способ уплаты: через ЕНП или приложение «Мой налог» (на КБК НПД).

2

До 3 июня физлицам нужно отчитаться по иностранным счетам и электронным кошелькам. Есть исключения

Отчет в налоговую можно не представлять, если счета открыты в ЕАЭС и странах, которые участвуют в автоматическом обмене финансовой информацией с РФ.

Почему селлерам на маркетплейсах могут заблокировать выплаты

Продавцы на маркетплейсах периодически сталкиваются с блокировкой выплат. Узнайте, в чем причины и как вовремя получать свой доход от онлайн-площадки.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Суд запретил распространять вакансии с отметкой «только для славян»

Объявления о поиске сотрудников, в которых делается акцент на национальности кандидатов, нарушают интересы общества и государства.

👴 Единственных учредителей ООО не освободят от взносов на ОПС. Иначе недобросовестные предприниматели будут перерегистрировать бизнес на пенсионеров, считает эксперт

В Минфин поступило предложение освободить от страховых взносов на ОПС директоров-единственных учредителей микробизнеса, которые к тому же – пенсионеры. Но Минфин ответил отказом.

Суд приостановил корпоративные права иностранной компании на Альфастрахование

Минфин через суд добился приостановки корпоративных прав кипрской организации на российскую страховую фирму.

Цифра дня. Про работу на пенсии

Почти треть трудящихся россиян собираются работать даже на пенсии.

Цифра дня. Про работу на пенсии

Какие есть модули 1С:ERP и для чего они нужны

В любой сфере эффективное управление бизнесом все больше зависит от информационных систем. Конфигурация 1С:ERP обладает широкими возможностями благодаря разным модулям и расширениям, которые дополняют ее типовые функции. Рассмотрим их подробнее.

Какие есть модули 1С:ERP и для чего они нужны
Проверки

Мораторий на проверки отменят для «наливаек» и магазинов с вейпами

Вячеслав Володин хочет отменить мораторий на проверки бизнеса, деятельность которого касается здоровья людей. Проверять начнут точки по продаже вейпов и алкогольных напитков в жилых домах.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Сеть кафе «АндерСон» должна налоговой больше 550 млн рублей

Бизнес платил сотрудникам серые зарплаты и применял подменные кассы для того, чтобы прятать от ФНС часть выручки.

В январе-апреле дефицит бюджета составил 1,48 трлн рублей

Оборотные налоги и НДС превысили плановый уровень и принесли бюджету на 25,4% больше доходов.

Будет новый нацпроект по развитию экономики

Новый национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика» планируется создать в ближайшие несколько месяцев, заявил кандидат на должность вице-премьера Александр Новак в ходе заседания комитета Госдумы по энергетике.

Кадры

5 платформ для онлайн-обучения персонала в бизнесе

Когда в компании собираются запустить онлайн-обучение, возникает вопрос, какую платформу для этого выбрать. По-другому они называются LMS (от англ. Learning Management System) — системы управления обучением.

5 платформ для онлайн-обучения персонала в бизнесе

Убытки прошлых лет и доначисление налога на прибыль: можно ли уменьшить доначисленный налог на прибыль на убыток прошлых лет?

По решению Арбитражного суда Московского округа от 1 декабря 2023 года № Ф05-25116/2023 по делу № А40-139251/2022, налогоплательщик имеет право требовать учета убытка, отраженного в налоговых декларациях, при доначислении налога на прибыль.

Как избежать штрафа за уточненку?

В пункте 17 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 № 71 зафиксировано, что частично избежать штрафа возможно в том случае, если бухгалтер самостоятельно выявит ошибку и подаст уточненную декларацию. При этом, оплатила ли организация налог и пени — неважно.

Возможно ли освобождение от НДС при оказании образовательных услуг, но в сетевом формате?

Минфин уточнил, вправе ли организация применять освобождение от НДС при оказании услуг в сфере образования в сетевом формате.

Интересные материалы

Рестораны подняли цену бизнес-ланчей на 7%

Из-за роста цен на продукты и доставку рестораны вынуждены повышать стоимость бизнес-ланчей. Чтобы сохранить приемлемые для потребителей цены, общепит меняет рецептуру и закупает более дешевые продукты.