Как списать в бухгалтерском учете инвентарь и инструменты: проводки

Примерная схема документооборота при списании недорогих активов длительного пользования.
Как списать в бухгалтерском учете инвентарь и инструменты: проводки

На прошлой неделе был рассмотрен порядок отражения недорогих активов длительного пользования (мебели, хозяйственного и производственного инвентаря, инструментов и т. д) в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Однако в разделе «Консультации» с завидной (или пугающей) регулярностью вновь и вновь приходят вопросы, посвященные именно списаниютаких активов.

Ну, что сказать?

– Леш, ты бы хоть книжку какую прочитал.

– А зачем, Иван Антонович?

– Да и правда. Тебе, наверное, ни к чему.

(из к/фильма «О бедном гусаре замолвите слово»).

И повторю в очередной (не знаю, какой раз). При отпуске в эксплуатацию такого малоценного не одноразового актива списывается только его стоимость!!!

Сам этот актив будет продолжать использоваться еще не один месяц, а то еще и не один год!

А списан он будет тогда и только тогда, когда придет в негодность, и его использование уже не будет приносить пользу организации.

Поэтому, считаю, бухгалтерия должна озаботиться контролем за сохранностью и движением такого имущества. И, если вспомнить те старые добрые времена, когда деревья были большими, трава зеленее, а колбаса (но вот с этим не могу полностью согласиться) делалась из настоящего мяса, то схема документооборота была примерно следующей.

Поступающее имущество, до передачи его непосредственно работникам, которые и будут его использовать (применять), должен где-то храниться.

В организации с хорошо налаженной системой «внутреннего обеспечения» обычно назначается сотрудник (ранее он именовался завхозом, ну а сейчас в ходу более креативные должности – типа, офис-менеджер и т. д.), который отвечает за весь этот инвентарь – за сохранность, своевременную замену, ремонт, списание и пр.

Выдача его конкретному сотруднику должна быть оформлена соответствующим первичным документом.

За образец, считаю, можно взять Карточку учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, форма которой (№ МБ-2) была утверждена постановлением Госкомстата от 30.10.97 № 71а.

Получивший инструмент (инвентарь) сотрудник подтверждает это свой подписью, после чего становится ответственным за его эксплуатацию и сохранность.

Когда сведения о первой выдаче инвентаря в эксплуатацию поступят в бухгалтерию, то последняя и спишет их стоимость на затраты (расходы). Вот это и должно быть отражено записями:

  • Дебет счета 23 (25, 26, 44) Кредит счета 10.09 (или 21).

Выданный сотруднику в пользование инвентарь (инструмент), в зависимости от его ценности (стоимости) и других свойств, может быть как подлежащим обязательному возврату после минования в нем надобности, так и безвозвратным.

Например, настольный канцелярский набор (органайзер) стоимостью 300-600 руб., выдается офисному сотруднику при начале его работы, а затем, допустим, раз в год (или чаще, или реже). И входящие в его состав степлеры, ножницы, линейки и пр. имеют тенденцию теряться, ломаться, заигрываться коллегами и т. д.

И только очень экономный начальник (или завхоз) потребует от увольняющегося сотрудника сдать назад на склад полученные им год назад под роспись подставку под канцтовары темно-синего цвета (1 шт.), ножницы (1 шт.), линейку пластмассовую длиной 25 см. (1 шт.) и т. д.

Хотя такие «хомяки» мне в свое время тоже встречались.

А вот если сотрудник при увольнении ничего не сможет ответить на вопрос, куда подевались выданные ему год назад стол, ноутбук и два стула для посетителей, то тут уже можно поговорить и о возмещении им нанесенного организации ущерба. И дело будет даже не в цене, а в принципе – ибо негоже казенное имущество разбазаривать.

После возврата исправного инструмента (инвентаря) завхозу (кладовщику, офис-менеджеру) тот подтверждает это своей подписью в МБ-2.

Последующее движение этого имущества в регистрах бухгалтерского учета уже не отражается.

В случае поломки инвентаря или инструмента сам работник не имеет права его выбросить и потребовать себе новый (исключая уж совсем что-то копеечное, типа той же самой линейки пластмассовой длиной 25 см.), а должен сдать его назад.

Оформление этой сдачи также должно быть оформлено соответствующим первичным документом, за образец которого можно порекомендовать Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов по форме МБ-4.

В правильном и своевременном оформлении такого документа в первую очередь должен быть заинтересован хомяк-завхоз, чтобы потом не объяснять руководству, куда подевались 18 стульев и 4 письменных стола, относительно недавно (полгода-год) приобретенные.

Если ремонт поломанного инвентаря обойдется дешевле, чем приобретение нового, то, может быть, целесообразно таковой произвести.

Затраты на проведение ремонта (что самостоятельно, что силами привлеченных специалистов) относятся на расходы организации.

Мелкий ремонт, произведенный силами местных умельцев, чаще всего какими-то первичными документами не оформляется. На зачистку окислившегося контакта в настольной лампе или там, на закрепление расшатавшейся петли в дверце шкафа уйдет гораздо меньше времени, чем на оформление акта выполненных работ по этому поводу.

Более серьезный ремонт, тем более, что если его проводит официально приглашенный со стороны специалист, должен быть документально оформлен.

Расходы на него бухгалтерия списывает на затраты (расходы) записями:

  • Дебет счета 23 (25, 26, 44) Кредит счета 60.01;

  • Дебет счета 19 Кредит счета 60.01;

  • Дебет счета 68.02 Кредит счета 19.

Если инвентарь ремонту не подлежит, то его удобнее будет его будет утилизировать (выбросить, оставив пригодные к использованию детали), чем занимать им место.

Утилизация инвентаря также должна быть оформлена составлением первичного документа.

За образец такового можно взять Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов по форме МБ-8.

Он составляется комиссией в одном экземпляре. После сдачи списанных предметов в кладовую для утиля акт с распиской кладовщика (материально-ответственного лица) сдается в бухгалтерию.

Пригодный к использованию инвентарь, нужда в котором миновала, никто не запрещает продать (другой организации, своим сотрудникам и пр.).

При этом хотелось бы обратить внимание, что любая цена, по которой его согласятся купить, должна быть признана рыночной.

Ведь навряд ли где-то можно найти информацию о справедливой стоимости бывшей в употреблении мебели трех-пяти летней давности, электроинструмента (также далеко не нового) и пр.

Стоимость продаваемого инвентаря (как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли) равна нулю.

Следовательно, вся сумма, за которую его удалось продать (точнее, за которую кто-то согласился его купить) признается прочими доходами в бухгалтерском учете и доходами от реализации для целей налогообложения.

Продажу инвентаря, считаю, оптимально оформить составление накладной на отпуск материалов на сторону по форме М-15.

Эта накладная также послужит основанием и для списания проданного имущества с подотчета соответствующего материально-ответственного лица.

Продажа инвентаря в учете подлежит отражению записями:

  • Дебет счета 62 Кредит счета 91.01 – отражена продажа инвентаря;

  • Дебет счета 91.02 Кредит счета 68.02 – отражена сумма НДС по проданному инвентарю.

Кстати, на ум пришла схема обеспечения руководства (и приближенных к оному) мебелью и другими нужными вещами.

Организация закупает потребную мебель, холодильники, и пр.

Стоимость его списывается на расходы. При этом сама мебель в организацию даже и не завозится, а сразу везется... ну, куда надо, туда и везется.

Через месяц-полтора-два она продается (уже как бывшая в употреблении) теще директора, брату (или племяннице) главного бухгалтера, или еще какому-то близкому и надежному родственнику.

Правда, при этом надо будет пробить чек, то есть иметь кассу, но это уже другая проблема.

⭐️Управленческая отчетность. PnL, Отчет о прибылях и убытках

Что я получу, если смешаю корень златоцветника и настойку полыни? А если буду использовать PnL для управления бизнесом? Ответ на первый вопрос мы все прекрасно знаем. А на второй? Давайте разбираться вместе. Поехали!

⭐️Управленческая отчетность. PnL, Отчет о прибылях и убытках
4

Начать дискуссию

Нюансы скрытого поиска работы: стоит ли игра свеч?

Давайте поговорим о теме, которая, возможно, касается многих из нас, но о которой редко говорят вслух.

Нюансы скрытого поиска работы: стоит ли игра свеч?
1

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Минстрой назвал один из эффективнейших механизмов господдержки

Заместитель министра строительства и ЖКХ Вадим Васильев заявил, что свободная экономическая зона стала одним из наиболее эффективных механизмов государственной поддержки, направленной на перезапуск реального сектора экономики ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.

Ставка НДФЛ для больших доходов должна быть до 25%, считает Миронов

Фракция Госдумы «Справедливая Россия — За правду» в лице Сергея Миронова представила свои предложения по ставке НДФЛ и НДС в рамках совершенствования налогового законодательства.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Силуанов: налоговые льготы для самозанятых будут сохранены

Глава Минфина заверил, что налоговые льготы и преференции для самозанятых сохранят.

Банки будут напрямую взаимодействовать с ФНС

ФНС будет без участия ЦБ присылать банкам запрос на блокировку операций по счетам клиентов.

Сколько стоит бухгалтер и во сколько он себя оценивает? 💃«Ночной бухгалтер» № 1688

Бухгалтеры часто не знают, во сколько оценить свои услуги и дешевят с прайсом. А еще взваливают на себя непосильную работу, которую потом и нести тяжело, и бросить жалко. А вы так делаете?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Курортный сбор может стать туристическим налогом

Минфин России рассматривает возможность преобразования курортного сбора в туристический налог.

Для Дальнего Востока расширили льготу по страховым взносам

Ранее правительство ввело налоговые и таможенные льготы, чтобы повысить привлекательность условий для проектов, которые реализуют инвесторы на территориях опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток.

НДС

В Совете Федерации предложили отменить НДС для производителей стройматериалов и мебели

К эксперименту с освобождением от НДС планируют подключить компании и ИП, которые занимаются производством мебели и стройматериалов. Пока что такая льгота есть у предприятий общепита.

Правовые последствия совершения корпоративной сделки с лицом из недружественного государства без получения разрешения подкомиссии

Что будет, если совершить сделку с акциями и долями в российской компании с лицом из недружественного государства без разрешения подкомиссии.

⚡️ Итоги дня: мошенники покупают неактивные номера и получают доступ к Госуслугам, в Китае создали смартфон, который не боится кипятка

Подготовили обзор главных событий дня — 23 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Путин разрешил компенсировать ущерб за счет американских активов

Президент дал возможность пострадавшим обращаться в суд, если власти США необоснованно лишили их прав на имущество.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Дебиторская задолженность

Может ли ИФНС арестовывать дебиторскую задолженность

Суды не могут прийти к общей позиции по поводу того, может ли налоговая служба арестовать имеющуюся дебиторскую задолженность. Разберем, как сложилась судебная практика и на какие нормы ориентироваться налогоплательщикам.

Может ли ИФНС арестовывать дебиторскую задолженность

Как сформировать модель оценки комплаенс-рисков

Финансовые и коммерческие организации сталкиваются с жесткими требованиями, в том числе по антиотмывочному закону. Чтобы работать без претензий, надо следить за изменениями в законодательстве, конъюнктуре рынка и структуре клиентской базы.

Новости ФНС

Налоговики РФ и Белоруссии приняли документы о двустороннем сотрудничестве

Ведомства будут совместно улучшать систему администрирования косвенных налогов, а также внедрять электронный документооборот в торговле между РФ и Белоруссией.

🔥Пост на прокачку! В Трибуне теперь можно прокачивать свои статьи

На «Клерке» вышел новый релиз. Наша команда добавила супер опцию для пользователей Трибуну — платное продвижение постов. Расскажем, как это будет работать. Ставьте лайк и забирайте в закладки!

🔥Пост на прокачку! В Трибуне теперь можно прокачивать свои статьи

Как увеличить охват своего блога на Клерке

Если вы хотите продвинуть свой материал в Трибуне, то теперь это легко сделать.

Как увеличить охват своего блога на Клерке

Как главному бухгалтеру управлять коллективом? 5 шагов для роста бизнеса

В круговороте поступающих задач и документов управлять командой, не делая работу за всех, и при этом улучшая показатели, — нелегко, но вполне возможно. Новоиспеченные руководители часто сталкиваются со сложностями, не до конца понимая свои обязанности в новой роли, однако есть несколько рекомендаций, как плавно отойти от операционки и начать эффективно управлять коллективом.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Как считать отпускные в 2024 году

Многие сотрудники отгуляли положенный отпуск еще весной, большинство в мае, когда была возможность взять от отдыха все — и праздничные, и отпускные. Однако самый главный сезон отпусков еще впереди. Рассказываем, как в режиме завала правильно рассчитать отпускные каждому сотруднику.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Мошенники обходят скоринговые системы банков, используя подставные цифровые личности

Мошенники на базе паспортов умерших людей способны создать цифровой профиль подставного лица для отмывания денег. К этому нужно быть готовым специалистам по скорингу и комплаенсу. Злоумышленникам хватает зачастую ФИО и номера телефона, чтобы похитить деньги.