ЭДО в кадровом учете

Как перейти на кадровый документооборот в электронном виде: пошаговая инструкция

Окупаемость проектов по переходу на электронный кадровый документооборот (КЭДО) составляет в среднем один или два года. Во многом это происходит благодаря тому, что затраты на взаимодействие с документами снижаются на 40%. Как перейти на КЭДО оперативно, преодолев возможные препятствия? Своей экспертизой делятся Михаил Данилов и Константин Герман (ГК «Ланит»).
Как перейти на кадровый документооборот в электронном виде: пошаговая инструкция
Иллюстрация: LANIT Document Management

Электронный документооборот в том или ином виде активно используется в большей части российских компаний. Многие понимают очевидные преимущества этой системы, а о ее эффективности говорит статистика.

Подсчитано, что только за один год российские компании тратят на ведение бумажного документооборота 3,5 трлн рублей, а на создание, хранение и обработку документов в таком формате на каждом предприятии тратится 65 часов в месяц — то есть, порядка семи рабочих дней.

В то же время, внедрение электронного документооборота полностью исключает такую статью расходов, как закупкуа бумаги, доставку документов, их печать. Временные затраты на работу с документами, если они переведены «в цифру», сокращаются на 80%. Присоединение к соглашению об упрощении процедур безбумажной торговли ЭСКАТО ООН способствует сокращению издержек при трансграничной торговле на 25%.

Очевидно, что система электронного кадрового документооборота в компании — важный и перспективный шаг в сторону повышения эффективности работы. Однако на этом этапе, чаще всего, возникают препятствия и сложности, в том числе, при планировании.

Законодательство в России меняется, действительно эффективных и удобных систем кадрового электронного документооборота на рынке не так много, а опыт внедрения таких решений пока еще не накоплен в нужном объеме. Решиться на внедрение будет проще, если разделить предстоящий процесс на несколько логичных этапов — шагов.

Первый шагревизия документов

На этом этапе необходимо оценить виды документов, которые используются в кадровом делопроизводстве, а также их количество. Действовать можно следующим образом:

  • Подготовить список тех документов, которые создаются и используются в компании.

  • Подробно описать жизненный цикл, который проходят разные документы, зафиксировать бизнес-процессы, в которых они принимают участие.

  • Определить объем документов, которые находятся в архиве на хранении, оценить их прирост, ориентируясь на планы развития компании и уже используемые практики.

Второй шаганализ ЛНА (локально-нормативных актов)

Российские законы дают возможность перевода кадрового делопроизводства «в цифру». Более того, создаются достаточно благоприятные условия для того, чтобы организация кадрового документооборота была оперативно переведена в соответствующий формат. В частности, уже легализована электронная подпись, составлены правила ее обращения.

Согласно закону №63-ФЗ, в России используется электронная подпись трех видов: простая, квалифицированная и неквалифицированная.

Квалифицированная ЭП используется в рамках взаимодействия с различными документами, в то же время, она считается наиболее дорогой. Так, для получения ЭП этого вида необходимо обращаться в специализированные удостоверяющие центры с аккредитацией. 

Неквалифицированная ЭП, равно как и простая электронная подпись, в кадровом электронном документообороте используется для работы с большим количеством документов. Их использование предполагает тщательное планирование, а также формирование внутри компании локальных нормативных актов.

Так, для учета рабочего времени, графика отпусков сотрудников подойдет простая ЭП, тогда как для локальных нормативных актов необходимо использовать неквалифицированную или квалифицированную ЭП. Ряд документов, например, трудовые договоры, если они переведены «в цифру», можно подписывать только квалифицированной ЭП.

В ТК нет прямых запретов на подписание трудовых договоров «в цифре», однако в нем нет и указаний на соответствующую возможность. Российский работодатель имеет возможность решать самостоятельно, переводить трудовые договоры в электронный вид или взаимодействовать с ними в бумажном формате.

Что касается сотрудников, работающих дистанционно, то взаимодействие с ними может быть обеспечено в рамках электронного документооборота. Подписывать документы в этом случае можно и неквалифицированной, и квалифицированной электронной подписью.

Несколько советов, которые помогут сделать КЭДО более доступным, а также оптимизировать расходы:

  • Формирование списков уже имеющихся ЛНА в сегменте кадрового делопроизводства.

  • Оценка возможности применения для КЭДО перечисленных ЛНА.

  • Выявление сложностей в вопросах регулирования.

  • Разработка соглашений и других документов, которые будут регламентировать порядок оформления электронной подписи и ее использования, работы с документами в цифровом виде.

Третий шаг — разработка и создание целевой модели, по которой будет строиться взаимодействие с сотрудниками

На этапе разработки так называемой архитектуры КЭДО важно определиться, как именно будет осуществляться доступ к ней со стороны как будущих, так и уже работающих в компании сотрудников, специалистов по кадрам.

Подходы могут быть разными — начиная с доступа к системе КЭДО в ограниченном режиме, в том числе, исключительно с территории размещения компании, до удаленной работы с доступом откуда угодно.

Какой подход выбрать — зависит как от политики компании, так и от ее штата. Учитывается и распределение подразделений, реальная необходимость в найме удаленных сотрудников, другие факторы. С учетом ситуации можно разработать свою собственную систему, приобрести готовое SaaS-решение или использовать несколько подходов одновременно, если это будет соответствовать конкретной целевой модели.

Четвертый шаг — выбор формата хранения документов различного типа

Хранение кадровых документов может осуществляться либо вне компании, либо внутри нее, на ее собственных серверах.

Хранение вне организации удобно тем, что позволяет экономить временные и финансовые ресурсы, однако имеет и свои недостатки — например, сложности с обеспечением доступа к документам в непрерывном режиме.

Согласно закону, ряд документов необходимо хранить на протяжении 75 лет. Стоит ли говорить, что за такой внушительный срок поставщик определенных услуг с высокой долей вероятности сменится.

Пятый шаг — формирование требований к цифровым системам, обеспечивающим функционирование КЭДО

IT-инфраструктуру, которая уже есть в компании, следует тщательно изучить, определить несоответствия требованиям, предполагаемым целевой моделью КЭДО.

Список вопросов, которые помогут составить перечень таких требований:

  • Можно ли с учетом существующей инфраструктуры обеспечить хранение требуемых объемов данных, соблюдая при этом законы?

  • Насколько эффективны используемые каналы связи и можно ли с их помощью организовать доступ к КЭДО?

  • Нужны ли доработки систем электронного документооборота и учетных систем для того, чтобы внедрить КЭДО?

  • Потребуются ли дополнительные затраты, если появится план по масштабированию компонентов IT-инфраструктуры?

Ответив на перечисленные вопросы, можно будет с высокой точностью оценить затраты на внедрение электронного кадрового документооборота, а также спрогнозировать сроки внесения дополнений в уже используемую инфраструктуру. Кроме того, можно будет составить и перечень требований к готовому решению, и сделать это так, чтобы не выйти за рамки бюджета, выделенного на доработку IT-системы, и за рамки срока, отведенного на реализацию КЭДО.

Шестой шаг — выбор подходящего решения, платформы, и, собственно, внедрение КЭДО

В разных компаниях вопросы, связанные с выбором поставщика, могут регулироваться индивидуально. Однако стоит отметить, что КЭДО — тот цифровой продукт, внедрять который можно поэтапно. В частности, можно переводить в электронный вид сначала документы одного типа, затем — другого.

Кадровый электронный документооборот в России — сфера, которую регулирует государство. На участников рынка это создает определенную нагрузку, но это не должно быть препятствием для внедрения системы.

Плюсов в любом случае будет больше, чем минусов, и они окажутся более существенными и значимыми. Вот лишь некоторые из них:

  • Сокращение затрат на кадровое делопроизводство в бумаге примерно на 40%.

  • Переход на удаленный формат работы, включающий, в том числе, и трудоустройство новых сотрудников.

  • Экономия времени сотрудников компании в рамках взаимодействия со специалистами по кадрам и снижение нагрузки на кадровые службы.

  • Исключение необходимости тратить время на подписание документов в бумажной версии для руководителей.

  • Повышение уровня доступности используемых в работе документов, а также ведения документооборота в кадровой сфере.

  • Повышение привлекательности HR-бренда компании, в том числе, для молодых специалистов.

Препятствием на пути к внедрению КЭДО в компании часто становится недостаточно высокий уровень IT-грамотности и цифровая «незрелость».

Потенциальные пользователи могут оказаться не готовы к переходу на цифровую систему, аналогично может быть и не готова к такому переходу и существующая IT-инфраструктура.

Кроме того, далеко не все специалисты верят в саму возможность полного отказа от использования бумажных документов — по той причине, что соответствующую практику в России пока еще нельзя назвать обширной и тем более повсеместной. В целом, не во всех отечественных компаниях вопросы кадрового взаимодействия описаны подробно, так что переход на электронный кадровый документооборот становится возможным и без обязательной доработки и систематизации уже используемых подходов.

Однако практика показывает, что при наличии желания и твердого намерения оптимизировать работу компании, все препятствия на пути к внедрению системы кадрового электронного документооборота легко и безболезненно преодолеваются.

Преодоление барьеров на пути к внедрению КЭДО во многом зависит от того, насколько понятной и удобной для пользователей будет сама система. Пример продукта, с которого можно и нужно начинать знакомство с электронным документооборотом — LDM.КЭДО, решение для автоматизации кадровых процессов внутри производственной компании.

Система размещается на серверах заказчика — это гарантирует безопасность данных и возможность доступа к ним буквально в любой момент. Внедрение LDM.КЭДО позволяет сотрудникам предприятий подписывать кадровые документы с компьютеров, мобильных телефонов или в киосках самообслуживания.

Готовые шаблоны ЛНА для перехода на КЭДО бесплатно!

Забирайте готовые шаблоны документов, которые нужно оформить

Не тратьте время на разработку документов «с нуля»

Заполните форму, вышлем готовые шаблоны на e-mail:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «ЛАНИТ-ТЕХНОЛОГИИ», ИНН 7717152779, erid: LjN8KDiHu

Дневник продакта. Зачем нужна подписка Клерк.Премиум и сколько денег она экономит

Платная часть Клерка содержит кучу полезного контента. Пытаюсь разобраться в составе подписки и сценариях ее использования. Это не рекламы пост, а что-то вроде экзамена на понимание продукта. Обычно такие статьи мало кто читает, но мне будет интересно вернуться к ней через год и посмотреть что изменилось.

Дневник продакта. Зачем нужна подписка Клерк.Премиум и сколько денег она экономит
99

Начать дискуссию

В России будет создана система ценовых рыночных индикаторов

Дмитрий Григоренко провел рабочую встречу с руководителем ФАС Максимом Шаскольским.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Какие документы нужны для оформления командировки

При направлении сотрудника в командировку надо оформить приказ и выдать деньги под отчет.

НДФЛ

💌 Налоговое резидентство будут определять автоматически. Мнение налогового эксперта: уклоняющихся станет неминуемо больше

ФНС собирается в 2025 году автоматически определять статус налогового резидента. Новая система может войти в состав АИС «Налог-3».

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

У РФ и Белоруссии будет общий финансовый рынок и согласованная налоговая политика

Утверждены планы мероприятий по исполнению Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства между Россией и Белоруссией на 2024–2026 годы.

Коды ОКВЭД

Как выбрать ОКВЭД для бизнеса в 2024 году

Что нужно знать про ОКВЭД бизнесу, ИП и самозанятым. Как выбрать, изменить или убрать коды в 2024 году.

Как выбрать ОКВЭД для бизнеса в 2024 году
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Следственный комитет начал уголовное дело из-за недостоверного заявления о банкротстве СБП Биржи

Дело завели по факту манипулирования на торгах акциями. За все время по этой статье суды разобрали меньше 10 уголовных дел.

❌Конец нефтедоллара: Саудовская Аравия разрывает соглашение с США

Саудовская Аравия отказалась продлевать соглашение с США «нефть в обмен на доллары» от 1974 года, что означает потенциальный конец нефтедолларовой эры. Это знаковое решение знаменует потенциальный конец эры нефтедолларов — финансовой системы, которая на протяжении пяти десятилетий в значительной степени определяла мировую экономику и геополитику.

❌Конец нефтедоллара: Саудовская Аравия разрывает соглашение с США
Банкротство

Презумпция вины в доведении до банкротства! Слышали такое?

📌О том, что такое презумпция невиновности по уголовному делу все знают, ну или почти все. Это означает, что человек не виновен до тех пор пока его виновность не будет доказана! Данный принцип закреплены в Конституции РФ и Уголовном кодексе. А вот законодательство о банкротстве в части привлечения к субсидиарной ответственности содержит противоположный.

Производственный инвентарь: инструменты, приборы, приспособления

Все не так хорошо, как хочется, но и не так плохо, как кажется. Поговорим об учете производственного инвентаря.

Иллюстрация: freepik/freepik
1
НДС

Входящий НДС по счету-фактуре идет на вычет

Порядок отнесения входящего НДС на расходы для налога на прибыль прописан в статье 170 НК. В иных случаях брать в расходы входящий НДС нельзя.

Интервью. Удар налогового законопроекта: как защитить свои деньги?

Статьи на такие темы, как сегодняшняя, относятся к разряду экстренных. Речь идет о существенных изменениях законодательства, которые в случае принятия вступят в силу с 01.01.2025 и затронут всех россиян.

Интервью. Удар налогового законопроекта: как защитить свои деньги?
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Иностранцы начали подавать заявки на выкуп заблокированных активов

До сентября российские инвесторы обменяют свои заблокированные ценные бумаги. Лоты продадут иностранцам. Процедура новая и может затянуться.

При расчете налога на прибыль учитывают компенсацию за авто сотрудника. Но только в пределах нормы

Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в пределах норм относят к прочим расходам для целей налога на прибыль.

Инвалидность

С 1 сентября 2024 года квоты на инвалидов будем считать иначе

Правительство утвердило новые правила выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов.

Бухгалтеры

Сдать экзамены и не сойти с ума. Советы бухгалтерам-родителям

Стремительно приближается период волнений, тревог, ожиданий — период стресса как для выпускников, так и для их родителей. Избежать стресса невозможно, но можно ли извлечь из него пользу? Как — рассказывает бухгалтерам клинический психолог DocDeti Наталья Медведева.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Медицина

Эмоция-эмоция, я тебя съем! Почему мы заедаем эмоции?

Еда — быстрый, простой и доступный способ отвлечься и поднять настроение (себе или близким). Почему мы заедаем эмоции и к чему это может привести, рассказывает бухгалтерам врач клиники.

С 2025 года список профессиональных заболеваний станет больше

Злокачественные новообразования признают профессиональным заболеванием. Минздрав определил 43 фактора на производстве, которые способны вызвать онкологию.

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию

Стал известен прожиточный минимум на 2025 год

17,7 тыс. рублей – прожиточный минимум на душу населения с 01.01.2025.

Интересные материалы

Кадры

Люди — это новая нефть. Выигрывает бизнес, который сохраняет свои кадры

Человеческий труд в России становится все дороже, и работодатели сталкиваются не только с ростом расходов на ФОТ, но и на кадровую инфраструктуру в целом.

Люди — это новая нефть. Выигрывает бизнес, который сохраняет свои кадры