Банки

Эффективность управления – главное требование времени

А. Панфилов: «Современные стандарты качества управления позволили «Гарант-Инвесту» доказать свою стрессоустойчивость»

А. Панфилов: «Современные стандарты качества управления позволили «Гарант-Инвесту» доказать свою стрессоустойчивость»

Банк «Гарант-Инвест» можно считать рекордсменом: за 16 лет деятельности он трижды становился лауреатом Национальной банковской премии: в 2005, 2008 и 2009 годах. При этом каждый раз - в разных номинациях: «За достижения в инвестиционной деятельности и развитии рынка недвижимости», «Социально ответственный банк» и «За внедрение современных технологий управления». Председатель совета директоров «Гарант-Инвест» Алексей Панфилов считает это закономерным: для одноименного банка инвестиционная деятельность, социальная ответственность и современные технологии управления - это три опоры, три кита, на которых строится его работа. О том, чего уже удалось достичь, и о планах банка «Гарант-Инвест» на будущее он рассказал в интервью НБЖ.

НБЖ: Когда говорят о передовых технологиях и стандартах управления, первое, что приходит на ум непосвященному человеку, - это автоматизация, ИТ-обеспечение и т. д. «Гарант-Инвест» был отмечен в рамках V Юбилейной Национальной банковской премии потому, что оказался наиболее «продвинутым» в этих вопросах?

А. ПАНФИЛОВ: Современный банковский бизнес, конечно, не может быть эффективным без использования передовых ИТ-технологий. Но в нашем случае, я полагаю, речь идет в целом об эффективности управления банком и, если хотите, о забытом сегодня понятии «производительность труда». Между тем как раз по этому показателю Россия сильно отстает от стран с развитой экономикой, и наши банки, к сожалению, тоже далеко не всегда уделяют этому должное внимание.

Отличие нашего банка - в том, что он за 16 лет своей деятельности разработал эффективные стандарты управления. Благодаря применению их на практике мы видим, насколько эффективным является финансовое управление -вплоть до того, что мы знаем, куда вложен каждый рубль, какова отдача от его вложения, каковы риски его инвестирования и т. д. Повторюсь: не каждый крупный банк способен дать исчерпывающие ответы на эти вопросы. А «Гарант-Инвест» живет по принципам ры-ночно-плановой экономики.

НБЖ: Интересный термин: плановую экономику принято считать порождением социализма, а не рынка. А крупный банк, наверное, не может оценить с точностью до рубля эффективность вложений, потому что оперирует миллиардами…

А. ПАНФИЛОВ: Мне термин «рыночно-плановая экономика» кажется очень удачным. Рынок как раз и требует четкого планирования всех действий, выработки тех самых стандартов, о которых я говорил выше. А что касается ваших слов о крупных банках, то их проблемы - не в количестве средств под управлением, а в качестве самого управления. Управление должно быть комплексным, поэтому выработанные нами стандарты охватывают всю деятельность банка - и оценку рисков, и качество обслуживания, и выбор клиентов, и диверсификацию клиентской базы. Последнее принципиально важно, и нынешний кризис это продемонстрировал. Все мы помним, что были банки, упавшие из-за того, что их бизнес был «завязан» на одном крупном клиенте. Мы такие вещи не допускали, поэтому пережили кризис достаточно спокойно и даже существенно прибавили в этом году - и по клиентской базе, и по ключевым финансовым показателям.

НБЖ: То есть фактически применение эффективных стандартов управления сделало банк стрессоустойчивым.

А. ПАНФИЛОВ: Совершенно верно. Не спорю, на рынке много банков, которые покажут по итогам года большую прибыль, чем мы. Но «Гарант-Инвест», например, за все время кризиса сократил всего четырех человек -это тоже о многом говорит. Вспомните, какие массовые увольнения провели другие участники рынка! Это значит, что банки были раздутыми с точки зрения штатов. А мы, как я уже говорил, очень четко оценивали эффективность работы каждого подразделения, понимали, сколько человек необходимо для совершения тех или иных операций, развития тех или иных направлений деятельности банка.

НБЖ: Но чтобы производить подобные оценки, тоже нужен персонал, причем высококвалифицированный.

А. ПАНФИЛОВ: Не такой большой, как вы, наверное, думаете. Во всяком случае, штат аналитиков здесь не требуется. Есть система внутренних показателей, она автоматизирована, работает уже несколько лет.

НБЖ: Но кризисный 2009 год, который как раз заканчивается, заставил вас что-то поменять в ваших стандартах управления?

А. ПАНФИЛОВ: Конечно. Разработанные нами стандарты эффективны, но я никогда не скажу, что они идеальны. Мы в январе 2009 года действительно внесли изменения в систему управления, во внутренние нормативные документы банка. И сделали это не только во исполнение требований регулятора рынка, но и потому, что возникла такая необходимость. При этом мы постарались так перестроить свою работу, чтобы доля времени, которую мы тратим на внешний мир, на выстраивание отношений с клиентами, стала больше. А доля внутренней «бюрократии» -время, затраченное на составление внутренней отчетности, заполнение не всегда нужных формуляров, - меньше.

НБЖ: То есть сам процесс выстраивания отношений с клиентами подвергся изменениям под влиянием кризиса?

А. ПАНФИЛОВ: Конечно. Мы, например, стали более внимательными при проверке репутации клиента и при проверке его операций. Особое внимание стали уделять именно репутации. Насколько мне известно, ряд банков как раз пошел иным путем: они уменьшили «фильтры» при отборе клиентов, стали смотреть сквозь пальцы на прецеденты, когда источник состояния клиента не является «прозрачным» или операции, которые он запрашивает, сомнительны. Мы - противоположность этому подходу, мы «фильтры» как раз увеличили.

НБЖ: К оттоку наиболее состоятельных клиентов это не привело?

А. ПАНФИЛОВ: Нет. Кто-то, конечно, оказался «отсеянным», некоторым потенциальным клиентам мы дали понять, что не стоит приходить к нам с деньгами непонятного происхождения. Но при этом к нам в течение 2009 года пришло достаточно много состоятельных клиентов, которые легально владеют крупными суммами. Это, кстати, говоря, очень показательно. Мы предъявляем высокие требования к репутации клиентов, а клиенты выбирают «Гарант-Инвест», ориентируясь на нашу хорошую репутацию, а не только на доходность наших вкладов. Потому что, честно скажу, ставки по вкладам на рынке можно найти и выше, мы ни разу за весь 2009 год не поднимали их выше 14,5% годовых в рублях. Даже по специальным программам для VIP-клиентов.

НБЖ: 14,5% - действительно весьма умеренный показатель.

А. ПАНФИЛОВ: Да. Ни 16%, ни 17%, ни тем более 18% у нас ни разу не было. Тем не менее за год прирост вкладов физлиц составил почти 1 млрд руб. И это при том, конечно, что кто-то забирал свои средства, но этот отток, как вы видите, был с лихвой компенсирован.

Секрет успеха прост: нам верят, потому что знают: «Гарант-Инвест» -это банк, который существует уже 16 лет, он без потерь пережил все кризисы, с которыми российская банковская система столкнулась в этот период. Он никогда не подводил своих клиентов и всегда отличался очень высоким уровнем обслуживания.

НБЖ: А этот высокий уровень тоже, вероятно, возник в результате разработки и применения определенных стандартов?

А. ПАНФИЛОВ: Да. Мы, кстати, придаем стандартам качества услуг огромное значение в нашей деятельности. «Гарант-Инвест» - средний по размеру банк, мы не можем конкурировать с «гигантами» рынка по величине клиентской базы, по валюте баланса и т. д. Но мы можем и должны опережать их, с точки зрения качества обслуживания клиентов, с точки зрения эффективности ведения бизнеса и с точки зрения производительности труда. Если позволительно прибегнуть к такому сравнению, мы должны быть похожи на пятизвездочный отель. Он может быть небольшим, особенно по сравнению со стоящим рядом огромным трехзвездочным отелем. Но качество обслуживания в «пяти звездах» должно быть несопоставимым. И тогда он, несмотря на свои скромные размеры, будет всегда востребован, и люди будут постоянно останавливаться в нем.

Начать дискуссию

72% персональных данных населения утекли в сеть

Чаще всего хакеры атакуют компании из сферы ретейла, а также финансовые организации. Их интересуют пароли пользователей, которые обращаются к интернет-сервисам за финансовыми услугами.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

МВД планирует ужесточить миграционные нормы. Привлекать иностранных сотрудников может стать сложнее

Правительство планирует ужесточить миграционные меры пребывания иностранных граждан в России.

МВД планирует ужесточить миграционные нормы. Привлекать иностранных сотрудников может стать сложнее

Подозрительных операций с корпоративными банковскими картами стало меньше

Росфинмониторинг в прошлом году провел больше 5 тысяч расследований в кредитно-финансовой сфере.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с НДФЛ

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

Изменят расчет НДФЛ по процентам от вкладов. Минимальный срок владения для продажи квартир будут считать по-новому для перепланировки и покупки за маткапитал.

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ
1

💥Обзор новостей: московскому метро 89 лет, во Франции записывают овец в школы, люди, склонные к аллергии, умнее остальных

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Для бизнеса с парфюмерией и косметикой введут новые обязанности

Чтобы пресечь нелегальный оборот алкоголя, предпринимателей обяжут маркировать косметику, парфюмерию и бытовую химию с содержанием спирта свыше 10% от объема. Также им придется отчитываться о продажах и объемах производства.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как кредитору понять, что арбитражник работает на должника?

Поделюсь своими критериями как без труда определить купил ли должник арбитражника или нет. Если арбитражник куплен, то есть получает неофициальное дополнительное финансирование от контролирующих должника лиц, то это состав преступления статья 204 УК РФ для арбитражника.

Можно ли делать выплаты самозанятому на чужую карту

Иногда возникают ситуации, когда самозанятый просит перечислять выплаты не на свою банковскую карту, а на карту третьего лица — например, жены или друга. Разбираемся, законно ли это и как правильно переводить вознаграждение в таком случае.

Можно ли делать выплаты самозанятому на чужую карту
3

Фин. уполномоченный: инвестиционное страхование жизни может оказаться экономически невыгодным

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова сообщила о неприемлемых практиках по договорам инвестиционного страхования жизни (ИСЖ).

До 17,6% на коммерческой недвижимости. Свежие облигации: Гарант-Инвест на размещении

Вот бы инвестировать в инвестиции, которые нужны инвесторам для инвестиций. А если это ещё и бетон, вдвойне супер. А если бетон не простой, а коммерческий? ФПК Гарант-Инвест снова идёт к коллегам по инвестиционному цеху за деньгами. Купон обещают классный, а полная доходность YTM может быть до 19%.

До 17,6% на коммерческой недвижимости. Свежие облигации: Гарант-Инвест на размещении
Кадры

Больше всего предложений о сезонной работе не только в южных регионах

Весной работодатели разместили более 14 тысяч различных предложений трудоустройства и вакансий с сезонной занятостью на портале «Работа России».

Критерии однодневок № 14. Высокий уровень риска

Настало время пугать новыми критериями однодневок, которые могут быть обнаружены у вашего контрагента. При наличии этих критериев категорически не рекомендуется состоять с данной фирмой в финансово-хозяйственных отношения. Во избежание случаев, когда от нее подцепляются проблемы в виде мероприятий налогового контроля.

Критерии однодневок № 14. Высокий уровень риска
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

Известен день старта продаж акций Яндекса на Мосбирже

Ценные бумаги МКПАО «Яндекс» допустят к торгам с 8 июля, а 10 июля Мосбиржа проведет делистинг акций нидерландской компании Yandex N.V.

Экономика России

Путин: планы по экономическому развитию не изменятся даже в условиях СВО

Предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) должны быть готовы в любой момент выпускать продукцию гражданского назначения.

Новостной дайджест: поддержка стартапов, снижение налогов для ИП, новая программа субсидирования, изменения в патентной системе, электронное взаимодействие с ФНС

В рамках национального проекта по поддержке предпринимательства стартовала новая инициатива для стартапов.

Проверяя декларацию по УСН, налоговики складывают банк и чеки от ОФД по безналу, а еще незаконно требуют КУДИР. 😤«Ночной бухгалтер» № 1682

Не так давно ИП закончили сдавать декларации по УСН (срок был до 25 апреля), а организации отчитались еще раньше. Теперь бухгалтеров засыпают требованиями пояснений, но у ФНС странный подход к камералке, например, они складывают и все поступления по выпискам со счетов, и суммы по чекам от ОФД на безналичный (картами) расчет.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Расчет акцизов

ФНС обновила форму декларации по акцизам на табак

Налоговая будет определять базу по акцизам на табачные изделия и жидкости для вейпов через систему маркировки.

УК РФ

Должники станут более защищены при исполнительном производстве

Минюст разработал законопроект, который предлагает наделить судебного пристава-исполнителя правом обращаться в суд с ходатайством об освобождении должника от дальнейшего отбывания обязательных работ.

Ипотека

Ставку по семейной ипотеке могут поднять до 12%

Для семей с детьми до 6 лет условия льготной ипотеки не изменятся: ставка сохранится на уровне 6% годовых. Однако для остальных Минфин планирует ужесточить условия.

Интересные материалы

Зачем IT- компаниям нужен юрист: три примера из моей практики

Я Павел Патрикеев — практикующий юрист, специализирующийся на поддержке малого и среднего ИТ-бизнеса, кратко расскажу о том, как даже одна юридическая консультация может существенно облегчить вашу жизнь, и разберу, на какие плюшки от государства могут рассчитывать IT-компании. Читайте до конца, чтобы узнать почему большинство из них не доходит до адресатов.