Банки

Новый закон о банке россии: плюсы и минусы

Первая версия закона о Банке России, принятая в декабре 1990 года, вошла в историю как документ, впервые давший ему независимость от правительства и определивший его роль как главного звена двухуровневой банковской системы. Вторая версия закона о Центральном банке (26 апреля 1995 года) дала более четкое и подробное описание функций главного банка страны и стала шагом к усилению самостоятельности денежно-кредитной власти. По мнению многих экономистов, это был прогрессивный закон, потенциал которого до сих пор не исчерпан.

Юлия ГОЛИКОВА, к.э.н., доцент
Марина ХОХЛЕНКОВА, к.э.н.
Московская банковская школа Банка России

Первая версия закона о Банке России, принятая в декабре 1990 года, вошла в историю как документ, впервые давший ему независимость от правительства и определивший его роль как главного звена двухуровневой банковской системы.

Вторая версия закона о Центральном банке (26 апреля 1995 года) дала более четкое и подробное описание функций главного банка страны и стала шагом к усилению самостоятельности денежно-кредитной власти. По мнению многих экономистов, это был прогрессивный закон, потенциал которого до сих пор не исчерпан.

Однако в законе 1995 года не был четко определен статус Банка России, что послужило одной из причин внесения в Госдуму поправок в этот документ. Другая причина, на наш взгляд, заключается в том, что независимость Банка России стала «раздражающим» фактором для тех представителей власти, кого больше устраивала ситуация, когда Госбанк СССР был подчинен правительству и не мог принимать самостоятельных решений. Такую позицию провоцировала и непрозрачность некоторых сфер его деятельности.

Новый закон о Банке России призван исправить недочеты прошлых версий и обеспечить дальнейшее развитие банковской системы. Достигнута ли эта цель?

О статусе

Отдельные изменения, внесенные в закон, не решили главной проблемы — однозначное определение статуса Банка России по-прежнему отсутствует, что осложняет функционирование как самого ЦБ, так и всей денежно-кредитной системы.

Дискуссия о статусе Банка России, длящаяся несколько лет, имеет объективные корни — двойственную природу Центробанка. С одной стороны, это орган государственного регулирования в денежно-кредитной сфере, с другой — такое регулирование невозможно без использования рыночных методов, что предполагает осуществление коммерческой деятельности (операции на открытом рынке, рефинансирование кредитных организаций, управление золотовалютными резервами и др.).

По закону Банк России имеет статус юридического лица, и некоторые авторы на этом основании полагают, что он — коммерческая организация, другие считают его организацией некоммерческой. И та, и другая позиции подтверждены нормами закона о Центральном банке. Статья 2 принятого в июле 2002 г. закона возлагает на Банк России обязанность осуществлять расходы за счет собственных доходов, а значит, заниматься деятельностью, направленной на извлечение прибыли. Но статья 3 утверждает, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России, и относит его к некоммерческим организациям.

Что касается точки зрения на ЦБ как государственное учреждение, то такой взгляд не находит подтверждения в гражданском законодательстве, поскольку Банк России по многим пунктам не соответствует установленным ГК РФ признакам учреждения.

Поскольку ни Гражданский кодекс, ни Конституция РФ не содержат четкого определения статуса Банка России, необходимость внесения поправок, которые закрепили бы его особый (двойственный) статус, сохраняется.

О функциях

Перечень функций Банка России расширен с 14 до 19 пунктов: добавлены обслуживание бюджетных счетов, управление золотовалютными резервами Банка России, установление официальных курсов иностранных валют, определение порядка расчетов и регламентации деятельности валютных бирж.

Но как в старой, так и в новой версиях нет научно обоснованного толкования функций. В статье 4 поименованы действия, которые Банк России уполномочен осуществлять для достижения поставленных перед ним целей (они-то и названы функциями). Но вряд ли можно назвать функциями установление и публикацию официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю или порядка деятельности валютных бирж. Исходя из отечественного и зарубежного опыта, функции центральных банков по их экономическому содержанию можно свести к следующему:

  • Осуществление денежно-кредитной политики.
  • Монопольная эмиссия наличных денег.
  • Организация системы платежей и расчетов.
  • Рефинансирование.
  • Банковское регулирование и банковский надзор.
  • Осуществление валютной политики, валютного регулирования и контроля.
  • Выполнение функции финансового агента правительства.
  • Макроэкономический анализ и прогнозирование.

Об управлении Банком России

Согласно новой редакции закона значительная часть функций Совета директоров и полномочий Госдумы по контролю за деятельностью ЦБ перешла к Национальному банковскому совету. Основная дискуссия развернулась вокруг перераспределения полномочий между НБС и Советом директоров, ибо по новому закону последний уже не является высшим управляющим органом ЦБ, а осуществляет лишь оперативное управление и подотчетен Национальному банковскому совету. Стратегические же вопросы решаются НБС, хотя в законе он и не назван управляющим органом ЦБ.

По законам менеджмента такая ситуация ведет к конфликту интересов и в итоге — неэффективному управлению Банком России. Особые опасения вызывает то, что ответственность за деятельность Центробанка по-прежнему лежит на его Председателе и Совете директоров, а все стратегически важные решения будут приниматься Национальным банковским советом. То есть общественный контроль за деятельностью ЦБ, ранее осуществлявшийся всеми депутатами Государственной Думы, подменяется контролем группы из 12 человек.

О контроле за финансово-хозяйственной деятельностью

Ранее согласно принципу подотчетности Государственной Думе ЦБ ежегодно предоставлял ей годовую отчетность вместе с аудиторским заключением. По новому закону финансово-хозяйственную деятельность Банка России контролирует Национальный банковский совет, он же утверждает лимит расходов на содержание персонала и административно-хозяйственные нужды, назначает главного аудитора, аудиторскую фирму для проверки годовой финансовой отчетности ЦБ, решает вопросы о его участии в капиталах банков, утверждает порядок формирования провизий и распределения прибыли, правила бухгалтерского учета и отчетности и т.п.

Неясно, как столь специальные вопросы смогут решить 12 человек, зачастую не являющиеся специалистами в банковском деле? Скорее всего, чтобы вникнуть в суть проблем, понадобится штат консультантов, что приведет к росту непроизводительных расходов и возникновению новых проверяющих структур. Но иначе расширение полномочий НБС окажется просто фикцией.


О денежно-кредитной политике

Особое внимание в новой редакции закона уделено содержанию документа «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики». Изменен срок внесения их проекта в Государственную Думу — он должен представляться не позднее 26 августа, а окончательный вариант — не позднее 1 декабря, что увязывает процесс принятия Государственной Думой решения по «Основным направлениям» с бюджетным процессом.

Закон определяет более активную роль Банка России в разработке и проведении денежно-кредитной политики. «Основные направления» будут содержать параметры денежной программы, прогноз основных показателей платежного баланса на предстоящий год, сценарный прогноз развития экономики с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.

Можно говорить о возрастании функции макроэкономического анализа и прогнозирования и в целом роли ЦБ в экономике, что соответствует мировой практике.


О надзорных полномочиях

В новой версии закона уточнены надзорные полномочия ЦБ. Сократилось число обязательных нормативов, устанавливаемых ЦБ для банков, поменялись правила проведения проверок кредитных организаций, применения мер воздействия.

Положительно можно оценить поправки, расширяющие полномочия Банка России по применению к кредитным организациям различных мер воздействия (право введения запрета на реорганизацию банка, на предложение его учредителям (участникам) увеличить капитал до соответствующей нормативам величины). Но отныне весьма осложнена практика взыскания Банком России штрафов с кредитных организаций за различного рода нарушения, поскольку теперь они должны взиматься только в судебном порядке.

По нашему мнению, принятая версия закона носит «промежуточный» характер и неизбежно будет совершенствоваться. Видимо, со временем будут даны более четкие формулировки статуса Банка России, его функций, организации управления и контроля за деятельностью этого важнейшего института регулирования денежно-кредитной сферы.

Предыстория принятия новой версии закона 2002 года в дополнение к объективным причинам имеет свои существенные субъективные особенности. Во многом это — следствие достаточно острой борьбы между сторонниками независимого статуса ЦБ и теми, кто ратует за жесткий государственный контроль его деятельности.

Кроме того, трудный ход обсуждения и голосования в Государственной Думе при принятии новой версии закона очередной раз демонстрирует силу и непредсказуемость «личностного» фактора в решении важных государственных вопросов.

Начать дискуссию

Банки

Банкам запретили беспокоить наследников застрахованного должника

Кредитные организации должны самостоятельно получать страховое возмещение, а не тревожить родственников умершего должника.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
ФСБУ

Как правильно заполнять баланс по новому ФСБУ 4/2023

Бухгалтерскую отчетность за 2025 год нужно вести по новому ФСБУ 4/2023. В нем изменились бланки бухотчетов и правила их заполнения.

Малый и средний бизнес в новых регионах получит поддержку на 3,7 млрд рублей

Выделенные средства пойдут на развитие центров «Мой бизнес», а также на финансирование организаций, который выдают бизнесу льготные кредиты.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Защита персональных данных

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

В 2024 году штрафы за нарушение работы с персональными данными могут составлять до 1,5 млн руб., появились и новые составы правонарушений. Рассмотрим, как и на что обратить внимание, чтобы избежать миллионных санкций. 

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году
НДС

Минфин: есть ли пониженный НДС на замороженные булочки

Продовольственные товары облагаются НДС по пониженной ставке 10%, если они включены в перечень. В частности, там есть хлебобулочные изделия.

Товары, приобретенные на УСН, можно взять в расходы на ОСНО после их продажи

Если компания купила товар будучи на УСН, а потом перешла на ОСНО и продала этот товар, то в расходы он пойдет в момент продажи.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Оренбургские предприниматели получат отсрочку по налогам

Бизнесу, который пострадал от паводков в Оренбурге, дадут отсрочку по уплате налогов и взносов на 12 месяцев.

10 вопросов к подрядчику по воинскому учету

Ведение воинского учета включает множество нюансов, которые нужно учитывать, и при этом цена ошибки — штрафы до 500 000 рублей. Работу можно делегировать, но как не ошибиться при выборе подрядчика? Собрали 10 вопросов, которые стоит задать перед началом сотрудничества со специалистами на аутсорсе. 

10 вопросов к подрядчику по воинскому учету

Срок пребывания иностранного гражданина в России без визы: правило «90 из 180»

Иностранные граждане, въезжающие в Россию из государств, с которыми установлен безвизовый режим, могут находиться в стране не более трех месяцев в течение полугода. Чтобы официально пребывать в России без учета данного ограничения, необходимо иметь основания и соответствующие разрешительные документы.

Срок пребывания иностранного гражданина в России без визы: правило «90 из 180»

Введение Озон сервисного сбора затронуло абсолютное большинство владельцев ПВЗ

Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) проанализировала данные по сервисному сбору ПВЗ Озон за апрель 2024 года.

👔 Подняли нижнюю планку долга, при который юрлица смогут инициировать банкротство. Технических банкротств станет меньше, заверяет эксперт

Теперь в суд с заявлением о несостоятельности будет можно обращаться, если минимальная сумма требований кредиторов составляет 2 млн рублей.

1

Для каких услуг и на какие работы можно привлекать самозанятых

Закон не содержит перечня разрешенных для самозанятых сфер деятельности. Но если знать, к каким видам работы совершенно точно не следует привлекать плательщиков НПД, можно избежать пагубных последствий в виде штрафов, а то и лишения свободы. Рассказываем в деталях.

Для каких услуг и на какие работы можно привлекать самозанятых
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Общество

Создадут отдельный реестр осужденных и освободившихся

Минюст предложил утвердить порядок ведения и использования единого реестра лиц, в отношении которых применяется пробация.

Нужно ли облагать НДС обеды работников. Судебная практика

Нашла еще одно интересное дело. Некоторые работодатели кормят своих работников или оплачивают их питание. Так поступала и компания N, удерживая НДФЛ, но налоговикам этого показалось мало.

Нужно ли облагать НДС обеды работников. Судебная практика
1

Для опекунов и родителей-опекунов установлен разный размер стандартного вычета

Вычеты по НДФЛ на детей составляют 1 400 на первого и второго ребенка и 3 000 на третьего и последующих детей. Они одинаковые как для родных родителей, так и приемных и опекунов. Но с вычетом на детей инвалидов – другая история.

Поэтапное поднятие цен на бухгалтерские услуги

Продолжаем серию статей про то, как организовать работу по повышению стоимости бухгалтерских услуг.

Поэтапное поднятие цен на бухгалтерские услуги

В городах резко вырастет количество камер

Камеры для фиксации нарушений за месяц в среднем приносят бюджету от 5 млн рублей. С умных систем наблюдения приходят штрафы за нарушение поведения в городской среде.

Услуги застройщиков не облагаются НДС

Застройщики не платят НДС за услуги по договору участия в долевом строительстве, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ.

Зарплата

Работодатели стали предлагать соискателям более высокие зарплаты

На 19% больше новым сотрудникам готовы платить в компаниях Ставрополя. Предложения по размеру заработной платы выросли и в Краснодаре, Барнауле, Ростове-на-Дону и Челябинске.

Интересные материалы

Готовят новый режим налогообложения. Кому он подойдет?

Из статьи вы узнаете о решении Правительства.

Готовят новый режим налогообложения. Кому он подойдет?
13