Банки

Вы что, сговорились?

В Банки.ру обратился клиент страховой компании, который, придя за выплатой по ОСАГО к своему страховщику, автоматически стал клиентом банка, фактически оформив там кредитный договор. Банки.ру разбирался, насколько законна такая практика страховщиков и чем она может грозить клиентам.

В Банки.ру обратился клиент страховой компании, который, придя за выплатой по ОСАГО к своему страховщику, автоматически стал клиентом банка, фактически оформив там кредитный договор. Банки.ру разбирался, насколько законна такая практика страховщиков и чем она может грозить клиентам.

Навязали или предложили?

В Банки.ру написал наш читатель Сергей Андреев (имя изменено). История банальная: машина попала в ДТП, и Сергей обратился за компенсацией по ОСАГО в свою страховую компанию «Росгосстрах». При этом для выплаты возмещения Сергею выдали карту Росгосстрах Банка — с кредитным лимитом в 10 тыс. рублей, процентной ставкой 34,5% годовых на сумму задолженности и льготным периодом в 20 дней. Представитель компании пояснил клиенту, что выплата по ОСАГО придет на эту карточку.

«Я и не спорил, так как в страховой сказали, что платить за карту ничего не надо, — рассказывает Сергей. — А дома вчитался в договор, увидел, какая там процентная ставка, и несколько растерялся. Ведь, по сути, я подписал кредитный договор, в котором назван заемщиком и имею обязательства перед банком, если воспользуюсь этим кредитным лимитом. Хотя никакой кредит я брать не собирался и становиться клиентом этого банка – тоже. А вдруг я «залезу» в лимит случайно — допустим, снимая свою страховую выплату в «чужом» банкомате с комиссией? А потом на сумму этой комиссии мне начислятся проценты — довольно суровые — и я, сам того не зная, окажусь в должниках. Разве это честно?»

В пресс-службе Росгосстрах Банка корреспонденту Банки.ру пояснили, что универсальная карта клиента выдается всем клиентам «Росгосстраха» — физическим лицам при оформлении и расторжении договора страхования, а также при оформлении выплаты возмещения по страховым случаям.

«Карта активируется как дебетовая, но по ней в случае согласия клиента может быть установлен кредитный лимит по итогам проверки банка, — пояснили в пресс-службе. — Это карта мгновенного выпуска, активируется автоматически после обработки данных клиентов, как правило, на следующий рабочий день. Таким образом, можно использовать ее в качестве расчетной, для получения страхового возмещения по страховому случаю, или кредитной — по желанию клиента. В случае согласия предоставления кредитного лимита клиент подписывает анкету-заявление, где в том числе оставляет заявку на предоставление лимита. Непосредственное предоставление кредитного лимита оформляется кредитным договором, который подписывается банком и клиентом».

При этом в пресс-службе Росгосстрах Банка подчеркнули, что у клиента всегда есть право выбора: он может указать любой номер счета, открытого и в сторонней организации, для оформления страховой выплаты.

В зависимости от того, как именно реализован процесс оформления выплаты возмещения, подобная практика может быть как удобным сервисом для клиента, так и грубым нарушением прав потребителя, считает президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников.

«С одной стороны, нет ничего плохого в том, что клиенту предлагается сервис и он осознанно и добровольно его выбирает, потому что хочет и дальше пользоваться кредитными продуктами. С другой стороны, по закону о защите прав потребителей, ни одна компания не может обуславливать получение одной услуги получением другой, — разъясняет эксперт. — Даже если услуга бесплатна, насильственно делать человека своим клиентом — это серьезнейшее нарушение, с которым должны разбираться Роспотребнадзор, Федеральная антимонопольная служба и Центральный банк».

При этом вопрос заключается не просто в предоставлении альтернативы способа получения выплаты, но и в надлежащем информировании человека об этой альтернативе, пояснил Николай Тюрников.

«Менеджер может человеку напрямую не сказать, что оформление карточки — это безальтернативный вариант. Но у клиента создается ложное ощущение, что по-другому деньги он не получит, — рассказывает эксперт. — На практике это может происходить очень по-разному. Насколько мне известно, «Росгосстрах» выстроил этот процесс давно, и если раньше они оформляли просто дебетовую карту своего банка, то теперь придумали «прикручивать» к ней кредитный лимит. Естественно, с расчетом на то, что человек может выйти за пределы своей выплаты и тогда есть возможность взыскать комиссию или проценты. В любом случае, даже если человек решит не снимать свое возмещение, для страховщика выгодно держать деньги в своем банке».

«Банкострахование — это вообще «обдираловка»

При этом в Союзе по защите прав потребителей финансовых услуг (Финпотребсоюз) считают: в том, что страховая предложила для выплаты воспользоваться картой дочернего банка, нарушения прав потребителя нет. Однако если человек не хочет получать выплату на карту и пишет заявление о перечислении денег на свой расчетный счет и выдачу наличными, а страховая компания ему отказывает, тогда это нарушение, пояснил Банки.ру председатель правления Финпотребсоюза Виктор Майданюк.

«Выдача карт — это элемент маркетинга дочернего банка. Не очень хорошего маркетинга, серьезные банки раздачей карт клиентов уже не привлекают, — говорит эксперт. — Но нарушения здесь нет, и такая практика довольно распространенная. Клиент имеет полное право не активировать карту и не вступать в кредитные отношения с этим банком. Тогда карта останется просто куском пластика».

По словам Виктора Майданюка, обратная ситуация, но гораздо более масштабная и затратная для потребителя, складывается в банкостраховании — когда человек приходит за кредитом в банк и ему «советуют» оформить страховку жизни и здоровья.

«Причем не просто советуют, а намекают: мол, вы же понимаете, что ваша заявка еще будет рассматриваться, а страховка повысит шансы на ее одобрение, — говорит руководитель Финпотребсоюза. — Масштаб проблемы даже нельзя сравнивать: банкострахование — это фактически «обдираловка», потому что 80% стоимости купленной при оформлении кредита страховки возвращается в банк. При этом, поскольку стоимость страховой услуги составляет всего 20%, при наступлении страхового случая часто оказывается, что многие риски не покрываются страховкой. И потом, если человек пытается доказать в суде, что страховка была навязана, суд чаще всего встает на сторону банка, поскольку в договоре указано, что человек оформил полис добровольно. Проблема очень большая, так как стоимость страховки может составлять от 10% до 30% суммы кредита».

Безвредное возмещение вреда

По закону выплата по полису ОСАГО может осуществляться тремя способами: натуральным (направлением машины на ремонт — если у страховщика заключен договор со станцией техобслуживания), наличными или переводом на банковский счет.

«При этом указанный закон (пункт 15 статьи 12 закона «Об ОСАГО». — Прим. ред.) не устанавливает требование к банку, в котором потерпевшему должен быть открыт счет, — пояснили Банки.ру в пресс-службе Центрального банка. В Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров не поступало жалоб на требования о перечислении возмещения на счет потерпевшего, открытый в указанном страховщиком банке, уточнили в пресс-службе регулятора».

В Российском союзе автостраховщиков также сообщили, что жалоб на подобную ситуацию как на системную у них нет. «Наоборот, мы наблюдаем снижение числа жалоб по всем направлениям, за исключением КБМ, но и по КБМ решаем ситуацию», — заявили в пресс-службе РСА, предложив обращаться в союз по всем вопросам, возникающим в процессе взаимодействия с автостраховщиками.

Как правило, страховые компании выплачивают возмещение вреда по ОСАГО натуральным способом или по безналичному расчету, рассказали опрошенные Банки.ру автостраховщики. При этом путем направления на ремонт чаще всего происходит урегулирование убытков по каско.

«По ОСАГО выплаты либо производятся наличными, либо перечисляются на текущий счет клиента в его банке, либо отправлением на ремонт. При этом доля выплат больше доли ремонта, но последняя возрастает, и достаточно высокими темпами, — говорит руководитель методологии страховых выплат СК «АльфаСтрахование» Дмитрий Зугаев. — Такой формат удобен и для нас, и для страхователей: он позволяет сразу же устранять последствия ДТП. То есть снимает с автовладельца заботу о ремонте, который следует за выплатой в денежной форме».

«Выплата возмещения производится безналичным платежом по реквизитам, предоставленным страхователем или потерпевшим, либо «натуральной» формой, — рассказывает директор управления урегулирования убытков компании «БИН Страхование» Александр Казимов. — Практику выпуска специальных банковских карт мы не используем».

Не оформляют карточки и в СК «МАКС», но такую практику коллег по рынку не осуждают. «Это делают многие страховщики. Причем речь идет не только об аффилированных банках, но и в целом о партнерских банках, в рамках взаимовыгодного сотрудничества», — пояснил директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников. «Форму выплаты страхового возмещения в рамках законодательства каждая компания выбирает по своему усмотрению», — говорит начальник управления урегулирования убытков по автострахованию и страхования автогражданской ответственности АО «СОГАЗ» Алексей Карпицкий. В этой компании возмещение по ОСАГО чаще всего идет путем безналичной выплаты, реже — в натуральной форме. «В отдельных случаях, если, например, клиент по каким-то причинам не сообщает номер своего банковского счета, используем для перечисления денег систему Contact. При выборе такой формы возмещения получить причитающуюся страховую выплату наш клиент сможет в любом банке, который входит в данную систему», — рассказал представитель «СОГАЗа».

В СК «ЭРГО» от выпуска карт отказались. «Несколько лет назад у нас был пилотный проект, в рамках которого мы предлагали нашим клиентам возможность оформить банковскую карту в офисе нашей компании на случай, если ранее у него такой не было, — рассказала директор департамента автострахования компании Наталья Белякина. — Как показала практика, в подавляющем большинстве клиенты ЭРГО уже имели собственные карты и предпочитали получать возмещение с их помощью».

«Страховая компания «Согласие» не предлагает услуг по открытию счетов в банке, но в клиентской зоне офиса урегулирования убытков есть информационное табло, где можно ознакомиться с расположением ближайших банков для открытия расчетного счета», — сообщил директор департамента экспертизы и урегулирования убытков СК «Согласие» Андрей Чечелов.

Комментарии

1
  • НатальяС
    Вот-вот. Я уже дважды отбивалась от этих карт в Росгосстрахе. У них надо ещё раз лицензию отозвать, тогда, может, перестанут издеваться над клиентами.
3-НДФЛ

Пошли проблемы со сдачей 3-НДФЛ через личный кабинет

Чтобы сдать 3-НДФЛ электронно через личный кабинет налогоплательщика, надо сгенерировать там неквалифицированную электронную подпись. Обычно это процесс быстрый, но сейчас с этим проблемы.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🎉 ФНС: ошибки бизнеса в платежках снизились в 24 раза. Похоже, исправились, считает эксперт

В 2,3 раза уменьшилось количество «технических» налоговых должников — когда у компании одновременно был долг по одному налогу и переплата по другим. В 6 раз стало меньше приостановок операций по счетам. Все благодаря ЕНС.

НДФЛ

Если сотрудник несколько раз в год отдыхает в санатории за счет работодателя, придется платить НДФЛ

Отдых в санатории по путевке, которую оплатил работодатель, не облагается НДФЛ. Но только 1 раз в год.

Лучшие спикеры, новый каждый день
НДФЛ

Выплаты от работодателей в связи с рождением детей предложили полностью освободить НДФЛ, и власти не против

Корпоративные выплаты, связанные с рождением детей, необходимо освободить от НДФЛ, чтобы эти средства в полном объеме доходили до молодых родителей, считает Сергей Шишкарев, основатель группы компаний «Дело».

Должники в России изменили модель поведения перед кредиторами

Переход к сберегательной модели поведения улучшил платежную дисциплину должников. Они отказываются от необязательных расходов и быстрее рассчитываются с долгами.

Как устроен бухгалтерский счет 28 «Брак в производстве»

Сегодня в бухгалтерском ликбезе рассказываю, зачем нужен счет 28 Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и как им пользоваться.

Как устроен бухгалтерский счет 28 «Брак в производстве»
1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
УСН

До 2 мая ИП на УСН должны заплатить и годовой, и квартальный налог

Очередной срок уплаты налога, 28 число, в этот раз переносится на более позднюю дату, потому что совпадает не только с выходным днем, но и государственным праздником 1 Мая.

Им придется заплатить: кого ждет повышенный транспортный налог в 2024 году

Министерство промышленности и торговли РФ 30 марта 2024 года представило список авто, стоимость которых превышает 10 миллионов рублей. Собственникам данных транспортных средств придется выплатить повышенный транспортный налог.

Должен ли работодатель платить зарплату беременной, если она отказывается от работы

Беременную сотрудницу по медицинским показаниям надо перевести на легкий труд. Но если новая должность ее не устроит, она может от нее отказаться.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
6

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5

Как повторно использовать старый контент, если не хватает времени на создание нового

Для продвижения в соцсетях юристу постоянно нужно создавать контент, желательно — уникальный. Однако нехватка времени на ведение социальных сетей не всегда позволяет писать новые экспертные посты. Выход есть: «переупаковать» имеющийся контент.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Wildberries планирует выйти на рынок трех дальних стран

Компания может запустить сервис в Дубае и в других регионах Ближнего Востока, а также в Северной Африке.

Сроки запуска разрешительного режима. Когда начнут проверят код маркировки

С 1 мая 2024 года вступит в силу новый разрешительный режим для молочной продукции и упакованной воды при продаже через кассовые системы.

3-НДФЛ

👍 Не будет штрафа, если просрочили сдачу 3-НДФЛ из-за технических ограничений

Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

2

Блиновская использовала два десятка ООО и три ИП, чтобы сэкономить 918 миллионов, и потеряла все! Не будь как Елена

Сегодня поговорим о том, как за счет дробления бизнеса Елена Блиновская вывела почти миллиард рублей. И что с этой информацией делать предпринимателям.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥Обзор к утру пятницы: новая одежда для заключенных, сторис на Госуслугах, зарплатные долги достигли минимума

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

В ближайшие дни объявят параметры налоговой амнистии при дроблении бизнеса

К маю будет готов механизм амнистии для бизнеса, который увлекается дроблением.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Интересные материалы

Реклама

Продлить договор на рекламную конструкцию станет проще

4 мая начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.