Портрет фаворита

Сегодня почти любой банк проявляет интерес к средним и мелким клиентам. Взаимодействие с ними обеспечивает клиентская служба. При этом большинство руководителей банков не удовлетворены работой своих клиентщиков.

Сегодня почти любой банк проявляет интерес к средним и мелким клиентам. Взаимодействие с ними обеспечивает клиентская служба. При этом большинство руководителей банков не удовлетворены работой своих клиентщиков.

Чтобы понять, почему это происходит, имеет смысл оглянуться на несколько лет назад. В течение долгого срока во многих банках вообще не было клиентских служб. Банки образовывались как партнерства, куда каждый из партнеров приводил свой клиентский куст. И первые несколько лет вся банковская деятельность сводилась к образованию мощностей (подразделений) и механизмов для обслуживания этих кустов.

Потом у партнеров возникала идея: "Раз механизм обслуживания клиентов у нас отлажен, а мощности почти простаивают, почему бы не попытаться привлечь клиентов с рынка". И создавались клиентские службы.

Но толку от них было мало. Клиентский менеджер, приходя в банк, начинал продавать те продукты, которые в банке уже были и которые не менялись годами. Но одно дело - обслуживать друзей (клиентские кусты) , готовых закрыть глаза на более высокие тарифы и не всегда качественный сервис, смирившихся с ограниченным ассортиментом услуг и т. д. , и совсем другое - выйти на конкурентный рынок.

За три месяца испытательного срока клиентщик не успевал ничего продать, ибо имевшиеся в банке продукты никого на рынке не могли заинтересовать; кроме того, часто он успевал вступить в конфликт со старожилами банка, говорившими: "Без тебя все замечательно продавалось, ты пришел - и начались проблемы". Дело обычно заканчивалось увольнением клиентщика. И лишь в редких случаях клиентскому менеджеру позволяли заняться разработкой новых и подгонкой старых услуг под рынок, перестройкой отдельных направлений работы банка. ..

Сегодня владельцы банков все чаще задумываются о том, как собрать клиентов с рынка и что для этого надо сделать. Их требования к клиентским службам ужесточаются, а потому кадровые зачистки в рядах клиентщиков следуют одна за другой. При этом условия работы клиентских менеджеров внутри банков не становятся легче - они испытывают такое же мощное сопротивление "стариков" .

Значит все актуальнее звучит вопрос: каким должен быть банковский клиентский менеджер? Очевидно, что его эффективность напрямую зависит от сочетания как минимум двух качеств: умения продавать услуги и способности понять потребности клиента и перестроить под них работу банка (подогнать продукты, отладить сервис и т. д. ).

Как известно, психологи (Карл Юнг и его последователи) выделяют четыре пары противоположных предпочтений, к которым каждый человек предрасположен с детства:

откуда он черпает энергию - из внешнего мира (экстраверт) или внутри себя (интроверт) ;

как собирает информацию о мире - дословно и последовательно (сенсорно) или более фигурально и произвольно (интуитивно) ;

как принимает решения - объективно и беспристрастно (мыслитель) или субъективно и межличностно (чувствующий) ;

это человек решительный и методичный (решающий) или уступчивый и непосредственный (воспринимающий).

Принято считать, что эффективный продавец - это всегда экстраверт. Образно говоря, это человек, умеющий влезть в окно после того, как его вытолкнули в дверь. Способный разговаривать круглые сутки, всегда улыбающийся, он легко идет по жизни, не теряя бодрости духа даже в случае крупных неудач. Для него, например, не составляет труда приписать продаваемому им товару несколько несуществующих свойств.

Однако, по нашему мнению, на рынке технологичных (банковских, финансовых, строительных, страховых и т. д. ) услуг используемый экстравертами метод впаривания продукта, как правило, не работает. Ведь технологичный рынок в отличие от рынка однотипных продуктов предполагает очень тщательный отбор клиентом продавцов, сложные и долгие переговоры перед принятием решения о покупке и дальнейшее длительное общение клиента и продавца.

Клиент может поддаться напору экстраверта, купить продукт, но потом быстро разочароваться и отказаться от покупки. Или, что также часто бывает, покупка не состоится вообще, ибо от постоянного давления экстраверта клиент устанет уже на ранних стадиях переговоров.

А вот интроверт, наоборот, способен создать на трудных и длительных переговорах столь необходимую клиенту комфортную обстановку. Интроверт не всегда улыбчив, что может оттолкнуть клиента при первом контакте, но, если этот негативный момент будет преодолен, клиент может рассчитывать не только на получение объективной информации о продукте, но и на то, что его потребности будут изучены и поняты. Интроверт успешнее справится и с выстраиванием системы отношений внутри банка, ведь дискуссии здесь предстоят еще более сложные и длинные.

Однако, для того чтобы создать базу для эффективной работы клиентской службы, т. е. убедить топ-менеджеров пойти на доработку продуктового ряда, разработку мер по улучшению качества обслуживания и т. д. , одной интроверсии мало. Необходимость реформ нужно очень серьезно обосновать. Придется собрать с рынка и проанализировать некие факты, свести их в исследование, а потом отстоять его результаты в борьбе с другими банковскими подразделениями и топ-менеджерами. На наш взгляд, с такой задачей успешнее справятся менеджеры, умеющие объективно и последовательно мыслить (мыслители).

Для проверки этой гипотезы мы опросили 87 руководителей и сотрудников клиентских служб 34 российских банков. По итогам опроса каждый из них был отнесен к одному из психологических типов. Одновременно руководители клиентских служб оценили свою деятельность и работу своих менеджеров по пятибалльной шкале. Сопоставление психологического типа клиентщика со степенью успешности его работы дало следующие результаты.

Исследование подтвердило первоначальные догадки: на месте банковского клиентщика интроверты успешнее экстравертов, а мыслители успешнее чувствующих. Однако и мыслителей, и особенно интровертов пока меньшинство в рядах клиентских менеджеров.

Роман Хлюстиков
директор агентства банковского маркетинга и PR "САМИТ";

Денис Владиславлев
к. э. н. - научный руководитель "САМИТ"

Начать дискуссию

💥Обзор новостей: Бакальчук за прогрессивную шкалу НДФЛ, духи и лосьоны начнут маркировать, аттракционы опасны

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Маркетинг

Российские бренды полностью заменили иностранные

После того как иностранные компании ушли из страны, отечественные бренды заняли их места в торговых центрах.

Секреты налоговой амнистии: что власти скрывают от предпринимателей?

Новый способ пополнить бюджет, или…

Лучшие спикеры, новый каждый день

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия
Кадры

Предприятия смогут подготовить нужных специалистов за счет бюджета

Заявки начнут принимать на муниципальном уровне, где зафиксирован наибольший дефицит кадров. Это позволит привлечь в регионы молодых специалистов и оплатить их обучение за счет бюджета.

Мартышкин портфель. Итоги девятого месяца инвестиционного эксперимента

Закончился девятый месяц эксперимента с мартышкиным портфелем против народного портфеля. В нём смотрим, получится ли портфелю из случайных 10 акций РФ обогнать портфель из 10 самых популярных у частных инвесторов «народных» акций.

Мартышкин портфель. Итоги девятого месяца инвестиционного эксперимента
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Россия договорилась с еще одной страной об избежании двойного налогообложения

Ратификация соглашения с Малайзией запланирована на конец 2024 года. Дивиденды будут облагаться по ставке 10% и 15% в зависимости от доли участия в капитале.

Инвестиции

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Время искать работу: когда шансы на успех выше?

Выбор правильного времени для поиска работы повышает вероятность быстрого трудоустройства. В некоторые периоды компании активнее набирают сотрудников, а конкуренция среди соискателей ниже. Зная эти моменты, можно сэкономить время и увеличить свои шансы на успех. HR-эксперт СберНПФ Наталия Гончарова рассказывает, когда лучше всего искать работу.

Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Отчетность

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Проверки ФАС

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Интересные материалы

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру