ЭДО

Как подключить электронный документооборот: выбор оператора, внедрение и интеграция с 1С

Ожидается, что к 2024 году большинство первичных документов (например, 95% счетов-фактур и 70% накладных) станут электронными — такие планы поставлены в Концепции, принятой ФНС. Ждать выхода законов и тянуть до конца с подключением к ЭДО не стоит. Это проверено на маркировке. Сотрудникам нужно время, чтобы научиться работать по-новому, нужно согласовать переход с контрагентами, отрегулировать внутренние регламенты. Мы расскажем, как подключить ЭДО с пользой для бизнеса, а вы — действуйте.
Как подключить электронный документооборот: выбор оператора, внедрение и интеграция с 1С

Ожидается, что к 2024 году большинство первичных документов (например, 95% счетов-фактур и 70% накладных) станут электронными — такие планы поставлены в Концепции, принятой ФНС. Ждать выхода законов и тянуть до конца с подключением к ЭДО не стоит. Это проверено на маркировке. Сотрудникам нужно время, чтобы научиться работать по-новому, нужно согласовать переход с контрагентами, отрегулировать внутренние регламенты. Мы расскажем, как подключить ЭДО с пользой для бизнеса, а вы — действуйте.

Преимущества перехода на электронный документооборот

Только на первый взгляд между бумажным и электронным документооборотом одна разница — в первом случае документы создаются на бумаге, а во втором — в цифровом виде.

Но если мы начнем рассматривать этот вопрос более детально, то обнаружится, что ЭДО:

  • Уменьшает затраты на бумагу, краску для принтера, канцелярские принадлежности, аренду помещения для архива и т. д., если компания у вас большая, то это значительные расходы.
  • Сокращает время, которое работники компании тратят на распечатку документов, сшивание, подписание, проставление печатей. Пусть больше времени тратят на клиентов, а не на бумажную рутину.
  • Упрощает процедуру и сокращает время на обмен документами между контрагентами. Не нужно гоняться за очередной «Ромашкой», чтобы получить долгожданную накладную или в пятый раз согласовывать счет лично с менеджером.
  • Исключает необходимость отправки документов по почте или курьером. Пусть курьер лучше привезет в офис вкусную пиццу — скоро Новый Год, порадуйте сотрудников.
  • Упрощает процедуру подписания документов (в системах ЭДО целый пакет документов можно подписать по «одному щелчку мыши»). Не нужно отвлекать директора, преподнося ему на подпись стопку актов для заказчиков, теперь для этого достаточно нескольких кликов.
  • Обеспечивает надежную сохранность большого объема документации и быстрый доступ к электронной версии любого документа. Налоговая внедряет в новый вид налогового контроля — налоговый мониторинг, для которого имеет значение прямой доступ налоговиков к документам в электронном виде. И, судя по всему, эта система будет распространяться и охватывать все больше компаний,
  • Решает вопрос с отправкой документов в ЕГАИС и систему Честный ЗНАК.

Сложите все плюсы в единую картину, и станет очевидно, насколько электронный документооборот упрощает жизнь современному бизнесу.

Подробнее на тему, почему стоит перейти на ЭДО, читайте здесь.

Как можно внедрить ЭДО: способы реализации

Итак, в целом возможны два варианта:

1. Обмен электронными документами напрямую с контрагентами.

Можно обойтись без посредников, например, просто отправлять все документы по e-mail поставщикам и клиентам. Однако такой способ взаимодействия требует большой самоорганизации.

Потребуется организовать электронный архив, обеспечивать достаточно места для виртуального хранения, самостоятельно систематизировать, проверять, сохранять документы. В общем, о полной автоматизации процесса речи не идет.

Кроме того, если вы собираетесь передавать таким способом документы, подписанные неквалифицированной подписью, то с каждым из участников нужно подписать соглашение, регламентирующее порядок и условия ЭДО.

2. Обмен через оператора электронного документооборота.

Все функции по электронному документообороту с контрагентами, взаимодействию с госорганами (ЕГАИС, Честный ЗНАК), хранению большого объема документов оператор полностью берет на себя. У таких сервисов уже есть все возможности (правовые, технические, кадровые) для обеспечения обмена ЭДО любого типа.

Для работы с 1С-ЭДО не нужно ничего платить — подключение к сервису бесплатное, входящие документы можно тоже получать бесплатно. Оплачиваются исходящие документы, исходя из количества отправленных пакетов.

Для подписчиков ИТС и пользователей версии ПРОФ доступно 100 пакетов исходящих документов в месяц бесплатно, а для пользователей ТЕХНО — 50 пакетов.

Как выбрать надежного оператора ЭДО

На сайте ФНС РФ есть список организаций, которые официально имеют статус — «оператор электронного документооборота». Перед тем как заключить договор и подключиться к системе, рекомендуем проверить компанию по этому списку, сегодня в него входит всего 78 операторов.

На что следует обратить внимание при выборе оператора ЭДО

1. Интеграция.

Удобно, когда у оператора есть готовое интеграционное решение.

Так, у продукта 1С-ЭДО от Калуга Астрал модуль электронного документооборота уже встроен в систему 1С. Вам не потребуется покупать, устанавливать, настраивать дополнительное ПО или расширения, а также следить за их обновлениями.

2. Удобство использования.

Большое преимущество — когда интерфейс программы интуитивно понятен, тогда пользователю не нужно тратить дополнительное время, чтобы разобраться и освоить ПО.

Обратите внимание, есть ли автоматическое создание документов в учетной системе на основе входящих электронных файлов. Это значительно уменьшает риск ошибок, чем при ручном вводе.

3. Роуминг с другими операторами ЭДО.

Убедитесь, что партнер предоставляет вам бесплатный доступ для отправки и приема документов от контрагентов, которые подключены к другим операторам ЭДО.

4. Безопасность.

Еще один немаловажный критерий, когда речь идет о коммерческой и юридической документации. Данные пользователей и информация из документов должны быть надежно защищены как при передаче, так и при хранении. Серьезные операторы, как правило, проходят независимую экспертизу безопасности своих продуктов.

Как подключить электронный документооборот на своем предприятии

1. Определите потребности вашего бизнеса.

Проследите, какие документами компания пользуется чаще всего, по каким маршрутам проходят внутренние (между сотрудниками) и внешние документы (с контрагентами), какие процессы стоит автоматизировать, на каких участках документооборота часто возникают ошибки. Обычно необходимость ЭДО обнаруживается именно в бухгалтерской «первичке» и других формализованных актах.

2. Обсудите возможность перехода на ЭДО с контрагентами.

Важно, чтобы все участники оборота были подключены к системе. Но не обязательно работать через одного оператора. Как правило, крупные сервисы поддерживают и развивают технологию роуминга.

3. Внесите изменения в учетную политику компании.

В ней должно быть прописано, что организация имеет право составлять и использовать документы в электронном формате, которые подписываются ЭЦП.

4. Выберете оператора ЭДО.

Выше мы рекомендовали, на какие критерии обратить внимание.

5. Выберите продукт у вашего оператора.

Многие современные компании предлагают сразу несколько продуктов для ведения электронного документооборота, которые отличаются по наполнению, возможностям для разных сфер бизнеса, стоимостью и т. д.

Например, Калуга Астрал предлагает своим клиентам сразу два продукта: 1С-ЭДО: сервис для организации электронного документооборота из 1С и Астрал.ЭДО: онлайн-сервис оборота документации с контрагентами, который используется в различных сферах: от общепита и до финансового сектора.

6. Заключите договор с оператором ЭДО и получите электронную подпись (КЭП).

Напомним, что квалифицированная электронная подпись выдается только в Удостоверяющих центрах, которые прошли аккредитацию в Минкомсвязи РФ. По этой ссылке вы найдете перечень действующих в 2021-2022 г. УДЦ.

Как правило, операторы ЭДО аккредитованы и на выдачу КЭП. Уточните это у партнера, с которым собираетесь сотрудничать.

7. Определите способ работы с ЭДО.

Возможны два варианта: либо работа будет организована через интерфейс отдельного сервиса (как, например, в Астрал.ЭДО), либо через специальный, встроенный в 1С, программный модуль (1С-ЭДО). Решите сами, какой формат более удобен для вашей компании.

Подведем итог

Для подключения предприятия к системе электронного документооборота необходимо:

  • обсудить этот вопрос со своими контрагентами (готовы ли они к такому формату работы);
  • выбрать надежного оператора ЭДО из списка, рекомендованного на сайте ФНС, подобрать подходящий для себя программный продукт;
  • получить КЭП;
  • заключить с оператором договор на обслуживание и начать обмен.

А дальше ответственность за соблюдение сроков отправки документов, сохранность информации, полную автоматизацию процесса несет специализированная организация — оператор ЭДО.

Сервисы «Калуга Астрал» для бизнеса

Существенная экономия времени. Отправьте заявку и мы расскажем все об электронном документообороте.

Выгодные тарифы для любого бизнеса!

Оставьте заявку и мы свяжемся с вами:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Дневник продакта. Зачем нужна подписка Клерк.Премиум и сколько денег она экономит

Платная часть Клерка содержит кучу полезного контента. Пытаюсь разобраться в составе подписки и сценариях ее использования. Это не рекламы пост, а что-то вроде экзамена на понимание продукта. Обычно такие статьи мало кто читает, но мне будет интересно вернуться к ней через год и посмотреть что изменилось.

Дневник продакта. Зачем нужна подписка Клерк.Премиум и сколько денег она экономит
77

Начать дискуссию

Ипотека

Принят закон о продаже физлицом ипотечного имущества на выгодных условиях

Владимир Путин подписал федеральный закон с изменениями в ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Внесение изменений в ЕГРЮЛ

Смена наименования ООО в 2024 году: пошаговая инструкция. Мини-курс

Наименование является основным средством индивидуализации юридического лица, характеризует сферу деятельности. А проще говоря: «как вы яхту назовете так она и поплывет». В мини-курсе пошагово рассказываем, как сменить наименование ООО в 2024 году.

Смена наименования ООО в 2024 году: пошаговая инструкция. Мини-курс

Как заменить сотрудника на время отпуска, что делать, если попали в черный список банка, как выйти из ООО без потерь. Дайджест разборов

Лето — пора отпусков. Поэтому сейчас бухгалтерам и специалистам по кадрам нужно срочно разобраться, как заменить сотрудника на время отпуска.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

💲 Центробанк установил курс доллара и евро на основе внебиржевых торгов

Банк России впервые установил официальные курсы валют по данным внебиржевых торгов. Курс доллара на выходные составит 89,06 руб., евро — 95,15 руб.

Кешбэк от банка в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0

Чем только банки не пытаются удержать своих клиентов: дают скидки на обслуживание, круглосуточно проводят платежки, перечисляют бонусы в виде кешбэка на расчетный счет в рублях или баллах. Вот о кешбэке сегодня и поговорим.

Кешбэк от банка в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0

⚡️ Итоги дня: оформление загранпаспорта подорожает на 20%, Coca-Cola регистрирует товарные знаки в РФ, а отца Киркорова обманули на 3,5 млн рублей

Подготовили обзор главных событий дня — 14 июня 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НК РФ

Минфин: НК был официально опубликован еще в 1998 году

Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию.

Минздрав расширит список профессиональных заболеваний

Злокачественные новообразования признают профессиональным заболеванием. Минздрав определил 43 фактора на производстве, которые способны вызвать онкологию.

Бесплатно с НДФЛ

Какие ставки НДФЛ будут действовать в 2025 году: обзор поправок в НК-2025

С 2025 года будут действовать пятиступенчатая прогрессивная шкала НДФЛ и две двухступенчатые.

Какие ставки НДФЛ будут действовать в 2025 году: обзор поправок в НК-2025

Минтруд подготовил рекомендации по трудоустройству несовершеннолетних

Подростки могут работать в свободное от учебы время по трудовым договорам и с разрешения родителей.

Иностранный бизнес готов вкладывать в российский туризм, считает Минэкономики

Министр экономического развития РФ Максим Решетников принял участие в IV российском туристическом форум «Путешествуй!».

НДФЛ

Уведомление по НДФЛ в 2024 году: как заполнить и сдать 

Порядок уплаты НДФЛ в 2024 году изменился. Платить и подавать уведомления об уплаченном налоге нужно чаще. Расскажем о заполнении и порядке сдачи уведомлений.

Уведомление по НДФЛ в 2024 году: как заполнить и сдать 
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Налоговые вычеты на долгосрочные сбережения

Если вы участвуете в госпрограмме долгосрочных сбережений или открываете индивидуальный инвестиционный счет, вам полагаются налоговые льготы. Рассказываем, при каких условиях и сколько удастся сэкономить на уплате подоходного налога.

Налоговые вычеты на долгосрочные сбережения

К АИС «Налог-3» присоединились больше 100 компаний

Каждый второй участник налогового мониторинга внедрит систему «Налог-3» до конца года, а 10% предприятий займутся этим в 2025 году.

Как закрыть ИП: пошаговая инструкция

Порядок закрытия ИП во многом зависит от того, есть ли у предпринимателя сотрудники. Как правило, ИП-работодатели проходят девять этапов, если сотрудников нет, то пусть сокращается на два этапа. Рассмотрим их все.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Инвесторы смогут вернуть с брокерских счетов часть валюты в рублях

Как и в ситуации с введением санкций против СПБ Биржи, инвесторы смогут вывести часть валюты через конвертацию в рубли.

Drive, Perform, ERP WE: что лучше использовать на западе?

1C:Бухгалтерия давно стала классическим решением для учета в России. Но когда речь заходит о международных стандартах бухгалтерии, стоит рассмотреть решения, которые подходят для западных стран. В этой статье мы сравним эти три системы, чтобы помочь вам определиться с выбором.

Drive, Perform, ERP WE: что лучше использовать на западе?
Бухгалтеры

Мемы от великих художников. Пятничный пост для поднятия настроения

Продолжаем собирать в копилку мемы от художников. Ловите подборку картин, которые отлично подходят для бухгалтерских и не только мемов.

Мемы от великих художников. Пятничный пост для поднятия настроения

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию

Праздник дня. Международный день блогера

Ежегодно 14 июня интернет-сообщество отмечает Международный день блогера.

Праздник дня. Международный день блогера

Интересные материалы

НДФЛ

Вопрос о размере НДФЛ возмутил 37% россиян

Жители России считают неэтичным вопрос о размере НДФЛ, который они будут платить с 2025 года. Показатель напрямую указывает на размер личных доходов.