Воинский учет в 2024 году 

С октября 2023 года штрафы за нарушение правил ведения воинского учета стали более чем существенными: теперь, в зависимости от проступка, они могут достигать полумиллиона рублей. Рассказываем, как организовать и вести воинский учет (ВУ) в 2024 году и можно ли оформлять документы по нему в электронном варианте. 
Воинский учет в 2024 году 
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кто ведет воинский учет в 2024 году

Компании ведут воинский учет, если хотя бы один сотрудник, работающий по трудовому договору, — призывник или военнообязанный. Это правило не зависит от размера компании. У предпринимателей обязанности вести воинский учет нет.

Если в штате нет сотрудников, которые подлежат такому учету, тогда вести его организация не обязана. Однако все равно можно заблаговременно встать на учет в военном комиссариате, чтобы не пришлось срочно делать это в случае трудоустройства военнообязанного или призывника. 

Как организовать воинский учет в 2024 году

Определить ответственного за ведение учета

За воинский учет в организации отвечает руководитель. Он же определяет сотрудников, которые занимаются непосредственно ведением учета. Число таких сотрудников зависит от среднесписочного числа работников организации.

  • Если сотрудников менее 500, воинский учет может вести один человек, который работает по совместительству.

  • Если работников 500–2000, то воинский учет должен вести один сотрудник, который занят на полную ставку.

  • Если численность персонала составляет 2–4 тысячи, то воинский учет ведут два человека, а на каждые последующие 3000 полагается выделить еще по одному сотруднику.

В компании, где воинский учет ведут два и больше человек, нужно создать подразделение — военно‑учетный стол (п. 9, 18, 19 Методических рекомендаций по ведению ВУ). Сотрудникам нужно оборудовать отдельное помещение и металлические шкафы, где они будут хранить документы. 

Ответственный за воинский учет работник назначается на должность приказом. Его издают каждый год перед началом календарного года, а проект согласовывают с военным комиссариатом. Рабочие обязанности прописываются в должностной инструкции

Подписать приказ и должностную инструкцию удобно в системе кадрового электронного документооборота (КЭДО). КЭДО экономит время кадровика и ускоряет оформление документов. Чтобы работать в системе, сотруднику кадровой службы нужно выпустить УКЭП, а другим работникам достаточно УНЭП. Попробуйте сервис КЭДО от «Астрал». 

Поставить компанию на учет в военкомате

Перед тем как обращаться в военкомат, в администрации своего города получите для компании регистрационный номер. Затем нужно подать в военкомат:

  • копии учредительных документов;

  • карточку организации по форме 18;

  • приказ об организации ВУ;

  • план работы по ВУ.

Как вести воинский учет в 2024 году

Запрашивать сведения у работников для воинского учета

Когда работодатель принимает сотрудника в компанию, нужно проверить его отношение к воинской обязанности. Например, такие данные могут быть указаны на 13 странице паспорта или у сотрудника может быть на руках военный билет. Если никаких документов по воинскому учету работник не предоставил, стоит уточнить данные в военкомате. При этом важно учесть, что из-за отсутствия документов воинского учета отказать сотруднику в приеме на работу нельзя.

Если сотрудник подлежит воинскому учету, на него оформляют карточку по форме № 10. Когда сотрудник снимается с ВУ по причине возраста или состоянию здоровья, его карточка с тех пор хранится отдельно. На ней нужно указать, что сотрудник снят с учета.

Сдавать отчеты в военкомат

В постановлении Правительства от 25.07.2023 № 1211 указаны сроки передачи отчетов и иных сведений в военкомат. Вот какие сроки актуальны в 2024 году:

Обязанность компании–работодателя

Сроки

Сообщать об ошибках и неточностях в документах ВУ, невыполнении сотрудниками обязанностей по ВУ, мобилизации

В течение пяти рабочих дней с даты обнаружения (подп. «г» п. 30 положения № 719)

Передавать сведения о приеме или увольнении сотрудника, который подлежит ВУ

В течение пяти дней с даты принятия на работу или увольнения (подп. «а» п. 32 положения № 719

Внести изменения личных данных сотрудника, который находится на ВУ, в документы и сообщить о них в военкомат 

В течение пяти дней с даты внесения изменений (подп. «е» п. 32 положения № 719)

Сдать в военкомат карточку учета организации по форме 18, план работы по воинскому учету

Каждый год до 31 декабря. Точные сроки следует уточнять в местном военкомате. Лучше это сделать заранее, так как сроки могут быть установлены разные — это не обязательно декабрь.

Также важно давать ответы на запросы военкомата в течение двух недель со дня их получения. Еще следует уточнить у военного комиссариата, нужно ли сдавать какие-либо дополнительные отчеты и в какие сроки. 

Кроме подачи сведений в военкомат, организации нужно отчитываться по сотрудникам и в другие контролирующие органы: ФНС, Соцфонд и Росстат. Отправляйте отчеты в электронном виде через «1С:Отчетность». Это удобно: можно отслеживать доставку документов, быстро продлевать электронную подпись сотрудника, работать в привычном интерфейсе 1С и не устанавливать дополнительное ПО. 

Кроме того, согласно п. 32.1 положения № 719, компании могут обмениваться с военкоматом данными не только в бумажном, но и в электронном виде через Госуслуги. В этом случае документы подписывают с помощью УКЭП ответственного сотрудника. Это правило касается только таких документов:

  • о приеме на работу и увольнении подлежащего воинскому учету сотрудника;

  • об изменении личных данных лиц, подлежащих воинскому учету;

  • о гражданах, которые находятся на воинском учете или обязаны на нем состоять (такую информацию работодатель сдает по требованию военкомата).

Предполагается, что технически такая возможность на Госуслугах заработает с апреля 2024 года. И это станет еще одним шагом по переходу отчетности в электронный формат. Уже сейчас отчетность по сотрудникам в ФНС, СФР и Росстат удобно сдавать в электронном виде через сервис «1С-Отчетность». Формы отчетов всегда соответствуют последним изменениям в законах. Также можно запрашивать в ФНС акты сверки, отвечать на требования налоговой напрямую из сервиса и получать рассылки от контролирующих органов.

Узнать подробнее

Обеспечить условия для явки работников в военкомат

Военкомат может отправить повестку на адрес компании — ее нужно вручить работнику под роспись. Сотрудник, в свою очередь, может отказаться от получения повестки. Тогда на ней нужно указать дату, должность, ФИО и подпись вручающего повестку лица и подписи присутствовавших при этом лиц. При этом дату отказа будут считать днем вручения.

Для посещения же военкомата нужно предоставить работнику выходной с оплатой по среднему заработку (пп. «ж» п. 32 положения о ВУ).

Сверять сведения по воинскому учету

Согласно пп. «г» п. 32 положения о ВУ с сотрудниками не реже раза в год нужно сверять информацию, которую включает карточка по форме 10: в том числе образование, место жительства и т.д. Сверяться необходимо и с военкоматом — тоже не реже одного раза в год (подп. «д» п. 32 положения о ВУ). В этом случае дату определяет военкомат. Чтобы свериться, нужно сначала представить в военкомат перечень работников. В процессе сверяются данные из раздела 2 карточки по форме № 10, и личная информация (п. 36 Инструкции МО). По результатам сверки заполняется Журнал проверок.

Какие документы воинского учета можно оформлять с помощью КЭДО

Система КЭДО упрощает ведение документооборота в компании, экономит средства на распечатку документов и расходные материалы для принтера, а также помогает обеспечить сохранность важной документации.

В КЭДО можно оформлять почти все основные кадровые документы, за некоторыми исключениями (согласно закону от 22.11.2021 № 377-ФЗ). Документы, которые касаются инструктажа по охране труда, приказы об увольнении (кроме удаленных сотрудников), акты о несчастном случае на производстве пока оформляют на бумаге.

А вот внутренние приказы, например, о назначении ответственного за ведение воинского учета сотрудника, локальные нормативные акты, например, Положение о воинском учете, должностную инструкцию специалиста можно составлять в системе КЭДО. Также сотрудники могут подписывать карточку ф.10 с помощью ЭП. Но распечатывать карточки все равно нужно.

Согласно ст. 72 ТК, любые изменения, которые вносятся в трудовой договор, нужно оформлять с помощью дополнительного соглашения. В свою очередь, постановление Правительства от 22.09.2022 № 1677 устанавливает, что у мобилизованных сотрудников трудовые договоры приостанавливаются. То есть в этом случае допсоглашение целесообразно составить. Хотя согласно разъяснениям Минтруда, делать это необязательно. Стоит отметить, что и трудовой договор можно оформлять в электронном виде.

Электронные документы, которые подписывают с помощью электронной подписи, аналогичны бумажным. Дублировать их на бумаге не требуется.

Переводите процесс делопроизводства в цифровой формат — от выпуска ЭП для сотрудников до хранения документов — с помощью сервиса Астрал i КЭДО.

Экономьте время и ускорьте оформление документов

Астрал i КЭДО — процесс делопроизводства в цифровом формате

Оставьте заявку и наш специалист свяжется с вами

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «АСТРАЛ-СОФТ», ИНН: 4027145240, erid: LjN8KAQ4a

Начать дискуссию

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Лучшие спикеры, новый каждый день

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

5

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

1

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Интересные материалы

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру