Как подготовиться к налоговому мониторингу

В первой статье о налоговом мониторинге мы рассказали о том, что это такое и поделились практическим опытом наших клиентов. Сегодня поговорим о подготовке — с чего начать, какие нюансы учесть.
Как подготовиться к налоговому мониторингу

В первой статье о налоговом мониторинге мы рассказали о том, что это такое и поделились практическим опытом наших клиентов. Сегодня поговорим о подготовке — с чего начать, какие нюансы учесть.

Прежде всего, вам придется разобраться с системой документооборота. Разложить на составляющие бизнес-процессы, определить какой маршрут проходят документы, кто их согласует, обозначить лиц, ответственных за отдельные операции (например, заключение сделок).

Исключите из документооборота лишние, дублирующие процессы, и переходите к следующим шагам:

  1. Выбрать и внедрить систему электронного документооборота.
  2. Организовать контроль за движением документов, их вводом в систему.
  3. Провести оцифровку архивов документов: кадровых, бухгалтерских, служебных.
  4. Заключить с контрагентами соглашения об электронном обмене документами.

Заказать оцифровку документов

При переходе на налоговый мониторинг необходимо будет выбрать способ взаимодействия с ФНС:

  • Через открытый доступ к информационным системам (1С, SAP или другой).
  • С помощью «витрины данных» (в ней будут доступны бухгалтерские, налоговые документы, данные о системе внутреннего контроля).
  • Путем передачи сведений через оператора ЭДО (этот вариант действует до 1 января 2024 года).

«Необходимо заранее согласовать с участниками рабочей группы по переходу на налоговый мониторинг графики отпусков, указать, кто кого заменяет на случай временного отсутствия сотрудника, чтобы работа на это время не останавливалась. 

Если у вас в проекте задействованы несколько подрядчиков, то необходимо выстроить серьезный контроль сроков исполнения, чтобы доработки одного подрядчика не повлияли на другого, не останавливали общую работу.

А также обязательно делиться информацией со всеми подразделениями компании, рассказывая им о новом методе взаимодействия и контроля со стороны налоговых органов. Бизнес-подразделения должны понимать как их коснется налоговый мониторинг», — делится опытом директор по налогам телеком-оператора.

Но самое, наверное, сложное в налоговом мониторинге — это работа системы внутреннего контроля. Она должна соответствовать требованиям приказа ФНС России от 25.05.2021 года № ЕД-7-23/518. 

Как определить, что у вас контроль организован правильно?

  • В компании разработаны стандарты работы с документами, определены функционал и квалификация специалистов, отвечающих за работу системы контроля.
  • Существует система оценки и управления рисками.
  • Внедрена система контроля для предотвращения ошибок в налоговом учете.
  • Информационная система позволяет отслеживать движение документов в компании, вести наблюдение за их согласованием, исполнением, проведением в системе учета.
  • Система контроля постоянно совершенствуется.

Если внутренняя подготовка проведена, можно начинать совместную работу с ФНС. 

Какие документы необходимо подать в ФНС для участия в налоговом мониторинге

До того, как организация подаст заявление на участие в налоговом мониторинге, нужно согласовать с ФНС, как пройдет подготовка к этому событию. В письме ФНС № СД-4-23/7614@ от 01.06.2021 определены формы документов, которые необходимо составить совместными усилиями налоговиков и налогоплательщика.

В частности, это план-график и дорожная карта по подготовке к переходу на налоговый мониторинг. Хотя выглядят они достаточно просто, на самом деле придется приложить немалые усилия, чтобы разобраться, что именно нужно указать в документах. Именно поэтому работа над ними ведется совместно с налоговой инспекцией, в которой организация состоит на учете.

После того, как предварительный этап закончен, нужно разработать и представить в ФНС документы-приложения к заявлению на мониторинг. На самом деле они составляются уже процессе подготовки плана и карты, также отчасти с помощью налоговой. Сейчас поймете почему. 

Заявление на участие в налоговом мониторинге подается не позднее 1 сентября года, предшествующего году начала мониторинга. Поэтому сейчас подать его на 2022 год уже нельзя (а вот подготовку начать можно).

Форма заявления, как и другие документы утверждены приказом ФНС от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@. 

Прилагаемые документы:

1. Регламент информационного взаимодействия с 19-тью (!) приложениями. Здесь будет много технической информации, регламентов доступа, прописывается каким образом АИС «Налог-3» будет подключаться к вашим внутренним системам, в каком формате планируется передача данных и многое другое. Нужно будет раскрыть информацию о регистрах — для налогового и бухгалтерского учета, указать ответственных лиц и т. д. Объем сведений немаленький.

К составлению регламента стоит привлечь не только финансовых, но и технических специалистов, системных администраторов.

2. Информация об организациях и физлицах, которые могут оказывать влияние на деятельность организации (бенефициары), доля их прямого или косвенного участия — более 25%.

3. Учетная политика для целей налогообложения. Причем она предоставляется по определенной форме, а не в свободном виде. Форма учетной политики — Приложение № 12 к Приказу № ЕД-7-23/476@.

4. Документы, регламентирующие систему внутреннего контроля. Их достаточно много, мы уже говорили, что это краеугольный камень системы налогового мониторинга. Здесь также необходимо раскрыть информацию о подразделениях (отделах) организации, которые занимаются бухгалтерским учетом, сдачей отчетности, аудитом, управлением рисками и т. д.

Когда все этапы подготовки пройдены, в ФНС можно подать заявление со всеми приложениями. Сделать это можно как лично, так и через операторов ЭДО в электронном виде.

Если ФНС обнаружит, что данных, указанных в документах недостаточно — запросит уточнения в течение одного месяца после получения заявления. На предоставление дополнительных сведений дается 10 дней.

Далее вам либо сообщат о проведении налогового мониторинга, либо дадут отказ. Решение вы получите до 1 ноября года, в котором было подано заявление.

Подготовку к участию в новой системе налогового контроля при взаимодействии с ФНС лучше всего начинать за год, как минимум. Приводить систему документации в порядок можно постепенно, начиная с малого — попробуйте сначала внедрить автоматизацию в работе с первичкой.

Получить консультацию по автоматизации работы с бухгалтерскими и кадровыми документами

О пользе мониторинга и его будущем

«Давайте признаем, что рано или поздно все компании попадут под мониторинг. Возможно просто в разном виде. Даже если взять самозанятых — это тоже своеобразный налоговый мониторинг, только в очень упрощенной форме. Тебе приходят деньги, ФНС получает об этом данные и считает налог. Суть мониторинга — контролировать своевременность и корректность расчета и уплаты налогов.

Когда крупные компании уже пройдут самый трудный путь первопроходцев, остальным компаниям будет проще. Сейчас каждая организация, участвующая в проекте, создает свою витрину данных, со своими фильтрами. Налоговикам приходится в каждой разбираться индивидуально. По этой причине ФНС создает единые требования к обмену данными, которыми в скором будущем будут пользоваться все налогоплательщики. 

Разработчики бухгалтерских программ, скорее всего, станут включать в них функционал, позволяющий взаимодействовать с информационной системой налоговых органов. Поэтому компаниям, которые будут подключаться к мониторингу после 2024 года будет проще», — резюмирует эксперт.

Beorg

Автоматически обрабатываем любые бухгалтерские, кадровые и другие документы. Быстро, точно, надежно.

Начать дискуссию

Российские бренды полностью заменили иностранные

После того как иностранные компании ушли из страны, отечественные бренды заняли их места в торговых центрах.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Секреты налоговой амнистии: что власти скрывают от предпринимателей?

Новый способ пополнить бюджет, или…

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия
Лучшие спикеры, новый каждый день
Кадры

Предприятия смогут подготовить нужных специалистов за счет бюджета

Заявки начнут принимать на муниципальном уровне, где зафиксирован наибольший дефицит кадров. Это позволит привлечь в регионы молодых специалистов и оплатить их обучение за счет бюджета.

Мартышкин портфель. Итоги девятого месяца инвестиционного эксперимента

Закончился девятый месяц эксперимента с мартышкиным портфелем против народного портфеля. В нём смотрим, получится ли портфелю из случайных 10 акций РФ обогнать портфель из 10 самых популярных у частных инвесторов «народных» акций.

Мартышкин портфель. Итоги девятого месяца инвестиционного эксперимента

Россия договорилась с еще одной страной об избежании двойного налогообложения

Ратификация соглашения с Малайзией запланирована на конец 2024 года. Дивиденды будут облагаться по ставке 10% и 15% в зависимости от доли участия в капитале.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Время искать работу: когда шансы на успех выше?

Выбор правильного времени для поиска работы повышает вероятность быстрого трудоустройства. В некоторые периоды компании активнее набирают сотрудников, а конкуренция среди соискателей ниже. Зная эти моменты, можно сэкономить время и увеличить свои шансы на успех. HR-эксперт СберНПФ Наталия Гончарова рассказывает, когда лучше всего искать работу.

Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Отчетность

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Проверки ФАС

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Интересные материалы

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.