Воинский учет

Как вести воинский учет 2023—2024

С 1 октября 2023 года за нарушения в воинском учете организация может получить штраф до полумиллиона рублей. Чтобы этого избежать, нужно вести учет по определенным правилам. 
Как вести воинский учет 2023—2024
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как вести учет в компании

Вести воинский учет сотрудников обязаны все организации независимо от формы собственности (подп. 6 п. 1 ст. 8 закона от 31.05.1996 № 61-ФЗп. 7 ст. 8 закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Воинский учет ведется в соответствии с правилами, установленными в положении, утв. постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719 (далее — Положение № 719), Методическими рекомендациями, утв. Минобороны 11.07.2017 (далее — Методические рекомендации) и Инструкцией, утв. приказом Минобороны от 22.11.2021 № 700 (далее — Инструкция № 700).

Чтобы организовать воинский учет в организации, необходимо назначить сотрудника, ответственного за ведение воинского учета, или нескольких (для этого надо определить численность сотрудников, подлежащих постановке на ВУ).

Для начала издайте о приказ об организации воинского учета и определите сотрудника, который будет нести ответственность за его ведение. Приказ нужно предоставить в военный комиссариат, согласовать с ним, а также обновлять каждый год. Если ответственное лицо изменилось, это закрепляется новым приказом, который передается военкомату. Обязанности работника, занимающегося воинским учетом, опишите в его должностной инструкции.

Вместе с приказом об организации воинского учета граждан разработайте и согласуйте с военкоматом план работ по организации воинского учета по форме из приложения 17 к Методическим рекомендациям.

В рамках ведения учета ответственное лицо:

  • проверяет документы воинского учета при приеме на работу;

  • ставит на воинский учет новых сотрудников;

  • заполняет и ведет карточку учета военнообязанного;

  • уведомляет военкомат о приеме или увольнении военнообязанного;

  • выдает работникам сведения для постановки на учет;

  • оповещает сотрудников о вызове в военкомат по повестке;

  • разъясняет работникам их обязанности по воинскому учету;

  • уведомляет военкомат об изменениях в жизни сотрудников;

  • проводит сверку документов воинского учета;

  • снимает сотрудников с воинского учета;

  • проводит мероприятия по мобилизационной подготовке;

  • сдает отчетность в военкомат.

Расскажем подробнее, что нужно делать работнику, ответственному за воинский учет:

1. При приеме на работу запросите документы воинского учета — военный билет или удостоверение призывника.

Проверьте наличие в паспортах граждан РФ отметок об их отношении к воинской обязанности или о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, а также наличие и подлинность документов воинского учета.

2. Не позднее 5 дней с даты приема или увольнения военнообязанного или призывника подайте в военкомат сведения о нем (ст. 4 закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, письмо Минтруда от 14.08.2023 № 14-6/В-960).

3. На основании данных военного билета или удостоверения призывника внесите данные в личную карточку работника Т-2, если организация продолжает их вести. Также заполните карточку по форме № 10.

Карточки воинского учета всех призывников и военнообязанных работников компании заполняются по форме № 10 (утверждена в приложении 22 к Инструкции № 700). Это основной документ учета военнообязанных и призывников в компании.

4. Отметки о снятии с воинского учета в карточке воинского учета и личной карточке сделайте на основании записи в военном билете (п. 33 Инструкции).

5. Разъясняйте работникам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации. Контролируйте их исполнение, а также информируйте работников об ответственности за неисполнение указанных обязанностей

6. Вносите в документы учета данные об изменении сведений о сотруднике: например, если изменилось семейное положение, образование, структурное подразделение или должность, место жительства или пребывания.

В течение 5 дней с момента внесения изменений нужно передать соответствующие сведения в военкомат.

7. Оповещайте сотрудника о вызове в военкомат, если получили на военнообязанного повестку — вручите ее работнику под подпись за 3 дня до даты, когда сотрудник должен прийти в военкомат.

Если сотрудник отказывается получить повестку, которую принесли ему по месту работы, то зафиксируйте это отметкой на повестке в соответствии с п. 2 ст. 31 закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, п. 16.2 положения № 719. Чтобы гражданин мог своевременно посетить военный комиссариат, компания должна выделить ему на это время.

8. При выявлении сотрудника, который не состоит на учете, но при этом имеет такую обязанность, в течение 3 дней уведомьте военный комиссариат (абз. 5 п. 1 ст. 4 закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). В течение такого срока необходимо давать ответы на запросы об уточнении сведений.

9. Не реже, чем раз в год, сопоставляйте данные во внутренних учетных документах с документами воинского учета граждан и информацией, которой располагает военкомат. Все эти сведения должны совпадать. Если работники состоят на воинском учете в других военкоматах, для сверки направьте в эти военкоматы списки работников в запасе (п. 36 Инструкции).

10. Ежегодно сдавайте в военкомат карточку учета организации и отчет о численности работников в запасе. Сроки и порядок их представления нормативно не установлены, обычно их сдают перед новым годом.

Команда профессионалов DAS Group готова оказать консультационную поддержку по всем вопросам, связанным с воинским учетом сотрудников.

Запись на консультацию

Какие сотрудники подлежат воинскому учету

Категории работников, подлежащих воинскому учету, и документы, которые они представляют в организацию, показали в таблице.

Категории

Кто относится

Какие документы предоставляют

Призывники

Не служившие в армии и не состоящие в запасе мужчины возраста 18–27 лет (с 1 января 2024 верхняя планка возраста повысится до 30 лет)

Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Военнообязанные

  • прошедшие службу и переведенные в запас граждане; 

  • окончившие военные вузы и прошедшие программы военной подготовки;

  • граждане, освобожденные от службы по разным причинам

  • военный билет офицера запаса или военный билет;

  • временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса, или временное удостоверение, выданное взамен военного билета;

  • справка взамен военного билета

О работнике, который отказывается предоставить документы, работодатель в течение 3 дней уведомляет военкомат. Кроме того, работнику необходимо выдать направление для постановки на учет.

Что будет со штрафами

За ряд нарушений в ведении воинского учета штрафы с октября 2023 года существенно возросли и добавились новые. Например, если при объявлении мобилизации не оповестить о ней подлежащих призыву сотрудников и не организовать их явку на пункты сбора, должностное лицо могут оштрафовать на 60-80 тыс. руб., а компанию — на 400-500 тыс. руб. (ст. 19.38 КоАП). 

Если не уведомить сотрудника о получении повестки за 3 дня до установленного в ней срока или вовремя не передать военкомату список сотрудников для первичной постановки на учет, штраф для юридического лица составит 350–400 тыс. руб., для должностного — 40–50 тыс. руб. (ст. 21.1, ст. 21.2 КоАП).

Должностных лиц, которые несвоевременно передают или не передают вовсе сведения, необходимые для ведения воинского учета (ст. 21.4 КоАП), будут штрафовать на суммы 40–50 тыс. руб.

В ведении воинского учета много нюансов, а существенное повышение штрафов означает пристальное внимание к нему контролирующих органов. Если у вас возникают вопросы или сомнения — обращайтесь за консультацией к профессионалам. Компания DAS Group проведет аудит воинского учета в вашей организации и поможет наладить работу.

Получите бесплатно запись вебинара «Как организовать информационную безопасность в компании»

Не становитесь жертвой кибератак и не позволяйте злоумышленникам получить доступ к вашим конфиденциальным данным

Узнайте как безопасно выстроить ключевые бизнес-процессы и как настроить систему информационной безопасности

Заполните форму ниже и мы пришлем запись вебинара на ваш e-mail:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «ДАС ГРУП», ИНН 5405083068, erid: LjN8KHo2i

Комментарии

3
  • Tatka.biz

    В компании 2,5 человека работают, в военкомате (Приморского района СПб) сказали что ничего подавать не нужно. У девушки из очереди 9 человек в компании, ей тоже сказали что до 10 человек ставить и ходить подавать сведенья не нужно. Хотя везде и написано что даже если 1 человек в компании, то нужно.

    • Над. К

      Потом тот же военкомат начнет выписывать штрафы и что "девушки" предъявят в ответ?

      • Tatka.biz

        Девушка еще раз туда пойдет, чтобы ей дали письменный отказ)) я последую ее примеру

HR

🔥Интересуетесь HR-тематикой? Добро пожаловать на новый канал от «Клерка»!

Специалисты по кадрам не останутся без внимания! Специально для HR-менеджеров мы создали телеграм-канал с актуальными новостями, анонсами полезных событий и экспертными мнениями.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как компании стать более эффективной, гибкой и конкурентоспособной?

Что такое общий центр обслуживания, и почему данная модель эффективна для крупных компаний.

Как компании стать более эффективной, гибкой и конкурентоспособной?

ФНС просит компании из новых регионов переходить на ККТ уже сейчас

Несмотря на то, что бизнесмены из новых регионов обязаны применять контрольно-кассовую технику с 1 февраля 2025 года, налоговая просит предпринимателей добровольно и заранее зарегистрировать ККТ.

Лучшие спикеры, новый каждый день
УСН

На УСН учет вознаграждения зависит от вида объекта по спецрежиму

ФНС разъяснила, как продавцу на УСН определять размер дохода при удержании маркетплейсом своего вознаграждения из выручки продавца.

Составлять финансовые модели полезно и совсем не страшно! Как это сделать, расскажем завтра на вебинаре

Вместе с экспертом бухгалтеры научатся развивать, а не обслуживать бизнес. Составляя финмодели, вы нарастите компетенции и собственную востребованность, а также станете лучше, чем просто главбух.

Закрывающие документы от самозанятого: какие обязательны и как правильно их оформлять

Любая сделка в компании должна быть подтверждена документально. Это правило действует и, когда речь идёт о сотрудничестве с самозанятыми. Рассказываем, какие закрывающие документы необходимо получить от плательщика НПД.

Закрывающие документы от самозанятого: какие обязательны и как правильно их оформлять
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

5 стереотипов о предпринимательстве. Рассказывает наставник по бизнесу

Зарубежный опыт далеко не во всем полезен отечественным бизнесменам. Разбираемся в существующих стереотипах о предпринимательстве.

5 стереотипов о предпринимательстве. Рассказывает наставник по бизнесу

Депутаты всех фракций хотят запретить продажу энергетиков несовершеннолетним

Госдума планирует запретить продажу энергетических напитков объемом больше 500 мл. Кроме того, по всей стране торговые сети не смогут продавать такие напитки несовершеннолетним.

Участник стройки — необязательно член СРО

Привлекаемые генподрядчиком организации могут не быть членами саморегулируемой организации (СРО).

Показатели эффективности проекта, о которых должен знать каждый директор

Эффективность проекта важна не только для инвесторов. Руководству компании тоже важно ее оценить — расскажем, как это сделать, чтобы самому не углубляться в расчеты всех показателей.

Показатели эффективности проекта, о которых должен знать каждый директор

Компании придется восстановить беременную, даже если та уволилась по собственному желанию

Еще одно интересное судебное дело. Сотрудница уволилась по собственному желанию, а через 3 недель узнала, что беременна. Она попросила работодателя восстановить ее в должности, но компания решила этого не делать.

Иллюстрация: Kristina Paukshtite/pexels

Минцифры: биометрическую систему не будут использовать для розыска людей

Применять ЕБС для отслеживания людей незаконно. Пользователи сами решают, вносить ли свои данные в Единую биометрическую систему, которая нужна только для повышения доступности сервисов.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Сегодня крайний срок уплаты взносов на травматизм за апрель

До 15 мая включительно организации и ИП с сотрудниками должны успеть оплатить страховые взносы в СФР на травматизм за апрель.

Уже завтра бухгалтеры узнают, как правильно отвечать на требования ИФНС

Научитесь отвечать на требования ФНС и ее органов, а также разберитесь, что и в какие сроки представлять и какие требования являются незаконными.

«Макфа» обжаловала решение о национализации бизнеса

До проверки решения о национализации в апелляционном суде производитель макаронных изделий перейдет под контроль Росимущества.

Дистанционного работника временно можно привлечь для работы в офисе

По ТК работать дистанционно можно на постоянной основе, а временно не более 6 месяцев или периодически. Можно чередовать то дистанционную работу, то офисную.

Коротко о том, какие ошибки финдира мешают бизнесу расти?

Финансовый директор — ключевая фигура в управлении финансами бизнеса, которая отвечает за долгосрочное благополучие предприятия. Но даже самые умелые специалисты могут совершать ошибки, которые мешают компании расти и развиваться.

Коротко о том, какие ошибки финдира мешают бизнесу расти?

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024: новый ФСБУ, дробление, ВЭД и налоговые требования. Не пропустите!

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Иллюстрация: rawpixel-com/freepik

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Интересные материалы

Простая электронная подпись: как получить и использовать ПЭП

С каждым годом люди все чаще и чаще пользуются электронными документами. Однако, чтобы такие документы несли юридическую силу, необходима электронная подпись (ЭП). В данной статье мы узнаем, что такое простая электронная подпись (ПЭП), а также познакомим с ее возможностями.

Простая электронная подпись: как получить и использовать ПЭП