Как составить график документооборота организации: пошаговая инструкция

Ежедневно через отдел бухгалтерии проходит огромный объем документации: и в электронном виде, и на бумаге. Важные данные могут легко затеряться, а нарушение сроков исполнения грозит неприятностями. Структурировать рутину поможет График документооборота. Расскажем, как составить такой акт и «заставить» его реально работать на практике.
Как составить график документооборота организации: пошаговая инструкция
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Что такое график документооборота в бухгалтерии и зачем он нужен

График документооборота — это внутренний локальный нормативный акт компании, который определяет порядок движения документов между подразделениями (от составления до полного их исполнения), сроки обработки и ответственных лиц.

С внедрением ЭДО количество бумажных экземпляров сократилось, но маршруты остались прежними, поэтому структуризация процессов все равно актуальна.

В бухгалтерии упорядочения требует:

  1. Первичная документация — договоры, счета, накладные.

  2. Регистры бухучета — оборотно-сальдовые ведомости, инвентарные карточки.

  3. Оправдательные документы — кассовые чеки, квитанции об оплате и т.д.

Для оптимизации обмена документами внутри компании, налаживания взаимодействий между подразделениями, контроля сроков обработки документов и отчетности необходимо упорядочивать первичные и оправдательные документы.    

Универсального перечня нет, каждая организация сама разрабатывает актуальный для нее список бухгалтерской и налоговой документации и схему ее перемещения.

График документооборота необязательный локальный акт. Однако его наличие значительно упрощает жизнь компании.

Например, следование определенному плану позволяет:

  • оптимизировать бумажную рутину;

  • распределить обязанности между сотрудниками;

  • регулировать соблюдение учетной политики;

  • не нарушать сроки, строго установленные законом, например, для сдачи отчетности или хранения архива;

  • экономить время бухгалтера на решение других задач;

  • контролировать перемещение важных данных внутри компании;

  • в целом, повысить качество работы с документами.

При составлении Графика опирайтесь на федстандарт ФСБУ 27/2021, в нем прописаны основные требования к ведению бухучета в коммерческих и бюджетных организациях.

Делегируйте разработку локальных актов и оптимизацию внутренних бизнес-процессов профессионалам консалтинга. Компания DAS Group оказывает комплексные услуги для предпринимателей.

Пошаговый план составления графика

Если в вашей компании еще нет Графика документооборота бухгалтерии, или его внедрение не возымело успеха на практике, используйте нашу инструкцию. Действуйте пошагово, чтобы не пропустить ни одну важную деталь.

Для начала нужно найти ответы на следующие вопросы:

  1. Как на предприятии организован учет регистров?

  2. Кто занимается первичкой, и как быстро она обрабатывается?

  3. Что представляет из себя цикл движения бухгалтерских и налоговых документов: от создания до отправки в архив?

  4. В каком виде (бумажном или электронном) и как долго хранится архив?

Подготовительный этап позволит понять, с какой стороны подступиться к задаче, и оценить масштаб проблемы. После — можно приступать к основной работе.

Получите бесплатно запись вебинара «Как организовать информационную безопасность в компании»

Не становитесь жертвой кибератак и не позволяйте злоумышленникам получить доступ к вашим конфиденциальным данным

Узнайте как безопасно выстроить ключевые бизнес-процессы и как настроить систему информационной безопасности

Заполните форму ниже и мы пришлем запись вебинара на ваш e-mail:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Шаг 1. Составьте перечень документов, которые проходят через бухгалтерию

Старайтесь сделать его максимально подробным. Вспомните, что редко используется и обычно ускользает от внимания: служебные записки по итогам командировки, отчеты о рекламных акциях и т.п.

Когда перечень готов, пропишите маршрут для каждого документа. У первички он будет примерно такой:

Создание/получение от контрагента → учет → обработка → передача в архив

Важно зафиксировать и сроки перемещения, а также ответственных лиц: кто от кого получает, кто проверяет, согласовывает, кому передает далее и как хранит.

Схема движения товарной накладной:

Шаг 2. Выберите ответственных лиц

Закрепите за каждым участком работы конкретное должностное лицо, иначе путаница в исполнении графика неминуема, а ответственность будет перекладываться с одного сотрудника на другого.

Помимо самих бухгалтеров, с документами взаимодействуют работники других подразделений:

  • бумаги по отпускным персонала готовит сотрудник отдела кадров;

  • накладные и УПД — работник склада;

  • договоры и приложения к ним — юрист;

  • отчеты по рекламным мероприятиям — маркетолог и т.д.

Шаг 3. Определите сроки

В Графике нужно зафиксировать следующие временные рамки:

  • срок предоставления документа в бухгалтерию после создания/ получения от контрагента;

  • срок проверки и обработки бухгалтером — внесения в реестр, учетную программу например;

  • срок архивации (передачи в архив) и хранения.

Некоторые из них установлены законодательно, другие — определяет сама компания. Если позволяет ситуация, лучше заложить еще пару дней сверх дедлайна, чтобы у сотрудника была возможность перепроверить документ на наличие ошибок.

Шаг 4. Оформите данные в таблицу

Структура Графика документооборота в бухучете и его наполнение может разниться. Унифицированной формы нет, каждая компания разрабатывает ее самостоятельно под свой зарос. Можно комбинировать текстовые вставки с таблицами, графическими схемами, рисунками для наглядности информации.

Непосредственно график обычно оформляется в виде таблицы, где в каждой строке прописывают наименование документа, а в столбцах — этапы маршрута, сроки, ответственных лиц, количество экземпляров и т.п.

Образец:

Наименование документа

Этап 1. Создание.

Этап 2. Предоставления в бухгалтерию

Этап 3. Обработка в бухгалтерии

Этап 4. Хранение

Кто создает (ответственное лицо)

Кто передает

Кто обрабатывает

Срок передачи в Архив, Ответственный за передачу

Кто утверждает

Кто принимает

Срок для учета

Форма и место хранения

Срок сдачи

Срок хранения документа в Архиве

Список документов в Графике можно структурировать по группам по какому-либо признаку: по отделу создания, сроку хранения или типу: первичка, оправдательные документы, регистры бухучета. В таком случае будет проще найти нужный маршрут.

Шаг 5. Утвердите График документооборота в бухгалтерском учете

Как и любой локальный акт компании, График документооборота требует утверждения руководителем. На первой странице директор проставляет визу:

«Утверждаю», дату и подпись.

Затем издается приказ, а все причастные сотрудники ознакамливаются с ним под роспись.

График может быть оформлен отдельным документом, либо входить в состав иного локального нормативного акта, например, Положения о документообороте в компании или Учетной политике.

Можно ли наказать сотрудника за несоблюдение графика документооборота

На основании ст. 192 ТК, работодатель может применить дисциплинарное взыскание к злостному нарушителю маршрутов или сроков документооборота. Например, если работник постоянно срывает дедлайн сдачи первички в бухгалтерию, то уместно вынести ему предупреждение или выговор.

А наказать «рублем» получится, только если условие о депремировании закреплено в соответствующем ЛНА компании (письмо Роструда от 18.12.2014 № 3251-6-1).

Комплексные консалтинговые услуги для бизнеса — DAS Group. Решение вопросов налогообложения, бухучета, финансов, юридического сопровождения и кадрового делопроизводства — любой сложности.

DAS group | консалтинг для бизнеса

Выстраиваем и совершенствуем бизнес-процессы, задавая вектор улучшений и снижая риски

Реклама: ООО «ДАС ГРУП», ИНН 5405083068, erid: LjN8JwNPJ

Начать дискуссию

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику
Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Отчетность

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки ФАС

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Криптовалюта

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Интересные материалы

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!