Осознанное управление запасами и ассортиментом в торговле

Поднять уровень продаж на 50% и больше поможет правильное управление товарами и запасами. Так как не всегда товары, которые быстро продаются, принесут вам большую прибыль. Расскажем, как правильно настроить складской учет, чтобы не было сбоев с поставками и проблем с залежавшимся товаром.
Осознанное управление запасами и ассортиментом в торговле

«Я шел к этому 7 лет. Вы можете начать уже сейчас».

Меня зовут Юрий Мигалко, я работаю заместителем директора в региональной сети розничных магазинов. Мы продаем смартфоны, наушники, колонки и прочую электронную и бытовую технику. Нам потребовалось 7 лет трансформаций, чтобы изменить подход в работе. В результате чистая прибыль увеличилась на 80% (это без учета новых магазинов и расширения ассортимента).

Сегодня я помогаю торговым компаниям быстро достигать таких результатов, используя эффективный инструмент на базе 1С: Управление Торговлей. Но сначала обо всем по порядку.

Примитивный алгоритм закупок

Когда я только начинал, закупки делались по принципу: что за последние две недели продалось, то и закажем. Мы не понимали, что сливали ходовые товары и вкладывали оборотные средства в неликвид. Все делалось на основе интуиции.

Переломный момент

В начале 2015 года вырос доллар и следом все наши закупочные и розничные цены. Мы перепечатывали ценники по нескольку раз в неделю. И с каждым разом количество желающих купить товары по такой цене уменьшалось:

  • Падали продажи.
  • Заканчивались оборотные средства.
  • Полки были заполнены неликвидом.
  • Начались проблемы с кредиторкой.
  • Поставщики требовали оплаты.

Нужно было с этим что-то делать. Я погрузился с головой в вопросы закупок и управления ассортиментом. Много думал, много читал... глубоко проанализировав ситуацию, я определил, что нам мешало поднять продажи.

Нам не хватало знаний! Когда ходовой товар заканчивался и у нас и у поставщика, мы просто заказывали другую позицию, даже не зная, что закончился товар А-класса (именно А-класс и продаётся в первую очередь, а хлам залеживается). В своих расчетах мы не учитывали множество факторов: сезонность, сроки поставки, текущие остатки, страховой запас, аналоги, товары в пути и многое другое.

Не было продуманной системы закупок. Все решения принимались интуитивно, без понимания почему мы делаем именно так, а не иначе. Не было четкого плана действий в конкретной ситуации.

Переход к категорийному менеджменту

Еще одна проблема была в том, что мы следили за наличием дорогого товара (смартфонов), а мелочам уделяли внимание по остаточному принципу. В итоге, по самым маржинальным позициям были огромные проблемы с наличием.

Когда мелкий товар заканчивалась у поставщика, мы не привозили ни его, ни аналогов. И даже когда товар у поставщика появлялся, уже не вспоминали про него.

Разбивки товаров по категориям не было, даже продажи и остатки по ним не смотрели. Что вспомнили, то и заказали.

В этом я увидел хорошую возможность — компенсировать просадку выручки со смартфонов продажами дополнительных аксессуаров.

Была проработана товарная матрица по одной группе товаров — аксессуары к смартфонам (при покупке телефона нужны чехол, стекло и карты памяти). Решение начать только с одной группы было осознанным, чтобы быстро внедрить изменения, быстро получить обратную связь и проверить результаты.

Через 3 месяца по этой группе прибыль и выручка были удвоены только за счёт улучшения наличия.

Успех в экспериментальной группе и стал толчком для внедрения товарной матрицы по всему ассортименту. В итоге, весь товар был разбит на группы, категории и подкатегории. Например, решено, что в ассортименте всегда должно быть 10 чайников определённых моделей.

Когда есть понимание, что будет стоять на полке, мы получаем возможность уверенно разговаривать с поставщиком.

Мы сообщаем ему о нашем ассортименте, о том, что в течение полугода этот чайник будет присутствовать в нашей матрице. Соответственно, поставщик держит этот товар с большей вероятностью и заранее предупреждает о сбоях в поставках, чтобы у нас было время изменить матрицу.

Эти 10 чайников поделены по подкатегориям, например — стекло, металл, объем, цена. Так, чтобы было предложение по самым востребованным категориям и не получилось, что все 10 чайников одинаковой подкатегории.

Если поставщик выводит товар, категорийщик ищет замены с аналогичными параметрами, чётко отслеживая какой товар и на какой меняется.

Внедрение KPI

Так как работы стало больше и работать приходилось по-новому, нужно было как-то мотивировать людей на эффективную работу.

Для этого я ввел понятие «ценный конечный продукт».

ЦКП — это тот результат, который я жду от сотрудника, и за который плачу ему деньги. В моем случае — это «эффективное управление деньгами» (в вашей компании ЦКП может быть другим, исходя из миссии и стратегии).

В результате я определил четыре KPI, с помощью которых контролирую эффективность работы отдела:

  • К1 Контроль выручки.
  • K2 Контроль рентабельности.
  • K3 Контроль оборачиваемости.
  • К4 Контроль неликвидов.

Эти KPI я свёл в таблицу, через которую отслеживал результаты работы отдела и рассчитывал зарплату.

Гугл таблица доступна по тут.

Внедрение KPI позволило:

  • Исключать неходового товара. Раз в полгода проверяем матрицу и выводим самые слабые позиции, через АВС-анализ.
  • Отслеживать рентабельность. Раньше закупщик получал зарплату от выручки. Но, например на Самсунге у нас маржинальность 12%, зачем его держать на полке, если мы на нём не зарабатываем?

Сейчас наценку на каждый товар катмен ставил сам, но при этом по каждой группе товаров мы ставим свою плановую рентабельность.

Это решило ещё одну старую проблему: когда появлялись неликвиды, чтобы от них избавится, катмен сливал их с минимальной наценкой. Его логика понятна: солью товар по любой цене и претензий ко мне по неликвидам не будет.

Сейчас, если оборачиваемость плохая, он не будет сливать неликвиды с минимальной наценкой, т. к. испортится показатель KPI рентабельность. Ему приходится выкручиваться другими способами, т. к. слив по мин цене отразится на его зарплате
  • Отслеживать средний чек. За средним чеком следим, чтобы к телефонам обязательно шли допродажи — чехол, стекло, карта памяти и т. п.

Автоматизация

Работы стало так много, что приходилось нанимать новых сотрудников, чтобы разгрузить категорийщиков от рутины. Физически анализировать тысячи записей очень сложно, что неизбежно приводило к ошибкам в расчетах. Заказ поставщику делали в одной таблице Excel, KPI рассчитывали — в другой. А еще десятки прайсов поставщиков и т. д.

Эксель хорош для экспериментов, но очень непрактичен в ежедневной работе.

Но часть задач все же приходилось и дальше делать в Excel. Много времени и сил уходило на банальности, многие из которых хотелось бы делать «одной кнопкой». К счастью, мы нашли решение, которое позволило делать все в одном окне, сократив работу в Экселе:

  • анализировать большие массивы данных;
  • управлять категориями;
  • мониторить неликвиды;
  • рассчитывать потребность в товарах;
  • работать с поставщиками;
  • запускать отчеты по расписанию;
  • устанавливать цены прямо из отчета.

Этим решением стала система управления запасами Min-Max.Pro, работающая в связке с 1С. В нашем случае с 1С: Розница.

Я бы не смог выстроить новую систему управления запасами без этих инструментов.

Итак, то, к чему мы шли 7 лет, мы можете сделать за месяц:

  • у Min-Max.Pro доступна демо-версия, которую можно установить уже на следующий день после заявки;
  • система устанавливается в виде расширения за 15 минут;
  • есть подробный гайд по всему функционалу, подсказки, готовые шаблоны настроек, видео инструкции;
  • при запуске можно выбрать готовую настройку и сразу получить результат, например, список неликвидов;
  • при необходимости поможет техподдержка (в стоимость включены консультации и помощь по внедрению).

Система управления запасами Min-Max.Pro

Автозаказ, перемещения, ABC и XYZ анализ, KPI и загрузка прайсов в пару кликов!

Попробовать бесплатно

Оставьте заявку, чтобы протестировать систему бесплатно в течение 30 дней. Поможем установить и проконсультируем по всём

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Лучшие спикеры, новый каждый день

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

1

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft создала нейросеть для спецслужб, Ozon сгенерирует фото одежды на моделях, а в Москве продают мангал за 350 тысяч

Подготовили обзор главных событий дня — 8 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интересные материалы

Маркетплейсы

На Wildberries появился раздел с белорусскими товарами

Маркетплейс выделил целый раздел для сертифицированных белорусских товаров. Сейчас для заказа доступно 2,7 тысяч позиций.