IT-компании

Как открыть IT-компанию в России

Процедура регистрации IT-компании почти не отличается от открытия любого другого бизнеса. Ключевое отличие — виды деятельности и постановка на учет в специальном реестре Минцифры.
Как открыть IT-компанию в России
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Что такое IT-компания

IT-компания (англ. information technologies) — компания, занимающаяся видами деятельности, связанными с разработками компьютерных технологий и программного обеспечения, а также с хранением, обработкой и управлением потоками данных. Также деятельность может быть связана с обучением ИТ-специалистов.

Среди специалистов IT-компаний преобладают:

  • аналитик данных;
  • Data Science;
  • веб-девелопер;
  • специалист по информационной безопасности;
  • системный администратор;
  • программист (разработчик);
  • веб-дизайнер;
  • мобильный разработчик;
  • инженер машинного обучения.

Виды деятельности для IT-компаний

Виды деятельности для ИТ-компаний находятся в том же классификаторе, в котором указаны вообще все виды деятельности — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), также его сокращенно называют ОКВЭД-2.

Для информационных технологий подходят коды из разделов 62 и 63. В частности:

  • 62.01 — разработка компьютерного программного обеспечения;
  • 62.02 — консультационные услуги в области компьютерных систем;
  • 62.02.1 — деятельность по планированию, проектированию компьютерных систем;
  • 62.02.2 — деятельность по обследованию и экспертизе компьютерных систем;
  • 62.03 — управление компьютерными техсредствами;
  • 62.09 — прочая деятельность, связанная с использованием информационных технологий и вычислительной техники;
  • 63.11 — обработка данных и хостинг;
  • 63.11.1 — деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.

Собственно, ничего тут сложного нет — открываете разделы 62 или 63 и ищете, что вам подходит.

Как зарегистрировать IT-компанию

Как уже было сказано, отличий в регистрации самой компании нет. Если решили выбрать в качестве организационно-правовой формы ООО (а скорее всего, так и будет), то принимается решение собрания учредителей (или единственного учредителя), на нем же назначается директор, выбирается фирменное наименование, место нахождения, утверждается устав. Виды деятельности, кстати, можно тоже указать в уставе, но это право, а не обязанность.

Также есть вариант с типовыми уставами (это готовые формы, подобрать подходящую можно с помощью сервиса ФНС), но их лучше не использовать. Типовой устав строго ограничен, не учитывает специфики деятельности и особых договоренностей учредителей (например, о распределении прибыли не по долям в уставном капитале).

Далее заполняется заявление по форме Р11001, и весь комплект подается в регистрирующую налоговую (в Москве это МИ ФНС № 46, в Санкт-Петербурге это МИ ФНС № 15). Для заполнения заявления можно скачать программу ППДГР, а можно воспользоваться другими сервисами.

В случае подачи документов на регистрацию ООО через Модульбанк госпошлину платить не придется. А сразу после регистрации для бизнеса будет открыт расчетный счет. Госпошлина не оплачивается также, если вы подаете документы в электронном виде, подписанные ЭП заявителя, с помощью сервиса регистрации ФНС или сервиса Госключ.

При подаче документов через МФЦ или нотариуса госпошину оплачивать тоже не нужно. А если решили подавать бумажные документы лично в ФНС, то предварительно оплатите госпошлину в размере 4 тыс. рублей.

Модульбанк зарегистрирует ООО бесплатно. Полный пакет документов, без визита в налоговую, подбор ОКВЭД и системы налогообложения, выпуск электронной подписи.

ИТ-компании охотно выбирают при регистрации новый режим — АУСН. Он позволяет существенно сэкономить на старте бизнеса (в первую очередь на взносах за сотрудников — их на автоматизированной упрощенке не платят) и сделать его максимально прозрачным для налоговой инспекции. Это означает, что даже если «иммунитет» IT-компаниям отменят, налогоплательщики на АУСН будут защищены от лишних проверок.

ИП также может зарегистрировать деятельность, связанную с IT. Главное, соответствие по ОКВЭДам и ряду других признаков.

ИП открыть еще проще. Никаких проблем с адресом, наименованием, арендой офиса. Просто заполняете заявление по форме Р21001, подаете в регистрирующую налоговую. Пошлина для ИП 800 рублей, при электронной регистрации и регистрации через Банк она также не требуется.

Обратите внимание! На ИП льготы, предоставляемые сейчас ИТ-компаниям в области налогообложения и ряде других случаев, не распространяются.

Если, вдруг, захочется зарегистрировать ИТ-компанию в форме акционерного общества, то тут сначала придется зарегистрировать в ЦБ эмиссию акций, а уже после регистрировать АО. Учтите, что содержать АО дороже — реестр акций должен вести регистратор — уполномоченная компания, что, само собой, не бесплатно. Решения акционеров также удостоверяет регистратор (или нотариус), плюс госпошлина за эмиссию, плюс раскрытие информации и прочие расходы.

Лучше начинать с ИП или ООО.

Как получить статус ИТ-компании

Для статуса ИТ-компании необходимо пройти государственную аккредитацию и числиться в реестре Минцифры.

Для налоговых льгот, согласно закону от 14.07.2022 № 321-ФЗ, доля доходов по ИТ-деятельности должна быть не менее 70% (до этого было 90%). Раньше еще было требование о среднесписочной численности не менее 7 человек, но указанный закон его отменил.

Чтобы получить аккредитацию и попасть в реестр, нужно оформить заявку на портале Госуслуг. Решение принимается в течение одного рабочего дня. Обратите внимание на список кодов ОКВЭД, в соответствии с которыми происходит аккредитация. Проследите, чтобы в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) как минимум один такой код был.

На сайте Минцифры указано, что с 1 августа 2022 года приостановлена подача новых заявлений до принятия нового порядка аккредитации. Причина — поправки в НК, внесенные Федеральным законом от 14.07.2022 № 321-ФЗ. Сейчас Минцифры вместе с профильными ассоциациями и регионами работает над совершенствованием критериев и процедуры аккредитации ИТ-компаний.

Ждем новый порядок для получения аккредитации.

Работа в IT-бизнесе имеет свои особенности. Модульбанк предлагает бесплатные консультации бухгалтеров и юристов для IT‑компаний. Подключайте бухгалтерию и работайте совершенно спокойно. Специалисты банка расскажут о программах господдержки и проконсультируют по ведению ВЭД. Вам не обязательно быть клиентом Модульбанка — просто подключайте ваши счета в других банках к сервису за несколько минут.

Оставить заявку

Льготы для ИТ-компаний

Часть льгот для ИТ-бизнеса появилась еще в 2020-м году, когда для него установили пониженную ставку по налогу на прибыль — 3% вместо 20%, а также снизили страховые взносы до 7,6% (с 30%).

Кроме того, сейчас действуют следующие льготы:

  • если ПО включено в специальный реестр, операции по передаче исключительных прав на него освобождены от НДС (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК);
  • ставка по налогу на прибыль с 2022 по 2024 годы — 0%;
  • ИТ-компании освобождены от проверок на ближайшие три года, в том числе и от выездных налоговых проверок;
  • льготные кредиты по ставке не выше 3% годовых;
  • льготы для сотрудников ИТ-компаний — отсрочка от армии, льготная ипотека, упрощенное трудоустройство и ВНЖ для иностранных специалистов.

А что дальше?

А дальше Минцифры собирается создать совет, который займется чисткой реестра IT-компаний, аккредитованных для получения налоговых и прочих льгот.

Сейчас в реестре почти 27 тысяч организаций с действующей аккредитацией. Но часть из них лишь формально подходит по признаки IT-компании, а реальная деятельность не соответствует этому профилю. Предоставляя таким компаниям льготы, бюджет теряет миллиарды рублей.

Новый совет будет называться «Совет по аннулированию государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в сфере IT». Заниматься аудитом реестра будут главы крупнейших российских профильных ассоциаций, среди которых «Руссофт», «Отечественный софт», РАЭК, АПКИТ.

В последнее время потеряли аккредитацию и место в реестре ряд крупных банков: Сбербанк России, ВТБ, Альфа Банк, Тинькофф, Открытие, Райффайзенбанк, МТС-банк.

Бесплатная регистрация ООО в Модульбанке

Оформим за вас полный пакет документов. Без уплаты госпошлины, визита в налоговую, бесконечных анкет и очередей

Начать дискуссию

Что делать, если лимит самозанятого исчерпан

Лимит дохода самозанятого составляет 2,4 млн рублей в год. Что делать, если годовой доход оказался больше этой суммы.

Что делать, если лимит самозанятого исчерпан

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

С 2025 года начнет действовать соглашение об избежании двойного налогообложения с Малайзией

Ратификация соглашения запланирована на конец 2024 года. Дивиденды будут облагаться по ставке 10% и 15% в зависимости от доли участия в капитале.

До 20 мая нужно уведомить ФНС о контролируемых сделках

Если компании и физлица в 2023 году заключали сделки с взаимозависимыми лицами и с резидентами офшоров, об этом нужно сообщить налоговой.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Праздник дня. День рождения Интернета

В 2024 году Интернет празднует 33 годовщину.

Праздник дня. День рождения Интернета
Кадры

Путин: европейские специалисты приезжают работать в Россию

Президент рассказал, что иностранные сотрудники зарабатывают в РФ больше, чем в Северной Америке и в Европе.

Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как смягчить падение спроса в сезонном бизнесе?

В несезон сложно находить клиентов, а денег не хватает на оплату счетов. Не всем хватает запасов, чтобы пережить затишье — бизнес приходится закрывать. Мы знаем, как смягчить падение продаж и доработать до начала нового сезона.

Как смягчить падение спроса в сезонном бизнесе?

Microsoft начал отключать подписки корпоративных клиентов

Российским компаниям остановили подписки на облачные сервисы Microsoft. Отключать доступ будут партиями, по 5-10 компаний.

Кадры

Больше 3,5 млн работодателей могут заполучить специалистов с помощью целевого обучения

Заявки начнут принимать на муниципальном уровне, где зафиксирован наибольший дефицит кадров. Это позволит привлечь в регионы молодых специалистов и оплатить их обучение за счет бюджета.

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP

В мире бизнеса, где сложность управления многопрофильной производственной деятельностью увеличивается с каждым днем, традиционные подходы к бюджетированию и финансовому планированию все чаще подвергаются переосмыслению.

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP

Суперцена на коллекцию курсов «От бухгалтера к финдиру»! Три онлайн-курса за 7 490 рублей!

В коллекции курсов есть все, чтобы вырасти до финансового директора. Вас ждет много полезного материала, детальный разбор рабочих задач и много практики под руководством преподавателей «Клерка». Сейчас вы можете купить коллекцию из трех курсов дешевле, чем купили бы любые два по отдельности!

ФСБУ

Для дебиторки и кредиторки — разные правила проверки на обесценение

Проверять на обесценение остатки по кредиторской задолженности не нужно, а по дебиторской обязательно только частично.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Кадровый электронный документооборот (КЭДО) – это процесс создания, подписания и хранения документации с сотрудниками в цифровом виде. Такой формат позволяет избавиться от бумажной волокиты, оптимизировать и ускорить делопроизводство, он удобнее и проще как для работников, так и для организации.

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Оформление блога на сайте юриста: тренды 2024

Первое впечатление от сайта в целом и блога в частности, в большинстве своём, зависит от дизайна. Влияет он на также на трафик и конверсию. Даже если сайт полезный по содержанию, неудачный дизайн может сделать это нерезультативным. В статье разберу основные тренды дизайна блогов в 2024 году.

Бесплатно с Валютный контроль

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

В мини-курсе разберем, как изменились правила валютного контроля после поправок в Указание ЦБ.

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

📩 Присылать уведомления о судебных процессах будут автоматически. Это важное для всех новшество, но на исход не влияет, пояснил адвокат

На Госуслугах оповещения о ходе судебных разбирательств начнут присылать всем участникам процесса, а не только тем, кто заранее подключил эту опцию на портале.

Управляющую компанию «Макфы» национализировали

Решение суда о передаче активов «Макфы» под контроль Росимущества привели в исполнение. Первой национализировали управляющую компанию бизнеса.

Необлагаемую компенсацию дистанционщикам считают или по норме, или по документам

Дистанционным сотрудникам нужно компенсировать расходы на интернет, электричество и за износ оборудования. Но не вся компенсация необлагаема НДФЛ.

Корпоративное обучение в эпоху удаленной работы: новые вызовы и решения

Пандемия кардинально изменила привычный уклад жизни и ведения бизнеса. Ключом к сохранению вовлеченности и развития сотрудников в новых условиях стала организация эффективного дистанционного обучения.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

НДС

На практике идентичный товар от двух поставщиков может идти с разными ставками НДС

Пониженную ставку НДС 10% на товар подтверждает его включение в перечень Правительства и регистрационное удостоверение.