Маркировка товаров: обзор нововведений и ответы на частые вопросы

С течением времени список товаров, подлежащих обязательной маркировке, постепенно расширяется. Расскажем о ближайших планах и законопроектах в сфере маркировки. Напомним, к чему готовиться в рамках предстоящего на днях старта регистрации продажи маркированной молочной продукции. Разберем топ самых актуальных вопросов, волнующих бизнес.
Маркировка товаров: обзор нововведений и ответы на частые вопросы

Этапы маркировки молочной продукции

С наступлением 1 сентября грядут большие перемены в сфере маркировки молочной продукции. А именно:

  • Розничная реализация «молочки» всех сроков годности должна будет сопровождаться сканированием кода маркировки товара на кассе и передачей данных на портал Честный ЗНАК.
  • Оптовому и розничному бизнесу предстоит обмениваться универсальными передаточными документами (УПД) с указанием кода маркировки и количества, то есть использовать объемно-сортовый метод маркировки. Обмен данными будет совершаться исключительно посредством ЭДО.
  • Учреждения и компании обяжут направлять данные в адрес системы маркировки о выбытии молочной продукции по причинам, не связанным с реализацией.

С 1 декабря 2023 года закончится действие отсрочки и появится обязанность выполнять условия маркировки для следующих участников рынка:

  • фермерских хозяйств;
  • предприятий, приобретающих молочную продукцию не для дальнейшей реализации, а для своих целей, например, производства.

С 1 июня 2025 года для молочной продукции со сроком потребления более 40 дней будет применяться поэкземплярный учет. Поэкземплярный метод маркировки предполагает фиксировать в УПД код маркировки каждого товара. Для продукции со сроком потребления менее 40 дней продолжит свое действие объемно-сортовый учет.

Сервис Платформа ЭДО дает возможность обмениваться любыми документами, в том числе и УПД, с другими участниками оборота маркированной продукции. Выберите подходящий тариф и пользуйтесь преимуществами сервиса. Для работы с типовыми конфигурациями 1С мы приготовили готовое решение. Подключайтесь и начинайте обмениваться документами прямо сейчас.

Этапы маркировки питьевой воды

Скоро, с 1 ноября 2022 года, объемно-сортовый метод маркировки коснется каждого звена рынка упакованной питьевой воды. В УПД будет отражаться код товара, а также его количество. Посредством ЭДО информация о перемещении продукции будет поступать в систему маркировки. Помимо этого в Честный ЗНАК будут направляться данные о товарах, которые выбыли не путем реализации, а в результате порчи, брака и иных причин.

С 1 марта 2023 года сегменту розничной сферы нужно направлять данные, касающиеся реализации маркированной воды, на портал Честный ЗНАК через ОФД и онлайн-кассу.

С 1 декабря 2025 года учреждения и компании, приобретающие бутилированную воду для собственных нужд, начнут отправлять данные в систему маркировки. Это касается ресторанного и гостиничного бизнеса, детских садов, общеобразовательных учреждений.

С 1 марта 2025 года всем сторонам оборота маркированной воды необходимо будет применять поэкземплярный метод учета. То есть информацию на портал Честный ЗНАК нужно будет передавать по каждой единице продукции.

Напомним, что маркировке подлежит питьевая вода в упаковке, не содержащая вкусовых ароматизаторов, сахара и прочих примесей. Имеется в виду вода — газированная, без газа и минеральная.

Предстоящие планы по маркировке в товарных группах

С 1 ноября в России предполагается запуск маркировки электронных сигарет и жидкостей для них. Эксперимент по данной товарной группе должен был завершиться только в феврале 2023 года, но на основании многочисленных сообщений участников оборота принято решение закончить его досрочно.

Пилотный проект по маркировке антисептиков, который завершится в августе 2022 года, наоборот предлагают продлить до 28 февраля 2023 года. Таким образом обязательная маркировка антисептиков намечается только с 1 марта 2023 года. А эксперимент по маркировке отдельных медицинских изделий пока проходит в плановом порядке и закончится 28 февраля 2023 года.

С 1 марта 2023 года обязательная маркировка стартует для велосипедов и велосипедных рам. Более детальные временные рамки и условия пока находятся в процессе регламентных процедур согласования и утверждения.

Из проектов постановлений Правительства, размещенных Минпромторгом, следует, что старт маркировки пива и слабоалкогольных напитков предполагается с 1 апреля 2023 года. В то же время планируют начать маркировку безалкогольного пива. Предварительные даты этапов маркировки пивной продукции следующие:

  • с 1 марта 2023 года оформление участников рынка в системе маркировки;
  • с 1 апреля 2023 года пивная продукция в таре, используемой для хранения и транспортировки напитков (кегах);
  • с 1 октября 2023 года в стеклянной и пластиковой таре;
  • с 15 января 2024 года в алюминиевых банках.

Помимо этого с 1 апреля 2023 года оптовые и розничные сегменты рынка должны будут в обязательном порядке передавать в адрес системы маркировки сведения о реализации промаркированной продукции. А передача информации о частичном выбытии пива и слабоалкогольных напитков в таре для хранения и транспортировки, реализованных в розлив, приобретает обязательный характер с 1 июня 2024 года.

На сегодняшний день находится в действии пилотный проект, касающийся маркировки БАДов, и завершится он 31 августа 2022 года.

До конца текущего года планируется внедрить маркировку икры лососевых и осетровых пород рыб. Но пока в виде добровольного эксперимента.

С 1 июня 2023 года запланировано расширение ассортимента товаров легкой промышленности, подпадающих под маркировку. В частности речь идет о спортивных костюмах, пиджаках, брюках, пальто, плащах, куртках и ветровках с капюшоном, а также продукции из искусственного меха. Минпромторг уже подготовил проект постановления.

Платформа ОФД — надежный помощник для предпринимателя:

  • Систематизировать работу с маркированной продукцией «под ключ» поможет сервис Учет марок.
  • Сервис Платформа ЭДО дает возможность работать с электронными документами.
  • Автоматизировать отправку электронных чеков покупателю легко с сервисом Электронные чеки.
  • Сформировать и сдать отчетность во все госорганы позволяет Платформа Госотчёт.

Все сервисы Платформы ОФД доступны в едином личном кабинете. Управляйте услугами в одном окне.

Войти в личный кабинет или зарегистрироваться.

Злободневные вопросы по маркировке молочной продукции

С приближением сроков начала маркировки молочной продукции у предпринимателей возникает все больше вопросов. Разберем самые актуальные среди них.

Принимаем товар при объемно-сортовом методе маркировки

При использовании объемно-сортового метода учета (ОСУ) в УПД от производителя или оптового дистрибьютора будет указываться только GTIN товара и его количество. Код GTIN — это глобальный номер товарной продукции в единой базе товаров GS-1, используемый для маркировки и логистического учета в глобальном потоке поставок.

Приемка товаров осуществляется следующим образом:

  1. Розничный продавец получает товар от производителя или поставщика вместе с электронной накладной посредством оператора ЭДО.
  2. Принимая поставку, продавец сканирует коды Data Matrix и проводит сверку фактического количества товара с данными из электронной накладной. При методе ОСУ нет необходимости сканировать каждый код маркировки, достаточно считать только код товара. Если данные в УПД и фактическое количество товаров в поставке сходятся, то электронная накладная подтверждается с помощью УКЭП. Если есть расхождения, то составляется корректировочная накладная. Проверить и подтвердить приемку товаров продавец должен в течение 3 дней после получения поставки.

В процессе приемки поставки код маркировки тоже можно отсканировать с целью проверки его корректности при дальнейшей реализации товара с применением онлайн-кассы. Но это не является обязательным условием.

Контроль перемещения товаров системой Честный ЗНАК при объемно-сортовом методе маркировки

В рамках применения объемно-сортового метода учета система маркировки отслеживает перемещение продукции, полагаясь на количество товаров по конкретным GTIN. Код маркировки каждого перемещаемого товара система не видит. Код маркировки продукции фиксируется на балансе производителя, а после каждой отгрузки меняется лишь количество товара.

В этот момент бизнес начинает волновать вопрос, связанный с тем, что приемка товара происходит по коду GTIN, а реализация конечному потребителю того же товара осуществляется с использованием кодов маркировки, и как это отразить в системе.

На самом деле, поступивший в розничную точку продукт, выводить из оборота в результате продажи каким-то особым образом не придется. Процесс формируется в системе маркировки в автоматическом режиме.

Отражение в одной электронной накладной объемно-сортового и поэкземплярного учета

Для поэкземплярного учета в первую очередь необходимо соблюдать принципы сочетаемости товаров из разных групп в разрезе одного документа. Согласно Методическим рекомендациям существует пять допустимых сочетаний товарных групп в одной накладной.

Например, возможно совместить в одном УПД такие товарные группы как обувь, велосипеды и фотокамеры. Но нельзя при этом сочетать в одном УПД табачную продукцию и духи.

Если правила поэкземплярного учета в одном УПД выполнены, то разрешается добавлять в этот документ группы с объемно-сортовым методом учета. Метод ОСУ на сегодняшний день применяется только к молочной продукции и воде.

Можно, например, сочетать в одной накладной шины, медицинские изделия, подпадающие под поэкземплярный учет, с молочной продукцией, к которой применим объемно-сортовый метод.

Отражение в одной электронной накладной маркированного и немаркированного товара

Согласно Методическим рекомендациям разрешается в одном УПД указывать данные о товарах, подлежащих обязательной маркировке, и данные о товарах, к которым не применяются требования маркировки. Система Честный ЗНАК обработает сведения о маркированной продукции.

Не сканируется код товара

Бывают случаи, когда код маркировки не сканируется у покупателя, при этом сканируется у продавца. В такой ситуации покупатель имеет право отказаться от поставки по причине того, что уже с 1 сентября 2022 года реализацию необходимо осуществлять с учетом сканирования кода маркировки на кассе.

Код может не считываться из-за проблемы со сканером у покупателя. Также причина проблемы со сканированием кода может быть в том, что код указали не полностью или некорректно нанесли. В таком случае лучше запросить у продавца новую электронную накладную с читаемыми кодами.

Повреждение кода маркировки

Предпринимателей часто волнует вопрос, как поступить с товаром, с поврежденным кодом маркировки. Если повреждение незначительное, то, вероятно, код будет считываться. А если код имеет значительные повреждения, то, скорее всего, считать его невозможно. Тогда с 1 сентября 2022 года возникнет проблема с реализацией такого товара, потому что продажа должна осуществляться с обязательным сканированием кода на кассе.

В данном случае продавец из розничной сферы имеет возможность провести перемаркировку товара в системе Честный ЗНАК.

Если в такую ситуацию попадет продавец, приобретающий продукцию не для дальнейшей реализации, а для собственных целей, тогда при объемно-сортовом методе не используется код маркировки. Продукция из оборота выводится на основании кода товара GTIN.

Требования к маркировке у компаний, приобретающих молочную продукцию для изготовления напитков или блюд

Для компаний, приобретающих молочную продукцию не для реализации, а для собственных целей, до 1 декабря 2023 года действует отсрочка. Начиная с этой даты и до 1 июня 2025 года по отношению к таким компаниям будут применяться требования маркировки по объемно-сортовому методу.

Для работы в данных условиях предпринимателям необходимо будет:

  • оформить электронную подпись (при ее отсутствии);
  • зарегистрироваться в системе маркировки;
  • подключиться к сервису ЭДО;

Для упрощения работы с маркировкой можно воспользоваться сервисом Учет марок.

С 1 июня 2025 будет применяться поэкземплярный метод учета маркировки. В документе о выводе из оборота продукции нужно будет указывать формулировку «Использование для производственных целей».

Реализация сыра в нарезку

Приведем пошаговый план для предпринимателя, осуществляющего продажи сыра в нарезку, начиная с 1 сентября 2022 года:

  1. Осуществить приемку промаркированного товара (сыра) через оператора ЭДО, приобретенного для последующей реализации в нарезку. Продукт, подверженный нарезке, маркировке не подлежит.
  2. Убрать из оборота код маркировки данного товара, не позднее 3 рабочих дней после нарезки.
  3. В случае, если принято решение провести реализацию сыра целым куском, то есть без нарезки, то при продаже данного товара необходимо отсканировать код маркировки на кассе.

Наладить работу с маркированными товарами поможет сервис Учет марок.

Сервис с удобным и понятным интерфейсом позволяет передавать данные в систему маркировки, заказывать и получать коды маркировки, а также работать в полном соответствии с законодательством о маркировке.

Учет марок — покажет, как не допустить ошибок в чеках маркировки и привести все данные в порядок

Учет марок

Простое комплексное решение для пользователей касс, чтобы избежать проблем с маркировкой.

Комментарии

36
  • VadimBA

    Первые впечатления... В сетевом продуктовом магазине покупаю 3 пачки творога. На кассе сканер усиленно не желает сканировать пачку творога. По душевной простоте, советую кассиру отсканировать какую-нибудь другую пачку творога и потом пробить количество. Щас... Теперь, оказывается, подобный трюк с молочной продукцией не пройдет, ибо следует каждую упаковку сканировать индивидуально.

    Две другие пачки творога кассира сумела отсканировать и сказала. что мне еще повезло. Поинтересовался у нее, с какого момента действуют подобные новшества? Ответила, что уже с августа и у них уже скопился полный холодильник на отправку несканированной молочной продукции поставщикам. Можно сказать, что в основном на выброс...

    Вопрос... Кто будет компенсировать подобные издержки поставщикам и продавцам?

    • Виктория В

      Вчера в Ашане сканировала актимель одну штуку, потом ввела количество: 6. Все прошло. Почему у кассира не получилось не понятно. ))

      • VadimBA

        Видимо, они еще не перестроились... Я покупал в магазине сети "Монетка".

        Вы, часом, расплачивались не на терминале самообслуживания? ;-)

          • VadimBA
            Да, через самообслуживание

            Не исключаю, что там вскоре отключат возможность указывать количество для молочной продукции.

      • Так значит не было списание в "ЧЗ", так как для списания в "ЧЗ" (вывода из оборота) нужно не 1 шт. отсканировать, а потом ввести кол-во, а каждую единицу маркированного товара просканировать, так как у каждой единицы своя уникальная марка и именно эта единица товара из оборота выводится.

        То про вы сделали - это стандартное сканирование штрихкода привязанного к номенклатуре, а не к марке "ЧЗ".

        • Виктория В

          Да, вот и я про тоже говорю. Что марки не списывались. Кстати, и минеральная вода тоже только по штрих коду прошла

          • У меня только при покупке сигарет списывают марки "ЧЗ" при всех остальных покупках даже обуви ни разу не считывали марку "ЧЗ" и не списывали сразу при окончательной реализации... Ни молочка, ни минералка, ни обувь, ни мороженое, ни туалетная вода(((

            Насколько актуальные и реальные данные об остатках в "ЧЗ" одному богу известно...

            • sabre
              при всех остальных покупках даже обуви ни разу не считывали марку "ЧЗ" и не списывали сразу при окончательной реализации...

              Какие последствия для сторон сделки влечет сие вопиющее демонстративно противоправное поведение?

  • Над. К

    Вчера плавленный сыр покупала во Вкусвилле, расплачивалась через терминал самооблуживания. Танцы с бубнами были. Я ж, как нормальный покупатель, сканирую штрих-код. И тут мне пишут, отсканируйте код маркировки. Я-то хоть знаю что это такое и как он выглядит, но при сканировании в чек добавляется вторая пачка сыра. Пришлось звать на помощь работников магазина, они туда-сюда кнопочки жали, чтобы убрать второй товар.

    Послала пару "теплых" слов в адрес бенефициара сей маркировки...

    • sabre

      Ничего, скоро все привыкут.

      И не к тому у нас привыкали.

    • Чалдон

      Надо слать эти теплые слова айтишникам Вкусвилла. В магазине у моего дома при сканировании молочки терминал самообслуживания после сканирования штрих-кода предлагает просканировать и ЧЗ. Логика как при покупке алкоголя - сначала штрих-код, потом акциз.

  • sabre
    продавец из розничной сферы имеет возможность провести перемаркировку товара в системе Честный ЗНАК

    Гениально! Легендарно! Браво!

    Теперь все защищены от подделок.

    • VadimBA
      Гениально! Легендарно! Браво!

      Теперь все защищены от подделок.

      И какие молочные продукты по Вашему усмотрению наиболее подвержены подделкам?

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Инвестиции

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Лучшие спикеры, новый каждый день
Социальный вычет

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

5

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3
Законопроекты

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Инвестиции

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

1

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Интересные материалы

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру