Как бухгалтеру-новичку выжить на испытательном сроке: оптимизируем налоги, сдаем отчеты без ошибок

После того, как свежеиспеченный бухгалтер получил диплом в ВУЗе или закончил курс по бухучету перед ним встает две задачи — как найти работу и как не завалить испытательный срок. Причем можно попасть в уже работающую организацию или в только что открывшуюся, чистую как белый лист. И неизвестно, что хуже. В работающей можно подглядеть за предшественником и коллегами, а в новой подсказать будет некому. Еще круче, если только пришел — а уже надо сдавать отчетность. Но не бойтесь, мы вам поможем.
Как бухгалтеру-новичку выжить на испытательном сроке: оптимизируем налоги, сдаем отчеты без ошибок

После того, как свежеиспеченный бухгалтер получил диплом в ВУЗе или закончил курс по бухучету перед ним встает две задачи — как найти работу и как не завалить испытательный срок. Причем можно попасть в уже работающую организацию или в только что открывшуюся, чистую как белый лист. И неизвестно, что хуже. В работающей можно подглядеть за предшественником и коллегами, а в новой подсказать будет некому. Еще круче, если только пришел — а уже надо сдавать отчетность. Но не бойтесь, мы вам поможем.

Что проверить на новой работе

Если вы пришли на чье-то место, то самый первый логический шаг — приемка дел. Но не всегда это происходит официально с актом и подписями с обеих сторон. Возможно даже, что бывшего работника давно нет на месте. Тогда придется проверить все самостоятельно, убедитесь, что в наличии (в зависимости от участка работы):

  • Все отчеты минимум за последние три года, а лучше за 5 лет;

  • Накладные, акты, счет-фактуры входящие;

  • Документы реализации;

  • Кассовая книга;

  • Авансовые отчеты;

  • Личные дела сотрудников — карточка Т-2, трудовой договор, заявление о приеме на работу, на вычеты, на отпуска, на материальную помощь и т.д. ситуативно;

  • Расчетные и платежные ведомости, расчетные листки;

  • Больничные и расчеты по ним;

  • Банковские выписки (уточните, сколько счетов у организации и каких — расчетный, кредитный, депозит, специальный счет, валютный и т.п.);

  • Другие первичные документы (они хранятся, как правило, не менее 5 лет, связанные с кадрами 50/75 лет).

Кроме того, убедитесь, что у вас есть доступ к программе учета и она также заполнена. Зачастую в таких программах есть возможность проверить корректность учета (нет ли нарушения нумерации документов, отрицательного остатка в кассе, списания материалов, отсутствующих на складе и т.п.). Для начала прогоняем базу по такой проверке и смотрим результат.

У вас также должны быть логины и пароли от рабочей почты, программы сдачи отчетности, онлайн-банка, личного кабинета в ФНС и других рабочих сервисов. По необходимости — печать, приказ на право подписи, доступа к коммерческой тайне и прочие аналогичные распорядительные документы.

Наличие исходящей первички проверить довольно просто — распечатайте реестр документов из программы и сверьте с наличием. Со входящими труднее. Поэтому также один из первых шагов — акты сверки с поставщиками. Причем их можно разослать по электронной почте или через ЭДО для большей оперативности.

Проверьте входящую корреспонденцию (бумажную и электронную) — нет ли неотвеченных требований и запросов от ФНС, ПФР или ФСС, какие вообще письма поступают в организацию.

Внимание! Не забудьте заглянуть в основные документы — учетную политику, положения об оплате труда, командировках, подотчетных лицах и т.п.

Закажите свежую выписку из ЕГРЮЛ, проверьте, что данные в ней соответствуют реальности, рекомендуем посетить личный кабинет организации на сайте ФНС и проверить систему налогообложения (вас может ждать сюрприз).

Распечатайте оборотки по основным счетам — 01, 02, 10, 19, 41, 50, 51, 60, 62, 68, 69, 70, 71, 75, 76, 84, 90, 91, 99 в разрезе аналитики (например, 70 — по работникам, 68 — по видам налогов). Проанализируйте остатки и обороты и эти сведения также включите в свой акт.

Пример: на 31 марта 2021 года имеется непогашенная задолженность по заработной плате по сотрудникам Иванову и Петрову за прошлые периоды, причины недоплаты пока не выяснены.

По результатам составьте акт, в котором укажите текущее положение дел и, что, как вы считаете, требует внимания руководства.

К примеру, при сверке выявились расхождения в расчетах, не хватает ряда отгрузочных документов, подписанных покупателями, обнаружилось неотвеченное в срок требование о предоставлении пояснений по декларации в связи с грубыми ошибками и т.д. Попросите директора подписать акт в двух экземплярах, один сохраните у себя.

Что еще нужно сделать

Принимая дела, вы уже поймете устройство внутреннего документооборота и заметите слабые места. Например, опоздания сотрудников с авансовыми отчетами.

Очень важно, на начальном этапе выстроить взаимодействие — требовать своевременно предоставлять документы, для этого должен быть составлен график документооборота, подписанный руководителем.

Не обязательно разрабатывать сложные таблицы. Укажите наименование документа, срок предоставления и ФИО (должность) ответственного лица. Всех сотрудников необходимо ознакомить с графиком под роспись.

Напоминать о том, что близится срок передачи лучше в письменном виде — через корпоративную почту или мессенджер. Если работники продолжают регулярно нарушать сроки — сообщите о происходящем директору.

Предупредите, что дело не в вашем желании замучить всех вокруг бюрократией, а в порядке учета, от которого зависит своевременная и правильная подача отчетов и актуальность данных, которыми пользуется сам руководитель.

Что касается инвентаризации склада — то провести ее желательно (и даже положено по закону при смене главного бухгалтера). Но мы понимаем — при большой номенклатуре это долго и сложно. Найдите компромисс — сделайте выборку, например, из 30 позиций и проверьте их, через неделю проверьте 30 других позиций и т.д.

По возможности автоматизируйте свою работу — ввод первички, загрузку выписок, обмен документами с контрагентами, расчет зарплаты, формирование кадровой документации и т.д.

Ведь в чем залог подготовки отчетности без авралов и работы в выходной — максимально автоматизированный учет, исключающий ошибки, налаженный документооборот, делегирование.

Не бойтесь ошибок — их совершают все. Даже опытный бухгалтер может забыть сдать СЗВ-М на 500 человек.

Проявите инициативу — посмотрите обороты, уровень доходов и расходов, возможно есть варианты оптимизации.

Как можно оптимизировать учет в 8 из 10 случаев

Есть общие для большинства компаний моменты, изменив которые, вы сможете улучшить состояние учета и оптимизировать налогообложение.

  1. Пересмотреть налоговый режим. К примеру, компания применяет УСН «доходы», потому что так проще — платится 6% со всех доходов и все довольны. При этом большинство расходов подтверждено документами и уровень затрат высокий — порядка 80% от доходов. Получается в абсолютных цифрах выгода будет на режиме УСН «доходы минус расходы».

  2. Привлекать в качестве рабочих самозанятых и ИП. Для выполнения разовых работ руководитель находит так называемых частников по объявлениям, «халтурщиков». Они не могут выставить документы, выплаты им проходят неофициально, т.к. иначе придется удерживать 13% НДФЛ (на что не согласны сами рабочие), а также платить страховые взносы (этому уже не рад директор). Расскажите о биржах, где можно найти нужного специалиста, их уже много в интернете. Объясните, что время, затраченное на поиск такого работника, будет оправдано не только экономией на взносах, но и возможностью учесть расходы при расчете основного налога — единого (на УСН) или на прибыль (на ОСНО).

  3. Руководитель получает крупные суммы под отчет или в качестве займа и не закрывает задолженность, а организация с него разумеется ничего и не требует. Расскажите о рисках — о том, что нередки в этих случаях доначисления при камеральных и выездных проверках. Полученные суммы посчитают доходом директора и придется заплатить с них как НДФЛ, так и взносы. Лучше все-таки действовать официально и получать дивиденды. Их можно выплачивать раз в квартал, главное, чтобы такая возможность была предусмотрена уставом.

  4. Пересмотреть содержание текущих сделок. Некоторые договора о поставке по факту оказываются договорами комиссии. Например, поставщик предоставляет покупателю товар, а рассчитываться за него нужно по мере реализации.

  5. Выплачивать компенсации или аренду. Это тоже способ законно заявить расходы. Например, сотрудник использует для работы личный смартфон или ноутбук, а другой ездит в командировку на своем автомобиле. Первому вообще не дают компенсации, а второй получает возмещение за бензин из подотчетных денег директора (см. выше).

Для начинающего бухгалтера — как подстраховаться

Очень важно — сдать отчеты в срок. Но иногда можно закрыть глаза на мелкие ошибки и исправить их позднее, а отчет сдать немного «сырым».

Предупреждаем — это правило не работает в отношении декларации по НДС. Она проходит очень тщательную проверку, в т.ч. перекрестно с вашими контрагентами. Автоматизированная система в налоговой выявляет расхождения и направляет требования о предоставлении пояснений. Да и контрагенты могут пострадать от подобных ошибок.

И все же не привыкайте к корректировкам. Старайтесь проводить все документы в момент, не собирая их в грозно нависающие над столом кучи.

Вот несколько советов новичкам, которые также помогут стать образцовым бухгалтером:

  • Регулярно сохраняйте бухгалтерскую базу, в идеале — ежедневно, как минимум — раз в неделю. Если в организации есть системный администратор уточните — производит ли он сохранение, как часто и как быстро можно будет вернуться к работе, если вдруг что-то произойдет;

  • К форс-мажору надо быть готовым. Сломался принтер, отключили электричество или интернет, забыли продлить ЭЦП — имейте запасной план хотя бы для очевидных ситуаций. Не будьте самонадеянными — не говорите, что с вами такого не произойдет;

Лайфхак: несмотря на наличие сервиса сдачи электронной отчетности, вы можете отправить отчеты письмом, при условии, что соблюдаются ограничения. Например, в организации менее 25 сотрудников, значит можно распечатать и отправить СЗВ-М по почте, если случился форс-мажор.

  • Не затягивайте с отчетностью до последнего, если остается всего несколько дней на подготовку, а вас заваливают другими задачами, решительно отказывайтесь — тут придется проявить характер и объяснить, что отчеты важнее, возможно даже в цифрах. Предупреждение, что просроченная декларация = многотысячный штраф обычно отрезвляюще действует на руководство;

  • Пользуйтесь подсказками. Понять исходную инструкцию к заполнению отчета порой непросто. Ищите подсказки — в программе всегда можно посмотреть по каким показателям была заполнена та или иная строка, как рассчитана;

  • Смотрите вебинары по заполнению отчетности — лекторы разбирают подробно и на примерах каждый отчет. Если смотреть не запись, а «живой» эфир, то можно даже задать вопросы (их лучше заготовить заранее);

  • Создайте себе налоговый календарь. Отмечайте два состояния отчета — подготовлен и сдан. Если работаете в онлайн-бухгалтерии или программе учета, в них уже есть необходимый функционал, но для подстраховки запаситесь блокнотом или приложением на телефоне;

  • Делегируете задачи подчиненным — подумайте, как быть, если кто-то заболеет. В 2020 году, когда сотрудники болели массово или оказывались на карантине, приходилось перестраивать работу бухгалтерии на ходу, в т.ч. переходить на удаленку. Учтите опыт и решите, кто кого заменит в случае болезни. Это кстати один из аргументов за автоматизацию — если первичку распознает и проводит программа, то бухгалтерию не парализует из-за чьего-то больничного или отпуска.

Следите за изменениями, учитесь, постоянно совершенствуйтесь профессионально — смотрите вебинары на нужные темы или проходите курсы.

Обучение для бухгалтера

Учитесь онлайн не отрываясь от работы. Лучшие подборки вебинаров, полезные статьи и курсы

Комментарии

5
  • Лидия С

    Классно, не убавить не прибавить. Так должно быть в идеале, а на практике дела передают годами

  • mila f

    Поучительная статья не только для бухгалтерии, но и для руководителей, пусть оценят вес ответственности бухгалтерии, ну и зп прибавят)

  • Vveronnika

    А если ближе к реальности? Много вы знаете организаций готовых взять бухгалтера сдающего отчетность после ВУЗА? или после курсов бухгалтера. А уж если при этом бывшего работника давно нет на месте, то дело совсем труба как показывает опыт.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане
Лучшие спикеры, новый каждый день

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft создала нейросеть для спецслужб, Ozon сгенерирует фото одежды на моделях, а в Москве продают мангал за 350 тысяч

Подготовили обзор главных событий дня — 8 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Маркетплейсы

На Wildberries появился раздел с белорусскими товарами

Маркетплейс выделил целый раздел для сертифицированных белорусских товаров. Сейчас для заказа доступно 2,7 тысяч позиций.

Общество

Болгария не выдает россиянам шенгенские визы

С конца апреля визовые центры Болгарии начали принимать документы на оформление национальных виз по биометрии, но шенген все еще не выдают.

HR

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр
Налог на прибыль

Шохин: повышение налога на прибыль должно затронуть не всю прибыль

Александр Шохин назвал дифференциацию по налогу на прибыль организаций справедливой и важной для развития страны.

Стало известно, кого будут активно переводить на российское ПО

Перевод организаций на российское программное обеспечение предусмотрен в рамках выполнения национальной цели, поставленной президентом.

Страховые взносы

Единственных учредителей ООО не будут освобождать от взносов на ОПС

В Минфин поступило предложение освободить от страховых взносов на ОПС директоров-единственных учредителей микробизнеса, которые к тому же – пенсионеры. Но Минфин ответил отказом.

Что такое оборачиваемость активов и как ее рассчитать бухгалтеру

Чтобы бизнесу понимать, какую выручку приносит 1 рубль, вложенный в активы компании, нужно рассчитать коэффициент оборачиваемости активов.

Интересные материалы

Налоговики требуют переделать декларации по УСН: доходы должны расти. 📉 «Ночной бухгалтер» № 1679

Если в декларации по УСН строка 113 меньше, чем 112, у налоговиков – разрыв шаблонов. Кредиты будут давать с разрешения родственников. Зарплата будет выше, жилплощадь – больше. И другие новости дня.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру