Ведение бизнеса

Мэтт Чейсен нашел свой бизнес в старом шкафу

Как это часто случается, поводом к основанию компании uShip оказались совершенно рядовые, бытовые обстоятельства. В 2001 году Мэтт Чейсен пытался помочь своей матери перевезти тяжелый старинный шкаф из Огайо в Техас: не найдя ни одного предложения дешевле 800 долларов (а видавший виды предмет обстановки явно не стоил и этих денег), она позвонила сыну.

Как это часто случается, поводом к основанию компании uShip оказались совершенно рядовые, бытовые обстоятельства. В 2001 году Мэтт Чейсен пытался помочь своей матери перевезти тяжелый старинный шкаф из Огайо в Техас: не найдя ни одного предложения дешевле 800 долларов (а видавший виды предмет обстановки явно не стоил и этих денег), она позвонила сыну.

Мэтт тщательно изучил предложения перевозчиков в онлайне и вынужден был признать, что более низкого тарифа и правда не сыскать. В любом случае придется фрахтовать отдельный грузовик. В итоге шкаф так и не отправили.

По-настоящему «лампочка» загорелась годом позже, когда уже самому Чейсену пришлось перево­зить свои вещи из Сиэтла в Остин. В транспортной компании для него зарезервировали небольшой фургон, но в день переезда выяснилось, что свободна только огромная фура. Кузов оказался заполнен в лучшем случае на пятую часть, так что в пути Мэтт постоянно вспоминал о семейном шкафе: вот если бы существовал какой-то механизм общения между клиентами, желающими заплатить за транспортировку поменьше, и транспортными компаниями, которые зачастую вынуждены перемещать в пространстве «воздух»! Людям было бы проще решать свои проблемы, а перевозчикам — заполнять грузовики и контейнеры. Всей отрасли это пошло бы на пользу.

Все эти размышления и привели спустя два года к возникновению проекта uShip. Это своего рода «транспортный eBay» — интернет-аукцион заказов и услуг в сфере грузоперевозок, связывающий частных клиентов и транспортные компании, готовые принять на борт дополнительный груз.

Чейсену удалось найти свободную нишу, избежав конкуренции с крупнейшими игроками рынка грузоперевозок (в том числе с такими гигантами, как Freightquote.com), успевшими вывести свои сервисы в Сеть, но ориентирующимися преимущественно на сегмент b2b и крупные корпоративные контракты. Предприниматель намеренно сделал ставку на работу с небольшими объемами, а одновременно предложил потребителям и предприятиям малого бизнеса весьма привлекательные цены (во многом благодаря применению эффективной аукционной модели). Заметим, что в России аналогов uShip пока нет: немногочисленные сайты вроде Gruzobzor.Ru или Avtodispetcher.Ru лишь размещают объявления о грузах (чаще всего коммерческих) или свободных автомобилях, предоставляя гостям своих площадок самостоятельно вести переговоры по поводу цен и дополнительных условий. Между тем в случае с uShip за ходом аукциона и борьбой различных перевозчиков за клиента можно наблюдать «в прямом эфире», а телефон заказчика достается лишь победителю. Стоит ли говорить, что в ходе подобного соревнования цены падают порой в полтора–два раза!

Если бы не удачная идея, Мэтт Чейсен мог бы и не задуматься о карьере бизнесмена. Получив диплом инженера, он более пяти лет проработал в The Boeing Company в Сиэтле. Скучно не было. Участие в таких проектах, как разработка системы доступа в Интернет с борта авиалайнера, создание новых технологий противоракетной обороны и улучшение показателей авионики истребителя F-22 (не говоря уже о научных разработках по заказу НАСА!), не только позволяло молодому профессионалу раскрыть свои таланты, но и весьма неплохо оплачивалось. Но история со шкафом все изменила. Переехав в Остин, Чейсен поступил в школу бизнеса университета Техаса, где и сумел претворить свою идею в жизнь: однокурсники Джей Ма­ни­кемо и Микки Миллсап помогли написать бизнес-план и запустить первую версию веб-сайта.

Предложенная концепция выиграла ряд конкурсов венчурных идей, да и инвесторы не остались в стороне: компания получила несколько миллионов долларов на развитие от фонда Benchmark Capital, когда-то приложившего руку к появлению eBay.

— Создавая uShip, мы сразу же сфокусировались на отладке бизнес-модели, — вспоминает Чейсен. — У большинства основателей интернет-стартапов только одно на уме: много шума, много пользователей — а доходы и бизнес «как-нибудь приложатся». Мы же тщательно продумали систему доходов и сфокусировались на нишевой, традиционной отрасли, которую в Интернете никто не считал «sexy». Зато здесь имелись клиенты, которые готовы были не только платить, но и быстро осваивать новые технологии, обеспечивающие более высокую эффективность.

На момент создания uShip в американском сегменте Сети уже действовало множество досок объявлений и сайтов, ориентированных на сегмент грузоперевозок. Но клиентам здесь предлагалось оплачивать ежемесячную подписку для доступа к базе предложений. Чейсен же решил, что постоянно брать деньги с пользователей за кота в мешке (а как еще было назвать массу подозрительных объявлений!?) — не совсем честно. В итоге победила транзакционная модель бизнеса: комиссия с перевозчиков в размере 10% от суммы заказа взимается только после заключения сделки. Это легко позволяло ввести и систему оценок, давно обкатанную на интернет-аукционах, да и в социальных сетях. Если качество услуги окажется неподобающим, клиент может снизить рейтинг транспортной компании одним кликом мыши.

Не случайно все участники тщательно следят за своей репутацией, а у потребителей в процессе выбора перевозчика появляется возможность использовать отзывы других заказчиков. Недобросовестных игроков с площадки действительно быстро удаляют: uShip следует политике информационной открытости, вынося соотношение положительных и отрицательных отзывов за день на главную страницу. И вот результат: за последние несколько лет этот показатель ни разу не падал ниже 96/4.

МЭТТ ЧЕЙСЕН: «В ИНТЕРНЕТ-СТАРТАПАХ НЕ НУЖНО ЖДАТЬ СОЗДАНИЯ «ИДЕАЛЬНОГО» ПРОДУКТА, ПОСКОЛЬКУ ОН ВСЕ РАВНО ИЗМЕНИТСЯ. МНЕ НРАВИТСЯ КОНЦЕПЦИЯ МИНИМАЛЬНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ: ЗАПУСКАЙТЕ САМЫЙ МИНИМУМ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ И НУЖНЫЕ ДАННЫЕ»!

Аукционная модель и использование пустого места в уже зафрахтованных грузовиках (с недавних пор — и кораблях, и самолетах) приводят к значительному снижению цен по сравнению со среднерыночными. Как утверждает Чейсен, клиенты uShip экономят до 60% от обычной стоимости, так как размер фактической скидки зависит и от типа груза, и от его размера, и от маршрута. А «Книга отзывов» компании содержит множество историй. Например, о том, как с успехом удалось перевезти всю мебель и два автомобиля с одного конца США на другой — причем не за 7 тысяч долларов, а всего за 3 800.

Правда, избранная стратегия таит в себе и некоторые риски. Так, директор Freightquote.com Тим Бартон полагает, что многие компании и водители просто не желают тратить время и силы на обработку дополнительного груза. Но более 200 тысяч зарегистрированных на uShip перевозчиков опровергают этот тезис. Несмотря на то что сервис пока не слишком приспособлен для использования в бизнесе (поскольку ориентирован прежде всего на частных лиц), спрос со стороны малого бизнеса нарастает. Особенной популярностью у владельцев и менеджеров небольших фирм этот ресурс пользовался во время рецессии, когда каждый доллар был на счету, а свободное место в грузовиках транспортных компаний обнаруживалось почти всегда.

При этом uShip не стоит на месте. Чейсен до сих пор считает, что основными его клиентами были и останутся домохозяйства. Однако и корпоративные заказчики уже перевозят при помощи uShip все что угодно — от целого склада бейсбольных карточек до… самолетов.

В 2005 году компания начала операции за границами США, а сегодня в списке выполненных международных контрактов обнаруживается уже более сотни стран. К 2010-му объем заключенных через uShip сделок превысил $125 млн, из которых более $80 млн пришлось на время мирового кризиса. С 2006-го по 2009-й год компания выросла более чем на 790 процентов и попала в список наиболее быстрорастущих компаний США по версии влиятельного бизнес-издания Inc. «В плюс» стартап вышел уже в 2009-м, а в 2010 году заработал более $6 млн.

Останавливаться на достигнутом Чейсен, разумеется, не собирается. До конца года компания планирует запустить сервис для крупных коммерческих перевозок, вступив в прямую конкуренцию с ведущими игроками. Впрочем, главное преимущество, на которое uShip планирует сделать ставку, остается прежним: экономия на издержках (за счет аукционов) и времени (с помощью репутационной системы). Для развития этого направления Чейсен уже переманил к себе Чарльза Майерса — ветерана транспортной отрасли и бывшего сотрудника компании GetLoaded.com, одной из крупнейших досок объявлений для грузоперевозчиков.

Вот так и выясняется, что в старых шкафах можно обнаружить порой не только «скелеты», но и весьма перспективные коммерческие идеи.

Начать дискуссию

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?