Маркетинг

Брендинг смолоду

Как избежать коммуникационных ошибок при запуске нового бизнеса. Узнаваемость бренда важна для любого бизнеса, а для стартапа, который только-только начинает свой путь на рынке, она жизненно необходима. Узнаваемость на самых первых этапах развития бизнеса помогает открывать двери и начинать диалог с нужными людьми.

Как избежать коммуникационных ошибок при запуске нового бизнеса.

Узнаваемость бренда важна для любого бизнеса, а для стартапа, который только-только начинает свой путь на рынке, она жизненно необходима. Узнаваемость на самых первых этапах развития бизнеса помогает открывать двери и начинать диалог с нужными людьми. Если у вас нет возможности с самого начала привлечь в команду опытного специалиста, не поленитесь потратить время на теорию. Правильно выстроенная коммуникация может сыграть ключевую роль. И наоборот: отпустив общение с внешним миром на самотек, вы рискуете оказаться у разбитого корыта, несмотря на качественную бизнес-модель и рыночные перспективы.

Театр начинается с вешалки…

…А стартап начинается с названия. Как и всякие любящие родители, вы приступаете к поиску имени для своего ребенка задолго до его рождения. Хочу сразу предупредить, что в большинстве случаев то замечательное имя, которое вы придумали задолго до старта, наверняка уже занято кем-то другим. Если компания с таким именем существует, вам будет чрезвычайно сложно зарегистрировать товарный знак. Но и при отсутствии таковой одноименный с вашим названием домен с вероятностью 99% уже выкуплен, и сколько запросит за него владелец — абсолютно непредсказуемо: может, 10 тысяч рублей, а может, миллион. Если вы столкнулись именно с этой проблемой, у вас есть три возможных сценария: выкупить домен, придумать новое название или слегка видоизменить уже имеющееся, добавив к нему какое-нибудь слово. В последнем случае надо быть осторожным, чтобы избежать последующих иносказаний и двусмысленностей. Наша компания оказалась именно в такой ситуации, когда прибавила слово Ventures к занятому кем-то Fast Lane, а затем была вынуждена долго и не всегда результативно объяснять рынку: «Мы не фонд!» Потому что слово «венчур» для большей части нашей аудитории ассоциируется именно с фондами. И объяснять, почему «нет», всегда сложнее и трудозатратнее, нежели почему «да».

Будьте логичны

Есть много правил и советов по поводу выбора бренда, но самый главный таков: будьте логичны. Желательно, чтобы из названия компании было очевидно, чем вы занимаетесь. Оно должно подходить к вашему роду деятельности и не вводить в заблуждение. Помимо идеальных вариантов, когда ошибиться практически невозможно (RentHome, KupiBonus), можно играть на ассоциативном мышлении. «Teamo» — явно что-то о любви, не правда ли? Или «Upladder»: для знающих английский намек на движение вверх по лестнице и явственная ассоциация с карьерой. Если же в названии суть вашего бизнеса не читается напрямую, у него все равно должен быть подтекст, легенда. Вы всегда должны быть в состоянии объяснить, почему назвали компанию именно так. Например, почему онлайн-поисковик гостиниц, авиа- и железнодорожных билетов называется Jizo. Потому что Джизо — это японский бог путешествий. Звучное и емкое название имеет как свои «плюсы» (оно хорошо запоминается), так и «минусы» (на его продвижение уйдет больше времени и ресурсов).

Определите суть

С самого начала сформулируйте четкие ответы на вопросы: кто мы, что делаем, для кого и зачем. Эта простая, на первый взгляд, задача многих ставит в тупик даже на более зрелых этапах развития бизнеса. Может казаться, что вы легко объясните окружающим суть своего проекта. Например, что создаете «метапоисковик», «базу знаний» или «социальный будильник». Спросите любого человека — знакомого, родственника, первого встречного, — о чем идет речь. Как вы думаете, сколько версий вы услышите в ответ? Между тем ваша задача — доступно, используя минимальное количество слов, объяснить, чем вы на самом деле занимаетесь. Высший пилотаж — включить в описание ваше конкурентное преимущество. Говорят, если квантовый физик не может объяснить суть своей работы семилетнему ребенку, то он шарлатан. Поставьте себя на место физика, а на место ребенка — журналиста, которому вы даете интервью, или инвестора.

Поймите, что и как

Отсутствие четкого позиционирования может стать непреодолимым препятствием для развития вашего бизнеса. От понимания «что» приходит понимание «как». И наоборот: хаос в мыслях влечет за собой хаос в делах. Не позволяйте вашей идее развиваться по сюжету русской народной сказки и идти «туда, не знаю куда». Потеряетесь. На старте всегда хочется распространить как можно больше новостей, поднять информационную волну, помелькать всюду. Но количество не всегда перерастает в качество. Самое печальное, что может случиться в итоге, — это достижение узнаваемости без понимания сути: «Да, конечно, я слышал про этих ребят, но никак не пойму, чем они занимаются!» Постарайтесь структурировать вашу коммуникационную активность до, а не после старта. Определите, что и кому вы хотите донести. А дальше выбирайте методы. 90% вашей аудитории — подростки и молодежь? Очевидно, что «водится» эта аудитория преимущественно в соцсетях. Тогда зачем вам тратить ваши ограниченные ресурсы на публикацию статей в офлайне? И наоборот: социальные сети могут оказаться бесполезной тратой времени, если вы работаете в b2b-сегменте, и ваша аудитория — владельцы недвижимости.

Ферма или компания?

Если вы сами не определите суть, особенности и преимущества вашего бизнеса — кто-то обязательно это сделает за вас. И в какой-то момент вы будете неприятно удивлены тем, как сильно отличается ваше видение собственного бизнеса от его восприятия окружающими. Опасность не только в том, что «авторами» могут стать ваши конкуренты, хотя это особенно болезненно. Или журналисты, которые всегда имеют склонность интерпретировать полученную информацию по-своему, тем более в ситуациях, когда ее не хватает. «Враг» — он не всегда снаружи. Иногда источник бед оказывается внутри. Порой «меткое», но не всегда продуманное определение, которое вы привыкли использовать внутри компании в обиходном смысле, подхватывается коллегами, стихийно утекает вовне и закрепляется в головах вашей аудитории… Особенно опасно говорить о себе в сравнении с кем-то известным («Мы — это что-то вроде Ozon, но в премиальном сегменте»). Когда дым первого этапа развеется, вы с ужасом осознаете, что вашу, например, медийную компанию, занимающуюся созданием онлайн-контента, называют «контентной фермой», а ваш онлайн-магазин техники — «очередным Ютинетом».

Пойте в унисон

И наконец: как только отточите вашу мысль до блеска, запишите ее и доведите до сведения всех членов команды. И периодически напоминайте им о ней! С кем бы они ни общались — с потенциальными партнерами, клиентами, инвесторами или соседями по лестничной клетке, они не должны противоречить друг другу, рассказывая про суть вашего бизнеса. Каждый из сотрудников компании, особенно если речь идет о стартапе и небольшой команде, является ее главным «brand ambassador»1. Стартапы продвигаются через молву и рекомендации не менее, чем посредством рекламы и PR. Поэтому очень важно вооружить своих коллег правильными словами, которые они потом понесут в массы. В конце концов, все участники вашей команды — люди адекватные и так же, как и вы, заинтересованы в успехе общего дела. Используйте их потенциал и позитивный настрой: они принесут ощутимую пользу, не только выполняя свои непосредственные обязанности. Главное — вооружить их правильными словами и пониманием роли коммуникационного процесса для бизнеса.

____________________________

1. Англ., «посланник бренда». 

Начать дискуссию

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Реклама

Продлить договор на рекламную конструкцию станет проще

4 мая начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Топ-10 облигаций с высокой доходностью от аналитиков РБК

Снег уже везде растаял, начинают таять и доходности по облигациям на ожиданиях разворота ДКП, которого, кстати, может и не быть в ближайшее время. Для желающих инвестировать в надёжных эмитентов эксперты из РБК предлагают любопытную подборку облигаций с доходностью выше 16%. Посмотрим, что им есть предложить.

Топ-10 облигаций с высокой доходностью от аналитиков РБК
Лучшие спикеры, новый каждый день
Ипотека

Приняты новые условия промышленной ипотеки

Минпромторг обновил на 2024 год ключевые параметры механизма «промышленной ипотеки».

Или пан или пропал! Конституционный суд нашел брешь в законе

Конституционный суд указал законодателю закрыть брешь в законе по вопросу получения профессиональных налоговых вычетов физическим лицом, не зарегистрированным в качестве ИП.

Или пан или пропал! Конституционный суд нашел брешь в законе
3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Интересные материалы

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру