Маркетинг

Методы измерения эффективности и результатов PR-кампании

PR преподается и воспринимается в массах в качестве гуманитарного знания. Большинство специалистов в этой области — люди, которые не умеют и не любят считать. Отчетность же должна строиться на математических моделях или хотя бы четких логических структурах. Креатив, оригинальные ходы в рамках кампаний и проектов, как и системную работу над повышением узнаваемости, развитием репутации и пр., можно измерить.

PR преподается и воспринимается в массах в качестве гуманитарного знания. Большинство специалистов в этой области — люди, которые не умеют и не любят считать. Отчетность же должна строиться на математических моделях или хотя бы четких логических структурах. Как следствие — медиа-аналитик в крупном агентстве нередко выступает тем самым единственным человеком, который умеет считать.

Какие подходы к построению отчетности возможны?

Креатив, оригинальные ходы в рамках кампаний и проектов, как и системную работу над повышением узнаваемости, развитием репутации и пр., можно измерить. Часто специалисты по PR-продажам рассказывают заказчикам об «отложенном» или «косвенном» влиянии коммуникации на бизнес, настаивая на полном отказе от систематических измерений и оценок PR-активности. Сравнивать результаты PR с результатами иных форм коммуникационной активности вполне возможно, поскольку речь идет примерно о тех же «точках изменений» и параметрах — мнениях, уровне информированности, отношениях и пр.

Что же можно измерить при построении отчетности? Это зависит от того, в каких сферах мы ожидаем появления изменений в результате работы. Три основных «поля битвы» PR-специалиста — это конечные «мнения» отдельных персоналий или групп, а также « дискуссии» в качестве производных от «мнений». СМИ, социальные сети, разговоры в раздевалках фитнес-клубов — это уже частности, площадки, на которых развиваются дискуссии, возникающие из субъективных мнений отдельных людей. Еще одной составляющей, которая также поддается измерению, становится « действие» — от покупки товара и услуги, трансляции позиции в СМИ и заканчивая различными социальными действиями.

Представим эту структуру в виде таблицы:

Определение Измерение
Мнение Результат PR-коммуникации в преломлении восприятия конечного получателя информации в рамках кампании. Социологические методы: личные опросы.

Высказывания / личные оценки в виде текста — медиа-аналитика, лингвистика, фоносемантика, психологические методы.

Дискуссия Проекция поля мнений группы индивидов, получивших информацию в рамках кампании, в публичное поле. Социологические методы: фокус-группы, поведенческие тесты, управляемые дискуссии.

Медиа-проекции дискуссий в СМИ, социальных медиа и пр. — медиа-аналитика.

Действие Логическое последствие принятия мнения (напрямую или через дискуссию), предлагаемой информации, транслируемой в рамках кампании. Финансовый анализ, маркетинговый анализ и даже исторические исследования.

Социологические методы: личные опросы, фокус-группы.

Ретрансляционный потенциал (если действие — передача информации) — медиа-аналитика.

Попробуем, опираясь на практический опыт, составить перечень подходов к анализу эффективности и результатов PR-кампании.

Подход «За» «Против»
1. Медиа-аналитика Наиболее доступный и пластичный инструмент оценки коммуникации. Самый быстрый и применимый практически ко всем проектам, где ретранслятором проектной информации выступают СМИ или иные публичные источники. Это почти 90% проектов, так или иначе существующих на рынке. «Мнение», транслируемое в рамках проекта, преломляется через мнение журналиста, редакционную политику и пр., нередко теряя не только так называемый «призыв к действию», но и изначальный смысл. Более того, доверие аудитории к СМИ год от года падает, что в целом снижает именно побудительные возможности коммуникации через медиа.
2. Социология При правильно выстроенном социологическом исследовании получаются прямые «чистые» данные от конечного представителя аудитории кампании. Практически универсальный метод, подходящий для работы с практически любым PR-проектом. Фокус-группа — единственный метод, позволяющий изучать профильную дискуссию комплексно, в динамике, а не только по результатам и внешним проявлениям. Вероятность возникновения сопутствующих ошибок при неправильном построении исследовательского процесса. Кроме того, PR-коммуникация работает на большие аудитории, исследование которых посредством социологии выливается в серьезные бюджеты и длительные сроки работы.
3. Анализ статистики результирующих (некоммуникационных) параметров Потенциальная возможность демонстрации заказчику взаимосвязей между PR-активностью и иными сферами работы компании. Наиболее объективная «обратная связь» от рынка «в живых цифрах», а не в относительных параметрах. В ряде случаев показатели, интересные для оценки в рамках данной группы методов, содержатся в СМИ, что существенно сближает этот подход с традиционной медиа-аналитикой. Информация зачастую закрытая, относящаяся к разделу коммерческой тайны. Заказчики не стремятся предоставлять ее подрядчикам в рамках проектной работы. Изменения в этом блоке данных возникают не только как результат коммуникации, что создает риск смешивания эффекта от PR с эффектом от других составляющих активности компании заказчика. Далеко не все полученные данные возможно правильно интерпретировать без специального образования и навыков (финансовая статистика).
4. Лингвистические методы, фоносемантика Позволяет получать дополнительную информацию о тексте медиа-ретранслятора, мнении автора, дает дополнительные рамки для оценки эффективности коммуникации и возможности для ее коррекции. Как и всякий достаточно специфический метод, требует (а) непротиворечивой логики включения в общую методологию исследования и оценки, (б) дополнительного времени и дополнительных средств на проведение исследовательских процедур и последующего анализа, (в) сложно продается (воспринимается заказчиками). При этом существует очень небольшое количество проектов, в которых лингвистическая методология действительно полезна для оценки эффективности коммуникации.
5. Психология, история и пр. Использование нестандартной методологии в ряде случаев позволяет получать более яркие, емкие и индикативные оценки и показатели. Проблемы те же, что и с лингвистикой. Заказчику сложно объяснить, зачем это надо, процедура оценки долгая и дорогая, количество проектов, в которых это уместно, невелико.

Начать дискуссию

С 1 мая в России переводы между своими счетами в разных банках станут бесплатными

Сейчас на переводы себе и другим людям действует общий лимит СБП — 100 тысяч рублей в месяц.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

«Тинькофф Инвестиции»: 3 мая завершается прием заявок на обмен заблокированных иностранных активов

«Тинькофф Инвестиции» опубликовали инструкцию по обмену заблокированных иностранных активов для своих клиентов в Telegram-канале.

С 29 апреля — новая форма уведомления в налоговую о невозможности подачи документов в срок

ФНС утвердила новые форму и формат уведомления в налоговую о невозможности представления в установленные сроки документов и информации в электронной форме.

Лучшие спикеры, новый каждый день

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Бухгалтеры

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Нет тела — нет дела! Или нет документа — нет уголовного дела!

Мнение адвоката о защите по экономическим преступлениям и спорам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

Туристы получили больше гарантий

С 1 мая 2024 года существенно выросла сумма финансового обеспечения ответственности туроператоров перед туристами.

Общество

Словари русского языка включат в единый цифровой ресурс

Внесли изменения в федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации».

Инвестиции

Шашлыки лучше IPO МТС Банка, укрепление рубля, отпуск у индекса, море дивидендов, новые бонды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Можно бесконечно смотреть на огонь, воду и как укрепляется рубль. А ещё вдыхать аромат шашлыка на майских праздниках. Как раз к первомаю рубль укрепился, индекс уже собрал чемоданы и умотал на отдых, халвинг не помог биткоину. Дивидендами просто заваливают, прошло IPO МТС Банка, вышло много новых выпусков облигаций.

Шашлыки лучше IPO МТС Банка, укрепление рубля, отпуск у индекса, море дивидендов, новые бонды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Фейковых приложений банков стало на 25% больше: причина и как обезопаситься

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Общество

Расширят ответственность за участие в деятельности нежелательных организаций

За участие в деятельности любых нежелательных организаций Госдума хочет ввести административную и уголовную ответственность.

Законопроекты

Тех, кто игнорирует федеральные законы, хотят отстранять от должности

Председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил отстранять от должности представителей региональных властей, которые не исполняют федеральные законы.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Ура! Выходные! Главное в майские не забудьте про уплату налогов. Праздничный выпуск 🎈«Ночной бухгалтер» № 1674

За дачными и диванными выходными легко пропустить очередной срок уплаты. Кто уже заплатил все налоги — тот молодец, остальным — наши напоминалки и подсказки в помощь (мы новые разъяснения сделали по фиксвзносам за 2023 год, которые заплачены только сейчас). Ну и без предвыходных позитивов не обошлось.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Банкам будет проще получить разрешение на вывоз валюты

Кредитным организациям больше не нужно представлять в ЦБ заключения об установленных критериях повреждений вместе с заявлениями о вывозе ветхих или поврежденных купюр.

Онлайн-кассы

Как в 2024 году будут идти проверки ККТ

В 2024 году в рамках проверок ККТ налоговики будут проводить профилактические и внеплановые контрольные мероприятия.

Трудовое право

Предложено разрешить больше работать сверхурочно, чем сейчас разрешает ТК

В настоящее время Трудовой кодекс разрешает переработки по 4 часа в течение двух дней подряд, то есть работать по 12 часов в день.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в Питере открылся сезон фонтанов, в Америке поймали аллигатора голыми руками, а врач объяснил, кому нельзя есть шашлык

Подготовили обзор главных событий дня — 27 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

НДФЛ

2 мая заканчивается налоговая декларационная кампания

До этого момента физлицам, ИП, нотариусам, адвокатам и частнопрактикующим специалистам нужно подать в ФНС декларации о доходах по форме 3-НДФЛ за 2023 год.

Бухгалтеры

Обзор сервиса «Клерк.Консультации»: как задать вопрос и на какие темы отвечают эксперты

Есть вопросы? Задайте их экспертам «Клерка»! Вы можете задать 1, 10 или 30 вопросов про налоги, учет, 1С, кадры, работу на маркетплейсах или праву, и уже через несколько часов получите развернутый ответ от наших специалистов. Мы поможем вам быстро решить проблему любой сложности.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

ВЭД

Половина платежей из России в Китай проходит через посредников

Банки КНР опасаются работать с российскими предпринимателями из-за рисков попасть под вторичные санкции США. В итоге бизнес отправляет платежи через посредников, которые просят несколько тысяч долларов.