Маркетинг

Закрытая модель продаж, или создание искусственного дефицита

Ключевое слово традиционного маркетинга — «много». Много товара, многим людям он доступен, много информации о нем, много места занимают торговые площади, много каналов продвижения задействовано. Это не работает, потому что так делают все.

Основные положения традиционного маркетинга на сегодня достаточно известны. Тем не менее, у каждого из этих положений есть свои недостатки, свои «но».

1. Клиента надо холить, лелеять, дотошно выспрашивать его пристрастия, а затем усердно трудиться над улучшением продукта ему в угоду. Желательно сопровождать его гарантией. Но! Мотивационным анализом давно доказано, что клиент может сам не знать, чего хочет. Стали уже хрестоматийными описанные Б. Паккардом примеры:

  • Фирма, выпускавшая кетчуп, получала много жалоб на свою продукцию, но когда стала выпускать новый сорт, то сильно повысился спрос на старый.
  • Женщин, ожидавших начала лекции, попросили посидеть в двух залах, из которых один был обставлен по-современному, а второй — по-старинному — роскошной стильной мебелью, богатыми коврами и т. п. Почти все из них заняли старинный зал, но на вопрос, который им больше понравился, ответили, что современный.
  • Домашние хозяйки, получившие на продолжительную пробу три пакета с моющим порошком, нашли между ними существенную разницу. Порошок в желтой упаковке показался им очень сильным, разъедающим белье, в синей — слишком слабым, оставляющим белье грязным. Наилучшим признали порошок в сине-желтой упаковке. На самом деле порошок во всех упаковках был одинаковым.
  • Среди лиц, заявивших, что не любят копченой сельди, 40% никогда ее не пробовали.

2. Надо заботиться о том, чтобы ассортимент ваших товаров и услуг был как можно шире, неважно, продаете ли вы стройматериалы или компьютеры. Но! Существует некоторая часть производителей, которые сомневаются в том, что возросшая масса материальных благ несет с собой и больше счастья. Как пишет в своих «Основах маркетинга» Ф. Котлер, «кредо таких производителей «чем меньше — тем больше»».

Кроме того, еще ни одному экономисту не удалось измерить полное удовлетворение конкретным товаром или конкретной маркетинговой деятельностью. Что же касается максимально широкого выбора, то здесь при ближайшем рассмотрении может оказаться, что «реальный» выбор подменяется «мнимым» выбором, когда в условиях, казалось бы, широкого выбора в рамках одной товарной категории предлагаемые товары отличаются лишь незначительно».

Другими словами, если вы пришли в магазин за светильником и увидели там 345 видов примерно одинаковых по функциональности, дизайну и цене светильников, вы ничего не выберете, решив пойти еще подумать. В книге «Маркетинговые войны» так описывается попытка заказать «Колу»:

— Дайте мне «Колу».

— Вам «Classic Coke», «New Coke», «Cherry Coke» или «Diet Coke»?
— «Diet Coke».
— Вам обычную «Diet Coke» или без кофеина?
— А, черт возьми, дайте мне «7 Up».

3. Надо заботиться о том, чтоб доставка товара была бесперебойной. Но! Товар, который есть всегда, не воспринимается как заслуживающий особого внимания — создается ощущение, что товар подождет, можно и не торопиться.

4. Надо заботиться о том, чтобы товар/услуга были представлены в свободной продаже как можно шире и, желательно, круглосуточно. А лучше — вообще доставлять ее на дом, если клиенту это удобно.Вариантом такой заботы может быть вот этот текст: «Ваш личный консультант по красоте от фирмы «Мэри Кей» поможет решить хлопоты, связанные с выбором и доставкой на дом подарков на все вкусы и для любого торжества. Звоните своему личному консультанту по красоте, а если его у вас еще нет, звоните нам — и мы поможем Вам изменить жизнь — сделать ее более радостной и комфортной. Звоните нам и Вы сэкономите свое время!» (реклама фирмы «Мэри Кей»). Но! К продавцам такого типа мы зачастую относимся настороженно, как к «сотрудникам канадских компаний», пристававших к нам на улицах. Сетевой маркетинг часто отпугивает своей назойливостью — когда дистрибьютор фирмы звонит, например, восьмой раз с предложением прийти к вам домой и все-все рассказать и показать.

5. В вопросах цены надо быть гибким — полезно устраивать распродажи время от времени и не скупиться на скидки, подарки и кредиты. Неважно на что — окна или шубы. Комментарием здесь может послужить такое вот высказывание; «Мы не хотим, чтобы парфюмерия Pierre Cardin продавалась в России по слишком высоким ценам, это противоречит концепции компании. Пьер Карден всю жизнь стремился к тому, чтобы его марка была доступна как можно большему количеству людей». Но! С точки зрения участников рынка, имеющих торговую марку, в применении купонов имеется значительное и неприглядное сходство с поведением наркомана:

  • это дорого стоит;
  • на короткое время вам становится лучше, но затем требуется очередная доза;
  • вы знаете, что это вредно для вашего здоровья, если пользоваться этим долго, но вас беспокоит ваша следующая доза, и вы в данный момент не думаете о будущем.

Можно сделать вывод: ключевое слово традиционного маркетинга — много. Много товара, многим людям он доступен, много информации о нем, много места занимают торговые площади, много каналов продвижения задействовано.

Это не работает, потому что так делают все. Пора рассмотреть альтернативы.

Чего нет или нельзя — того в два раза больше хочется

Для тех, кто будет спорить, приведем несколько фактов:

1. Эксперимент, проведенный по инициативе социального психолога Стивена Уорчела. Методика данного эксперимента была проста: людям, выбиравшим продукты в магазине, предлагали взять шоколадное печенье и оценить его качество.

Одним покупателям протягивали вазу, содержащую десять печений; другим же предлагали взять образец товара из вазы, в которой лежало всего два печенья. Как и предполагали исследователи, когда печенье было одним из двух имевшихся в наличии, оно оценивалось покупателями выше, чем тогда, когда оно было одним из десяти.

Кроме того, многие покупатели отмечали, что в будущем они, скорее всего, предпочли бы то печенье, которого было мало в вазе.

2. Еще один эксперимент Уорчела. Торговые агенты позвонили, как обычно, постоянным клиентам компании — закупщикам говядины для супермаркетов и других точек, торгующих продуктами в розницу, и одним из трех способов предложили им сделать заказ. Одни клиенты услышали предложение в стандартной форме.

Другим клиентам дополнительно была предоставлена информация о том, что поставки импортной говядины будут сокращены в ближайшие несколько месяцев. Третья группа клиентов получила те же сведения, что и вторая группа, а также информацию о том, что мало кто узнает о предстоящем сокращении поставок, так как эти сведения поступили из надежного, но засекреченного источника.

Таким образом, клиентам из третьей группы дали понять, что ограничен не только доступ к продукту, но и доступ к информации, касающейся данного продукта. Результаты эксперимента говорят сами за себя. Торговые агенты второй и третьей групп стали требовать от владельцев магазинов увеличения закупок говядины, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю в течение ближайших месяцев.

По сравнению с клиентами, которым было сделано торговое предложение в стандартной форме, те клиенты, которым было также сказано о дефиците говядины, заказали ее в два раза больше. Однако особенно много говядины заказали те клиенты, которые решили, что они владеют «исключительной» информацией. Они приобрели в шесть раз больше говядины, чем их коллеги, — на них обрушился двойной удар принципа дефицита.

Нельзя ли «привить» принцип дефицита на уже почти не плодоносящее дерево традиционного маркетинга, чтобы привитая ветвь начала плодоносить? Другими словами, можно ли найти альтернативные, или даже прямо противоположные методы продвижения? В нашем случае — можно ли не продвигать товар, а создавать ему «ситуацию успеха»?

Понятие закрытой модели

Итак, чего нет или нельзя — того в два раза больше хочется. Значит, в два раза больше можно продать — при определенном подходе. Этот подход мы и исследуем. Назовем его закрытой моделью промоушна, или созданием искусственного дефицита.

Как исходный тезис возьмем господство понятия «мало» в противовес традиционному «много». В самых общих чертах сначала представим это следующим образом:

Традиционная модель Закрытая модель
За клиентом надо ходить Клиент приходит сам
Ассортимент должен быть широким Выбор должен быть не таким уж большим
Доставка должна быть бесперебойной Клиент может и подождать
Дистрибьюция должна быть удобной для клиента Неудобства приобретения товара добавляют ему ценности
В вопросах цены надо быть уступчивым Изменять цену можно только в сторону увеличения

Таким образом, при первом рассмотрении выведем определение: закрытая модель промоушна — это использование психологического восприятия дефицитного объекта (товара, времени, вакансий, информации…) как особенно привлекательного и желанного в целях увеличения коммерческой выгоды от продажи этого объекта (увеличивая количество проданного или цену каждого отдельного экземпляра).

Для того чтобы это понимание стало практическим инструментом продаж, надо выстроить концепцию закрытого промоушна, проделав определенную работу.

  1. Описать товары, которые могут успешно продвигаться по закрытой модели.
  2. Описать условия успешной реализации концепции закрытого промоушна.
  3. Описать особенности дистрибуции товаров закрытой категории — обеспечить дефицит на уровне распространения.
  4. Описать информационные каналы для закрытой модели — обеспечить дефицит на уровне рекламной аргументации. Для этого необходимо: описать виды дефицита и описать технологии создания искусственного дефицита.
  5. Рассмотреть примеры из практики.
  6. Вывести практическую модель.

Условия успешной реализации концепции закрытого промоушна

Условий успешной реализации концепции закрытого промоушна не так уж много.

1. Платежеспособный средний класс. Именно средний класс делает возможным массовые продажи — ведь ценовая категория медиум тоже в компетенции закрытой модели. Далеко не все богатые люди покупают элитные товары, точно так же, как и не все покупатели элитарных товаров — богатые люди.

2. Наличие продукта, качество которого не вызывает сомнений даже рядом с ценой.

3. Масс-маркету есть оппонент. Все больше людей понимает, что заслуживают индивидуального, неконвейерного подхода к решению своих (неповторимых ведь!) проблем. Закрытый промоушн и делает это своей козырной картой — только особенное, только для вас.

Особенности дистрибуции товаров закрытой категории

Для создания ощущения «всем не хватит» следует пользоваться камерными, немассовыми каналами дистрибуции и регулировать искусственно степень представленности товара на интересующем нас рынке. Если товар есть в каждом магазине и ларьке, вы никогда не сможете построить ему имидж эксклюзивного.

Этот имидж реально построить только в том случае, если товар есть в 3-4 (а лучше в одном) местах в городе. Кому надо — будет его искать сам. Это не ситуация, когда товар идет к вам, это ситуация, когда вы идете к товару — он для этого достаточно хорош.

Ощущения редкости и желанности товара можно достичь эксплуатацией следующих каналов.

  1. Представленность товара (количество точек, где его можно купить) искусственно ограничивается.
  2. Использование специально подготовленных мероприятий как каналов распределения (презентация, аукцион, ярмарка, выставка-продажа и др.)
  3. Использование канала «из рук в руки». Это невозможно сделать массово, такие продажи всегда были камерными.
  4. Распределение узкому кругу «своих».
  5. Выбор эксклюзивного дистрибьютора.
  6.  Распространение «под заказ». Примеры: специализированные места продаж — бутики и салоны, где продаются только товары одной товарной категории.

Начать дискуссию

Когда реорганизация не помешает IT-компании применять налоговые льготы

IT-компании, которые были реорганизованы после 01.07.2022, не могут применять льготную ставку налога на прибыль 0% и тариф взносов 7,6%. Но есть исключение – реорганизация в форме преобразования.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как ставить цели в проекте. Главные правила

Цель проекта — желаемый результат, которого нужно достичь в работе. Чтобы мотивировать команду добиваться эффективных показателей, нужно ставить максимально конкретные цели. Для этого советую обратиться к целеполаганию по SMART.

НДС

Минфин отказался отменять НДС на российский драгметалл

Недавно ювелирному бизнесу, который работает с серебром, вернули право на применение спецрежимов (УСН, АУСН, ПСН). Но ювелиры хотят еще льготу по НДС на ОСНО.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

Сбер начал обменивать валюту Таиланда

В 11 московских офисах Сбербанка туристы смогут обменять рубли на таиландские баты.

Как бухгалтеру худеть эффективно и почему диеты в этом не помогают. Топ бесполезных диет

Самая основная и главная мысль: чтобы похудеть, нужен дефицит калорий. Все. Это единственное, что надо знать. Рассказывает клеркам гастроэнтролог docmed Александр Приказчиков.

⚡️⚡️⚡️ Минфин внес в правительство пакет поправок по налогам. С доходов свыше 2,4 млн в год НДФЛ будет 15%

Министерство финансов России ожидает, что Госдума примет поправки в весеннюю сессию и они начнут работать уже с 1 января 2025 года.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Из-за ошибки ИИ россиянин провел 10 месяцев в заключении под арестом

Сенаторы и эксперты обсудили меры противодействия злоупотреблениям с использованием искусственного интеллекта.

Муки выбора: как быстро найти подходящего бухгалтера на участок

Парадокс: специалистов в стране много, но найти подходящего на определенный участок бухгалтерии — целый квест! Разбираемся, как гарантированно закрыть вакансию бухгалтера и прекратить текучку кадров.

Муки выбора: как быстро найти подходящего бухгалтера на участок

Обсуждение налоговой реформы, цифровой налог, о персонифицированном учете ГПД в СФР. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

💥Обзор новостей: налог на прибыль — 25%, УСН — заплатят НДС, НДФЛ многоступенчатый и прогрессивный

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

💥Обзор новостей: налог на прибыль — 25%, УСН — заплатят НДС, НДФЛ многоступенчатый и прогрессивный

Гайд: как написать продающую вакансию, чтобы собрать много откликов

Публикация вакансии — стандартный инструмент для поиска сотрудников. Но не все работодатели умеют его правильно применять. Помните, что соискатели читают бесконечную ленту с вакансиями, и ваше объявление должно цеплять. В этой статье я расскажу об основных принципах создания продающей вакансии, а также про ошибки, которые часто допускаются.

Узнайте, чем грозит работа с самозанятыми, уже сегодня в 15:00

Проверьте свои показатели работы с самозанятыми и подготовьтесь к мониторингу Минтруда.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Все, что не убивает нас — НДС!? От депутатского стола — нашему столу

Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы, ИПшники, МСПшники, упрощенцы, кто хочет увеличения налогов? На сегодня наряды: прогрессивная шкала НДФЛ и НДС для упрощенцев.

6,5% в золотых долларах. Свежие облигации: Полюс USD на размещении

Раньше Полюс выпускал золотые облигации с привязкой к золоту, но оно так стремительно растёт, что рациональность этого выбора стала сомнительной. Но Новатэк задал новый тренд на стодолларовые облигации с расчётами в рублях, Полюс его подхватил, а вскоре могут перенять и другие. Посмотрим, почему этот выпуск один из лучших.

6,5% в золотых долларах. Свежие облигации: Полюс USD на размещении

В одном регионе введут налоговый вычет в 100%

Компании, которые безвозмездно передают имущество или денежные средства образовательным организациям, смогут получить 100% инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль.

Минфин предложил поднять ставку по налогу на прибыль для ИТ-компаний

С 2022 года для ИТ-компаний действует льготная нулевая ставка, а будет до 5% с 2025 года.

Минфин решил ввести 5-ступенчатую систему НДФЛ. Чтооооо??? Вменение НДС части бизнеса на «упрощенке». Чтооооо???

Минфин РФ предлагает расширить прогрессивную шкалу НДФЛ, снизив порог годового дохода для применения ставки 15% до 2,4 млн рублей и введя еще три ступени с максимальной ставкой 22% для доходов свыше 50 млн рублей.

Минфин решил ввести 5-ступенчатую систему НДФЛ. Чтооооо??? Вменение НДС части бизнеса на «упрощенке». Чтооооо???

⚡️⚡️⚡️Минфин раскрыл параметры прогрессивной шкалы налогообложения

Поправки коснулись базовых видов налогов: НДФЛ, налога на прибыль компаний, на добычу полезных ископаемых, режима упрощенной системы налогообложения (УСН) для малого бизнеса и ряда других, менее существенных. 

Что изменят в налоговой системе: Минфин внес пакет поправок!

Изменения коснутся ставок НДФЛ, УСН, НДС и НДПИ.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк. ру
4

Интересные материалы

Бесплатное программное обеспечение от ФНС для работы с КЭП положено не всем

На сайте ФНС можно бесплатно скачать программу для работы с квалифицированной электронной подписью. Но это право есть при соблюдении ряда условий.