Экономика России

Путевка восвояси

Последние два года сильно перепахали отечественный турбизнес и отпускные привычки россиян. Турпоток резко развернулся внутрь: в 2015‑м за рубежом отдохнуло около 12 млн туристов, в России — 20 млн. А ведь ранее выездной туризм на протяжении многих лет преобладал над внутренним. К столь разительным переменам отрасль по-настоящему не адаптировалась до сих пор.
Путевка восвояси
Фото Анастасия Володченкова, Кублог

Последние два года сильно перепахали отечественный турбизнес и отпускные привычки россиян. Турпоток резко развернулся внутрь: в 2015‑м за рубежом отдохнуло около 12 млн туристов, в России — 20 млн. А ведь ранее выездной туризм на протяжении многих лет преобладал над внутренним. К столь разительным переменам отрасль по-настоящему не адаптировалась до сих пор.

Совсем недавно российский выездной туризм был индустрией, которая по оборотам превосходила экспорт вооружений. При средней стоимости зарубежного тура около $1 тыс. и «исходящем» потоке туристов в 18,3 млн в 2013 году получаем верные $18,3 млрд оборота. Оружием в том же году Россия наторговала лишь на $15,7 млрд.

Однако теперь о прежнем полноводном выездном потоке остались лишь воспоминания: по данным Ростуризма, он уменьшился на треть. И то статистику несколько приукрашивают приграничные поездки; организованный туризм («по турпутевке») сократился, по оценкам отраслевых экспертов, чуть ли не вполовину.

Чтобы понять масштаб потрясений для отрасли, достаточно посмотреть на динамику реестра Ростуризма за последние два года: количество туроператоров выездного туризма снизилось в 7 раз, внутреннего — выросло вдвое. Оптимист скажет, что туристический рынок всего-навсего перегруппировался и занялся полезным импортозамещением. Действительно, все крупнейшие игроки выездного туризма с прошлого года серьезно взялись развивать внутренние направления. Но здесь им пока и близко не удается подойти к оборотам, к которым они привыкли.

Не для наружного применения

Выездной туризм ни жив ни мертв. Даже если скоро «откроется» Египет (что маловероятно), российская туриндустрия в 2016 году может рассчитывать в лучшем случае на 6 млн «организованных» туристов, считает Виктор Тополкараев, генеральный директор НТК «Интурист».

В такое плачевное состояние российский выездной туризм привели два года невзгод — рукотворных и нерукотворных. Началось все в феврале 2014‑го, когда МВД РФ ведомственным распоряжением ограничило выезд за рубеж для своих сотрудников; несколько позже почин подхватили другие ведомства и даже некоторые госкорпорации. Ассоциация туроператоров России (АТОР) прогнозировала тогда сокращение выездного турпотока на 4 млн человек. Летом и осенью того же года последовали громкие банкротства ряда старожилов рынка — туроператоров «Нева», «ИнтАэр», «Южный Крест», «Лабиринт» и др.

Все это время шла девальвация национальной валюты: с апреля 2014‑го рубль по отношению к доллару «полегчал» на 123%, так что в рублевом эквиваленте зарубежные туры с тех пор подорожали более чем вдвое.

В ноябре 2015 года произошло закрытие сразу двух самых массовых направлений выезда — Турции (в 2014‑м приняла 3,2 млн туристов из России) и Египта (2,5 млн). Почти 40% зарубежных поездок с целью туризма приходилось именно на эти две страны.

В конце года, как реакция на сбитый турецкими военными на сирийско-турецкой границе российский бомбардировщик Су-24, последовали санкции в отношении турецких компаний, и Ростуризм исключил из реестра туроператоров крупнейших игроков — «Пегас туристик», Coral Travel, Anex Tour и Sunmar Tour. Эти компании с турецкими корнями, работающие в России по 15–20 лет, в совокупности контролируют, по разным оценкам, от 40 до 50% выездного рынка. (В середине марта большей частью они были восстановлены в реестре — после того как доказали, что неподконтрольны турецким физическим или юридическим лицам.)

Стали терять свой шарм для россиян и поездки в страны Евросоюза — из‑за террористических угроз (взрывы в Париже и Брюсселе), наплыва беженцев и введения биометрии при получении шенгенской визы в сентябре прошлого года. А в Госдуме депутаты-коммунисты прошлой осенью вдруг заговорили о необходимости ввести выездные визы, объясняя это заботой о безопасности россиян… «Железного занавеса» пока нет, но выезд, как видим, и без этого сильно затруднен самыми разными обстоятельствами. И у российского туриста возникает масса причин горячо полюбить Родину как туристическое направление.

Аборигены против Кука

Бизнес‑модель организованного туризма, которая в ходу до сих пор, придумал английский священник-баптист Томас Кук в 1841 году. Чартерные поезда и пароходы, постоялые дворы и гостиницы, выкупленные целиком под групповое размещение, — такой подход к делу превратил контору «Томас Кук и сын» в транснациональное предприятие еще в XIX веке.

Крупные отечественные операторы выездного туризма, разумеется, и к внутреннему рынку сейчас подходят так, как завещал основатель мирового тур­оперейтинга: стараются действовать с размахом, оптимизировать издержки за счет масштаба, добиваться квот и скидок от контрагентов и упаковывать продукт в виде турпакета. «Ростуризм ставит перед собой задачу распространения практики создания пакетных туров по территории страны», — так обозначил общий вектор еще перед началом прошлого летнего сезона глава ведомства Олег Сафонов.

Однако традиционные технологии туроперейтинга то тут, то там натыкаются на российскую специфику. Уж где-где, а по родной-то стране наш турист предпочитает путешествовать самостоятельно, всеми доступными видами транспорта. «Продажи турпакетов осложняет то, что логистика по России гораздо более диверсифицирована, — говорит Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин». — В Анапу чуть ли не половина туристов приезжает на личном транспорте. Из отдохнувших в прошлом году на курортах Краснодарского края 13,5 млн человек меньше трех миллионов прибыло по воздуху». К тому же нередко случается так, что турпакет от туроператора оказывается даже немного дороже, чем поездка, которую турист может организовать самостоятельно, забронировав все компоненты отдельно и напрямую, говорит менеджер турагентства «Дуэт тревэл» Надежда Почтарёва.

С транспортной составляющей тоже не все гладко. Внутренние чартерные рейсы до недавнего времени также не были широко распространены, а некоторые регулярные перевозчики даже практиковали (забудьте про скидки!) «групповую наценку».

Что касается объектов размещения, то они в России в массе своей привыкли вести прямые продажи номеров, и смысл существования такого посредника, как туроператор, требующий к тому же значительных скидок, многим из них непонятен. «Продадим и без вас» — довольно распространенная позиция среди отель­еров, которые давно присутствуют на рынке и располагают сложившейся клиентской базой. Дмитрий Горин, генеральный директор сети «ВИП-сервис» (бронирование и продажа авиа- и железнодорожных билетов) и руководитель транспортного комитета АТОР, полагает, что продажи через туроператоров у отечественных отелей в среднем по стране еще несколько лет назад не превышали 20%.

Большой зависимости от туроператора у российских отельеров нет, соглашается руководитель консалтинговой компании Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова. «Когда туроператор приходит на переговоры с гостиницей, — говорит она, — то сразу же заводит разговор о скидке в 40, 50, 60%. Без этого его канал продажи будет неэффективен. Во-первых, он должен обеспечить скидку туристу. Во-вторых, комиссию турагенту — продавцу турпакета — в размере 9–12%. В-третьих, собственную маржу. Конечно, в итоге договариваются о скидке процентов в 20–30, но большого оптимизма гостиницы по поводу такого сотрудничества не испытывают. Тем более что онлайн-турагентства, через которые идет немало бронирований, берут за свои услуги меньшую комиссию — 15%».

Еще меньше пока приспособлен для применения массовых туроператорских технологий Крым, где отели в основном небольшие, по 10–20 номеров. «Ко многим гостиницам в принципе невозможно подъехать на большом туристическом автобусе: нет дороги, не предусмотрено мест для разворота, — говорит Алексей Заливин, представитель туроператора «Библио Глобус» в Крыму. — Объемы, которыми привыкли оперировать на выездных направлениях крупные российские операторы (20 и более тысяч человек в неделю), здесь пока немыслимы. В составе Украины все местные туроператоры размещали здесь в лучшем случае лишь несколько тысяч организованных туристов в неделю. Инфраструктурные ограничения мы, видимо, будем преодолевать в Крыму не один год».

Чего хотел HOTEL

Прошлый летний сезон, по сути, стал пробой сил для «новичков», перепрофилировавшихся с выездного туризма на внутренний. Произвести переворот на рынке и с ходу ворваться в Топ-10 никому не удалось. Старожилы рынка внутренних туров уверяют, что усиления конкуренции не почувствовали. «Рынок вырос примерно на три миллиона туристов, — говорит Сергей Ромашкин из «Дельфина», — а самый успешный из новых игроков обслужил от силы 300 тысяч. Остальные — намного меньше».

Но роль «миссионеров», смягчающих нравы и деловые обычаи на внутреннем рынке, передовики загрантуризма по-своему все-таки играют. Так, на протяжении многих лет российский турбизнес безуспешно пытался выстроить отношения с РЖД по части чартерных железнодорожных перевозок (те, кто пробовал договориться с монополистом, часто сетовали, насколько это сложно «и технологически, и по-человечески»). В прошлом году вопрос наконец впервые решился: туроператор «Библио Глобус» по договоренности с РЖД отправил 19 чартерных поездов по маршруту Москва — Анапа — Москва, которые весь сезон неплохо загружались. В этом году маршрутная сеть и количество железнодорожных чартеров будут увеличены. «Форм сотрудничества с РЖД у турбизнеса станет больше: чартерные поезда, прямая аренда вагонов, групповые тарифы для туроператоров», — знает Дмитрий Горин из «ВИП-сервиса».

Выезд россиян за рубеж с целью туризма в последнее время сильно затруднен самыми разными обстоятельствами — от экономических до бюрократических. Так что у российского туриста возникает масса причин горячо полюбить Родину как туристическое направление

Легче стало решать вопрос с запуском чартерных авиарейсов по внутренним маршрутам. Раньше этому очень сильно противились регулярные авиаперевозчики, опасавшиеся за свой бизнес. Летать по России крупным операторам выездного туризма есть на чем: в разное время они успели приобрести или аффилироваться с чартерными авиакомпаниями: у Anex Tourism Group есть Azur Air (бывшая «Катэкавиа»), у Coral Travel — Royal Flight (бывшая «Абакан-авиа»), у «Пегас Туристик» — Pegas Fly, у TEZ-tour — I Fly.

Несовпадение интересов у гостиниц и туроператоров тоже не стоит преувеличивать, считает Сергей Ромашкин из «Дельфина» (компания работает на рынке внутреннего туризма более 20 лет). С небольшими объектами размещения действительно есть шероховатости в отношениях. Продвигать их тур­оператору бессмысленно, поскольку номера быстро заканчиваются. Долгосрочного сотрудничества обычно не выходит: за пару лет отель обрастает постоянными клиентами. «Чтобы закрыть потребности небольшого отеля в клиентуре на сезон, достаточно базы из сотни семей, — поясняет эксперт. — Клиенты устанавливают прямую связь с директором или владельцем гостиницы, и туроператор становится лишним». С крупными гостиницами свои проблемы: они сильно ориентированы на корпоративные продажи, поэтому нередки ситуации, когда на пиковые даты или даже на целый сезон весь их номерной фонд на корню выкупают «газпромы» и «роснефти». «Лучше всего туроператорам подходят средние по размеру отели — на 100–400 номеров, — уверен Сергей Ромашкин. — Там мы можем рассчитывать на 20–50% номерного фонда. Финансировать отели в виде депозита за квоту номеров на будущий летний сезон мы обычно начинаем еще в ноябре–декабре. В том числе из этих денег гостиницы оплачивают ремонт и зарплаты сотрудникам в несезон».

Отраслевые эксперты констатируют: роль туроператорского канала в продажах отелей за последние два года заметно выросла. «Туроператоры сделали хороший рывок, — говорит Дмитрий Горин («ВИП-сервис»). — Прошлым летом в Сочи, например, через них приехало 64% гостей». «В конце концов, — мечтает Алексей Заливин из «Библио Глобуса», — нам удастся убедить российских отельеров, что туроператор со своей агентской сетью — это более эффективный продавец, и они предоставят продажи нам, а сами сосредоточатся на профильной деятельности и сервисе».

В этом летнем сезоне туроператорам, похоже, удастся оседлать своего любимого «конька»: организовав для себя довольно значительные объемы недорогих чартерных перевозок на внутренних маршрутах (по земле и по воздуху), они смогут предложить рынку на массовых направлениях пляжного отдыха по-настоящему бюджетные турпакеты. (Не исключено также, что на отдельных направлениях дело дойдет до демпинга, которым столь «славен» выездной туризм.) А значит, у «дикого» российского туриста, привыкшего путешествовать по стране самостоятельно, все больше стимулов становиться «организованным». «В этом году стоимость недельного турпакета с авиа­перелетом у некоторых туроператоров будет начинаться чуть ли не от 20 тыс. рублей», — анонсирует Дмитрий Горин.

Летний сезон 2016 года на внутреннем туристическом рынке обещает быть очень неплохим — ведь даже минувшей зимой, как отчитались в Ростуризме, внутренний турпоток вырос на 10%. Крым рассчитывает в этом году принять 6 млн туристов, то есть наконец-таки выйти на объемы, которые предшествовали вхождению полуострова в состав России. Из‑за проблем с энергообеспечением начало года не было обнадеживающим, но сейчас ситуация выправилась и динамика бронирований на 20% лучше прошлого года. Сочи также берет повышенные обязательства принять 6,2 млн туристов.

И туроператоры внутреннего туризма совсем не чужие на этом празднике жизни. Шаг за шагом им удается доказать свою пользу и потребителю, и контрагентам.

Начать дискуссию

🎓 Глава комитета ГД по налогам объяснил, что значит «справедливая налоговая система». Приоритетнее разработать налогово-процессуальное законодательство, считает юрист

Совершенствование налоговой системы — это важная часть работы над национальными проектами, отметил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Маркетплейсы приравняют к розничным магазинам по налоговому бремени

Чтобы уравнять конкуренцию между маркетплейсами и представителями розничной торговли, Совфед решил отменить для онлайн-торговли льготы по НДС.

🔥 Работодатели будут компенсировать при увольнении и неиспользованные отгулы

При увольнении сотрудников работодатели будут оплачивать им неиспользованные отгулы за труд в выходные или праздничные дни.

Лучшие спикеры, новый каждый день

ФНС объяснила, когда нужно менять квалифицированный сертификат подписи

Налоговиков спросили, нужно ли менять квалифицированный сертификат электронной подписи при смене регистрации индивидуального предпринимателя. В ФНС подготовили ответ.

👜 Инофирмы и ИП из ЕАЭС будут платить НДС при онлайн-продаже товаров российским физлицам. У первых будут сложности, но есть обходные пути, объясняет эксперт

При продаже товаров физлицам через электронные площадки продавцами из стран ЕАЭС местом реализации будет считаться Россия. В этой связи такая онлайн-торговля будет облагаться НДС в России.

Власти и СПБ Биржа обсудят выплату дивидендов по замороженным активам

Если СПБ Биржа и российские регуляторы договорятся, платежи могут быть проведены за счет выплат по внешнему госдолгу.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Автоматизация розницы под ключ

Вы думаете, как автоматизировать свои розничные точки или только столкнулись с Честным Знаком или Меркурием и не знаете, что делать дальше? Просто обратитесь в «Бизнес Легко».

Автоматизация розницы под ключ

Что ест бухгалтер. Всякие молочные вкусности

Этот пост навеян предстоящим ПМЭФ. Точнее его меню. Еще точнее Питерско/Кавказской Панна-коттой.

Что ест бухгалтер. Всякие молочные вкусности

Комплексная проверка Юридического Лица

Как автоматизировать общепит и ничего не забыть

Помните общепит 20 лет назад? Официант принял заказ, записал на листок, отнес его на кухню и потом так же от руки выписал вам чек? Представьте, какое количество ошибок содержалось в этих операциях? А теперь добавьте к этому 54-ФЗ, системы маркировки и т.п. Сегодня общепит требует комплексной и эффективной автоматизации и поможет в этом Fusion POS.

Как автоматизировать общепит и ничего не забыть

❗ Проверьте документы по самозанятым: чек-лист

В 2024 году правила и схемы работы с самозанятыми изменились. Работать с плательщиками налога на профессиональный доход по старым правилам нельзя.

Как сотрудничать с самозанятыми без риска

В России почти 10 млн самозанятых — налоговый режим НПД стал популярным среди огромного количества граждан. Но в сотрудничестве с самозанятыми есть свои особенности и риски, связанные с оформлением договора, выплатами, лимитами дохода на НПД. Снизить риски можно, если сотрудничать с исполнителями через специальную платформу, такую как «ЯЗАНЯТ». 

Как сотрудничать с самозанятыми без риска
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Wildberries будет давать покупателям рублевые баллы за отзывы

Если в течение 5 дней с момента получения товара написать отзыв на него, можно получить баллы, эквивалентные рублям.

Седьмое Правило Волшебника. Хроники перехода с 7-ки на 8-ку

Если не соблюдать логику, заложенную разработчиками и просто загрузить движения регистров, не глядя на содержимое документа, то разобраться потом в данных программы будет невозможно. Обязательно выплывут ошибки в данных, связанные с нарушением проектной логики разработчиков.

Седьмое Правило Волшебника. Хроники перехода с 7-ки на 8-ку

«Когда зарплата?» Как МЭДО помог менеджерам трубного завода получать зарплату быстрее

Компании, которые обмениваются бумажными документами с контрагентами, знают, сколько головной боли это приносит. Сначала нужно подготовить документы у себя, потом отправить их курьером или почтой и ждать, пока их доставят. А потом бывает и так, что документы не возвращают, и приходится проходить весь путь заново. С такой проблемой к нам обратилась Валерия Шентова. Рассказываем, как при помощи СБИС мы помогли наладить документооборот. 

«Когда зарплата?» Как МЭДО помог менеджерам трубного завода получать зарплату быстрее

Как бухгалтеру уйти в «аут». Как стартовать, где искать клиентов, на чем зарабатывать

Тема аутсорсинга стала популярной еще в пандемию, но и сейчас бухгалтерский аутсорс сохраняет свою актуальность, как у бухгалтеров, так и у предпринимателей. Расскажем, как не допустить ошибок при выходе из найма.

Как бухгалтеру уйти в «аут». Как стартовать, где искать клиентов, на чем зарабатывать
Проверки

С проверяющими можно будет заключить соглашение

Сенаторы обсудили подготовку изменений в федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» в части регулирования перехода на риск-ориентированный подход при проведении контрольных и надзорных мероприятий».

Как бухгалтеру перестать бояться технологий и начать их использовать

Приходилось ли вам ощущать себя несовременным в мире, где ежедневно появляются новые устройства, программы и облачные сервисы? Страх новых технологий присущ людям разных профессий и возрастов. Бухгалтеры тоже сталкиваются с этой проблемой. Рассказываем, как перестать бояться технологий и обратить их себе на пользу.

Как бухгалтеру перестать бояться технологий и начать их использовать

Как оплачивать сверхурочную работу по новым правилам: изменения с 1 сентября 2024 года

В апреле 2024 года опубликовали закон, по которому оплата за сверхурочную работу должна включать компенсационные и стимулирующие выплаты. Закон начнёт работать 1 сентября 2024 года, но есть рекомендации применять новый порядок расчёта уже сейчас.

Как оплачивать сверхурочную работу по новым правилам: изменения с 1 сентября 2024 года

Интересные материалы

Экосбор в 2024 году

Экологический сбор — это один из видов неналоговых платежей, который обязаны уплачивать многие российские компании и индивидуальные предприниматели. В 2024 году порядок расчёта и уплаты данного сбора был обновлён. Изучим новые правила уплаты экосбора и сдачи отчётности в Росприроднадзор.

Экосбор в 2024 году