Маркетинг

Оценка рентабельности продаж в сети интернет

Бурный рост компаний, использующих сеть интернет как один из важных моментов своей маркетинговой стратегии, заставляет остальных участников рынка все серьезнее относиться к этому инструменту стимуляции продаж. Одни из важнейших вопросов, которые стоят перед новыми участниками интернет-рынка, – как оценить потенциал продаж и рентабельность использования интернет-технологий

Автор статьи: СТАНИСЛАВ ТИМОШИН
Директор по развитию компании «i-Market»

Бурный рост компаний, использующих сеть интернет как один из важных моментов своей маркетинговой стратегии, заставляет остальных участников рынка все серьезнее относиться к этому инструменту стимуляции продаж. Одни из важнейших вопросов, которые стоят перед новыми участниками интернет-рынка, – как оценить потенциал продаж и рентабельность использования интернет-технологий

Прежде чем начинать интернет-проект, стоит оценить, способен ли он принципиально окупиться и обеспечить минимальный объем продаж, гарантирующий рентабельность. Сначала необходимо выяснить, интересуются ли в настоящее время посетители интернета вашими товарами или услугами, иначе работы по созданию сайта могут оказаться бесполезными. Наглядно анализ емкости рынка представлен на рассмотренном ниже примере.

Пример

Некоторая компания, занимающаяся пассажирскими перевозками в Москве и области, решила рекламировать свой сайт через сеть интернет. Услуга пассажирских перевозок является предметом активного спроса, поэтому для оценки рынка было предположено, что большинство потенциальных клиентов ищут в сети интернет компании, предоставляющие данные услуги, используя поисковые слова «автобус», «трансфер», «перевозки». Количество запросов этих слов в последний месяц было оценено с помощью общедоступных данных службы статистики поисковой системы «Яндекс» (см. табл. 1).

Исходя из этих данных, можно рассчитать популярность этих поисковых слов во всей сети интернет

Для простоты оценки предположим, что каждый посетитель находит компанию-перевозчика, используя только одно из представленных поисковых слов.

Емкость рынка = количество запросов по данным статистики поисковика/доля данного поисковика среди всех поисковиков

Емкость рынка = 10 665/0,46 = 23 185,

то есть 23 185 возможных клиентов в месяц.

Оценка эффективности интернет-рекламы

Конечно, далеко не все потенциальные клиенты узнают о вашем сайте и сделают заказ. Часть из них отсеется – только некоторые увидят рекламное объявление и зайдут на сайт. Причем распространенных и общедоступных способов рекламы в сети интернет всего три. Первый – обеспечение попадания сайта на первую страницу поисковой машины по целевым запросам. Второй – контекстная реклама – появление рекламного сообщения рядом с результатами поиска по тематике, интересующей рекламодателя. Третий – размещение баннеров на тематических ресурсах. Эффективность любого рекламного объявления определяется его кликабельностью, CTR – Click-Through Rate Точную величину CTR можно получить для действующего сайта из данных посещаемости (см. формулу 1).

РИСУНОК. Определение срока окупаемости интернет-проекта

РИСУНОК. Определение срока окупаемости интернет-проекта

После того как потенциальный клиент перешел по рекламной ссылке, он попадает на сайт, задача которого состоит в том, чтобы убедить посетителя сделать заказ в оффлайновой торговой точке или офисе компании. Эффективность такого убеждения определяется коэффициентом конверсии, CR – conversion rate (см. формулу 2)

Количество уникальных посетителей определяется по данным размещенных на сайте счетчиков типа Hotlog и Spylog, многие статистические возможности которых предоставляются бесплатно. Количество заказов, полученных с помощью сайта, равно сумме подтвержденных предварительных заказов, сделанных через формы онлайн-заявки на сайте, и заказов, принятых через указанный на сайте телефон. В конечном итоге их число определится величинами кликабельности, конверсии и охватом аудитории интернета конкретным рекламным носителем (см. формулу 3).

Реальное число заказов может отличаться в связи с неточностью оценки емкости рынка, так как кроме учтенных при анализе рынка поисковых запросов клиенты могут искать услуги, используя другие неучтенные слова. Повысить число заказов можно, оптимизируя выбор способа рекламы и увеличивая показатель конверсии

Как оптимизировать рекламные расходы

После оценки того, сколько же реальных клиентов можно получить через сайт, наиважнейшим становится вопрос: как соотносятся расходы на получение единичного заказа и прибыль от данной продажи? Если прибыль от продажи больше, то имеет смысл говорить о принципиальной окупаемости интернет-проекта. Но если разница положительна, но невелика, то проект будет долго окупаться и приносить слишком мало прибыли по сравнению с другими способами вложения средств. Конечно, маленькая разница может быть компенсирована большим числом заказов, однако количество заказов сильно ограничено реально доступной долей рынка. И так как прибыль с клиента зависит от специфики бизнеса и слабоизменяема, то на следующем этапе оценки самым важным будет посчитать расходы на получение единичного заказа (формула 4 для расчета этой величины).

ТАБЛИЦА 1. Примерная оценка емкости интернет-рынка пассажирских перевозок
ПОИСКОВАЯ ФРАЗА КОЛИЧЕСТВО ЗАПРОСОВ В МЕСЯЦ (МОСКВА И ОБЛАСТЬ)
Аренда автобусов 2415
Заказ автобуса 1943
Трансфер 3529
Пассажирские перевозки 2183
Автобусные перевозки 595
Итого: 10 665

Предположим, что на рекламу ежемесячно будет выделяться 300 долларов США. Оценим стоимость привлечения единичного заказа и число заказов для трех основных способов ведения рекламы и выберем оптимальный вариант, обеспечивающий наибольшую прибыль.

Пример поисковой оптимизации

Средняя цена вывода сайта в первую десятку большинства поисковых систем для нашей группы из пяти-шести среднеконкурентных запросов и поддержания этих позиций составляет как раз 300 долларов, выделенных нами на рекламу в месяц. Если проводить поисковую оптимизацию под ту же систему «Яндекс», то охват аудитории будет 46%, предположим, CTR – 20% при нахождении сайта в десятке результатов поиска, CR оценим в 2% в связи с качественностью аудитории поисковиков (см. формулу 5).

Вариант: контекстная реклама

Контекстная реклама обычно дает целевую аудиторию, поэтому оценим CTR в 20%, а CR, равным 2%. Услуги контекстной рекламы предлагают все ведущие российские поисковые системы: «Яндекс», «Рамблер», «Мэйл», «Апорт», и зарубежные: Google, Yahoo, MSN. Оплата производится двумя основными способами: за количество кликов, произведенных уникальными пользователями, или за определенное количество, к примеру за тысячу показов. Использование специальных рекламных систем типа «Бегуна» позволяет охватить практически все поисковые системы, поэтому охват аудитории может достигать, к примеру, 90%.

Следует оговориться, что выделенных 300 долларов может не хватить для показа рекламного объявления в течение всего месяца, и поэтому расчет числа заказов по приведенной ниже формуле приблизителен! Это происходит оттого, что такой показатель, как охват аудитории, может изменяться с изменением рекламного бюджета; он непостоянен, как в случае поисковой оптимизации или баннерной рекламы. Также возможна ситуация, когда использован не весь месячный рекламный бюджет (см. формулу 6).

Вариант: баннерная реклама

При размещении баннера на его стоимость влияет посещаемость сайта, качественность аудитории, насколько она платежеспособна, размер и местоположение баннера и другие параметры. В случае специализированных товаров и услуг их могут просто не искать в поисковиках, и баннер в нужном месте будет единственным способом рекламы. Пусть рассматриваемая нами компания договорилась с владельцами интернет-ресурса за 300 долларов в месяц разместить баннер на их сайте с посещаемостью 30 000 человек в месяц, и среди этих посетителей 80% составляет целевая аудитория. В связи с качественностью аудитории оценим CTR в 3%, что является хорошим показателем для баннера, а CR примем равным 2% (расчетная формула 7).

При сравнении результатов видно, что в данном случае наиболее выгодна поисковая оптимизация. Совсем не обязательно, что в другом случае она окажется выгоднее баннерной и контекстной рекламы. К примеру, контекстная реклама может быть использована при небольших рекламных бюджетах, в отличие от оптимизации, а также может «подключаться» время от времени. Баннеры выгодны на узкоспециализированных сайтах. Поисковую оптимизацию же необходимо проводить постоянно для поддержания результата и в большинстве случаев тратить минимальную пороговую сумму в 300 долларов в месяц, чтобы соревноваться с конкурентами. Вдобавок выбор для данного расчета CR и CTR можно точно определить, только зная показатели аналогичного интернет-проекта.

Оценка рентабельности интернет-проекта

После выбора типа рекламы, обеспечивающей оптимальное соотношение числа заказов и расходов на привлечение единичного заказа, можно приступить к расчету сроков окупаемости и рентабельности интернет-проекта. Основные статьи расходов на создание и поддержание сайта средней компании приведены в табл. 2 (взяты средние цены по рынку). Эти данные использованы для построения графика (см. рис.). В качестве основного вида рекламы выбрана поисковая оптимизация, а обеспечение нужной степени конверсии посетителей в покупателей за счет мотивации и убеждения достигается публикацией новостей, поддержанием форума, размещением тематических статей. Расходы на это учтены в виде заработной платы администратору сайта.

ТАБЛИЦА 2. Пример структуры расходов на создание и поддержание сайта компании
ОДНОКРАТНЫЕ РАСХОДЫ СУММА, ДОЛЛ.
Создание сайта 1500
Регистрация доменного имени (на год) 25
Итого единовременных расходов: 1525
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ РАСХОДЫ СУММА, ДОЛЛ/МЕС.
Хостинг 10
Администрирование сайта 200
Раскрутка сайта 300
Итого текущих расходов: 510

В примере, показанном на графике, выход на посещаемость 3500 человек в месяц был достигнут через пять месяцев при росте этого показателя – 700 дополнительных посетителей в месяц. Коэффициент конверсии CR принят равным 1%, что соответствует 35 заказам в месяц. На графике определен срок, необходимый для выхода в точку безубыточности при средней выручке с каждого клиента в 40 долларов, что составит месячную выручку в 1400 долларов после достижения запланированной посещаемости.

В нашем примере в статьи затрат были внесены только издержки, специфичные для обслуживания интернет-ресурса. При определении срока окупаемости не учитывались остальные статьи расходов. Прибыльность же можно значительно увеличить, прежде всего за счет двух величин, не влияющих на переменные издержки интернет-проекта:

1) за счет выручки с клиента, зависящей от продаваемых товаров или услуг и организации бизнеса;

2) повышения коэффициента конверсии посетителей сайта, которые становятся вашими покупателями. Это более перспективно, чем первый вариант, поскольку не затрагивает структуру бизнеса и может быть обеспечено привлечением консультантов по раскрутке интернет-проектов.

Рассмотренные примеры ярко показывают, что при небольших инвестициях интернет-проекты могут быстро окупаться и приносить дополнительный доход своим владельцам. Но для оценки их рентабельности необходимо пройти основные стадии, специфичные для бизнес-планирования, при этом особое внимание стоит обратить на оценку доступной доли рынка и на выбор способа рекламы, наиболее действенного в данном случае

Начать дискуссию

ФНС установила временные правила заполнения декларации по акцизам на алкоголь

До внесения изменений в порядок заполнения налоговой декларации ФНС дала рекомендации, какие указывать коды вида подакцизного товара и показателей с 1 мая 2024 года.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

Материнский капитал разрешат использовать раньше, чем ребенку исполнится 3 года

Семьям хотят разрешить использовать маткапитал на улучшение жилищных условий, не дожидаясь 3-х лет со дня рождения ребенка.

НДФЛ

Если 2 квартиры объединить в одну, при ее продаже будет НДФЛ

После объединения 2-х квартир в одну срок владения новой большой квартирой начинает идти заново — с даты ее регистрации. Таким образом, даже если человек много лет владел квартирами, как только из двух он сделал одну и зарегистрировал в Росреестре, прежний срок владения обнуляется.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с КоАП РФ

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

По статье 4.1.2 КоАП  субъектам МСП, в том числе микропредприятиям, штрафы назначаются вполовину от максимального размера. Причем такая «скидка» предоставляется при совершении правонарушений, предусмотренных как федеральным КоАП, так и региональными. Какие условия позволяют добиться этой льготы?

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

Заработал сервис самообследования земельных участков

Росреестр ввел в эксплуатацию сервис самообследования земельных участков.

Планирование бюджета и формирование финансового прогноза проекта

Одним из важнейших элементов планирования бюджета под реализацию проекта является требование экономии, без ущерба для итогового качества. Отказ от экономии приведет к тому, что предназначенные для него средства будут растрачены еще до момента завершения работ, создавая риски соблюдения сроков сдачи.

Планирование бюджета и формирование финансового прогноза проекта
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

КС РФ защитил права уволенных в связи с отказом от переезда в другую местность

Работников, отказавшихся переезжать в другую местность, следует увольнять по правилам ликвидации организации.

Проверки

Ужесточили госнадзор за саморегулируемыми организациями

Правительство дополнило порядок надзора за деятельностью СРО оценщиков, арбитражных управляющих и кадастровых инженеров.

Работа на патенте с юридическими лицами

Тема похожа на грудное вскармливание или прививки в мамских блогах, потому что тема эта очень холиварная.

Работа на патенте с юридическими лицами

Депутат хочет запретить любое упоминание запрещенных в РФ социальных сетей

Помимо технической блокировки иностранных социальных сетей могут ввести запрет на публичные упоминания платформ и призывы подписаться.

Отпуска

Цифра дня. Про отпуск

Большинство работающих россиян считает, что для полноценного отдыха нужно взять отпуск на 13 дней.

Цифра дня. Про отпуск

Euroclear заработал на замороженных активах 1,57 млрд евро

Европейские депозитарии обязаны вести отдельный учет активов российского ЦБ и не должны распоряжаться полученной прибылью.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Новостной дайджест: рост туризма в столице, малый бизнес и МФО, рост легкой промышленности, налоговая амнистия, изменения в налогах

Оставайтесь в курсе актуальных событий налогов, сборов и изменений в законодательстве.

Как подать уведомление о контролируемых сделках до 20 мая и не получить штраф

Кому нужно подавать уведомление о контролируемых сделках, и какие именно сделки — контролируемые? Как правильно заполнить уведомление? Какие штрафы грозят за опоздание или ошибки в уведомлении? Ответили в статье на эти и многие другие вопросы. 

Как подать уведомление о контролируемых сделках до 20 мая и не получить штраф

Что изменилось в счетах-фактурах для прослеживаемых товаров

У налогоплательщиков появилась новая форма счета-фактуры для прослеживаемых товаров. Теперь нужно указывать их стоимость при использовании.

Что делать бухгалтеру, если шеф просит составить финмодель бизнеса?

Сколько денег компания заработает в ближайшие два года? Захотят ли инвесторы вкладываться в ваш проект, а банки — выдавать кредиты? На эти вопросы ответит финансовая модель. А сможет ли бухгалтер ответить директору на эти вопросы?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Как ответить на требование от ФНС по низкой зарплате

Налоговики требуют объяснений относительно того, что в сданных формах отчетности отражен средний заработок ниже МРОТ или среднего по отрасли. Если налоговики видят расхождения в отчетах, то немедленно предполагают, что база по НДФЛ занижена. Можно ли им доказать, что на то были объективные причины?

Как ответить на требование от ФНС по низкой зарплате

Как всегда следовать плану, особенно когда ты бухгалтер. 6 советов как не отступать от плана

Как говорится, когда есть план, то остаётся только его придерживаться. Вот, как не отступить от плана, даже если все и всё кругом саботирует его.

Губернаторов хотят штрафовать за борщевик

Главы регионов будут платить штраф до 50 000 рублей, если они не выполняют программу по защите земель от сорняков, в частности от борщевика.

Интересные материалы

Выбор решения 1С для внедрения. Как выбрать программный продукт и когда пора покупать лицензии

В одной из статей нашего блога мы уже затрагивали вопрос покупки и внедрения 1С. А сегодня продолжим рассуждать на эту тему и подробно поговорим про выбор программного продукта.

Выбор решения 1С для внедрения. Как выбрать программный продукт и когда пора покупать лицензии