Управление финансами

Презентация квартальных и годовых результатов: Анализ лучшей практики

Все компании, чьи акции находятся в свободном обращении, а также эмитенты долговых ценных бумаг обязаны раскрывать информацию о своих квартальных и годовых результатах в соответствии с требованиями законодательства. Однако требования инвестиционного сообщества и практика компаний-лидеров в области отношений с инвесторами намного опережают требования регулятора. Данная статья знакомит с тенденциями и основными приемами раскрытия информации о квартальных результатах.

Все компании, чьи акции находятся в свободном обращении, а также эмитенты долговых ценных бумаг обязаны раскрывать информацию о своих квартальных и годовых результатах в соответствии с требованиями законодательства. Однако требования инвестиционного сообщества и практика компаний-лидеров в области отношений с инвесторами намного опережают требования регулятора. Данная статья знакомит с тенденциями и основными приемами раскрытия информации о квартальных результатах.

Матовников Михаил

Сообщение о финансовых результатах – не просто одно из важнейших корпоративных событий, к которому надо серьезно готовиться, это еще и возможность качественно улучшить коммуникацию компании с инвесторами, но для этого необходимо не просто выполнять требования регулятора, а разрабатывать комплекс мер по планированию события, повышению эффекта корпоративного сообщения и максимального использования его результатов для целей развития IR-программы компании.

Минимальные требования

Требования к раскрытию информации о финансовых результатах компаний в России и за рубежом очень похожи, в число обязательных требований входит публикация специального сообщения о результатах через уполномоченные агентства (PIP - primary information providers) и также публикацию специального квартального (годового) отчета эмитента. В отдельных случаях эмитенты освобождаются от подготовки этого отчета. Во многих юрисдикциях, в частности, в США компании обязаны после анонсирования результатов проводить конференц-звонок для инвесторов.

Справка ИБС:
В настоящее время в России информационными агентствами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФСФР) на публичное предоставление информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, являются «Интерфакс», «АК&М», «АЗИПИ», «Прайм-ТАСС» и «СКРИН».

В Великобритании сейчас таких агентств шесть - это Business Wire, а также Regulatory News Service (RNS), Companynews, PR Newswire, Hugin, Observer Group. В отличие от большинства других компаний в этом списке Business Wire является глобальным игроком. Агентство распространяет сообщения в 150 странах на 45 языках, 24 часа в день и 7 дней в неделю.

Если акции компании находятся в свободном обращении на биржах нескольких стран, выполнение требований регуляторов, может быть весьма нелегким делом, однако активная IR-программа не ограничивается выполнением только законодательных требований, а стремится наиболее полно использовать потенциал корпоративных сообщений для укрепления отношений с инвестиционным сообществом.

Выбор времени и даты

Так или иначе, а первым вопросом, который встает перед компанией при презентации своих результатов – это выбор времени такого сообщения.

Прежде, чем назначить дату и время – сверьтесь с календарем событий

Не менее остро стоит вопрос относительно выбора конкретных времени и даты событий. Конкуренция компаний за внимание инвесторов очень велика, поэтому имеет значение, не будет ли корпоративное сообщение "затенено" другими, более значимыми сообщениями.

При планировании корпоративного календаря событий имеет смысл заранее проверить календарь корпоративных и государственных событий. Безусловно, стоит избегать анонсов, совпадающих с праздничными днями в крупных мировых финансовых центрах, стоит учитывать и планируемые государственные события, например, обращения президентов России или США к парламентам своих стран и т.п.

Большинство российских компания не объявляют заранее дату и время будущего релиза, хотя для многих западных компаний известить инвесторов о дате и времени всех таких сообщений на год вперед – нормальная практика. Однако благодаря этому российские компании могут намного свободнее решать вопрос о выборе времени для своих корпоративных сообщений.

Самый правильный способ – воспользоваться международным календарем корпоративных событий. Например, корпоративный календарь Thomson CCBN ("зеркало" календаря для инвесторов Street Events), дает возможность проверить, какие события будут происходить в тот или иной день в вашей отрасли в мире, а также среди компаний Вашего региона.

Справка ИБС

Календарь событий StreetEvents компании Thomson Financial дает возможность инвесторам отслеживать корпоративные события (конференции, презентации, конференц-звонки, релизы финансовых результатов, выплату дивидендов, годовые собрания акционеров, намерение провести размещение акций и т.п.) тысяч компаний во всем мире, включая Россию и страны СНГ.

Thomson MyCCBN – это "зеркало" системы StreetEvents, которое предназначено для использования эмитентами. MyCCBN дает доступ к информации о событиях других компаний и позволяет эмитенту отслеживать интерес инвесторов к собственным корпоративным событиям за счет анализа запросов инвесторов через StreetEvents на получение информации о компании (watchlist) и анализа гостевой книги webcast. Компании, проводящие трансляции в Интернете через Thomson Financial, получают бесплатный доступ в MyCCBN, а Thomson Financial начинает предоставление инвесторам информации о корпоративных событиях данного эмитента вне зависимости от наличия значительного интереса инвесторов.

Пользователями StreetEvents являются более 2000 институциональных инвесторов и более 20000 пользователей по всему миру, включая UBS, CSFB, Deutsche Bank, Wellington, Morgan Stanley, Lehman Brothers, Merrill Lynch, Goldman Sachs.

Стоит избегать сообщать результаты одновременно со значимыми компаниями – аналогами или намного более крупными игроками в той же отрасли, с которыми компания будет напрямую конкурировать за внимание инвесторов.

Источник: www.myccbn.com

День недели имеет значение

Стоит сказать, что мировая практика корпоративных сообщений свидетельствует, что наибольшая активность в сообщении финансовых результатов приходится на три месяца – апрель, июль и октябрь. В эти месяцы число корпоративных сообщений в день, по данным Thomson CCBN, может достигать почти 600!

Не менее интересна и статистика в разрезе отдельных дней недели: наиболее загруженным оказывается четверг, в то же время компании явно избегают публиковать свои результаты по пятницам, особенно в летние месяцы (с апреля по октябрь).

Причины популярности четверга легко понять: многие компании готовят сообщение с понедельника, стремясь успеть до пятницы. В пятницу многие инвесторы (да и сами эмитенты) уедут с работы пораньше на weekend, а с точки зрения внимания прессы существует риск, что за выходные новые события окончательно затмят любые сообщения, датируемые прошлой пятницей.

Этой статистикой вполне можно пользоваться в тактических целях: плохие события лучше анонсировать в четверг или даже пятницу, зато с хорошими до четверга лучше не медлить – слишком много событий приходится на этот день.

Число сообщений о финансовых результатах компаний в день – помесячные данные

Источник: www.myccbn.com, данные за май 2006-апрель 2007 годов.

Число сообщений о финансовых результатах компаний в день – по дням недели

Источник: www.myccbn.com, данные за май 2006-апрель 2007 годов.

Каждой новости – свое время: хорошие новости лучше анонсировать, а плохие - придерживать

Правильный выбор момента публикации данных о прибыли может удвоить рост цены на акции компании, свидетельствуют данные доклада Reuters Estimates. Исследование показало, что американские компании, стремящиеся повысить цену своих акций, должны сообщать о росте прибыли как можно раньше, а плохие новости скрывать как можно дольше.

Эти выводы для большинства людей являются интуитивно понятными, ведь именно так и поступают обычные люди в повседневной жизни. Однако на финансовых ранках долгое время господствовала теория, что анонсирование событий позволяет снизить волатильность акций и в итоге увеличить доход инвестора. Но, похоже, эта теория оказалась верна только наполовину.

В исследовании Reuters Estimates была предпринята попытка вычислить разницу между изменениями в ценах акций компаний, которые заранее объявляли о хороших прибылях, и тех, которые откладывали обнародование цифр до официальной публикации отчетности, в надежде преподнести рынку сюрприз. В работе было рассмотрено движение стоимости бумаг компаний, входящих в индекс S&P 500, за 2003-2006 годы.

7 из 10 компаний, заранее объявивших о хорошей прибыли, получили рост цен на свои акции, в то время как из корпораций, выпустивших данные согласно графику, только 55% добились увеличения стоимости бумаг.

В среднем предварительная публикация информации приводила к 5%-ному повышению цен на акции - почти вдвое больше роста после позитивных новостей в запланированный день публикации отчетности.

При этом ранняя негативная информация может испортить настроение рынка. Среднее падение цен на акции компаний, заранее сообщивших о своих проблемах, составило 7,4% - намного больше среднего снижения на 2%, вызванного негативными новостями в день публикации отчета.

Оптимальный формат события

Сообщение о финансовых результатах компании адресовано сразу многим аудиториям, поэтому компания стремится использовать все каналы для информирования целевой аудитории. В фокусе внимания находятся не только собственно инвесторы, но и пресса, поэтому важно скоординировать информационную политику в отношении журналистов, аналитиков и инвесторов.

Обычно сообщение о финансовых результатах состоит из нескольких частей:

Публикация сообщения о существенном факте (раскрытие информации в ленте уполномоченных агентств в России и за рубежом). Часто регулятор или сложившаяся практика предписывает время раскрытия такой информации – например, до начала торгов, т.е. до 7:00 по Лондонскому времени и 10:00 по Москве. Оптимально обеспечить одновременное раскрытие, что достигается, например, за счет координации публикации на ленте Интерфакса (e-disclosure) и по каналам Business Wire (в Лондоне, Нью-Йорке или других финансовых центрах).

Публикация пресс-релиза о финансовых результатах компании. Особенно важно, если сообщение о финансовых результатах на ленте раскрытия, как, например, в России, носит формальный характер и не дает возможности дать полноценный комментарий к отчетности. В отдельных случаях имеет смысл обеспечить публикацию пресс-релиза, в том числе и на международной ленте пресс-релизов, например, Business Wire с распространением информации в регионах, интересующих компанию – в Великобритании, США, Европе, или даже в Японии, Азии, Австралии и Океании на языках этих стран. Стоит отметить, что интерес компании в данном случае может быть связан не только с привлечением инвесторов, но и информированием клиентов или поставщиков и партнеров.

Публикация отчетности и информационных материалов на сайте компании. Обычно происходит сразу после раскрытия информации как минимум одновременно на двух языках – на русском и английском.

Презентация для аналитиков и инвесторов. Может предшествовать или следовать за пресс-конференцией, решение об этом стоит принимать, тщательно взвесив все обстоятельства.

Пресс-конференция для российских и иностранных журналистов.

Конференц-звонок для аналитиков и инвесторов. В ходе конференц-звонка разные компании по-разному относятся к участию в них журналистов: наиболее частым является разрешение участия журналистов в звонке, но запрет на вопросы с их стороны, т.к. журналистов часто интересуют вопросы, достаточно сильно отличающиеся от интересов аналитиков и инвесторов.

Webcast - Трансляция презентации в Интернете. Может делаться сразу на нескольких языках, обычно в сочетании с конференц-звонком или даже презентацией для аналитиков и инвесторов.

Все эти корпоративные события должны быть взаимоувязаны с учетом требований регулятора и разницы во времени у целевых аудиторий компании. Например, инвесторам компании в Лондоне и Нью-Йорке предпочтительнее вечернее время, журналистам – утреннее, при этом обязательно соблюсти требование о равном доступе всех инвесторов к информации.

Каналы предоставления информации

Стоит отметить, что при всем разнообразии форматов всегда наиболее важными являются каналы прямого, личного общения.

Конференц-звонок и трансляция в Интернете – важнейшие способы обеспечения равного доступа инвесторов к информации.

Конечно, финансовая отчетность и другие виды данных содержат много полезной информации, но у аналитиков и инвесторов всегда будут вопросы к менеджменту, поэтому компании стремятся проводить конференц-звонки. Более того, в некоторых странах, например, в США, к проведению конференц-звонков компанию обязывает регулятор. Если компания одновременно проводит транляцию корференц-звонка в Интернете, то регулятор освобождает ее от заполнения квартальной формы 8-К.

Самый сложный момент с проведением конференц-звонка – это выбор времени.

Обычно российские компании проводят конференц-звонки в 5-6 часов вечера по московскому времени, т.е. в 2-3 часа по полудни по Лондону и 9-10 утра по Нью-Йорку.

Число конференц-звонков – распределение по времени

Источник www.myccbn.com, данные за апрель 2007 года

Однако для европейских компаний этот выбор не столь очевиден.

В США и Европе большая часть конференц-звонков производится вскоре после начала торгов – в период с 9 до 11 утра. Хотя и тут встречаются знаковые исключения – ряд европейских и американских глобальных компаний проводят подобного рода мероприятия глубоко ночью, в момент, когда акции не торгуются ни на одной торговой площадке мира.

В основном решение российских компаний поводить конференц-звонок в вечернее время (а для компаний, расположенных на Урале, в Казахстане и далее на восток, речь идет уже фактически о ночном времени) мотивируется желанием вовлечь американских инвесторов. Но по большей части, особенно у небольших эмитентов, в конференц-звонках российских компаний инвесторы, а особенно из США, не участвуют, что делает возможным выбрать более удобное для менеджмента компании время.

Число конференц-звонков – распределение по времени

Источник www.myccbn.com, данные за апрель 2007 года

Трансляция в Интернете (webcast) – главный способ донести информацию до инвесторов, а не только до аналитиков.

В подавляющем большинстве инвесторы не участвуют в конференц-звонках компаний. Наиболее активными участниками являются аналитики инвестиционных банков (большинство аналитиков, анализирующих акции в России, Украине и Казахстане, находятся в Москве).

Для аналитика участие в конференц-звонке или презентации – это часть оплачиваемой работы. По результатам мероприятия, он сможет предоставить инвесторам более качественную информацию, или даже написать новый отчет либо специальное сообщение для инвесторов.

Преимущества Интернет-трансляций Thomson Financial

Для инвестора конференц-звонок не столь привлекателен: обычно он длится не менее 40 минут, в течение которых инвестор не знает, будет ли сообщено что-то ценное. Провести столько времени на телефоне для большинства инвесторов – пустая трата времени, к тому же в самое ценное рабочее время. Результат известен – низкое участие инвесторов в конференц-звонках.

Однако компанию, прежде всего, волнуют именно инвесторы: эмитенты стремятся доносить до них информацию самостоятельно, а не через ленты агентств, прессу, или отчеты аналитиков (хотя это тоже важные каналы).

В последние годы задача большего вовлечения инвесторов стала достигаться за счет проведения интернет-трансляций презентаций и конференц-звонков (webcast).

Webcast уникальным образом достигает сразу двух целей – снижает важность конкретного времени проведения мероприятия и заметно расширяет его аудиторию за счет пользователей, для которых первоначальное время было или неудобно, или не устраивал сам формат длительного участия в конференц-звонке, который не искупался даже наличием недельного или более playback конференц-звонка.

Обычно доля посетителей webcast, участвовавших в мероприятии "в живую", в месячной аудитории трансляции (т.е. аудитории, посетившей webcast в течение 30 дней после корпоративного события) составляет менее половины, все прочие инвесторы предпочитают иное время для посещения трансляции.

Распределение посетителей Webcast во времени

Источник: по данным регистрации на одну из трансляций в Интернете (webcast), проведенных Интерфакс Бизнес Сервис совместно с ThomsonFinancial.

Автор - Генеральный директор ЗАО "Интерфакс Бизнес Сервис"

Начать дискуссию

Кадры

В туризме наблюдается дефицит квалифицированных кадров

Сейчас квалифицированных специалистов по туризму готовит только одна тревел-школа, которую запустили в 2024 году.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Импорт

ФТС: порог беспошлинного ввоза в 200 евро — «очень льготный»

Дополнительные доходы госбюджета России от снижения порога беспошлинного ввоза в 2024 году оцениваются в 3,5 млрд рублей.

Центробанк разрешил инвесторам выводить деньги со счетов типа «С»

Если после 1 марта 2022 года в цепочке владения ценными бумагами не было представителей недружественных стран, то инвесторы могут вывести свои доходы со специальных счетов.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Юрлица смогут инициировать дела о банкротстве при долге в 2 млн рублей

Теперь в суд с заявлением о несостоятельности будет можно обращаться, если минимальная сумма требований кредиторов составляет 2 млн рублей.

Оценить интеллектуальную собственность можно будет по универсальной методике Роспатента

Роспатент может создать универсальную методику оценки интеллектуальной собственности, в том числе НМА.

Компаниям из новых регионов продлят срок включения в реестр МСП

Предприятия до 10 июня 2025 года смогут в особом порядке попасть в реестр под категорию «микропредприятие». Это позволит им получать господдержку.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Не всем IT-компаниям нужно в мае подтвердить аккредитацию

С 8 мая до 1 июня 2024 года IT-компании должны подтвердить госаккредитацию, указать долю доходов от профильной деятельности, а также внести сведения о продаже программ, включенных в реестр отечественного ПО.

В приграничных регионах создадут свободную экономическую зону

Депутаты одобрили законопроект, который предоставит предпринимателям из Белгородской, Курской и Брянской областей такие же льготы, как у бизнеса из Новороссии.

Общество

Юридическую помощь бесплатно будут оказывать по стандарту

Минюст предложил утвердить стандарт оказания бесплатной юридической помощи.

Учет в ЖКХ

Депутаты: плата за коммуналку не должна превышать 10% дохода семьи

Действия недобросовестных управляющих компаний привели к перекосу в ценообразовании в сфере ЖКХ.

ФАС отчиталась, как боролась с недобросовестной конкуренцией в прошлом году

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

⚡️ Итоги дня: мошенники зовут на бесплатные фотосессии, а найти пару предлагают через Госуслуги

Подготовили обзор главных событий дня — 6 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

⚡️ Итоги дня: мошенники зовут на бесплатные фотосессии, а найти пару предлагают через Госуслуги
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Трудовые отношения

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Порядок оплаты сверхурочных работ закреплен в обновленной ст. 152 ТК во исполнение поручения, которое дал законодателям КС в постановлении от 27.06.2023 № 35-П. Теперь при оплате сверхурочной работы необходим принимать во внимание все компенсационные и стимулирующие выплаты.

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

ТВ-реклама детской карты крупного банка признана ненадлежащей

ФАС признала ненадлежащей рекламу детской карты «Альфа-Банка», поскольку она содержала некорректное сравнение.

Путин: экономика России росла темпами выше мировой

Антироссийские санкции привели к результатам, которые западные оппоненты не ожидали.

Модернизацию НМА надо амортизировать

Результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей – это амортизируемое имущество по нормам НК.

Легализация зарплат выходит на новый уровень. Начнутся трудовые проверки. 🚦 «Ночной бухгалтер» № 1677

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Не всякий налоговый агент по НДФЛ может предоставить имущественный вычет

Если вы в 2024 году купили квартиру, то не обязательно ждать, когда закончится год, чтобы сдать 3-НДФЛ. Можно оформить вычет через налогового агента. Но не всякий агент такой вычет даст.

Бесплатно с Трудовое право

Ключевые отличия трудового договора и договора ГПХ. Как не ошибиться в терминологии. Мини-курс

Рассказываем в мини-курсе, какие ключевые отличия между трудовыми договором и договором ГПХ нужно знать, чтобы не возникло вопросов от налоговой.

Ключевые отличия трудового договора и договора ГПХ. Как не ошибиться в терминологии. Мини-курс

Интересные материалы

Ошибки в формировании финмодели. Четыре ошибки, которые могут привести бизнес к краху

Какие ошибки совершают предприниматели, когда открывают новые направления бизнеса? Какие из ошибок могут стать фатальными для уже состоявшейся на рынке компании? Из каких показателей должна состоять финансовая модель? Разберем на примерах. Забирайте в закладки, чтобы не потерять.

Ошибки в формировании финмодели. Четыре ошибки, которые могут привести бизнес к краху
2