Менеджмент

Определение миссии организации

Всякая организация существует и действует ради достижения своих собственных организационных целей. Цели различаются по временным срокам планирования - краткосрочные или оперативные (неделя, месяц), среднесрочные (год), стратегические (2-5 лет). Цели также подразделяют на общеорганизационные, цели отдельных подразделений и цели индивидов.

Всякая организация существует и действует ради достижения своих собственных организационных целей. Цели различаются по временным срокам планирования - краткосрочные или оперативные (неделя, месяц), среднесрочные (год), стратегические (2-5 лет). Цели также подразделяют на общеорганизационные, цели отдельных подразделений и цели индивидов.

Гусаров А.В.

Цели также можно классифицировать на "жесткие", чаще выраженные в численной форме (например, увеличить объем прибыли в текущем квартале на 12 процентов), и более "мягкие" (например, шире привлекать сотрудников к принятию решений). Возникает вопрос: что объединяет все разнообразие часто разнонаправленных целей организации?

Этим объединяющим началом является миссия организации.

Существует широкое и узкое понимание миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как философия, предназначение и смысл существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, на основе которых осуществляется деятельность организации. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществить, и то, какого типа организацией она намеревается быть.

Философия организации - один из самых стабильных и консервативных факторов, определяющих работу организации; она редко меняется, и такие изменения происходят плавно и постепенно. Изменения ее определяются изменениями внутренней и внешней среды организации. Именно консервативный характер философии организации обеспечивает ее стабильное и направленное развитие, определенность и предсказуемость организационного проведения при меняющихся условиях существования.

В узком смысле миссия рассматривается как утверждение относительно того, для чего существует организация. В этом случае миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется ее отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее всегда несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования.

Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации и, следовательно, должны быть учтены при определении ее миссии, являются следующие:

  • акционеры (собственники) организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию;
  • сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продуктов и услуг, продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;
  • покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;
  • деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;
  • местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации;
  • общество в целом, в первую очередь в лице государственных (муниципальных) институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.

Миссия организации в той или иной мере должна отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов. Наиболее сильное, даже определяющее, влияние на миссию любой организации оказывают интересы собственников, сотрудников и заказчиков (покупателей). Поэтому миссия организации должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило сочетание интересов этих трех групп людей.

Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:

    • целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;
    • сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;
    • философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;
    • возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются технологии, ноу-хау, передовая техника.

Наряду с вышеперечисленными характеристиками организации при формировании ее миссии важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обладает организация. Миссия в большей или меньшей степени всегда отражает имидж организации. Однако при умелом подходе к формулированию миссии можно добиться того, что в ней будет очень ясно отражен тот имидж, которым обладает организация. Так для чего же формулируется миссия, что она дает для деятельности организации?

Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т. п. Кроме этого, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.

Во-вторых, миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

  • миссия делает ясной для сотрудников общую цель, предназначение организации; в результате сотрудники организации, осознавая ее миссию, как бы ориентируют свои действия в едином направлении;
  • миссия способствует тому, что сотрудники могут легче установить идентификацию своей персоны с организацией; для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает точкой концентрации их внимания при осуществлении своей деятельности;
  • миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как через нее до людей доводится философия организации, ее ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации. В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:
  • является основой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы ее функционирования;
  • обеспечивает стандарты для распределения ресурсов организации и создает базу для оценки использования ресурсов в процессе функционирования организации;
  • расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.

Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации, расположение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри ее. Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была легко понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем ее членам.

При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность различного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.

На основании миссии организации формулируются основополагающие принципы и правила поведения акционеров и сотрудников организации. Эти правила не имеют юридической силы, т.е. неисполнение их не ведет к неизбежному наказанию, но а моральному порицанию сотрудников, нарушающих их.

Попробуем в качестве предмета для дискуссии сформулировать принципы, которые могли бы стать моральными регуляторами организационного поведения в корпорации "Сатори":

    • Мы уважаем личность каждого человека.
    • Мы считаем, что каждый работник стремится в максимальной мере использовать свои знания, опыт и навыки для осуществления общего дела.
    • Мы ценим индивидуальность.
    • Мы создаем стимулы и условия для того, чтобы наши работники трудились продуктивно и могли решать сложные и масштабные задачи. Интересы "Сатори" и каждого работника неразделимы.
    • Мы считаем, что добросовестная и инициативная работа на благо Корпорации способствует благосостоянию как Корпорации, так и работника. Нас объединяет стремление к общему успеху.
    • Мы поощряем приобретение наших акций работниками Корпорации и их хозяйское отношение к делу. Цели нашей работы четко определены.
    • Мы работаем в соответствии с четко определенными и согласованными целями и принципами.
    • Мы делаем только то и предлагаем нашим сотрудникам делать только то, что способствует успеху Корпорации.
    • Мы стремимся во всех возможных случаях упростить, рационализировать и унифицировать нашу работу.
    • Мы являемся патриотами России и Москвы. Наш вклад в процветание родного города мы рассматриваем как наивысшую форму оценки эффективности нашей работы. Мы стремимся делать работу качественнее и дешевле, чем наши иностранные конкуренты.
    • Мы гордимся всем тем, что мы сделали для города и России. Основа нашего успеха - новаторство.
    • Мы придаем большое значение освоению новых перспективных технологий. Мы открыты для новых идей, стремимся преодолевать стереотипы и творчески подходить к нашей деятельности, чтобы добиться успеха на рынке.
    • Мы работам для тех, кто нас окружает.
    • Мы стремимся как можно лучше изучить запросы и требования наших клиентов. Мы развиваем тесные взаимовыгодные отношения с нашими заказчиками и подрядчиками.
    • Мы стремимся оказывать помощь тем районам, где мы работаем. Мы ценим индивидуальное мастерство.
    • Мы считаем, что каждый человек должен непрерывно совершенствоваться и помогать другим совершенствовать свое профессиональное мастерство.
    • Мы поощряем профессиональное мастерство и высококлассную работу и ожидаем, что наши работники будут обладать такими качествами.
    • Мы стремимся быть лучшими во всех областях, имеющих для Корпорации определяющее значение.
    • Мы оцениваем свою работу по самым строгим критериям и сопоставляем ее с наивысшими показателями как в самой Корпорации, так и вне ее.
    • Мы учимся как на своих успехах, так и на ошибках. Взаимопомощь - стиль нашей жизни.
    • Мы совместно трудимся в духе взаимного доверия, независимо от того, какие должности занимаем, каковы наши служебные и профессиональные обязанности и где мы работаем.
    • Мы гордимся тем, что творчески используем идеи наших коллег.
    • Мы создаем партнерские отношения со всеми, кто содействует выполнению задач нашей Корпорации, в том числе с заказчиками, поставщиками, высшими учебными заведениями и органами государственного и муниципального управления.

По материалам журнала "Менеджмент в России и за рубежом".

Начать дискуссию

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Владельцы карт Ozon Банка смогут купить товары на маркетплейсе за 1 рубль

Ozon Банк запустил новую программу лояльности для физических лиц. Нужно собирать звезды, оплачивая покупки картой Ozon в других магазинах.

Некоторые примеры защиты корпоративной собственности через банкротные механизмы

Предпринимательская деятельность сопряжена с огромным количеством рисков, которые могут привести к потере активов бизнеса. В каких случаях необходима защита корпоративной собственности?

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

Банк «Точка» выплатил 8 млрд рублей клиентам Киви-банка

Из собственных средств банк «Точка» перевел 8 млрд рублей клиентам, которые пострадали от отзыва лицензии и Киви-банка.

Майские праздники и прочие отдыхи — так ли хорош общегосударственный отпуск

Замахнёмся на святое — на прелесть майских праздников. Собрали за и против длинных официальных выходных и отдельно прошлись по перерыву между ними. И сделали возможность высказаться в опросе.

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации

RPA (Robotic Process Automation) — это технология, которая позволяет автоматизировать рутинные задачи и процессы, выполняемые человеком. Ее можно применять в различных областях, таких как финансы, бухгалтерия, HR, производство, логистика и другие.

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В платежки ЖКХ хотят включить страховку жилья

Средняя стоимость страхового продукта будет составлять около 50 рублей в месяц. Владельцы жилья смогут отказаться от страховки.

5 причин, из-за которых перестает расти прибыль

Любой бизнес измеряется размером прибыли. Но может случиться так, что продажи растут, а прибыль нет. Вся компания стала больше работать, больше продается товара или оказывается услуг, но финансовый результат не расте. Это плохая ситуация, потому что в бизнесе, что-то идет не так и возможно при прекращении роста продаж, прибыль будет сокращаться.

5 причин, из-за которых перестает расти прибыль

📱 НПД самозанятые могут платить двумя способами. В том числе как ЕНП. Но в «Мой налог» быстрее и надежнее, говорит бухгалтер

Плательщики налога на профессиональный доход могут выбрать способ уплаты: через ЕНП или приложение «Мой налог» (на КБК НПД).

2

Как выбрать кассу для интернет-магазина ИП

Вопрос о том, нужна ли касса для интернет-магазина для многих компаний остается открытым. Давайте разберем, кому подходит онлайн-касса и как ее выбрать.

Как выбрать кассу для интернет-магазина ИП

До 3 июня физлицам нужно отчитаться по иностранным счетам и электронным кошелькам. Есть исключения

Отчет в налоговую можно не представлять, если счета открыты в ЕАЭС и странах, которые участвуют в автоматическом обмене финансовой информацией с РФ.

Почему селлерам на маркетплейсах могут заблокировать выплаты

Продавцы на маркетплейсах периодически сталкиваются с блокировкой выплат. Узнайте, в чем причины и как вовремя получать свой доход от онлайн-площадки.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Суд запретил распространять вакансии с отметкой «только для славян»

Объявления о поиске сотрудников, в которых делается акцент на национальности кандидатов, нарушают интересы общества и государства.

👴 Единственных учредителей ООО не освободят от взносов на ОПС. Иначе недобросовестные предприниматели будут перерегистрировать бизнес на пенсионеров, считает эксперт

В Минфин поступило предложение освободить от страховых взносов на ОПС директоров-единственных учредителей микробизнеса, которые к тому же – пенсионеры. Но Минфин ответил отказом.

Суд приостановил корпоративные права иностранной компании на Альфастрахование

Минфин через суд добился приостановки корпоративных прав кипрской организации на российскую страховую фирму.

Цифра дня. Про работу на пенсии

Почти треть трудящихся россиян собираются работать даже на пенсии.

Цифра дня. Про работу на пенсии

Какие есть модули 1С:ERP и для чего они нужны

В любой сфере эффективное управление бизнесом все больше зависит от информационных систем. Конфигурация 1С:ERP обладает широкими возможностями благодаря разным модулям и расширениям, которые дополняют ее типовые функции. Рассмотрим их подробнее.

Какие есть модули 1С:ERP и для чего они нужны
Проверки

Мораторий на проверки отменят для «наливаек» и магазинов с вейпами

Вячеслав Володин хочет отменить мораторий на проверки бизнеса, деятельность которого касается здоровья людей. Проверять начнут точки по продаже вейпов и алкогольных напитков в жилых домах.

Сеть кафе «АндерСон» должна налоговой больше 550 млн рублей

Бизнес платил сотрудникам серые зарплаты и применял подменные кассы для того, чтобы прятать от ФНС часть выручки.

Интересные материалы

В январе-апреле дефицит бюджета составил 1,48 трлн рублей

Оборотные налоги и НДС превысили плановый уровень и принесли бюджету на 25,4% больше доходов.