НДС

«Рекламный» НДС - вычет по нормативу

Деятельность практически любой современной фирмы сопряжена с проведением различных рекламных мероприятий. Размер затрат на них зависит от «размаха» PR-акции и нередко выливается в довольно крупные суммы. Но, несмотря на очевидную необходимость подобных расходов, налоговое законодательство далеко не всякие из них позволяет учесть для налога на прибыль в полном объеме. Многие рекламные издержки допустимо учитывать лишь в пределах норматива.

Деятельность практически любой современной фирмы сопряжена с проведением различных рекламных мероприятий. Размер затрат на них зависит от «размаха» PR-акции и нередко выливается в довольно крупные суммы. Но, несмотря на очевидную необходимость подобных расходов, налоговое законодательство далеко не всякие из них позволяет учесть для налога на прибыль в полном объеме. Многие рекламные издержки допустимо учитывать лишь в пределах норматива.

Причем бухгалтеру важно помнить, что нормирование затрат может ограничить право фирмы на вычет «входного» НДС по рекламным расходам. Это произойдет, если фактические рекламные расходы окажутся больше «нормативного» 1 процента от выручки. Именно о таких «НДС-последствиях» и пойдет речь в нашей статье.

«Квалифицируем» затраты…

Прежде чем перейти к проблеме налогообложения рекламных затрат, нелишним будет вспомнить, какие из них можно включать в «прибыльные» расходы в полном объеме, а какие надлежит нормировать.

Итак, к полностью «разрешенным» для налогового учета расходам относятся затраты (п. 4 ст. 264 НК РФ):

- на рекламу в СМИ и через сеть Интернет;

- на световую и другую наружную рекламу (в том числе изготовление рекламных щитов и стендов);

- на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов с информацией о реализуемых товарах (работах, услугах), товарных знаках и знаках обслуживания, о самой организации, а также расходы на уценку товаров, потерявших при экспонировании «товарный вид».

В отличие от перечисленных видов затрат, перечень нормируемых расходов закрытым не является. В качестве «лимитируемых» в Налоговом кодексе прямо поименованы лишь издержки на покупку или изготовление призов, вручаемых при розыгрышах во время проведения массовых рекламных кампаний. В то же время нормировать предписано и расходы на все иные виды рекламы, не упомянутые среди «привилегированных».

Правда, компаниям следует иметь в виду наличие «подводных камней» на этапе отнесения расходов к рекламным. Поскольку таковыми Минфин готов считать не всякие затраты, связанные с «раскруткой» и «продвижением» фирмы. В частности, к настоящему моменту «в немилость» попали:

- расходы на изготовление конвертов с логотипом компании или со ссылкой на ее сайт, а также расходы на изготовление для сотрудников визиток с логотипом (письма Минфина России от 2 ноября 2006 г. № 03-03-04/2/228, от 29 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/801);

- спонсорские вклады в производство киноматериалов с размещением скрытой рекламы фирмы в виде ее продукции или логотипа (так называемый «продакт плейсмент») (письмо Минфина России от 16 сентября 2005 года № 03-03-04/1/207);

- расходы на покупку для сотрудников фирменной одежды с изображением логотипа или товарного знака фирмы (Письмо Минфина России от 24 августа 2005 г. № 03-03-04/2/51)

- оплата объявлений в СМИ о вакансиях организации (28 февраля 2003 г. № 04-02-05/2/10).

В большинстве случаев Минфин аргументирует свою позицию тем, что объект затрат в описанных ситуациях не соответствует понятию рекламы. И хотя финансисты ссылаются на «старый» Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ «О рекламе», все приводимые ими доводы применимы и к действующим «рекламным» правилам (Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).

Таким образом, прежде всего бухгалтеру следует оценить предстоящие расходы на предмет их соответствия действующему определению понятия «реклама». Все «подходящие» в этом смысле затраты, не вошедшие в «льготный» перечень принимаемых к учету полностью, предстоит учитывать для налога на прибыль в переделах норматива.

…учитываем расходы по нормативу…

Норматив для рекламных расходов установлен налоговым законодательством в размере одного процента от реализационного дохода (п. 4 ст. 264 НК РФ). Иначе говоря, если выручка на конец отчетного периода по прибыли (квартала, полугодия, 9 месяцев или года) составляет 1 000 000 рублей, принять к налоговому учету можно не более 10 000 рублей рекламных затрат.

Понятно, что при наличии крупных рекламных расходов в начале или первой половине года, когда «накопленный» доход от реализации минимален, либо пока недостаточен, истраченная на рекламу сумма может превысить величину норматива. В такой ситуации остальную часть PR-издержек компания вправе учесть в последующих периодах, по мере увеличения показателя выручки с начала года (нарастающим итогом).

Пример 1

ООО «Арко» в марте 2008 года реализовало партию потребительских товаров розничному магазину. Условиями договора поставки предусмотрена обязанность покупателя выкладывать на полках товары «Арко» наиболее выгодным образом (высота размещения, процентное соотношение с другими аналогичными товарами на полке и т. п.). Услуга обошлась поставщику в 30 000 руб. (без учета НДС).

«Арко» платит налог на прибыль ежеквартально. Выручка фирмы от реализации за I квартал составила 1 800 000 руб., а за первое полугодие 2008 года – 3 500 000 руб.

Поскольку затраты на специальную выкладку товаров не относятся к полностью учитываемым в налоговых расходах, их необходимо нормировать. Максимальная сумма, которую «Арко» вправе учесть при расчете налога на прибыль за I квартал, равна 18 000 руб. (1 800 000 руб. Х 1%). Этот же норматив за полугодие станет ощутимо больше – 35 000 руб. (3 500 000 руб. х 1%).

Предположим, что у компании не было других рекламных издержек в первом полугодии 2008 года. Затраты на специальное размещение товара уложатся в 1-процентный норматив по итогам этого периода. Таким образом, при формировании «прибыльной» налоговой базы за I квартал «Арко» признает указанные расходы в сумме 18 000 руб. Оставшиеся 12 000 руб. (30 000 – 18 000) можно принять к налоговому учету по итогам полугодия.

В бухгалтерском учете, в отличие от налогового, оплату услуг магазина по выкладке товара можно полностью учесть в I квартале как расходы по обычным видам деятельности, формирующие себестоимость реализованных товаров (ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). То есть бухгалтер «Арко» должен сделать следующие проводки:

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

- 35 400 руб. – оплачена услуга магазина по специальному размещению товаров;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60

- 30 000 руб. – отражены рекламные расходы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

- 5400 руб. – отражена сумма «входного» НДС.

-------конец примера--------

Наша справка

На признание рекламными услуг по особой выкладке товара специалисты Минфина «дали добро» относительно недавно. В письме от 22 мая 2007 г. № 03-03-06/1/286 финансисты согласились, что подобные затраты могут быть учтены в налоговых расходах оптового поставщика. Если, конечно, у него есть основания полагать, что указанные в договоре действия покупателя (розничного магазина) будут способствовать привлечению внимания к товарам, которые поставляет именно этот оптовик. Кроме того, факт оказания услуг должен быть подтвержден документально. Ранее финансовые и налоговые работники придерживались мнения, что продвижением поставляемых оптовиком товаров магазин занимается в рамках своей деятельности. Соответственно расходы поставщика на такие услуги экономически оправданными не являются и не могут входить в состав «налоговых» затрат (письмо Минфина России от 17 октября 2006 г. № 03-03-02/247, письмо УФНС России по г. Москве от 4 мая 2006 г. № 20-12/36664).

…и «вычитаем» НДС

Для вычета НДС по расходам, которые необходимо нормировать, в Налоговом кодексе предусмотрен особый порядок. Принять к вычету «входной» налог по таким затратам можно лишь в размере, соответствующем нормативу (п. 7 ст. 171 НК РФ). То есть, к примеру, при 1-процентном «лимите» издержек, равном 10 000 рублей, в уменьшение начисленного НДС допустимо учесть не более 1800 рублей.

Вернемся к рассмотрению ситуации, когда фирма тратит на рекламу больше, чем имеет право включить в налоговые расходы отчетного периода. Понятно, что «сверхлимитный» НДС появится при этом неизбежно. Возникает закономерный вопрос: можно ли будет эту часть налога принять к вычету позднее? То есть по мере увеличения доходов с начала года, когда рекламные затраты полностью «уложатся» в 1-процентный норматив от выручки. Попробуем разобраться, допустима ли такая «НДС-экономия», а точнее – попытка не остаться внакладе при расчетах с бюджетом.

Прежде всего заметим, что финансисты подобного подхода не одобряют. Еще в 2004 году они указывали, что «сверхнормативный» НДС нельзя не только принять к вычету в последующих периодах, но и учесть в составе налоговых расходов (письмо Минфина от 11 ноября 2004 г. № 03-04-11/201). Более позднего официального подтверждения такой позиции ведомственных специалистов нет, однако нет и ее опровержения. То есть, по мнению Минфина, вычет НДС при нормировании затрат нужно делать так.

Пример 2

Воспользуемся условиями предыдущего примера.

В расходах по налогу на прибыль за I квартал «Арко» вправе учесть только 18 000 руб.

Значит, максимальная сумма «входного» НДС по нормируемым рекламным затратам, которую можно принять к вычету, равна 3240 руб. (18 000 руб. х 18%).

Бухгалтер «Арко» сделает такие записи:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

- 3240 руб. – принят к вычету «входной» НДС за услуги по специальному размещению товаров.

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 19

- 2160 руб. ((30 000 руб. – 18 000 руб.) х 18%) – списан «сверхнормативный» НДС.

В налоговых расходах за 1 полугодие «Арко» вправе учесть уже 35 000 руб. рекламных затрат. Однако пересчет вычета по НДС финансисты делать не разрешают. То есть, сумма вычета как была, так и останется 3240 руб.

-------конец примера--------

Очевидно, что такое положение вещей невыгодно для компаний, поскольку они фактически «теряют» более или менее значительную (в зависимости от величины рекламных затрат и размера выручки) сумму налога.

Однако существует и противоположное мнение относительно вычета «сверхнормативного» НДС. Дело в том, что в Налоговом кодексе нет запрета на вычет «входного» налога в более поздние периоды, чем возникло право на него.

То есть ничто не мешает компании «довычитать» рекламный НДС по мере увеличения суммы выручки и, соответственно, 1-процентного норматива. Списывать остаток налога на счет 91 при этом не нужно, его следует продолжать учитывать на счете 19. И по мере увеличения норматива рекламных расходов – относить в дебет счета 68 субсчет «Расчеты по НДС».

Правда, обозначенная позиция официальной не является и апеллирует скорее к здравому смыслу. Поэтому организации, которая изберет такой путь, прежде следует внимательно сопоставить приобретаемую выгоду и возможные судебные издержки.

НАША СПРАВКА

По мнению сотрудников ФНС, компания не вправе выбирать налоговый период, в котором она будет применять налоговые вычеты. Они считают, что использовать вычеты надо не когда удобно, а в тех периодах, когда на них получено право. Значит, зачесть налог «позже времени» нельзя.

А вот судьи налоговиков в этом вопросе, как правило, не поддерживают.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 31 января 2006 г. № 10807/05 арбитры отметили, что Налоговый кодекс (пункт 1 статьи 172) указывает только на право фирмы предъявить к вычету «входной» НДС (при соблюдении определенных условий). А когда воспользоваться этим правом – решать ей самой. Ведь кодекс не содержит запрета на зачет налога за пределами периода, в котором возникло такое право.

Начать дискуссию

☀️ Новые онлайн-курсы в акции «Жаркие скидки в любую погоду»! Онлайн-курсы по 3 690 рублей!

Приближаем лето горячими скидками на курсы для бухгалтера! Сейчас вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей. А курсы по финансовому моделированию, ВЭД, УСН и управленке за 3 690 рублей!

☀️ Новые онлайн-курсы в акции «Жаркие скидки в любую погоду»! Онлайн-курсы по 3 690 рублей!
2

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

УСН: в каких регионах действует пониженная ставка и как ей воспользоваться уже сейчас

Смотрите, в каких регионах компании и ИП на УСН могут претендовать на пониженную ставку УСН 1%. Причем даже если вы упустили возможность использовать ее с начала года, ситуацию можно исправить и сейчас. Более того, вы можете воспользоваться преференцией и в том случае, если в субъекте, где вы сейчас осуществляете деятельность, таких льгот пока не предусмотрено. Расскажем вам как это сделать. 

УСН: в каких регионах действует пониженная ставка и как ей воспользоваться уже сейчас

Учет расходов для целей налогообложения: внутригрупповые услуги, премии, трансфертное ценообразование, контролируемые сделки

Продолжаем рассматривать некоторые отдельные виды расходов, учет которых зачастую сопряжен с повышенным вниманием налоговых органов и возникновением налоговых рисков.

Учет расходов для целей налогообложения: внутригрупповые услуги, премии, трансфертное ценообразование, контролируемые сделки
Лучшие спикеры, новый каждый день
НДФЛ

Через 5 лет учредитель может выйти из ООО без НДФЛ

При выходе участника из ООО ему выплачивают действительную стоимость доли. В общем случае такая выплата облагается НДФЛ.

По какому графику работать в день инвентаризации: позиция Роструда

Работодатель не вправе объявить, что в день инвентаризации на работу можно не выходить, а отработать его в субботу.

Вывод дивидендов и купонов с ИИС-3: ЦБ «за», Минфин не может определиться

Если переводить доходы по ценным бумагам на другие счета, то потеряется сам смысл ИИС-3, который был задуман, чтобы накапливать деньги, а не тратить их.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

💥Обзор новостей: Бакальчук за прогрессивную шкалу НДФЛ, духи и лосьоны начнут маркировать, аттракционы опасны

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Российские бренды полностью заменили иностранные

После того как иностранные компании ушли из страны, отечественные бренды заняли их места в торговых центрах.

Секреты налоговой амнистии: что власти скрывают от предпринимателей?

Новый способ пополнить бюджет, или…

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия
Кадры

Предприятия смогут подготовить нужных специалистов за счет бюджета

Заявки начнут принимать на муниципальном уровне, где зафиксирован наибольший дефицит кадров. Это позволит привлечь в регионы молодых специалистов и оплатить их обучение за счет бюджета.

Мартышкин портфель. Итоги девятого месяца инвестиционного эксперимента

Закончился девятый месяц эксперимента с мартышкиным портфелем против народного портфеля. В нём смотрим, получится ли портфелю из случайных 10 акций РФ обогнать портфель из 10 самых популярных у частных инвесторов «народных» акций.

Мартышкин портфель. Итоги девятого месяца инвестиционного эксперимента
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Россия договорилась с еще одной страной об избежании двойного налогообложения

Ратификация соглашения с Малайзией запланирована на конец 2024 года. Дивиденды будут облагаться по ставке 10% и 15% в зависимости от доли участия в капитале.

Инвестиции

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

УСН

При совмещении УСН и ПСН сдачу в аренду разного типа помещений можно разделить по спецрежимам

По деятельности, не оплаченной патентом, можно применять УСН.

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Время искать работу: когда шансы на успех выше?

Выбор правильного времени для поиска работы повышает вероятность быстрого трудоустройства. В некоторые периоды компании активнее набирают сотрудников, а конкуренция среди соискателей ниже. Зная эти моменты, можно сэкономить время и увеличить свои шансы на успех. HR-эксперт СберНПФ Наталия Гончарова рассказывает, когда лучше всего искать работу.

Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1

Интересные материалы

Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.