Банки с удовольствием помогут вашей фирме наладить работу по продаже товаров
или услуг в кредит. Главное, не соглашайтесь безоговорочно с текстом договора,
который для такого сотрудничества предлагают банкиры. Он может стать источником
ваших проблем, в том числе и налоговых.
Загадочная услуга
В основе всех форм сотрудничества, которые предлагают банки, лежит одна и та же схема. Часть стоимости товара покупатель оплачивает вашей фирме, одновременно получая на оставшуюся часть кредит от банка. Но «живые» деньги к покупателю не попадают: по его поручению банк сразу перечисляет их на счет вашей фирмы, удержав свои комиссионные. Дальше покупатель и банк взаимодействуют уже без вашего участия.
Обычно комиссия банка составляет 3–6 процентов от перечисляемой им суммы, но может доходить и до 10 процентов. И вот как раз со списанием этой комиссии на «налоговые» расходы у фирмы могут возникнуть проблемы – если вы не сможете объяснить налоговикам, за что именно вы заплатили банку. А объяснить не всегда просто.
Дело в том, что предмет предлагаемых многими банками договоров сформулирован в них более чем неопределенно. Там может быть написано что-то вроде: «Стороны договорились об объединении усилий, направленных на увеличение объемов продаж товаров в торговой организации за счет предоставления банком кредитов населению для их приобретения».
Условие же об уплате комиссии в договоре наверняка будет куда более конкретным. Например, таким: «Торговая организация оплачивает услуги банка по проведению безналичных расчетов в размере стольких-то процентов от выданного заемщику кредита».
Налоговики могут не понять, что это за услуги такие по проведению безналичных расчетов. Ведь деньги фирме банк перечисляет по поручению ее покупателя, значит, услугу оказывает ему. А платит за нее почему-то фирма. Да и предметом договора между ней и банком является вовсе не его «услуги по проведению расчетов», а некое эфемерное «сотрудничество».
Проверяющие с богатой фантазией могут сделать и еще один вывод: под видом комиссии за несуществующие услуги банка фирма сама оплачивает проценты по кредитам, которые он выдал ее покупателям. Действительно, где это видано, чтобы за простое перечисление денег банк брал такой процент?
Все это приведет проверяющих к выводу, что фирма из своего кармана оплачивает чужие расходы. А считать такие расходы экономически оправданными налоговики категорически отказываются. Поэтому со ссылкой на пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса они исключают сумму подобных расходов из расчета налогооблагаемой прибыли.
Больше конкретики
Для того чтобы налоговики не могли придраться к включению в «налоговые» расходы комиссии банка, добейтесь от него более четких формулировок в договоре. Из него должно четко следовать, что называемую комиссией плату банк берет за услугу, которую он оказывает именно вашей фирме.
Например, можно записать в договоре, что банк оказывает фирме услугу по сбору платежей с физических лиц, покупающих у нее товары на выданные им кредиты, и зачислению сумм этих платежей на ее расчетный счет. Или, к примеру, ведет кассовое обслуживание фирмы, установив у нее терминал. Фразу об оказании подобных услуг нужно добавить и в описание предмета договора с банком – наряду с фразой об «объединении усилий».
В этом случае банк не должен открывать покупателям счет и зачислять на него сумму кредита, чтобы уже оттуда перечислить ее фирме. Банку достаточно заключить с покупателем кредитный договор и получить от него поручение на перечисление суммы кредита на счет фирмы (перечисление денег физическими лицами без открытия банковского счета допускает положение Центробанка от 1 апреля 2003 г. № 222-П).
Те, кто любит рисковать и не прочь лишний раз поспорить с налоговиками в суде, могут записать в договоре, что банк оказывает фирме услугу по предоставлению кредитов тем, кто покупает у нее определенные товары. При этом нужно оговорить целевое назначение кредитов – покупка какого-либо из этих товаров.
Формулировка договора в этом случае может быть такой: «Банк обязуется по заданию торговой организации предоставлять кредиты на покупку у нее товаров физическим лицам, которые отвечают таким-то критериям».
Здесь же нужно указать, что такая услуга банка необходима фирме для увеличения объема продаж. Одновременно директор должен издать приказ о начале продажи товаров в кредит, точно так же сформулировав в нем цель этой затеи. Это станет дополнительным аргументом в пользу экономической оправданности расходов на оплату такой услуги банка.
Взаимные штрафы
Один из способов взаимодействия с банком предполагает, что все необходимые ему для предоставления покупателям кредита документы собирают и оформляют ваши сотрудники. Обычно это: анкета заемщика, ксерокопии документов, удостоверяющих его личность, заявление на предоставление кредита. Срок передачи этих документов в банк должен быть указан в договоре. Обычно это следующий рабочий день за днем совершения продажи товара. Изучив документы, банкиры решают, выдавать ли вашему покупателю кредит.
Вся ответственность за передачу банку документов заемщика ложится на вашу фирму. Если они оформлены неверно, то банк вправе отказать в перечислении денег.
Если речь идет о незначительных ошибках – вроде опечаток – то их достаточно исправить и банк примет положительное решение. Но на исправление уйдет время, а в договор банки обычно закладывают обязанность фирмы заплатить штраф за нарушение срока передачи документов.
И это не единственный недостаток такой формы сотрудничества. Представьте: изучив переданные вами документы покупателя, в банке решили, что не могут выдать ему кредит. А товар вы покупателю уже продали. В этом случае вам остается требовать от покупателя либо возврата товара, либо его полной оплаты. И то, и другое – дополнительные хлопоты.
Этих проблем можно избежать, договорившись с банком о том, что он направит к вам своих представителей. Именно они, а не ваши сотрудники будут оформлять документы ваших покупателей и прямо на месте принимать решение о выдаче им кредита. Но такой способ взаимодействия обойдется вам дороже – комиссия банка может вырасти до 10 процентов от суммы кредита.
Штраф банк может предусмотреть и за отсутствие у вас товара, на покупку которого уже выдал кредит. Впрочем, некоторые банки ограничиваются указанием в договоре вашей обязанности зарезервировать товар, который решил приобрести потенциальный покупатель, на необходимый для выдачи ему кредита срок.
Соглашаясь на такие условия, не забывайте и о своих интересах. Чтобы у банкиров не возникло желания затягивать перечисление вам денег, обязательно укажите в договоре предельный для этого срок. И предусмотрите, что в случае его нарушения банк должен выплатить вам проценты за каждый день просрочки.
Как остаться на вмененке
Если вы работаете на вмененке, то, начав продавать товары или оказывать услуги в кредит, рискуете с ней попрощаться. В Минфине убеждены, что из сферы действия ЕНВД выпадает весь оборот товаров, проданных в кредит, поэтому с него нужно платить все обычные налоги (письмо от 11 мая 2004 г. № 04-05-12/26). Своим коллегам из финансового ведомства вторят и налоговики (письмо МНС от 13 мая 2004 г. № 22-1-15/895).
Чиновники ссылаются на статью 346.27 Налогового кодекса. В ней сказано, что на вмененку можно рассчитывать при продаже товаров только за наличный расчет. А при продажах в кредит часть денег поступает по безналу.
В некоторых фирмах довольно быстро нашли способ, позволяющий и с чиновниками не спорить, и с вмененкой не расставаться. По статье 346.27 под ЕНВД подпадает продажа товаров не только за наличный расчет, но и с использованием пластиковых карт. Причем любых – и дебетовых (на них «лежат» деньги владельца карты) и кредитных (на них банк зачисляет деньги, предоставляемые в кредит).
Поэтому ничто не мешает банку оформлять вашим покупателям кредитную карту и сразу зачислять на нее сумму кредита. Этой картой покупатель и рассчитается с вами за товар, что сохранит за фирмой право на вмененку.
Правда, есть у этого способа одна неприятная особенность. Получив кредитку, человек может передумать покупать приглянувшийся ему товар именно у вас и отправиться за ним к вашим конкурентам. Чтобы этого не произошло, банк, заключая с вашим потенциальным покупателем кредитный договор, должен указать в нем целевое назначение кредита – покупку определенного товара именно у вашей фирмы.
Кассовый вопрос
Обязанность применять ККМ при расчетах не только наличными деньгами, но и пластиковыми картами вносит смуту в умы бухгалтеров тех фирм, которые торгуют в кредит. Не прицепятся ли налоговики к тому, что чек будет пробит только на часть стоимости товара – ту, которую покупатель внес наличными? Вдруг проверяющие заявят, что нужно пробивать по кассе полную стоимость?
К счастью, до такого налоговики еще не дошли. «Чек нужно выбить только на ту сумму, которую вы получили наличными», – ни секунды не сомневаясь, сказали нам в «ведающем» контрольно-кассовой техникой отделе департамента организации налогового контроля ФНС.
Антон ЕЛИСЕЕВ
Источник материала: «Расчет»
Начать дискуссию