Новости ФНС

Инспекторам приказали быть добрее

Налоговая служба разослала по инспекциям регламент, в котором прописаны новые принципы работы с налогоплательщиками. Теперь инспекторы обязаны проводить сверку за десять дней, за такое же время - выдавать справку о состоянии расчетов с бюджетом. А к бухгалтерам сотрудникам налоговых инспекций приказано относиться корректно и внимательно

Налоговая служба разослала по инспекциям регламент, в котором прописаны новые принципы работы с налогоплательщиками. Теперь инспекторы обязаны проводить сверку за десять дней, за такое же время - выдавать справку о состоянии расчетов с бюджетом. А к бухгалтерам сотрудникам налоговых инспекций приказано относиться корректно и внимательно

Рекомендуем, но не обязываем

Регламент руководство налоговой службы утвердило приказом от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/48@. Помимо внимательного и корректного отношения к бухгалтерам, инспекторам рекомендовано принимать их в специальном операционном зале. В налоговой службе считают, это помещение должно располагаться на нижних этажах зданий и иметь отдельный вход.

«Наконец, они решили подумать о нас. Во время сдачи отчетности бухгалтеры стоят на лестнице до четвертого этажа, так что даже налоговики не могут пройти в свои кабинеты, – жалуется Анастасия Сахарова, главный бухгалтер столичной туристической фирмы “Тай-Тревел”. – Только почему этот пункт регламента имеет рекомендательный характер?»

Этот же вопрос мы задали в одной из питерских инспекций. «Хорошо, что многие пункты регламента рекомендательные, – отвечает Татьяна Шевченко, сотрудник отдела по работе с налогоплательщиками. – Ведь не все инспекции имеют возможность выделить для приема налогоплательщиков первый этаж. У нас, например, его вообще нет. Наша инспекция находится в здании бывшей школы, и на первом этаже тут расположился ЖЭК. Кроме того, нам самим помещений не хватает, не говоря уже о дополнительных операционных залах».

Еще инспекторам предложено установить в операционных залах компьютер со справочно-правовыми системами. «В большинстве наших инспекций уже стоят гостевые компьютеры и электронные системы управления очередью, – рассказывает начальник отдела по работе с налогоплательщиками абаканского УМНС Наталия Кочен. – Регламент – ожидаемый документ, который пришел на смену временным инструкциям. Конечно, мы будем стараться по мере сил выполнять рекомендации нашего руководства».

Поставьте, наконец, стулья!

Помимо рекомендаций налоговым инспекторам объяснили обязанности. Например, в помещениях для приема налогоплательщиков налоговики обязаны поставить столы и стулья, а так же повестить информационные стенды.

А вот информационные листы в налоговых инспекциях типа «А, Б, В, Г, Д, Е – кабинет № 64» регламент предписывает убрать. Теперь закрепление налогоплательщиков к инспекторам по первым буквам фамилий руководителей или названий фирм запрещено. И это далеко не последнее приятное нововведение, которое подарил новый регламент организации работы налоговиков.

«Конечно, хорошо, что появился конкретный регламент, – говорит Елизавета Матвеева, бухгалтер из Самары. – Но в конечном итоге все решают местные инспекторы – что хочу, то и ворочу. Например, у нас в городе есть налоговая инспекция по Октябрьскому району, которой вообще никто не указ. Там налогоплательщиков только до обеда принимают. Не думаю, что новый регламент изменит ситуацию».

Электронно- почтовый PR

Еще налоговики получили четкие инструкции о том, как убедить бухгалтеров перейти на бесконтактный способ сдачи отчетности. Для этого рекомендуется проводить регулярные семинары и вручать памятки, описывающие плюсы «удаленного способа» сдачи отчетности: экономия рабочего времени, отсутствие дублирования информации на бумаге, оперативное информирование и конфиденциальность.

Вот что нам по этому поводу удалось услышать в УМНС Екатеринбурга: «Очень хорошо, что разъяснили, каким образом уговаривать плательщиков использовать электронные каналы для сдачи отчетности, – рассказывает Лидия Прокатова, начальник отдела развития налоговых органов. – Для нас очень важно, что в одном документе сформулированы все сильные аргументы, и это поможет нам самим лучше сориентироваться».

Помимо PR-мероприятий в регламенте описан порядок работы инспекторов с отчетностью, которая приходит по почте. Отказать в приеме такой отчетности они могут, только если фирма ее представила не по официально утвержденной форме. О чем должны проинформировать фирму в трехдневный срок.

Новые принципы

Положения регламента коснулись не только работы с налогоплательщиками – в нем есть и пункты, определяющие систему внутренней жизни инспекции. Например, налоговики, принимающие бухгалтеров, не могут работать больше четырех часов в день.

«Четырех часов работы – недостаточно, а сменный метод, который предлагает регламент, не всегда применим, – считает Сергей, налоговый инспектор города Краснодара. – У нас всегда была нехватка кадров, поэтому заменить одного человека другим крайне сложно. Тем более это неисполнимо в горячее время сдачи деклараций, когда в инспекции появляется очередь. Тут уж каждому инспектору приходится работать до упаду, так что речи о какой-либо сменности идти не может».

Полностью согласны с коллегой и в отделе по работе с налогоплательщиками одной из межрайонных инспекций Нижегородской области: «Какие четыре часа? Какие смены? Да у нас и так один человек за пятерых работает по 25 часов в сутки! Лучше бы штат прибавили и зарплату».

Еще налоговых инспекторов обязали совершенствовать свои профессиональные навыки. Согласно регламенту, на это надо будет выделять 2–3 часа в неделю. Но отмахнуться от своих прямых обязанностей в это время инспекторы не смогут – прием налогоплательщиков во время учебы останавливать запрещено.

Великие десять дней

Один из наиболее важных пунктов регламента – который определяет четкие сроки выдачи справки о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом. Теперь инспекторы будут обязаны подготовить справку за десять рабочих дней с момента получения заявления.

«Судя по регламенту, подать заявление на выдачу справки можно двумя способами: отправить по почте или принести в инспекцию лично. Мне кажется, что второй вариант лучше, потому что при личном приеме инспектор обязан поставить на втором экземпляре отметку о принятии», – считает Валентина Середа, аудитор питерской компании «СП-Аудит».

Другой важный пункт регламента определяет четкий срок, в течение которого инспекция обязана провести сверку. Отныне эта процедура не должна превышать десяти рабочих дней. А если инспекторы найдут какие-нибудь неточности, то сверка продлится на пять дней дольше.

«Отличная новость, – делится Анастасия Ларина, главбух одной из московских фирм. – Сейчас в нашей 10-й инспекции сделать сверку практически нереально. Но если поставить цель, то в течение шести месяцев можно добиться результата».

P. S.

Познакомьтесь с регламентом поближе. Это наверняка поможет в общении с инспекторами. Свои права знать не помешает тем более, что образцы жалоб на работу инспекторов, согласно регламенту, должны висеть на стендах инспекций.


Источник материала: «Расчет»

Начать дискуссию