Учет в туризме

Возврат авиабилетов при их продаже через Интернет

Турфирма бронирует билеты по заказу клиентов через Интернет. Но бывает, что клиент отказывается от заказа (или уже от приобретенного билета) и фирме приходится уплачивать перевозчику штраф за аннулирование заявки в системе бронирования. Рассмотрим учет таких штрафов. Также предложим способы, которые позволят турфирме избежать штрафных санкций.

РАЗМЕРЫ ШТРАФОВ ЗА ВОЗВРАТ БИЛЕТОВ
Согласно статье 108 Воздушного кодекса РФ, пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета, уведомив об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправления (если правилами перевозчика не установлен льготный срок). Тогда пассажир должен получить обратно всю уплаченную перевозчику сумму. При отказе от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную сумму с удержанием сбора. Однако его размер не может превышать 25 процентов от стоимости перевозки.

Цена авиабилета
Стоимость авиабилета (воздушной перевозки) складывается из тарифа на перевозку, аэропортовых и топливных сборов.  

Такой же размер штрафа за отказ от перевозки менее чем за 24 часа до полета установлен в части XXIII «Возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку» Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Они утверждены приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82.

На это же указано в постановлении ФАС Московского округа от 5 февраля 2002 г. № КГ-А40/252-02.

Таким образом, все авиабилеты, независимо от того, приобретались они на чартерный либо регулярный рейс (в офисе или через Интернет), подлежат возврату с выплатой определенной денежной суммы.

Однако все вышесказанное касается только российских перевозчиков. Иностранные авиакомпании могут удерживать с пассажиров, возвративших билеты, штраф в большем размере. На практике даже встречаются полностью невозвратные тарифы, иначе говоря, пассажиру, который по каким-то причинам не воспользовался перевозкой, деньги вообще не возвращаются.

Также нужно сказать о том, что штраф в размере 25 процентов за возврат билета действует по договору перевозки (он удостоверяется билетом), который заключен между перевозчиком и пассажиром.

Если же клиент приобретает билеты через турфирму, картина совсем иная.

Дело в том, что турфирма реализует билеты авиаперевозчиков как агент – по агентским договорам с авиакомпаниями. А в них перевозчик может установить для фирмы любой размер штрафа за отказ от билетов (скажем, часто устанавливается даже штраф за отмену бронирования билета в соответствующей системе). Естественно, что при заключении договора с клиентом на покупку для него авиабилета турфирма также пропишет в нем размер штрафа за отказ от перевозки в большем размере, чем установленные по закону 25 процентов. Поэтому, если клиент, купив билет через турфирму, затем отказался от него, ему могут вернуть сумму меньшую, чем 75 процентов от стоимости билета.

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ШТРАФОВ
Штрафы, которые турфирма уплачивает авиакомпании за возврат билетов, включаются в бухучете в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

В целях налогообложения прибыли эти суммы отражаются как внереализационные расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (подп. 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). А вот для турфирм на «упрощенке» штрафы в целях налогообложения не принимаются, поскольку они не предусмотрены закрытым перечнем разрешенных трат (п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

ПРИМЕР
Турфирма «Морской берег» (как агент) продала клиенту билет по маршруту Москва – Хельсинки за 7500 руб. Однако через некоторое время клиент отказался от перевозки, за что фирма удержала с него 50 процентов от стоимости билета (именно такой размер штрафа предусмотрен агентским договором с перевозчиком).

Чтобы упростить пример, предположим, что к моменту возврата билета турфирма еще не начислила в учете вознаграждение за его продажу.

Итак, в учете турфирмы данная операция будет отражена следующими проводками (отметим, что билеты, полученные турфирмой у авиаперевозчика, отражаются на счете 006):

ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с авиаперевозчиком»

– 7500 руб. – отражена задолженность клиента за билет (на момент его бронирования в системе);

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
– 7500 руб. – получена оплата за билет от клиента;

КРЕДИТ 006
– 7500 руб. – выдан билет клиенту;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с авиаперевозчиком»
КРЕДИТ 51

– 7500 руб. – перечислена оплата за билет перевозчику;

ДЕБЕТ 006
– 7500 руб. – возвращен билет клиентом;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с авиаперевозчиком»

– 3750 руб. (7500 руб. × 50%) – отражен штраф за возврат билета, уплачиваемый авиакомпании;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с авиаперевозчиком»
КРЕДИТ 62

– 3750 руб. – отражена задолженность авиакомпании за возвращенный билет;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 50
– 3750 руб. – выплачены из кассы турфирмы деньги клиенту за возвращенный билет (за минусом удержанного с клиента штрафа);

ДЕБЕТ 51
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с авиаперевозчиком»

– 3750 руб – получены от авиакомпании деньги за возращенный билет на расчетный счет турфирмы.

КАК ТУРФИРМЕ ИЗБЕЖАТЬ ШТРАФОВ?
Многие турфирмы бронируют билеты по заказу клиентов через Интернет. И часто применяется такая схема: бронирование происходит, скажем, сегодня, а доставка билета и его оплата клиентом на месте – завтра.

Получив заявку на бронирование билета, турфирма вносит данные о пассажире в систему бронирования. Однако не исключено, что после этого клиент передумает лететь. И тогда турфирме придется аннулировать заказ, а это чревато штрафами для нее. Но в случае, когда отношения с клиентом виртуальные, турфирма не сможет переложить на него штраф, который она уплатила перевозчику. И чтобы избежать такой неприятной ситуации, можно предложить турфирме следующее:

1) ограничить срок онлайн-покупки (скажем, если до даты вылета остается менее 5-7 дней, производить выписку билета только в офисе продаж турфирмы);
2) ограничить срок действия брони (если авиабилеты не выкуплены до указанной даты, отменять неоплаченное бронирование);
3) применять электронные платежи через системы Яндекс.Деньги, WebMoney, через терминалы моментальной оплаты, банкоматы и отделения банков, а также с использованием платежных систем («Рапида», «Контакт»).

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №2, февраль 2010 г.

Начать дискуссию

Пенсии

В пенсионный стаж войдет период военной службы в новых регионах

Тем, кто проходил военную службу в новых регионах до их объединения с Россией, засчитают этот период в стаж для формирования пенсии.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Ответственность бухгалтера: материальная, административная, уголовная, субсидиарная. Кто отвечает за нарушения после увольнения главбуха? + Памятка для скачивания

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета может распространяться не только на период работы, но и выходить за его пределы. Новому главбуху тоже не стоит расслабляться, если не заметить вовремя ошибку предшественника, отвечать за нее придется самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

🥂 На летних верандах разрешили продавать алкогольные напитки

Госдума приняла законопроект, который разрешает продавать алкоголь на открытых сезонных верандах.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Борьба с киберпреступлениями выйдет на новый уровень

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

У ИП не может быть только патент, всегда за углом прячется еще одна система налогообложения. «Ночной бухгалтер» № 1686

Некоторые начинающие предприниматели, когда регистрируют ИП (особенно через посредников) и выбирают себе патентную систему, считают, что применят только ее, однако это не так. Из-за такой ошибки ИП может попасть на крупные доначисления, причем за весь год сразу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Брокеры начнут обмениваться информацией о расходах инвесторов

Чтобы налоги с инвестиций рассчитывались корректно, брокеры будут обмениваться информацией с другими участниками рынка по заявлению инвестора.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Власти будут компенсировать до половины затрат за переход на российское «тяжелое» ПО

Правительство запустит новый инструмент поддержки для организаций, которые станут применять так называемое тяжелое российское программное обеспечение.

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года

Одно уведомление в мае бухгалтеры уже сдали по сроку 03.05.2024. Не позднее 27 мая нужно сдать еще одно.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года
Кадры

Всех педагогов хотят освободить от лишней бумажной работы

В России уже работает закон, который сократил бюрократическую нагрузку на учителей, но только школ.

Товарно-транспортная накладная (ТТН): форма, заполнение, образец

В составе документов на отгрузку товара присутствует несколько видов бумаг. Состав зависит от способа реализации, прописанного в договоре поставки. Товарно-транспортную накладную в 2023-2024  году заполняют компании, которые доставляют груз покупателю. Это могут быть специализированные организации, занимающиеся перевозками, продавцы и производители товара, покупатели, использующие свой или арендованный транспорт.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Наиболее распространенные ситуации налогового дробления. Как нельзя делить бизнес, с примерами из судебной практики

Приведу в данной статье наиболее типичные (а в чем-то даже одиозные) примеры подобной схемы дробления.

Почему мы теряем деньги вместо того, чтобы их приумножать

По данным НАФИ, 27% россиян младше 24 лет не ведут учет трат и не планируют свой бюджет. При этом москвичи показывают средний уровень финансовой грамотности, набирая 6,9 баллов из 10. Разбираемся, какие финансовые ошибки чаще всего совершают потребители и как этого избежать.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: шенгенская виза подорожает, Lada можно купить на Wildberries, получение кешбэка стало схемой

Подготовили обзор главных событий дня — 21 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Как на УСН учитывать удержания маркетплейса из дохода за проданный товар

Сейчас многие предприниматели продают свои товары на маркетплейсах. Это электронные площадки для продажи товаров в интернете. Например, Озон, Вайлдберриз и др. ФНС разъяснила, как продавцу на УСН считать доход при удержании маркетплейсом суммы своего вознаграждения из выручки продавца.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Комплексная проверка юридического лица

Проверка юридического лица — это важный этап при сотрудничестве с другой компанией, подписании каких-либо документов, а так же Покупка Предприятия. Подтверждение его легальности и финансового статуса поможет избежать потенциальных неприятных ситуаций в будущем, а так же снижает риски.

Трафик торгового центра и торговой точки: как подсчитать, и зачем это делать

Выбирая ТЦ для открытия розничного магазина, важно оценить его трафик — сколько людей приходят за покупками, и есть ли среди них потенциальные клиенты. Стоит ли верить тем данным, которые предоставляют арендаторам ТЦ, как самостоятельно оценить трафик центра и торговой точки, проанализировать полученную информацию и использовать ее для повышения продаж.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Цифра дня. Про трудоголиков

Почти треть россиян называют себя трудоголиками.

Цифра дня. Про трудоголиков
Реклама

Роскомнадзор сделает сдачу отчетности и получение токенов для интернет-рекламы более удобными

Изменения позволят сделать более удобным и доступным процесс сдачи отчетности и присвоения токенов и идентификатора рекламы. Роскомнадзор подготовил проект приказа для рекламодателей.

5 главных ошибок в кадровых документах работодателя

Проблемы с кадровым делопроизводством может привести к серьезным последствиям.

Интересные материалы

Банки

Формула успеха: как понимание региональной специфики и гибкие бизнес-процессы помогают бизнесу расти и процветать 

В 2024 году Агророс Банку исполняется 30 лет. За это время он превратился из скромного провинциального банка в крупную региональную организацию, отвечающую всем требованиям финансового рынка.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру