Учет в строительстве

Расконсервация недостроенного объекта

Застройщик возобновляет работы на законсервированном объекте строительства. Какие документы потребуется оформить? И как учесть возникающие при этом расходы?

Застройщик возобновляет работы на законсервированном объекте строительства. Какие документы потребуется оформить? И как учесть возникающие при этом расходы?

На курсе повышения квалификации «Учет в строительстве» мы учим правильно вести учет в строительных компаниях по правилам 2024 года и применять новые ФСБУ:

      •   даем экспертный взгляд на нормативную базу бухучета,

      •  помогаем понять запутанные разъяснения Минфина и ФНС РФ,

      •  сопровождаем материал практическими заданиями и тестами.

Начать учиться со скидкой 10%

Документальное оформление

Следует отметить, что конкретный перечень документов, подтверждающих факт расконсервации незавершенного объекта капитального строительства, законодательством не установлен.

Все документы, по мнению автора, можно условно разделить на два вида, которые связаны:
– с подготовкой расконсервации;
– с проведением расконсервации и продолжением строительства. 

Компания определяет перечень документов, подтверждающих расконсервацию
Затраты на расконсервацию объекта включают во внереализационные расходы
Земельный налог необходимо платить и во время приостановки строительства

Подготовительные документы

1. Приказ руководителя организации (заказчика-застройщика) о расконсервации.
В приказе указываются основания для расконсервации, перечень расконсервируемого имущества, его балансовая стоимость и сроки расконсервации (начало и окончание).

2. Приказ руководителя о создании комиссии по расконсервации. Комиссия создается из представителей заказчика-застройщика, подрядчика, проектной организации и других заинтересованных лиц. Она должна:
– установить состояние и степень готовности объекта с учетом всех его элементов. При этом производится сверка с данными, зафиксированными в акте по форме № КС-17 (утверждена постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100), составленном при приостановлении строительства – на момент перевода объекта на консервацию;
– подтвердить объем выполненных работ;
– произвести оценку предстоящих затрат (на расконсервацию объекта и его достройку).

3. Приказ руководителя (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации по форме № ИНВ-22 – подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии.

Формы № ИНВ-22, № ИНВ-1, № ИНВ-3, № ИНВ-18 утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.

4. Инвентаризационные описи по формам № ИНВ-1, № ИНВ-3 – составляются в двух экземплярах по каждому месту хранения ценностей. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у материально ответственного лица.

5. Сличительная ведомость результатов инвентаризации по форме № ИНВ-18. В ней отражаются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Ведомость составляется бухгалтером в двух экземплярах, один хранится в бухгалтерии, второй – передается материально ответственному лицу.

6. Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ‑26 утверждена постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. № 26).

7. Смета расходов на расконсервацию объекта (в сводные сметные расчеты стоимости строительства такие затраты не включают). Стоимость строительной продукции определяется в соответствии с Методикой (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1. Расходы на консервацию и расконсервацию объекта в ней не предусмотрены.  

Документы, необходимые для продолжения работ

1. Продление сроков разрешения на строительство (при необходимости).

2. Договор строительного подряда на работы по расконсервации либо письменное уведомление прежнего подрядчика о возобновлении работ и дополнительное соглашение к договору строительного подряда на работы по расконсервации (если строительство продолжает тот же подрядчик, с которым изначальный договор строительного подряда не расторгался, а был приостановлен). 

Перевод объекта строительства на консервацию с позиций гражданского законодательства не влечет обязательного прекращения договорных отношений сторон. Поэтому договор строительного подряда может не расторгаться, а приостанавливаться на неопределенный (или определенный) срок – по соглашению сторон.

3. Новый договор строительного подряда на оставшуюся часть работ по строительству объекта (с другим подрядчиком, если изначальный договор при приостановлении строительства был расторгнут) либо дополнительное соглашение к договору строительного подряда с прежним подрядчиком.

4. Акты выполненных работ по расконсервации (формы № КС-2, № КС-3) – составляются подрядчиком и подписываются сторонами после выполнения и приемки указанных работ.

5. Акт о расконсервации – подписывается комиссией по расконсервации и утверждается руководителем организации. Унифицированной формы нет, ее нужно разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике. Для этого, по мнению автора, можно воспользоваться формой № КС-17 (изменив и дополнив состав реквизитов).

В акте должны быть указаны:
– наименование и назначение объекта, строительство которого приостановлено;
– дата начала строительства;
– период нахождения объекта на консервации;
– дата предполагаемого возобновления работ;
– полная сметная стоимость строительства;
– сметная стоимость выполненных работ на дату приостановления строительства;
– фактические затраты на дату расконсервации;
– средства, необходимые для окончательного расчета с подрядчиками;
– размер затрат на проведение работ по расконсервации.

6. Акт передачи объекта подрядчику (для возобновления работ). Унифицированной формы акта нет, ее нужно разработать самостоятельно.

Обращаем внимание на то, что при отсутствии одного (нескольких) из указанных участников состав необходимых бумаг соответственно сокращается (например, если застройщик ведет строительство собственными силами, ему не понадобятся договоры (допсоглашения) с подрядчиками.

Налогообложение

Расскажем об особенностях, которые следует учесть при исчислении налогов при общей системе налогообложения. 

Налог на прибыль

Расходы, связанные с консервацией и расконсервацией объекта незавершенного строительства, учитываются для целей налогообложения прибыли и включаются в состав внереализационных расходов (подп. 9 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 11 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/805, от 18 марта 2009 г. № 03-03-06/1/164. 

Подробнее о консервации строительства читайте в журнале «Учет в строительстве» № 4, 2009.  

Первоначальную стоимость объекта строительства они не формируют, поскольку производятся в периоде, когда строительство не велось.

Как было сказано выше, расходы на расконсервацию объекта осуществляются на основании отдельной сметы. В нее включаются:
– затраты на оплату труда своих рабочих, непосредственно выполняющих работы по расконсервации объекта;
– отчисления на социальные нужды во внебюджетные фонды;
– материалы, израсходованные на расконсервацию;
– услуги вспомогательного производства;
– услуги сторонних организаций;
– прочие расходы. 

Налог на добавленную стоимость

Если в ходе расконсервации привлекаются сторонние организации, то у застройщика возникает проблема принятия к вычету «входного» НДС, предъявленного по выполненным работам.

Предположим, что объект незавершенного строительства является зданием производственного назначения и компания планирует использовать его только в деятельности, облагаемой НДС.

Налоговики выступают против такого вычета, мотивируя это тем, что данные затраты не связаны с производственной деятельностью, направленной на получение дохода (раз учитываются как внереализационные). Иногда эту позицию разделяют и арбитры (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 сентября 2007 г. № А05-13740/2006-13).

Однако не все судьи столь категоричны: в ряде дел они признали, что при соблюдении требований статей 171, 172 Налогового кодекса РФ налог по расходам на консервацию и расконсервацию объектов принимается к вычету по общим правилам, так как указанные объекты предназначены для деятельности, облагаемой НДС. Такие выводы содержатся в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 4 апреля 2008 г. № А56-51219/2006, ФАС Уральского округа от 3 октября 2006 г. № Ф09-8784/06-С7.

Таким образом, приняв НДС к вычету, организации, вероятнее всего, придется отстаивать свою точку зрения в арбитражном суде. 

Налог на имущество и земельный налог

Поскольку до завершения строительства объекта нельзя сформировать его первоначальную стоимость и объект не может быть принят к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, то обложению налогом на имущество он не подлежит (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 26 апреля 2006 г. № 03-06-01-04/93).

А вот прекратить уплачивать земельный налог во время приостановки строительства организация не вправе. Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, плательщиками налога на землю признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.

То есть основанием для начисления и уплаты земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок и сведения государственного кадастра недвижимости (п. 3 ст. 391 Налогового кодекса РФ).

Если же земельный участок находится на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, то налог на землю организация не платит. 

Бухгалтерский учет

Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств, учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» отдельно от затрат на строительство объектов, определяющих их стоимость. То есть на отдельном субсчете «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств», открытом к указанному счету. Кроме того, их необходимо разделить на затраты, предусмотренные и не предусмотренные в сводных сметных расчетах стоимости строительства. Такой порядок установлен в пункте 3.1.7 ПБУ по учету долгосрочных инвестиций (утверждено письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160). В нем сказано также, что затраты на консервацию (а значит и на расконсервацию) строительства не предусматриваются в сводных сметных расчетах и они, соответственно, не включаются в стоимость строящегося объекта (но учитываются при этом, как уже отмечалось, на счете 08).

Планом счетов также установлено, что учет капитальных затрат по строительству объектов до их ввода в эксплуатацию заказчики-застройщики ведут на счете 08 (субсчет «Строительство объектов основных средств»). Но в отличие от указанного ПБУ отражать затраты на консервацию объекта и его содержание в Инструкции по применению Плана счетов рекомендовано на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Какой порядок применить, решает сама организация. Представляется, что если строительство ведется за счет инвестиционных средств и инвестор возмещает заказчику-застройщику затраты на расконсервацию объектов строительства, то такие затраты целесообразно учитывать на счете 08.

Если же строительство ведется не по инвестиционному договору, например, объект строится компанией для собственных нужд, то указанные затраты заказчик-застройщик может отразить на счете 91.

Отметим еще одну особенность – по учету процентов в период приостановки строительства.

Если организация привлекает для возведения собственного объекта недвижимости заемные средства, проценты по ним включаются в стоимость инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008).

Положение утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 107н.

При этом при консервации строящегося объекта на срок, превышающий три месяца, проценты в стоимость этого актива временно включать прекращают (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем приостановления строительства).

В указанный период проценты, причитающиеся к оплате кредитору, включают в состав прочих расходов организации.

При возобновлении строительства проценты включают в стоимость инвестиционного актива с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возобновления.

Такой порядок предусмотрен пунктом 11 ПБУ 15/2008.

В налоговом учете (в целях исчисления налога на прибыль) в отличие от бухучета проценты по займам и кредитам, полученным для сооружения инвестиционного актива, включают во внереализационные расходы (подп. 2 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 3 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/37, от 19 декабря 2008 г. № 03-03-06/1/699 и др.).

Списание затрат в состав прочих расходов (если организация решила не рисковать) производится с учетом «входного» НДС.

Пример. В декабре 2009 года ООО «Строй-Альянс» законсервировало незавершенное строительством собственное офисное здание.

В июне 2010 года объект был расконсервирован для продолжения работ.

Расходы по расконсервации (силами подрядчиков) составили 100 000 руб. Сумма НДС, предъявленного сторонними организациями за работы, выполненные в связи с расконсервацией объекта, – 18 000 руб.

Строительство ведется с привлечением заемных средств (на два года).

В период выполнения работ по расконсервации (в июне 2010 года) были начислены проценты по кредиту в сумме 17 000 руб. (сумма условная). После расконсервации – в июле 2010 года в той же сумме (для упрощения примера взят лишь один месяц после расконсервации).

Подробнее об учете процентов читайте в журнале «Учет в строительстве» № 5, 2010.

Бухгалтер ООО «Строй-Альянс» отра¬зил операции на соответствующие даты так.

В июне 2010 года:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 60

– 100 000 руб. – учтены расходы на проведение работ по расконсервации, выполненных сторонней организацией;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 18 000 руб. – выделен налог на добавленную стоимость, предъявленный подрядчиком по работам, выполненным по расконсервации объекта;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 19

– 18 000 руб. – списан не принятый к вычету НДС, предъявленный подрядчиком (если организация решила следовать разъяснениям финансистов);

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 67 субсчет «Проценты»

– 17 000 руб. – учтены проценты по кредиту (в период расконсервации).

В июле 2010 года:
ДЕБЕТ 08 субсчет « Строительство объектов основных средств»
КРЕДИТ 67 субсчет «Проценты»
– 17 000 руб. – учтены проценты по кредиту (после расконсервации).

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №7, июль 2010 г.

Начать дискуссию

💥Обзор к утру пятницы: новая одежда для заключенных, сторис на Госуслугах, зарплатные долги достигли минимума

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В ближайшие дни объявят параметры налоговой амнистии при дроблении бизнеса

К маю будет готов механизм амнистии для бизнеса, который увлекается дроблением.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд
Лучшие спикеры, новый каждый день
Реклама

Продлить договор на рекламную конструкцию станет проще

4 мая начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Топ-10 облигаций с высокой доходностью от аналитиков РБК

Снег уже везде растаял, начинают таять и доходности по облигациям на ожиданиях разворота ДКП, которого, кстати, может и не быть в ближайшее время. Для желающих инвестировать в надёжных эмитентов эксперты из РБК предлагают любопытную подборку облигаций с доходностью выше 16%. Посмотрим, что им есть предложить.

Топ-10 облигаций с высокой доходностью от аналитиков РБК
Ипотека

Приняты новые условия промышленной ипотеки

Минпромторг обновил на 2024 год ключевые параметры механизма «промышленной ипотеки».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Или пан или пропал! Конституционный суд нашел брешь в законе

Конституционный суд указал законодателю закрыть брешь в законе по вопросу получения профессиональных налоговых вычетов физическим лицом, не зарегистрированным в качестве ИП.

Или пан или пропал! Конституционный суд нашел брешь в законе
3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

2
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

5
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

2

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.