Учет в туризме

Реклама услуг: учтите нормы законодательства

Турфирмы очень активно размещают рекламу о своих турах на новогодние праздники. Однако при этом нужно, чтобы информация, представленная в рекламе, была достоверной. Иначе турфирме не избежать штрафов…

Турфирмы очень активно размещают рекламу о своих турах на новогодние праздники. Однако при этом нужно, чтобы информация, представленная в рекламе, была достоверной. Иначе турфирме не избежать штрафов…

КАКАЯ РЕКЛАМА ЗАПРЕЩЕНА
Пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» запрещает недобросовестную и недостоверную рекламу. Давайте разбираться, какую же рекламу турфирме лучше не размещать (если она не хочет быть привлечена к ответственности). 

Штраф за запрещенную рекламу
За размещение недостоверной или недобросовестной рекламы с должностных лиц турфирмы могут взыскать штраф в размере от 4000 до 20 000 руб., с самой турфирмы – в размере от 100 000 до 500 000 руб. Такие санкции прописаны в статье 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.  

Итак, недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемых путевок и услуг с аналогичными путевками и услугами других турфирм. Например, не допускается реклама подобного содержания: «Услуги, предоставляемые нашей турфирмой, дешевле и лучше услуг, предоставляемых крупными туроператорами»;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию конкурента. Скажем, если турфирма опубликовала на своем сайте статью, в которой разоблачается скандальный случай, который произошел при отправке на отдых туристов в компании-конкуренте;

3) осуществляется под видом рекламы услуг, знак обслуживания которых тождествен или схож со знаком обслуживания другой турфирмы. Это часто бывает, когда вновь открытая турфирма использует логотип известной марки.

А к недостоверной рекламе относится не соответствующая действительности информация:

1) о характеристиках тура (местонахождении курортов, отелей);

2) о стоимости туров, размерах скидок, порядке оплаты. Например, не допускается в рекламном объявлении указывать: «туры за 0 рублей 0 копеек», «скидка 90%»; «едешь сейчас, платишь потом», если это не соответствует действительности;

3) о том, что услуги турфирмы рекомендуют какие-то физические и юридические лица. К примеру, «министр иностранных дел РФ рекомендует наши туры друзьям и знакомым»;

4) о фактическом размере спроса на рекламируемый тур, что-то типа «каждый второй россиянин ездит за границу с нашей компанией»;

5) о том, что предлагаемые компанией туры благотворно влияют на здоровье (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 октября 2010 г. № А56-65160/2009).

Конечно же, реклама не должна вводить в заблуждение. Особенно это относится к телевизионной рекламе, в которой турфирмы стараются приукрасить продаваемый продукт. Например, суд признал правомерным привлечение турфирмы к ответственности, поскольку в рекламном видеоролике были отражены только привлекательные для потребителя условия. А условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, присутствовали, однако были продемонстрированы буквально несколько секунд (постановление ФАС Дальневосточного округа от 18 ноября 2009 г. № Ф03-6156/2009).  

Не допускается размещение рекламы на иностранном языке без перевода на русский (постановление ФАС Дальневосточного округа от 25 декабря 2009 г. № Ф03-6910/2009).  

Для туристической компании может грозить штрафом и реклама дополнительных услуг, массажа, соленых пещер, СПА, медицинских центров без указания на необходимость консультаций с врачом. Например, суд признал правомерным привлечение организации к ответственности, поскольку в рекламе массажа не было указано о его противопоказаниях и необходимости консультации с врачом (постановление ФАС Поволжского округа от 10 декабря 2009 г. № А65-20053/2009).

КОГДА НЕОБХОДИМА ПОМЕТКА «НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ»
Иногда турфирмы используют скрытую рекламу. Чаще всего это статьи с описанием различных стран, городов, отелей, маршрутов поездок, в том числе индивидуальных. Возникает резонный вопрос о том, необходимо ли указывать, что статья, размещенная в журнале или газете, опубликована (или подготовлена) турфирмой, которая организует подобные туры.

По общему правилу размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы». Данная пометка не проставляется, если турфирма подготовила не рекламный материал, а просто статью, указав своего работника в качестве автора заметки.

Если же турфирма заказала рекламу в СМИ и заплатила за нее деньги, то для налогового учета затрат данная пометка обязательна. Иначе турфирма не сможет признать рекламные расходы в целях налогообложения прибыли. Такую позицию занимает Минфин России в письмах от 27 июня 2007 г. № 03-03-06/1/418, от 5 сентября 2006 г. № 03-03-04/2/201.  

Налоговый учет рекламных трат
Рекламные расходы принимаются в целях налогообложения прибыли согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 19 октября 2010 г. № 03-03-06/3/9). Причем расходы на рекламу в СМИ и по телевидению не нормируются. В таком же порядке учитываются рекламные расходы при «упрощенке» (подп. 20 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).  

Таким образом, турфирма должна быть заинтересована в том, чтобы перед публикацией проверить, есть ли в статье пометка «реклама», «на правах рекламы». Для этого ей необходимо запросить у издателя утвержденный макет рекламного сообщения или статьи. Турфирма должна утвердить рекламный макет и сообщить об этом исполнителю, то есть средству массовой информации. Если указание на рекламу отсутствует, турфирме придется доказывать правомерность налогового учета затрат в суде. Хотя суды в таких случаях встают на сторону налогоплательщиков (постановления ФАС Московского округа от 23 сентября 2008 г. № КА-А40/8513-08-2, от 21 февраля 2008 г. № КА-А40/410-08-П, ФАС Поволжского округа от 16 апреля 2008 г. № А55-10084/2007).

ЧТО НУЖНО УЧЕСТЬ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ РЕКЛАМНЫХ ЩИТОВ
Если турфирма размещает рекламный щит или конструкцию, ей следует ознакомиться с требованиями ГОСТа. Иначе она не получит разрешение на установку (такое разрешение обязательно в силу требований п. 9 ст. 19 закона о рекламе). Или же по требованию уполномоченных органов данная конструкция будет демонтирована (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10 декабря 2009 г. № А82-2107/2009-29).

Без соответствующих разрешений запрещается также размещение рекламных щитов (постановление ФАС Дальневосточного округа от 14 декабря 2009 г. № Ф03-6881/2009).

Разрешение на размещение щита или рекламной конструкции выдает орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых предполагается монтировать конструкцию. Если такое разрешение не получено, турфирму оштрафуют на сумму от 50 000 до 80 000 руб., должностных лиц – на сумму от 3000 до 5000 руб. (ст. 14.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях).  

Вывески с названием самой турфирмы не являются рекламой
В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13 ноября 2009 г. № А45-9520/2009 суд установил, что вывеска, размещенная на внешней стороне здания над входом в организацию, является не рекламной, а информационной конструкцией. В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 1 октября 2009 г. № А45-19222/2008 суд признал, что указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по местонахождению не может рассматриваться как реклама (независимо от манеры их исполнения). Но если на вывеске указывается информация об услугах фирмы, это уже будет признано рекламой (постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 мая 2010 г. № Ф03-3129/2010).

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №12, декабрь 2010 г.

Начать дискуссию

Путин: выручка МТК должна вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Моя обновлённая стратегия по портфелю дивидендных акций

Переобуваюсь на лету и вношу важные изменения в состав инвестиционного портфеля.

Моя обновлённая стратегия по портфелю дивидендных акций

Налоговая просит пояснения по УСН даже если по вашим данным вышло больше доходов. 🤯«Ночной бухгалтер» № 1680

Казалось бы, указал налогоплательщик доходов больше, чем насчитала по своим данным ФНС, ну и пусть радуются налоговики. Не тут то было! Требуют пояснить расхождения. Бухгалтеры разбираются, откуда вообще взялась разница.

Иллюстрация: Вера Ревина, Клерк.ру
1
Лучшие спикеры, новый каждый день
ОСАГО

Финуполномоченный обличила недобросовестные практики с ОСАГО и каско

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова выявила недобросовестные практики по смешиванию договоров ОСАГО и каско.

Экономика России

Экономический эффект от внедрения искусственного интеллекта оценили в 1 трлн рублей

Процент внедрения технологий на базе ИИ у крупных и средних компаний из разных сфер экономики составил 20%.

Суд взыскал долг по оплате коммуналки с актрисы Елизаветы Боярской и актера Максима Матвеева

Дело о взыскании задолженности за услуги ЖКХ с Елизаветы Боярской рассмотрел мировой суд Москвы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экономика России

Прогноз ЦБ: годовая инфляция будет 7,7%

Ожидается, что жесткая денежно-кредитная политика Центробанка приведет к снижению инфляции до 4% в 2025 году.

Как вести бухгалтерский учет на Яндекс.Маркете: памятка для бухгалтера

Счета, проводки и правила учета операций — главное, что нужно знать бухгалтеру для работы на Яндекс.Маркете.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Учет в туризме

Создается официальный реестр российских отелей

Росаккредитация провела встречу с представителями онлайн-сервисов бронирования гостиниц, в рамках которой рассказала о ходе создания реестра отелей России.

Экономика России

Российские миллиардеры начали возвращать активы в РФ

Попавшие под западные санкции российские миллиардеры стали постепенно переводить активы на родину.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в Японии будут продавать препарат для роста зубов, магнитные бури вызывают технические сбои, а ChatGPT внедрят в iOS

Подготовили обзор главных событий дня — 13 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Налоговый учет

Что такое КПП в реквизитах организации в 2024 году: расшифровка

Разбираем, что означает КПП в реквизитах компании, как расшифровывается и что значит каждая цифра кода. Также рассмотрим, кому присваивают КПП и в каких документах его указывают.

Что такое КПП в реквизитах организации в 2024 году: расшифровка
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Проверки

Генпрокуратура проверила обоснованность тарифов за отопление

По поручению Генерального прокурора России Игоря Краснова проведена проверка обоснованности формирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Инвестиции

СПБ Биржа возобновила торги после сбоя

С 15:50 инвесторы могут снова проводить операции с ценными бумагами на СПБ Бирже. Также участники торгов имеют право отозвать заявки, которые были поданы ранее.

Экономика России

Каким был индекс деловой среды в апреле

В апреле 2024 года РСПП провел очередной раунд опроса промышленников и предпринимателей и рассчитал индекс деловой среды в этом месяце.

Зарплата

44% работодателей не повышают зарплату после испытательного срока

После трех месяцев работы 56% сотрудников начинают зарабатывать больше. В среднем оклад поднимают не более чем на 10%.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13
Маркетплейсы

Владельцы карт Ozon Банка смогут купить товары на маркетплейсе за 1 рубль

Ozon Банк запустил новую программу лояльности для физических лиц. Нужно собирать звезды, оплачивая покупки картой Ozon в других магазинах.

Некоторые примеры защиты корпоративной собственности через банкротные механизмы

Предпринимательская деятельность сопряжена с огромным количеством рисков, которые могут привести к потере активов бизнеса. В каких случаях необходима защита корпоративной собственности?

Интересные материалы

Банки

Банк «Точка» выплатил 8 млрд рублей клиентам Киви-банка

Из собственных средств банк «Точка» перевел 8 млрд рублей клиентам, которые пострадали от отзыва лицензии и Киви-банка.