Транспортный налог

Регионы определились с транспортным налогом

В новом году автовладельцам придется платить транспортный налог. С 1 января вступает в силу одноименная глава 28 НК РФ, в которой определены базовые ставки и круг плательщиков этого налога. Но чтобы в том или ином регионе начали его взимать, местным законодателям нужно было успеть до декабря принять соответствующий закон. Ведь по статье 5 НК РФ закон о новом налоге должен быть принят и опубликован за месяц до начала налогового периода, а по транспортному налогу - это календарный год.

Павел Данилин, обозреватель журнала "Двойная запись"
Двойная запись №1-2003

В новом году автовладельцам придется платить транспортный налог. С 1 января вступает в силу одноименная глава 28 НК РФ, в которой определены базовые ставки и круг плательщиков этого налога. Но чтобы в том или ином регионе начали его взимать, местным законодателям нужно было успеть до декабря принять соответствующий закон. Ведь по статье 5 НК РФ закон о новом налоге должен быть принят и опубликован за месяц до начала налогового периода, а по транспортному налогу - это календарный год.

МНС еще не располагает информацией, где приняты соответствующие законы, а где нет, поэтому мы решили сами разобраться в этом вопросе. Скажем сразу, не все субъекты РФ смогли уложиться в отведенный срок. Не успели принять законы в Адыгее, Дагестане, Калмыкии, Республике Марий Эл, Северной Осетии, Воронежской и Пермской областях, Коми-Пермяцком и Таймырском автономных округах, в Чечне. Значит, транспортный налог в этих регионах взиматься не будет (письмо МНС России от 6 ноября 2002 г. № НА-6-21/1704). Это же подтвердил начальник Управления ресурсных платежей МНС России Андрей Федоров.

Законы на скорую руку

Пока чиновники и депутаты спорили, какие ставки налога установить, срок, когда нужно было окончательно решить этот вопрос (30 ноября), истекал. Большинство регионов закон о транспортном налоге принимали в авральном режиме (см. табл. 1), и четвертая часть из них успела опубликовать документ только в последнюю неделю ноября. Причина в том, что во многих субъектах РФ власти предлагали сильно завышенные ставки налога для наиболее распространенных классов автомобилей. Законодатели выступали против. Правда, когда стало понятно, что на выработку компромиссного варианта времени не хватит, депутатам приходилось соглашаться на уже имеющийся текст проекта. Иначе местные бюджеты лишились бы громадных сумм, необходимых в первую очередь на восстановление дорог. Кстати, администрации некоторых городов рассчитывали ставки налогов исходя не из платежеспособности владельцев автомобилей, а из того, сколько денег необходимо для ремонта дорог.

Так, власти Башкортостана рассчитали, что на эти цели им потребуется 1 млрд рублей и решили брать с автовладельцев за каждую машину мощностью до 100 л. с. по 7,5 рубля за 1 л. с. Это в полтора раза больше, чем предлагается в Налоговом кодексе РФ. А вот организациям за такое же средство передвижения придется выложить все 25 рублей за 1 л. с. Тут Башкортостан на все сто использовал предоставленную НК РФ возможность повышать ставки (в пять раз). Причем в Минстрое республики жалуются, что после упразднения Дорожного фонда и отмены с января 2003 года налога с владельцев транспортных средств введение транспортного налога не сможет компенсировать все потери. Подобным образом поступили и в Самарской, и в Пензенской областях, хотя для России в целом такая ситуация не характерна (Со ставками транспортного налога в 20 крупнейших российских регионах можно ознакомиться в рубрике "Без комментариев".).

Народные избранники на местах выступали против чрезмерного налогообложения потенциальных избирателей. Депутатам Свердловской области, к примеру, удалось в пять раз снизить ставку налога для легковых автомобилей мощностью до 100 л. с. (с 25, как предлагали в администрации, до 5 рублей). На удивление скромно повели себя столичные градоначальники. В Москве автовладельцам придется платить налог по ставкам, не намного превышающим базовые. Например, за автомобиль "ВАЗ-2106" с мощностью двигателя 75 л. с. нужно будет ежегодно отдавать 375 рублей налога. Больше половины регионов последовало московскому примеру и тоже не стали устанавливать непомерные ставки. В некоторых субъектах РФ депутаты и чиновники, недолго думая, просто взяли Налоговый кодекс и переписали те ставки, которые там указаны. Так поступили в Волгоградской области, а в Калининградской области и Мордовии повышенные ставки установили только для грузовых автомобилей.

Регионы воспользовались и предоставленными кодексом возможностями устанавливать льготы. В Москве владельцы мини-авто (до 70 л. с.) вообще освобождены от уплаты налога, равно как и герои СССР, России и кавалеры ордена Славы. Также не будут платить налог организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским наземным транспортом (кроме такси). В Ленинградской области льготы предоставлены организациям, которые более чем на 70 процентов финансируются за счет средств областного или местных бюджетов. В Волгоградской и Тверской областях налог не будут взимать с транспортных предприятий и органов государственной власти и местного самоуправления. А вот в Ярославской области от налогообложения освобождены пенсионеры и сельхозпроизводители. В нескольких субъектах РФ ставки налога определили исходя из возраста автомобилей (НК РФ дает такое право). Например, в Калининградской области ставки налога для легковых машин рассчитываются с помощью специального коэффициента. Налог на новые авто (до 5 лет) возрастает в полтора раза, а при расчете налога для автомобилей старше 16 лет применяется коэффициент 0,6.

Увеличить по максимуму

По наиболее высоким ставкам налог будут платить жители Кировской, Ленинградской, Пензенской, Самарской и Тверской областей. Но самыми "жадными" оказались петербургские власть имущие. Хозяевам "скромных" автомобилей (с мощностью до 100 л. с.), зарегистрированных в северной столице, придется выложить по десять с полтиной за 1 л. с. А тем, у кого старенькие, но мощные (более 250 л. с.) джипы и мерседесы, похоже, придется сдать свои машины в утиль... или раскошелиться как минимум на 25 тысяч рублей. Удивительно, но Закон Санкт-Петербурга, устанавливающий ставки транспортного налога, не предусматривает никаких льгот. А это значит, что такие ставки распространяются и на "легковушки" (которые далеко не маломощные) депутатов местного Законодательного собрания, сотрудников мэрии, аппарата полпреда президента...

Вообще в том, что касается мощных легковых автомобилей, регионы проявили изрядное единодушие. Редко можно найти субъект Федерации, где для авто с двигателем более 250 л. с. ставка налога опускается ниже 50 рублей. В основном это 90-150 рублей за 1 л. с. Депутаты резонно рассудили: мол, те, кто может себе позволить купить дорогую машину, должны и содержать ее соответственно. Хотя Москве ставка налога на такие автомобили всего 35 рублей за 1 л. с.

Не повезло и владельцам грузовиков, базовые ставки на которые колеблются в пределах 5-17 рублей. Но региональные ставки практически всегда выше. В Тверской области их увеличили в пять раз. Там за "КамАЗ-5410" с мощность двигателя 210 л. с. придется платить 13 600 рублей (как в Кировкой и Пензенской областях). Отметим, что в столице эти ставки опять же довольно щадящие (выше базовых приблизительно в 1,4 раза). Налог на такой же грузовик в Москве составит 4200 рублей.

Вызывает удивление позиция многих регионов в отношении налогообложения автобусов. Для этого вида транспорта во многих случаях установлены довольно высокие ставки. К примеру, в Ленинградской области - 38 рублей за 1 л. с., то есть налог на автобус "ЛиАЗ-5256" (195 л. с.) составит 7500 рублей. Но самые богатые россияне, видимо, живут в Пензенской и Тверской областях (или дороги там совсем плохие), где за автобусы мощностью больше 200 л. с. налог будет взиматься по ставке 100 рублей за единицу мощности. Кстати, в последнее время автобусные парки нашей страны приобретают автобусы, мощность двигателей которых превышает 200 л. с.

Налоги на воде и в воздухе

Транспортный налог взимается не только с наземных транспортных средств. Этим налогом облагаются и водные суда. Почти везде ставки на маломощные катера и моторные лодки (до 100 л. с.) остались на уровне, который предлагал НК РФ. В Санкт-Петербурге даже вдвое снизили базовую ставку (практически уникальный случай). При обложении налогом яхт петербургские депутаты также проявили либеральность (ставка налога для яхт, мощность двигателя которых меньше 100 л. с., определена в 4,5 рубля, а для более мощных - в 10 рублей). Ниже ставка только в Калининграде - 2 рубля для яхт мощностью меньше 100 "лошадей". Власти других регионов не были столь щедры. В Москве за яхту надо будет платить по 60 рублей за 1 л. с. (при мощности двигателя больше 100 л. с.). На этой же сумме остановились и многие другие регионы. Максимальную ставку (200 рублей) ввели все те же Пензенская, Курская и Тверская области, а также Архангельская область.

То же касается и налога с самолетов. В большинстве регионов ее решили не поднимать выше базовой (25 рублей за 1 л. с.). В Санкт-Петербурге и Самарской области она ниже почти вдвое (12 и 15 рублей соответственно). Правда, власти Архангельской, Пензенской и Кировской областей все же воспользовались удобным случаем и увеличили ставку в пять раз (до 125 рублей).

Как видим, высокие ставки установлены в первую очередь на те транспортные средства, владельцы которых по определению могут позволить себе заплатить большие суммы или извлекают из авто, яхт или самолетов прибыль. В крайнем случае им придется пересесть на менее мощные машины. Собственникам же транспортных средств в тех областях, краях и республиках, чьи власти решили пополнить бюджет именно за счет автомобилистов, не позавидуешь. Платить налог все равно придется. А за просрочку платежа будут начисляться пени (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки). Если владелец машины вообще откажется платить, налоговики подадут на него в суд. Ну а потом дело может дойти и до судебных приставов... Хотя, вполне возможно, что всеобщее недовольство заставит власти этих регионов пойти на некоторые уступки. Тем более что не за горой выборы в Госдуму, и транспортный налог вполне может стать козырной картой политиков.

Начать дискуссию

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

Большинство финансовых директоров перешли на эту должность из позиции бухгалтера. Разберемся, в чем принципиальные отличия в задачах финдира и главбуха, а также выясним, что необходимо бухгалтеру для перехода на новую позицию.

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В России впервые промаркировали пиво для собак (фото)

В ходе эксперимента промаркирована партия пива для собак методом этикирования, код нанесен на крышку на производстве «Апиценна».

Общество

Обучение детей станет более безопасным: утвержден первый ГОСТ на электронные учебные устройства

Росстандарт утвердил национальный стандарт ГОСТ Р 71345-2024 «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей общие требования».

Лучшие спикеры, новый каждый день

Порядок заполнения электронного путевого листа

Путевые листы необходимы для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. С 1 марта 2023 года их можно заполнять в электронном виде. Рассказываем о заполнении электронных путевых листов.

Порядок заполнения электронного путевого листа

Госдума придумала, что делать с авторскими гонорарами иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Для осуществления трудовой деятельности в России иностранным гражданам из «визовых» стран необходим полный комплект разрешительных документов. Кроме того, работодатели тоже обязаны в большинстве случаев оформлять различные разрешения для найма иностранцев на работу.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Чтобы принять у доставки заказ, не обязательно знать его номер

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Ребят, срочно отодвигаем в сторону пивас и шашлык, берём рулетки и измеряем свои квартиры. Они уменьшились на 25%. Хорошо, что не наши, а в среднем в новостройках за 5 лет. Лукойл обвалился на 3%, выплатив 6% дивидендов. Рубль не стал обваливаться, новые облигации на паузе, а я продал Газпром и рассказал о самом интересном, что произошло за неделю.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3
Новости ФНС

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Инвестиции

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Интересные материалы

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.