Учет расходов

Об учете расходов, по которым пока нет документов

Этот материал – отрывок литературно обработанной стенограммы семинара "Годовая отчетность: от инвентаризации до аудита" (лектор – А.А. Ефремова), который был проведен издательством «Главная книга».

Этот материал – отрывок литературно обработанной стенограммы семинара "Годовая отчетность: от инвентаризации до аудита" (лектор – А.А. Ефремова), который был проведен издательством «Главная книга».

При формировании годовой отчетности необходимо учесть все расходы, в том числе и те, по которым еще нет полноценных первичных документов. Такой порядок учета расходов - вне зависимости не только от движения денег, но и от наличия первички - в международной практике называется методом начислений. Главная задача бухгалтера, который этот метод применяет, - не пропустить расходы, в том числе пока еще не подтвержденные документами. Как это сделать?

Прежде всего, можно использовать документы, полученные от контрагентов по факсу или электронной почте, ведь в них есть все данные, необходимые для учета расходов. Кроме того, необходимо отслеживать периодические расходы - коммунальные, транспортные, расходы на оплату аренды и электроэнергии. Их величина известна и без документов поставщиков. Скажем, арендная плата каждый месяц перечисляется в одном и том же размере. Плата за электричество изменяется, но ее размер можно определить исходя из данных о потребленной электроэнергии и действующих тарифов. А если размер расхода нам известен и мы уверены в том, что он уже произведен, у нас есть возможность этот расход учесть.

До принятия нового ПБУ 8 такие расходы обычно учитывали так же, как и все остальные, то есть на основании бухгалтерской справки отражали проводками по дебету затратных счетов и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". А когда поступала полноценная первичка, корректировали данные о расходах и кредиторской задолженности, если, конечно, в том была необходимость.

При составлении отчетности за 2011 год расходы, временно не подтвержденные первичными документами, нужно рассматривать как оценочные обязательства и признавать их в бухучете путем формирования резерва. Как именно это делается, мы поговорим чуть позже. Сейчас остановимся на том, что, несмотря на изменения в порядке учета, такие расходы должны быть признаны при формировании финансового результата за отчетный год. Иначе этот результат будет завышен, и при существенной величине расходов отчетность уже нельзя будет признать достоверной.

Что делать с этими расходами в налоговом учете? Здесь все зависит от того, когда именно в нашем распоряжении окажутся подтверждающие их первичные документы. Если документы поступят до представления в инспекцию годовой декларации, такие расходы будут учтены при расчете налога на прибыль за отчетный год. Поскольку с окончания года до представления декларации обычно проходит не меньше 2 месяцев, в большинстве случаев именно так и происходит.

Тем не менее, документы по отдельным расходам могут поступить и позже. И тогда вопрос о том, показывать ли их в годовой декларации, остается на усмотрение конкретного бухгалтера, ответственного за формирование налоговой отчетности. Возможно, он уверен в том, что документы хоть и с опозданием, но все же поступят. Такая уверенность может быть обоснованной, если компания уже давно работает с каким-то поставщиком и бухгалтер знает, что при необходимости с ним всегда можно договориться об оформлении недостающих документов. Или если речь идет о поставках внутри группы компаний, когда поступление документов можно ускорить, обратившись за содействием в головную компанию. В таких случаях расходы можно учесть в декларации за прошедший год.

Но, как правило, абсолютной уверенности в том, что документы поступят, у бухгалтера нет. Поэтому в годовой декларации отражаются только те расходы, которые уже подтверждены документами, пусть и полученными после окончания года. А расходы по "опоздавшим" документам признаются уже в следующем году. Благо сейчас организациям разрешено учитывать ранее не учтенные расходы прошлых периодов в текущем году, а не сдавать уточненные декларации.

Принимать к вычету НДС по расходам, еще не подтвержденным документами, и тем более не имея на руках счетов-фактур, не стоит. Декларация по НДС за IV квартал сдается намного раньше годовой декларации по налогу на прибыль. Крайний срок - 20 января, и к этому времени счета-фактуры могут так и не прийти. Поэтому вполне возможна ситуация, когда стоимость каких-либо услуг в бухгалтерском и налоговом учете будет учтена в расходах 2011 года, а НДС по ним принят к вычету только в I квартале 2012. Но тут уже ничего не поделаешь.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал" 2011, № 12

Начать дискуссию

НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?

Допустимое время сверхурочной работы по ТК предложено увеличить

В настоящее время Трудовой кодекс разрешает переработки по 4 часа в течение двух дней подряд, то есть работать по 12 часов в день.

Интересные материалы

НДС

ФНС планирует сократить сроки возмещения НДС

Сейчас бизнесу возвращают НДС в течение 2-х месяцев, но глава ФНС хочет сократить эти сроки до нескольких недель.