Кассовые операции

Новый порядок ведения кассовых операций

С 1 января 2012 года вступило в силу Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12.10.2011 № 373‑П (далее – Положение № 373‑П). В связи с этим с указанной даты утрачивает силу. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Банком России 22.09.1993 № 40 (далее – Порядок № 40).

С 1 января 2012 года вступило в силу Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12.10.2011 № 373‑П (далее – Положение № 373‑П). В связи с этим с указанной даты утрачивает силу[1] Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Банком России 22.09.1993 № 40 (далее – Порядок № 40). В данной статье рассмотрим нормы Положения № 373‑П, а также выявим их сходства и различия по сравнению с нормами Порядка № 40.

Общие положения

Положение № 373‑П распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения (далее – юридические лица).

Получатели бюджетных средств при ведении операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее – кассовые операции) также руководствуются Положением № 373‑П, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств.

В соответствии с п. 1.6 Положения № 373‑П кассовые операции ведутся у юридического лица кассовым или иным работником, определенным юридическим лицом из числа своих работников (далее – кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.

При наличии у юридического лица нескольких кассиров один из них выполняет функции старшего кассира (далее – старший кассир). Кассовые операции могут проводиться руководителем.

Кассир для ведения кассовых операций снабжается печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции (далее – штамп), а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы. В случае ведения кассовых операций руководителем образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы, не оформляются (п. 2.3 Положения № 373‑П).

Стоит отметить, что в Положении № 373‑П не прописаны нормы об обязательности заключения с кассиром договора о полной материальной ответственности, тогда как в п. 32 Порядка № 40 такие нормы были установлены. Однако это не означает, что данные нормы не действуют с 2012 года. Обязанность заключения с кассиром договора о полной материальной ответственности прописана в нормативных документах высшего уровня, а именно в ст. 244 ТК РФ и Постановлении № 85[2].

Юридическое лицо обеспечивает наличие кассовых документов, других документов, оформляемых при ведении кассовых операций, в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле в РФ. При этом стоит отметить, что формы кассовых документов в Положении № 373‑П приведены в соответствии с действующим законодательством.

Также Положение № 373‑П дополнено нормой о том, что юридическое лицо может вести кассовые операции с применением программно-технических комплексов, в том числе оснащенных функцией приема наличных денег, принадлежащих или не принадлежащих на праве собственности данному юридическому лицу (п. 1.10 Положения № 373‑П).

Кроме того, на юридическое лицо возлагается обязанность по обеспечению:

– сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, а также по проведению проверок фактического наличия наличных денег (п. 1.11 Положения № 373‑П);

– недопущения накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, а также сдаче в банк свободных денежных средств (п. 6.1 Положения № 373‑П).

Порядок оформления кассовых документов

Кассовые документы юридического лица оформляются:

– главным бухгалтером;

– бухгалтером или другим работником (в том числе кассиром), определенным руководителем по согласованию с главным бухгалтером (при наличии) путем издания распорядительного документа юридического лица (далее – бухгалтер);

– руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).

При этом в кассовых документах указывается основание для их оформления и перечисляются прилагаемые подтверждающие документы (расчетно-платежные ведомости, платежные ведомости, заявления, счета, другие документы).

Как и раньше, внесение исправлений в кассовые документы не допускается (п. 2.1 Положения № 373‑П, п. 19 Порядка № 40).

В соответствии с п. 2.5 Положения № 373‑П кассовые документы могут оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение (далее – технические средства). При этом кассовые документы, оформляемые с применением технических средств, распечатываются на бумажном носителе.

Стоит отметить, что в случае применения в учреждении технических средств для оформления кассовых документов должна обеспечиваться сохранность содержащихся в указанных документах данных на электронном носителе и должна быть исключена возможность несанкционированного изменения указанных данных.

К основным кассовым документам относятся:

– приходный кассовый ордер (ф. 0310001) (далее – приходный ордер);

– расходный кассовый ордер (ф. 0310002) (далее – расходный ордер);

– кассовая книга (ф. 0310004).

Приходный ордер подписывается главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии – руководителем, кассиром. Расходный ордер подписывается руководителем, а также главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии – руководителем, кассиром.

Листы кассовой книги оформляются кассиром, а заверительная надпись о количестве листов кассовой книги подписывается руководителем и главным бухгалтером, а при отсутствии главного бухгалтера – только руководителем и скрепляется оттиском печати юридического лица.

Лист кассовой книги, оформляемой с применением технических средств, распечатывается на бумажном носителе в конце рабочего дня в двух экземплярах. Нумерация листов осуществляется автоматически в хронологической последовательности с начала календарного года. Распечатанные на бумажном носителе листы кассовой книги подбираются, брошюруются по мере необходимости, но не реже одного раза в календарный год.

Если листы кассовой книги оформляются на бумажном носителе, то и брошюровка, и нумерация осуществляются до начала ведения такой книги.

Стоит отметить, что Положение № 373‑П не содержит указаний по опечатыванию кассовой книги. Напомним, что ранее в п. 23 Порядка № 40 было отмечено, что кассовая книга должна быть опечатана сургучной или мастичной печатью. Причем для опечатывания книги мастичной печатью используются клей на основе жидкого стекла, бумага типа папиросной, штемпельная краска. Бумага с оттиском печати смазывается с двух сторон клеем, после опечатывания книги наносится еще один слой клея.

Порядок приема наличных денег

Порядок приема наличных денег прописан в гл. 3 Положения № 373‑П, согласно которой юридическое лицо проводит прием наличных денег, в том числе от работников, по приходным ордерам.

Кассир при получении приходного ордера проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера, а при их отсутствии –
наличие подписи руководителя и ее соответствие имеющемуся образцу, проверяет соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью, наличие подтверждающих документов, перечисленных в приходном ордере.

Кассир принимает наличные деньги полистным, поштучным
пересчетом таким образом, чтобы их вноситель мог наблюдать за действиями кассира. После этого кассир должен сверить сумму фактически принятых наличных денег с суммой, указанной в приходном ордере. При соответствии указанных сумм кассир подписывает приходный ордер и квитанцию к нему, а также проставляет в данной квитанции оттиск штампа, подтверждающего проведение кассовой операции, и отдает ее вносителю денег в качестве подтверждения их приема.

При несоответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном ордере, кассир вправе (п. 3.2 Положения № 373‑П):

– предложить вносителю наличных денег довнести недостающую сумму;

– возвратить излишне вносимую сумму.

Если вноситель наличных денег отказался довнести недостающую сумму, кассир возвращает ему вносимую сумму наличных денег. При этом приходный ордер кассир перечеркивает и передает главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии – руководителю для оформления приходного ордера на фактически вносимую сумму наличных денег.

Порядок выдачи наличных денег

В соответствии с п. 4.1 Положения № 373‑П выдача наличных денег под отчет на расходы проводится по расходным ордерам, а также по расчетно-платежным ведомостям (ф. 0301009) и платежным ведомостям (ф. 0301011) в отношении выплат заработной платы, стипендий и иных социальных выплат.

Кассир выдает наличные деньги непосредственно получателю, указанному в кассовом документе, при предъявлении им паспорта или другого документа, удостоверяющего личность в соответствии с требованиями законодательства РФ, либо при предъявлении получателем доверенности и документа, удостоверяющего личность.

Перед выдачей наличных денег кассир проверяет наличие в кассовых документах подписей руководителя, главного бухгалтера или бухгалтера (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера – наличие подписи руководителя) и их соответствие имеющимся образцам, соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью, а также иную информацию.

Согласно п. 4.2 Положения № 373‑П при выдаче наличных денег по доверенности кассир проверяет соответствие фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя наличных денег, указанных в расходном ордере, фамилии, имени, отчеству (при наличии) доверителя, указанным в доверенности, а также соответствие указанных в доверенности и расходном ордере фамилии, имени, отчества (при наличии) доверенного лица и данных документа, удостоверяющего его личность, данным предъявленного доверенным лицом документа. В расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) перед подписью лица, которому доверено получение наличных денег, кассир делает надпись «По доверенности». Доверенность прилагается к расходному ордеру (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости).

В случае выдачи наличных денег юридическим лицом по доверенности, оформленной на несколько выплат или на получение наличных денег у разных юридических лиц, делаются ее копии, которые заверяются в порядке, установленном руководителем. Заверенная копия доверенности прилагается к расходному ордеру (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости). Оригинал доверенности (при наличии) хранится у кассира и при последней выдаче наличных денег прилагается к расходному ордеру (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости).

При выдаче наличных денег по расходному ордеру кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, пересчитывает ее перед получателем и передает получателю наличных денег. Получатель в свою очередь обязан собственноручно указать получаемую сумму наличных денег в расходном ордере и подписать его.

Обратите внимание

Получатель наличных денег не может предъявить кассиру претензии по сумме наличных денег, если он не пересчитал их под наблюдением кассира (п. 4.3 Положения № 373‑П).

После выдачи наличных денег по расходному ордеру кассир подписывает его.

Стоит отметить, что предназначенная для выплат заработной платы, стипендий и других выплат сумма наличных денег устанавливается согласно расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости). Срок выдачи наличных денег на эти выплаты определяется руководителем и указывается в ведомостях. Продолжительность срока выдачи наличных денег по выплатам заработной платы, стипендий и другим выплатам не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты) (п. 4.6 Положения № 373‑П). Стоит отметить, что согласно п. 9 ранее действовавшего Порядка № 40 учреждение вправе было хранить в кассе наличные деньги для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий, сверх установленных лимитов не дольше трех рабочих дней (для учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, – до пяти дней), включая день получения денег в банке.

В последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат, кассир в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) проставляет оттиск штампа или делает надпись «Депонировано» напротив фамилий работников, которым не проведена выдача наличных денег, подсчитывает и записывает в итоговой строке сумму фактически выданных наличных денег и сумму, подлежащую депонированию и сдаче в банк, сверяет указанные суммы с итоговой суммой в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) и оформляет в произвольной форме реестр депонированных сумм.

На фактически выданные суммы наличных денег по расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) оформляется расходный ордер 0310002, номер и дату которого кассир проставляет на последней странице расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости).

Лимит остатка наличных денег

В соответствии с п. 1.2 Положения № 373‑П для ведения кассовых операций юридическое лицо самостоятельно устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее – лимит остатка наличных денег). Напомним, что ранее лимит остатка наличных денег устанавливался банками (п. 5 Порядка № 40).

Если в состав организации входят обособленные подразделения, то она определяет лимит остатка наличных денег с учетом наличных денег, хранящихся в этих обособленных подразделениях.

Об установленном лимите остатка наличных денег юридическое лицо издает распорядительный документ.

Юридическое лицо обязано хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег. Накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита не допускается, за исключением случаев выплаты заработной платы, стипендий, выплат социального характера (п. 1.4,1.5 Положения № 373‑П).

Расчет лимита остатка наличных денег осуществляется в соответствии с приложением к Положению № 373‑П. Порядок определения лимита зависит от наличия в учреждении поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Если такие поступления есть, лимит определяется по следующей формуле:

L = V / P x Nc, где:

L – лимит остатка наличных денег в рублях;

V – объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях;

Р – расчетный период, определяемый юридическим лицом, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов поступлений наличных денег, а также динамика объемов поступлений наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица);

Nc – период времени между днями сдачи в банк юридическим лицом наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица в населенном пункте, в котором отсутствует банк, – 14 рабочих дней. В случае действия непреодолимой силы  определяется после прекращения действия непреодолимой силы.

Если поступлений нет, лимит определяется по следующей формуле:

L = R / P x Nn, где:

L – лимит остатка наличных денег в рублях;

R – объем выдач наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период в рублях;

Р – расчетный период, определяемый юридическим лицом, за который учитывается объем выдач наличных денег в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов выдач наличных денег, а также динамика объемов выдач наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица);

Nn – период времени между днями получения по денежному чеку в банке юридическим лицом наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица в населенном пункте, в котором отсутствует банк, – 14 рабочих дней.

Особенности ведения кассовых операций в обособленных подразделениях

Обособленные подразделения, входящие в состав юридического лица, при ведении кассовых операций также руководствуются Положением № 373‑П с учетом следующих особенностей.

1. Листы кассовой книги обособленного подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению (п. 2.5 Положения № 373‑П). Обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу.

В случае оформления кассовой книги на бумажном носителе обособленным подразделением передается отрывной второй экземпляр листа кассовой книги, а в случае оформления кассовой книги с применением технических средств – распечатанный на бумажном носителе второй экземпляр листа кассовой книги. Передача листа кассовой книги юридическому лицу может осуществляться в электронном виде в соответствии с законодательством РФ (п. 5.6 Положения № 373‑П);

2. Остаток наличных денег, хранящихся в обособленных подразделениях юридического лица, учитывается при определении лимита остатка наличных денег данного юридического лица. Исключением являются случаи, когда обособленному подразделению для совершения кассовых операций юридическим лицом открыт банковский счет в кредитной организации или ЦБ РФ. В таких случаях обособленное подразделение устанавливает отдельный лимит остатка наличных денег в порядке, предусмотренном Положением № 373‑П для юридического лица (п. 1.2,1.3 Положения № 373‑П).

_______________________________

[1] В соответствии с Указанием ЦБР от 13.12.2011 № 2750‑У «О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России».

[2] Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности.

Начать дискуссию

Пенсии

В пенсионный стаж войдет период военной службы в новых регионах

Тем, кто проходил военную службу в новых регионах до их объединения с Россией, засчитают этот период в стаж для формирования пенсии.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Ответственность бухгалтера: материальная, административная, уголовная, субсидиарная. Кто отвечает за нарушения после увольнения главбуха? + Памятка для скачивания

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета может распространяться не только на период работы, но и выходить за его пределы. Новому главбуху тоже не стоит расслабляться, если не заметить вовремя ошибку предшественника, отвечать за нее придется самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

🥂 На летних верандах разрешили продавать алкогольные напитки

Госдума приняла законопроект, который разрешает продавать алкоголь на открытых сезонных верандах.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Борьба с киберпреступлениями выйдет на новый уровень

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

У ИП не может быть только патент, всегда за углом прячется еще одна система налогообложения. «Ночной бухгалтер» № 1686

Некоторые начинающие предприниматели, когда регистрируют ИП (особенно через посредников) и выбирают себе патентную систему, считают, что применят только ее, однако это не так. Из-за такой ошибки ИП может попасть на крупные доначисления, причем за весь год сразу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Брокеры начнут обмениваться информацией о расходах инвесторов

Чтобы налоги с инвестиций рассчитывались корректно, брокеры будут обмениваться информацией с другими участниками рынка по заявлению инвестора.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ведение бизнеса

Власти будут компенсировать до половины затрат за переход на российское «тяжелое» ПО

Правительство запустит новый инструмент поддержки для организаций, которые станут применять так называемое тяжелое российское программное обеспечение.

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года

Одно уведомление в мае бухгалтеры уже сдали по сроку 03.05.2024. Не позднее 27 мая нужно сдать еще одно.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года
Кадры

Всех педагогов хотят освободить от лишней бумажной работы

В России уже работает закон, который сократил бюрократическую нагрузку на учителей, но только школ.

Товарно-транспортная накладная (ТТН): форма, заполнение, образец

В составе документов на отгрузку товара присутствует несколько видов бумаг. Состав зависит от способа реализации, прописанного в договоре поставки. Товарно-транспортную накладную в 2023-2024  году заполняют компании, которые доставляют груз покупателю. Это могут быть специализированные организации, занимающиеся перевозками, продавцы и производители товара, покупатели, использующие свой или арендованный транспорт.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Наиболее распространенные ситуации налогового дробления. Как нельзя делить бизнес, с примерами из судебной практики

Приведу в данной статье наиболее типичные (а в чем-то даже одиозные) примеры подобной схемы дробления.

Личные финансы

Почему мы теряем деньги вместо того, чтобы их приумножать

По данным НАФИ, 27% россиян младше 24 лет не ведут учет трат и не планируют свой бюджет. При этом москвичи показывают средний уровень финансовой грамотности, набирая 6,9 баллов из 10. Разбираемся, какие финансовые ошибки чаще всего совершают потребители и как этого избежать.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: шенгенская виза подорожает, Lada можно купить на Wildberries, получение кешбэка стало схемой

Подготовили обзор главных событий дня — 21 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Маркетплейсы

Как на УСН учитывать удержания маркетплейса из дохода за проданный товар

Сейчас многие предприниматели продают свои товары на маркетплейсах. Это электронные площадки для продажи товаров в интернете. Например, Озон, Вайлдберриз и др. ФНС разъяснила, как продавцу на УСН считать доход при удержании маркетплейсом суммы своего вознаграждения из выручки продавца.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Комплексная проверка юридического лица

Проверка юридического лица — это важный этап при сотрудничестве с другой компанией, подписании каких-либо документов, а так же Покупка Предприятия. Подтверждение его легальности и финансового статуса поможет избежать потенциальных неприятных ситуаций в будущем, а так же снижает риски.

Ведение бизнеса

Трафик торгового центра и торговой точки: как подсчитать, и зачем это делать

Выбирая ТЦ для открытия розничного магазина, важно оценить его трафик — сколько людей приходят за покупками, и есть ли среди них потенциальные клиенты. Стоит ли верить тем данным, которые предоставляют арендаторам ТЦ, как самостоятельно оценить трафик центра и торговой точки, проанализировать полученную информацию и использовать ее для повышения продаж.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Цифра дня. Про трудоголиков

Почти треть россиян называют себя трудоголиками.

Цифра дня. Про трудоголиков
Реклама

Роскомнадзор сделает сдачу отчетности и получение токенов для интернет-рекламы более удобными

Изменения позволят сделать более удобным и доступным процесс сдачи отчетности и присвоения токенов и идентификатора рекламы. Роскомнадзор подготовил проект приказа для рекламодателей.

5 главных ошибок в кадровых документах работодателя

Проблемы с кадровым делопроизводством может привести к серьезным последствиям.

Интересные материалы

Банки

Формула успеха: как понимание региональной специфики и гибкие бизнес-процессы помогают бизнесу расти и процветать 

В 2024 году Агророс Банку исполняется 30 лет. За это время он превратился из скромного провинциального банка в крупную региональную организацию, отвечающую всем требованиям финансового рынка.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру