НДС

Обложение НДС стоимости оказываемых сервисными центрами услуг по ремонту товаров в период гарантийного срока обслуживания

В соответствии с пп.13 п.2 ст.149 НК РФ услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним, не подлежат налогообложению.

В соответствии с договором, заключенным с организацией-изготовителем, гарантийный ремонт для владельцев автомобилей сервисный центр производит бесплатно. При этом стоимость ремонта, произведенного сервисным центром, оплачивается организацией-производителем, которая является заказчиком услуг по проведению гарантийного ремонта.

В связи с этим на практике зачастую возникает вопрос, вправе ли организация - сервисный центр не облагать НДС стоимость оказываемых услуг по ремонту и обслуживанию автомобилей в течение гарантийного срока эксплуатации.

Предметом исследования данной статьи стала сфера применения льготы по НДС, предусмотренной пп.13 п.2 ст.149 НК РФ.

В соответствии с пп.13 п.2 ст.149 НК РФ услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним, не подлежат налогообложению.

В пункте 6.8 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового Кодекса РФ (утв. приказом Приказу МНС РФ от 20.12.2000 N БГ-3-03/447) указано, что не включаются в налоговую базу средства, полученные от организаций - изготовителей (в т.ч. нерезидентов) для ремонта и технического обслуживания технически сложных товаров в период гарантийного срока их эксплуатации.

В силу нечеткости формулировок Налогового Кодекса и Методических рекомендаций, определяющих условия неначисления НДС на стоимость услуг по ремонту и обслуживанию товаров, производимых в период гарантийного срока их эксплуатации, необходимо проанализировать возможность использования рассматриваемой льготы организацией – сервисным центром в рассматриваемой ситуации.

Для неначисления НДС на стоимость услуг необходимо выполнение ряда условий, предусмотренных пп.13 п.2 ст.149 Налоговым Кодексом, в частности:

  • необходимо, чтобы организация оказывала услуги по ремонту и обслуживанию товаров в течение гарантийного срока их эксплуатации.
  • услуги должны оказываться без взимания дополнительной платы.

На наш взгляд, данную норму Налогового Кодекса следует рассматривать, прежде всего, в контексте тех взаимоотношений, которые складываются между предприятием-изготовителем товара и покупателем в соответствии с условиями заключенного между ними договора.

Осуществление гарантийного ремонта и обслуживания является обязанностью организации-изготовителя, которая следует из условий договора купли-продажи, заключенного с покупателем. Это установлено, в частности, п.2 ст. 470 ГК РФ, в соответствии с которым, если договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать предъявляемым к нему требованиям в течение гарантийного срока. При этом качество передаваемого товара определяется условиями договора купли-продажи.

Таким образом, приняв на себя гарантийные обязательства по договору купли-продажи товара, изготовитель обязан осуществлять техническое обслуживание и проведение ремонта в течение гарантийного срока без взимания дополнительной платы. При этом устранение неполадок проданного товара, возникших в течение гарантийного срока, следует понимать не как безвозмездное оказание услуг покупателям, а как  способ реализации права покупателя на получение доброкачественного товара в соответствии с условиями договора купли-продажи.

С покупателей не взимается дополнительная плата за обслуживание и ремонт проданного товара, осуществляемых в течение гарантийного срока, поскольку эти услуги оказываются за счет средств, которые уже учтены изготовителем в цене товара при его реализации, а потому в составе стоимости реализованных товаров они уже были обложены налогом на добавленную стоимость. Таким образом, указанная выше норма Налогового Кодекса, позволяющая не облагать НДС стоимость услуг по техническому обслуживанию и ремонту, предоставленных потребителям после продажи товара в период гарантийного срока, дает возможность избежать двойного налогообложения одного и того же объекта.

При этом данный вывод верен в отношении изготовителя товаров, поскольку в соответствии с законодательством именно он принимает на себя обязательства по гарантийному обслуживанию реализованных товаров по договору купли-продажи, т.е. несет ответственность перед потребителем за качество товара в течение установленного гарантийного срока и обеспечивает безвозмездное устранение возникших неполадок. 

Следует обратить внимание на указания Налогового Кодекса, что не подлежат налогообложению услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации. При этом Кодекс не содержит обязательного требования, что данные услуги должны быть оказаны именно организацией-изготовителем, что позволяет рассматривать ситуацию оказания услуг по обслуживанию и ремонту товаров в течение гарантийного срока сервисным центром.

Организация-изготовитель не может передать свои обязательства по осуществлению гарантийного обслуживания реализованных покупателям товаров другим организациям по какому-либо договору, поскольку они основаны на условиях заключенного с покупателями договора купли-продажи и являются обеспечивающими качество поставляемого товара.  Вместе с тем изготовитель может определить организации, уполномоченные на основании договора на принятие претензий от покупателей, а также на выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию реализуемых изготовителем товаров. При этом гарантийное обслуживание осуществляется организацией-изготовителем в соответствии с принятыми по договору с покупателями обязательствами обеспечения качества  товаров, но с привлечением услуг сторонних организаций (сервисных центров).  Стоимость ремонта, производимого сервисным центром, оплачивает не покупатель товара, а организация-изготовитель на основании заключенного с сервисным центром договора.

В этом случае сервисные центры производят работы, являющиеся частью производственной деятельности организации-изготовителя в силу принятых изготовителем на себя обязательств по обеспечению качества реализуемого покупателям товара. Услуги по осуществлению ремонта и технического обслуживания товаров сервисный центр оказывает изготовителю данного товара на основании договора подряда, в соответствии с которым сервисный центр получает от изготовителя плату за выполненные работы в размере, обусловленной договором между ними.

Таким образом, сервисный центр оказывает услуги по ремонту не покупателям товаров, а непосредственно организации-изготовителю по договору подряда, за что и получает соответствующую плату. Однако Налоговым Кодексом установлено, что не подлежат обложению услуги по ремонту и техническому обслуживанию товаров в период гарантийного срока их эксплуатации, оказываемые без взимания дополнительной платы.

При этом Налоговый Кодекс не конкретизирует, с кого именно не должна взиматься дополнительная плата за оказанные услуги, а потому, хотя сервисный центр и производит ремонт и техническое обслуживание товаров в период гарантийного срока их эксплуатации, он все же это делает не безвозмездно, а получает плату за оказанные услуги от предприятия-изготовителя данных товаров на основе заключенного с ним договора подряда.

И хотя пунктом 39 Инструкции «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» от 11 октября 1995 г. N 39, утратившей силу с 2001г. в связи со вступлением Налогового Кодекса, было указано, что дополнительная плата не должна взиматься именно с потребителей, такой подход на практике, видимо, сохранился и в настоящее время, все же Налоговым Кодексом это прямо не предусмотрено. Таким образом, в силу возмездности услуг, оказываемых сервисным центром, представляется неправомерным освобождение от НДС стоимости ремонта и обслуживания товаров в период гарантийного срока на основании пп.13 п.2 ст.149 НК РФ.

Следует обратить внимание также на пункт 6.8 Методических рекомендаций, в соответствии с которым не включаются в налоговую базу средства, полученные от организаций - изготовителей для ремонта и обслуживания технически сложных товаров в период гарантийного срока их эксплуатации. Необходимо отметить, что поскольку возможность невключения суммы, полученной от изготовителя, в налоговую базу при расчете НДС Налоговым кодексом не предусмотрена, данное положение Методических рекомендаций необходимо рассматривать совместно с пп.13 п.2 ст.149 НК РФ как пояснение данного пункта, не допуская при этом расширенного толкования нормы Налогового Кодекса. По нашему мнению, данный пункт описывает ситуацию, обычную в практике работы многих сервисных центров, оказывающих услуги предприятию-изготовителю по проведению ремонта и обслуживания товаров, когда изготовитель берет на себя гарантийные обязательства перед покупателем по обеспечению надлежащего качества реализованного им товара в течение гарантийного срока. При этом, как правило, договор между предприятием-изготовителем и сервисным центром, который будет осуществлять обслуживание покупателя, заключается таким образом, что изготовитель по условиям договора обеспечивает исполнителя работ необходимыми запасными частями и комплектующими или будет компенсировать исполнителю расходы, когда эти комплектующие приобретаются по поручению заказчика (предприятия-изготовителя). В этом случае инициатива покупки деталей на стороне исходит от заказчика, осуществляется в его интересах, что позволяет учитывать покупные части за балансом.

В случае если в договоре, заключенном сервисным центром с организацией-изготовителем, имеются условия о приобретении сервисным центром запасных частей для ремонта по поручению организации – изготовителя, компенсация расходов на приобретение запчастей, полученная от организации – изготовителя, не является для сервисного центра, исполнителя работ, выручкой, а, следовательно, данные средства не включаются в налоговую базу при обложении НДС, на что и указано пунктом 6.8 Методических рекомендаций. При этом оснований для исключения из налоговой базы сервисного центра сумм поступлений в качестве вознаграждения за оказанные услуги, на наш взгляд, законодательством не предусмотрено.

Таким образом, анализ пп.13 п.2 ст.149 Налогового Кодекса позволяет заключить, что единственной ситуацией, наиболее полно соответствующей требованиям Налогового Кодекса с точки зрения необложения НДС стоимости услуг по ремонту и обслуживанию товаров в течение гарантийного срока, является оказание данных услуг покупателю без взимания дополнительной платы непосредственно изготовителем. В случае, когда работы по ремонту и обслуживанию товаров в течение гарантийного срока осуществляются сервисным центром, оказание данных услуг должно облагаться НДС в общеустановленном порядке.

Начать дискуссию

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

Большинство финансовых директоров перешли на эту должность из позиции бухгалтера. Разберемся, в чем принципиальные отличия в задачах финдира и главбуха, а также выясним, что необходимо бухгалтеру для перехода на новую позицию.

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

В России впервые промаркировали пиво для собак (фото)

В ходе эксперимента промаркирована партия пива для собак методом этикирования, код нанесен на крышку на производстве «Апиценна».

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

Обучение детей станет более безопасным: утвержден первый ГОСТ на электронные учебные устройства

Росстандарт утвердил национальный стандарт ГОСТ Р 71345-2024 «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей общие требования».

Порядок заполнения электронного путевого листа

Путевые листы необходимы для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. С 1 марта 2023 года их можно заполнять в электронном виде. Рассказываем о заполнении электронных путевых листов.

Порядок заполнения электронного путевого листа

Госдума придумала, что делать с авторскими гонорарами иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Для осуществления трудовой деятельности в России иностранным гражданам из «визовых» стран необходим полный комплект разрешительных документов. Кроме того, работодатели тоже обязаны в большинстве случаев оформлять различные разрешения для найма иностранцев на работу.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Чтобы принять у доставки заказ, не обязательно знать его номер

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Ребят, срочно отодвигаем в сторону пивас и шашлык, берём рулетки и измеряем свои квартиры. Они уменьшились на 25%. Хорошо, что не наши, а в среднем в новостройках за 5 лет. Лукойл обвалился на 3%, выплатив 6% дивидендов. Рубль не стал обваливаться, новые облигации на паузе, а я продал Газпром и рассказал о самом интересном, что произошло за неделю.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3
Новости ФНС

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Интересные материалы

Инвестиции

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо