Клерк.Ру

Налогово-полицейские проверки: инструкция, как не допустить беспредел

2674

Мы продолжаем серию статей о том, как бизнесу защитить себя при проверках (статью о документах при выездных проверках смотрите тут, о неналоговых ревизиях - тут). В этой статье своим опытом делится эксперт, который проводит стресс-тренинги по подготовке сотрудников предприятий к обыскам и осмотрам в процессе выездных мероприятий налоговиков вместе с полицией.

Чего боятся бухгалтеры

Мы провели опрос в нашей группе в Фейсбук. Спросили, что именно вызывает страх в приближающейся выездной налоговой проверке.

Первое, что показал опрос, - люди стараются обходить такие темы стороной. До сих пор тема проверок бизнес - это нечто на грани паники и неуверенности в том, что такое мероприятие закончится без последствий для компании. Ну, а те, кто ответили, в основном, жалеют время на проверку и боятся неадекватности проверяющих и того, что они могут найти. 

Для тех, кто не хочет раскрывать карты, на «Клерке» создан анонимный опрос.

Опасаетесь ли Вы выездной налоговой проверки? Если «да», то чего именно?
Какую установку даст руководитель по прохождению проверки
 
2.3%
5 голосов
 
Неадекватного проверяющего
 
21.9%
47 голосов
 
Увольнения за ошибки
 
3.7%
8 голосов
 
Жалко времени, текущей работы хватает, а тут еще проверка
 
36.3%
78 голосов
 
Боюсь проверки моей работы
 
8.8%
19 голосов
 
Что-нибудь найдут и меня посадят
 
11.6%
25 голосов
 
А если не посадят, до будут долго таскать по допросам
 
15.3%
33 голоса
 
 

Итак, переходим к тому, как вести себя при совместных проверках налоговиков и полиции.

Вести с передовой

В последнее время ситуация в сфере налогового контроля за деятельностью подопечных все более и более напоминает «лихие 90-е», когда широкомасштабно устраивались маски-шоу. Примерно с 2014 года эта тенденция опять начала набирать обороты: налоговая приходит на проверки либо уже с сотрудниками полиции, либо в решении о проверке они вписаны, как участники проверяющей группы.

И если налоговая пришла вместе с сотрудниками полиции в офис, то… мягко говоря, наблюдается некий ажитоаж. А, если говорить точнее, то офис впадает в крайнюю степень паники. Конечно, есть морально устойчивые и закаленные в 90-е «бойцы», прошедшие тогда в бизнесе уже все. И им уже ничего не страшно. Но, как показывает практика и мой собственный опыт, далеко не все могут владеть собой. А самое главное, практически никто не знает, как вести себя в такой ситуации?

Единственное положительное отличие шмона 90-х от сегодняшних спецопераций налоговиков состоит в том, что дальновидные бизнесмены предпочитают заранее подготовить коллектив, обучить, что и как нужно делать – проводят стресс-тренинги. Вот о таких мероприятиях мы и поговорим сегодня. Также Вы получите информацию о том, как вести себя в разных ситуациях. Поэтому дочитайте до конца.

Спецоперация «Перехват»

Расскажу на примере. Москва. Офисный центр. Время – второго завтрака перед обедом. Группа 5-7 человек. Все в штатском. По заранее оговоренному только с руководителем (или руководителем и главбухом) времени, стремительно появляемся в офисе. Говорим, чтобы все оставались на своих местах. Народ с чашками и булками во рту застывает с большими глазами. А мы быстро двигаемся в сторону финансовых служб организации. Озвучиваем, что проводится осмотр помещения в рамках оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). И далее, приступаем к осмотру помещения – обычно бухгалтерии.

Одновременно разводим по разным кабинетам оставшийся топ-менеджмент для опроса. А также интересующих руководство ключевых людей в среднем звене (по заданию заказчика, это могут быть и люди из низшего кадрового звена). Все это мероприятие проходит примерно в течение двух часов. Фиксируется на видео. Затем, все собираются в конференц-зале, объявляется, что это был стресс-тренинг. Смотрим видео, разбираем и обсуждаем поведение сотрудников, рассматриваем, что было сделано неправильно и как следовало поступить. То есть тренинг продолжается уже в обычном режиме. Что в итоге? Полное погружение в ситуацию. Такой своеобразный квэст.

Со стороны руководства – понимание, кто эмоционально не готов к такой ситуации и не может управлять собой. И самое главное, какую должность занимает этот сотрудник и какой информацией по деятельности компании обладает. Далее руководитель, исходя из полученной информации примет решение, обучать этого сотрудника далее с целью повышения его стрессоустойчивости или перевести на другую работу.

Со стороны персонала – люди получают ценную информацию о том, как необходимо вести себя в таких ситуациях. А знание, как правило, формирует большую уверенность в себе. И несет спокойствие. Человек уже не так легко впадает в панику.

Пошаговая инструкция

Итак, по моему опыту, в большинстве случаев оперативники приходят в офис компании для обследования помещений, в остальных (примерно 5 случаях из 100) – для проведения обыска.

Обследование производится в рамках Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», пока не заведено уголовное дело, но есть оперативная информация, которую необходимо проверить. В этом случае подтверждающим полномочия документом является постановление на обследование помещения (зданий, сооружений, территории, автотранспортных средств). Копию данного документа представителю юридического лица обязаны предоставить, в чем получатель должен расписаться. Пока документ отсутствует – Вы ничего не подписываете.

Обследовать могут не только помещения, но и любую территорию и транспортные средства. Поэтому прятать документы однодневок в багажнике машины - не самая лучшая идея. Хотя и более дальновидная, чем держать их у себя в кабинете в шкафу.

На самом деле при обследовании помещений представители полиции могут делать очень немногое. При проведении обследования сотрудники полиции осуществляют лишь визуальный осмотр помещения, а свои наблюдения заносят в акт обследования. Например, имеют право осмотреть только открытые поверхности – документы, предметы. Закрытые сумки, шкафы, тумбочки, сейфы – недоступная территория.

Часто хитрят: просят открыть и в некоторых случаях люди пугаются и действительно открывают дверцы и замки и сами создают открытые поверхности. Поэтому при осмотре, в первую очередь, необходимо сохранять спокойствие, не пугаться и ничего не открывать. Никто не вправе заставить работников сделать это. Иногда просят выложить содержимое сумки на стол. Это делается для того, чтобы, например, найденный при этом жесткий диск, флеш-накопитель зафиксировать в акте обследования, как «изъятый с рабочего места».

При обследовании обычно изымается в компании «все, что плохо лежит». Особый интерес представляют тетрадки, ежедневники и блокноты, в которых может вестись учет «черного нала». Обязательно изымут флеш-накопители, съемные жесткие диски и иные носители информации. В отношении компьютеров возможно как их полное изъятие, так и изъятие только жестких дисков. И, естественно, внимание оперативников привлекут различные печати, не относящиеся к компании, бланки, первичные документы.

Все интересующие полицейских предметы складываются в одно место – начиная с бухгалтерских документов, флеш-накопителей, внешних дисков, компьютеров конкретных сотрудников и заканчивая записными книжками, черновиками, копиями документов, забытыми около ксерокса, документами, найденными в мусорных корзинах сотрудников и т.д. Важно помнить в этом случае о присутствии как минимум двух понятых. На практике оперативники понятых приводят либо сразу с собой, либо ищут тут же в соседних офисах, реже берут в понятые рядовых сотрудников компании.

Далее составляется акт обследования. В нем указываются исходные данные обследования, реквизиты постановления, имена и должности проверяющих, данные понятых. В описательной части – проведенные действия и что установлено в ходе обследования. Акт подписывается всеми участвовавшими лицами на каждом листе. Копию акта полицейские обязаны вручить представителю организации.

Часто полицейские забывают о том, что изъятые предметы и документы должны быть оформлены отдельным документом, а не просто вписаны в акт. Так, согласно Закону об ОРД, если в ходе обследования что либо изымается, то должен составляться еще один документ – протокол изъятия, но не опись, как это часто встречается. В нем подробно фиксируется, что именно изымается и откуда оно изъято – из какого помещения или с какого рабочего места. Копия протокола также должна вручаться представителю компании. Знание такой частой забывчивости оперативников поможет компании при обжаловании их действий.

Если оперативники зашли удачно, то они за раз могут изъять в одном месте весь «букет» доказательств незаконного обналичивания денег. Что будет в этом улове - зависит от того, насколько мало внимания руководство обследуемой компании уделяло элементарной информационной безопасности и отлаживанию процессов движения и защиты информации и документов (в ближайшее время мы подготовим статью о защите информации в таких ситуациях - Примеч. ред.). А также от того, какая работа была проведена оперативниками ранее и что они узнали в результате иных действий.

При обследовании помещений лучше отпускать людей с работы, по крайней мере, низовое и среднее звенья. На обед, по домам, особенно, если это вторая половина дня. Меньше шансов, что кто-то что-то лишнее скажет, разблокирует, откроет, скажет пароль. Но при обыске это может не сработать – следователь вправе запретить покидать помещение.

Обычно прямо в ходе обследования параллельно производятся опросы сотрудников. Во-первых, используют фактор внезапности. Сотрудники еще не успели ничего придумать. Во-вторых, фактор стресса. Это позволяет получить максимум информации.

Здесь по ситуации. Советую действовать следующим образом: прийти, дать паспорт. Заполняется анкета – первая страница. Там стоит фраза «Сущность ст. 51 Конституции РФ мне разъяснена». Сотрудник сообщает, что хочет воспользоваться этой статьей. Однако здесь не следует путать опрос в полиции и допрос в ходе выездной налоговой проверки. Вот там лучше давать показания, иначе будет не очень хороший акт.

Обыск является более продолжительной и совсем иной по своей сути процедурой и проводится при наличии возбужденного уголовного дела и постановления на его проведение (ст. 182 УПК РФ).

И сразу дам совет: в законе не написано, что Вы вправе требовать копию постановления или Вам должны ее предоставить. И в Вашей просьбе могут отказать, сославшись на тайну предварительного расследования. Но существует небольшой нюанс - внизу документа имеется строка «с настоящим постановлением ознакомлен» и следователь сильно заинтересован получить в ней Вашу подпись. А значит, перед тем как ее поставить, Вы берете чистый лист бумаги и переписываете все, что написано в постановлении.

А мы продолжаем. Например, если при обследовании на предложение открыть сейф, Вы можете отказаться, то при обыске, не дадите ключи – сейф вскроют. Также и в отношении помещений, куда, допустим, Вы не хотите впускать полицию и следователя.

Обыск в жилище, а также в загородном доме, на даче производится по решению суда.

До начала обыска, обычно, следователь предлагает выдать все добровольно. Если Вы не желаете, то начинается само «действо».

А вот досмотр личных вещей проводят только с участием понятых и оперативника того же пола, что и человек, который подвергается досмотру. Женщины в этом плане в привилегированном положении: как правило, приходящие в офис оперативники – это мужчины. Значит, женщина может сослаться на то, что ей неудобно показывать содержимое сумки. Как правило, при таком ответе интерес пропадает, но не в случае, если оперативник заметил, что в женскую сумку что-то положили – флешку, печать, документ. Поверьте, и понятых найдут, и вызовут оперативника нужного пола, и проведут досмотр в соответствии с законом.

Что делать не нужно

Как бы ни было страшно, в таком случае необходимо помнить о трех вещах.

1.      Не нужно полицейским (следователям) помогать в их работе.

Все, что они имеют право сделать в ходе проверки, они вправе сделать и без Вашей помощи. Оперативники зачастую просят самих сотрудников что-либо сделать: «откройте, пожалуйста, ящики столов», «покажите нам, что у Вас в сумочке», «введите пароли на всех компьютерах». Выполнять такие просьбы небезопасно. Имеется существенная разница между тем, что сделал полицейский при проверке сам, применив свои полномочия, и тем, что сделано руками сотрудников компании по его просьбе. Часто на практике, если полицейские не уверены в своих полномочиях, то просят это сделать сотрудников офиса, причем иногда даже грозным голосом.

Таким образом, на любую просьбу «ввести пароли», «принести», «открыть», «подержать» лучше иметь такой ответ: «Извините, я не юрист, если Вы имеете право это сделать, то, сделайте это сами. А если не имеете, то не стоит меня просить сделать это за вас. Благодарю за понимание».

2.      Не нужно проверяющим мешать выполнять свои обязанности. Бывает, что среди сотрудников компании находятся вдруг некие «борцы за справедливость», пытающиеся противодействовать, как им кажется, незаконным действиям полицейских.

Случалось, что такие сотрудники физически препятствовали входу в помещение, выхватывали у полицейских личные вещи сотрудников компании, которые, на их взгляд, трогать незаконно. Однако всегда это заканчивалось силовым противодействием. В итоге полицейские получали то, что хотели, а потом часто инициировали возбуждение уголовных дел по нападению на сотрудников полиции при исполнении.

В таких случаях для сотрудников компании безопаснее физически не противодействовать полицейским. Даже если их действия выходят за рамки закона. Правильнее будет запомнить в деталях, кто, что и как делал, что говорил и т.д. И обратить на это внимание своих коллег, чтобы они тоже запомнили. И уже после ухода проверяющих подготовить грамотные доказательства для оспаривания незаконных действий полицейских с помощью юристов.

3.      Нужно запоминать все, что видите. Сотрудникам компании во время проверки полезно включить в себе кнопку «PLAY» и «поработать» видеокамерами и диктофонами – запоминать все, что вокруг происходит, и все, что делают полицейские. Это может стать решающим аргументом в случае спора с проверяющими.

Более того, если сотрудники кроме запоминания ничего больше делать не будут, а все сделают сами полицейские, то для компании это лучший вариант развития событий при проверке.

Чтобы исключить появление оперативников в офисе можно порекомендовать организации проявлять должную осмотрительность. Как это не парадоксально, но бизнесмены не спешат заниматься собственной безопасностью. Очевидно, рассчитывают на русский «авось», а это неправильно. В данном случае, лучше как раз поволноваться заранее. Запросив документы у контрагента, компания при налоговой проверке, тем более на процессе, сможет закрыться ими как щитом.

Кроме того, очень часто фактором риска становится обиженный уволенный сотрудник. Это счастье для проверяющих. Поэтому компаниям можно рекомендовать еще одну профилактическую меру – расставаться с людьми по-хорошему.

Наталья Ушак

консультант в сфере бухучета, налогообложения и финансов, лектор ИПБ России

Специально для Клерк.Ру

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
Мнения
 
Люди которым это нравится