Клерк.Ру

Если у вас работают иностранцы: справочник по НДФЛ

567

Бухгалтеру не надо забывать о некоторых специфических ситуациях, в которых могут находиться иностранные работники. О патенте, пересчете НДФЛ при изменении статуса иностранного работника и налогообложении при оплате за него жилья – в статье.

Специальная ставка для беженцев и переселенцев

Напомним, что ставка НДФЛ в отношении дохода физического лица зависит не от его гражданства, а от наличия или отсутствия у него статуса налогового резидента РФ. Если этого статуса нет – ставка налогообложения доходов, полученных от осуществления трудовой деятельности, составит 30%. Если данный статус имеется, то применяется ставка 13%. Но есть случаи, в которых ставка НДФЛ для иностранного работника не зависит от его статуса как налогового резидента.

В настоящее время в соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ ставка НДФЛ в размере 13% независимо от наличия статуса налогового резидента применяется к доходам от трудовой деятельности, полученным иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528‑1 «О беженцах». Если доходы от трудовой деятельности, получил, например, гражданин Республики Украины, не являющийся налоговым резидентом РФ и не признанный беженцем, такие доходы облагаются по ставке 30%, пока этот гражданин не станет налоговым резидентом РФ (Письмо Минфина России от 03.04.2015 № 03‑04‑05/18625).

Ставка налога на доходы от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, также установлена равной 13% независимо от наличия статуса налогового резидента. Данная ставка применяется в отношении переселенцев при предъявлении ими свидетельств участников этой программы (Письмо Минфина России от 02.10.2014 № 03‑04‑05/49503).

Подтверждение пребывания в Российской Федерации

Организация устанавливает налоговый статус своего сотрудника – физического лица самостоятельно, исходя из особенностей конкретной ситуации. В этих целях организация может запрашивать у физического лица необходимые сведения и документы (Письмо Минфина России от 22.02.2017 № 03‑04‑05/10518). Ответственность за правильность определения налогового статуса физического лица – получателя дохода, исчисления и уплаты налога в соответствии с установленным статусом лежит на организации – налоговом агенте.

Вместе с тем физическое лицо может самостоятельно представить налоговому агенту документы, необходимые для удержания налога в соответствии с имеющимся налоговым статусом.

Перечень документов, подтверждающих время пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, в НК РФ не определен. В связи с этим для указанных целей могут использоваться любые документы, оформленные согласно законодательству РФ и позволяющие установить количество календарных дней пребывания лица на территории нашей страны (письма ФНС России от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@, от 06.09.2016 № ОА-3-17/4086). Прежде всего, это могут быть копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы. Когда такие копии предоставить невозможно, в качестве подтверждающих документов выступают табель учета рабочего времени, миграционные карты с отметками о въезде и выезде с территории России, документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством РФ. Нотариальное заверение копий таких документов и их перевода на русский язык не требуется.

Обратите внимание:

Если физическое лицо не предоставляет запрашиваемые документы, налоговый агент вправе применить к выплачиваемым этому лицу доходам налоговую ставку и порядок расчета налоговой базы, предусмотренные для лиц, не являющихся налоговыми резидентами (Письмо Минфина России от 12.08.2013 № 03‑04‑06/32676).

Документом, подтверждающим пребывание физического лица в Российской Федерации, по мнению налоговиков, может являться копия паспорта иностранного гражданина с отметками органов Федеральной пограничной службы о днях въезда этого лица в Россию и выезда из нее, на основании которых может быть подсчитан фактический период его нахождения на территории РФ (Письмо ФНС России от 16.05.2006 № 04‑2‑05/3).

В то же время Минфин в Письме от 04.02.2008 № 03‑04‑07‑01/20 указал, что установление налогового статуса физического лица может осуществляться на основании сведений, имеющихся у самого налогового агента (если он, например, является работодателем), и сведений, предоставляемых налогоплательщиком. При этом Налоговый кодекс не предусматривает специальный порядок определения налогового статуса физических лиц в зависимости от их гражданства.

Помимо копии паспорта, можно предъявить справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, квитанции о проживании в гостинице, справку из учебного заведения, другие документы (см., например, Письмо Минфина России от 13.01.2015 № 03‑04‑05/69536). Можно представить эти документы по почте. Нотариальное заверение их копий и их перевода на русский язык не требуется (Письмо Минфина России от 26.10.2007 № 03‑04‑06‑01/362).

Кроме того, при отсутствии отметок пограничного контроля работодатель для определения срока пребывания иностранного гражданина на территории РФ может использовать количество рабочих дней, указанное в журнале учета рабочего времени, который ведется в отношении этого гражданина с момента заключения с ним трудового договора (соглашения, контракта и т. д.) в соответствии с нормами трудового законодательства.

Вид на жительство подтверждает право физического лица на проживание в Российской Федерации, а не является документом, устанавливающим фактическое время его нахождения на территории страны (Письмо Минфина России от 14.04.2008 № 03‑04‑05‑01/108).

Возврат НДФЛ иностранному гражданину – налоговому резиденту РФ

Если в течение налогового периода работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в стране более 183 дней в текущем налоговом периоде), суммы вознаграждения, полученного работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала налогового периода, подлежат обложению по ставке 13%.

В таких случаях работодателям – налоговым агентам следует руководствоваться положениями п. 3 ст. 226 НК РФ, согласно которым исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

То есть начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российской Федерации в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные налоговым агентом с его доходов до получения им статуса налогового резидента по ставке 30%, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом по суммам доходов работника, включая доходы, с которых налог удерживался по ставке 30% (письма Минфина России от 15.02.2016 № 03‑04‑06/7958 и от 15.04.2014 № 03‑04‑06/17166).

Если суммы НДФЛ, удержанные с доходов сотрудника по ставке 30%, по итогам налогового периода были зачтены не полностью и после проведения указанного зачета осталась сумма НДФЛ, подлежащая возврату, ее возврат налогоплательщику осуществляется налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), в порядке, предусмотренном п. 1.1 ст. 231 НК РФ.

Возможна и противоположная ситуация. Налогоплательщик признавался налоговым резидентом, но по истечении некоторого времени с начала года его контракт оказался завершен. Если этот период времени меньше 183 дней, то по окончании года такое физическое лицо будет признано нерезидентом. Следовательно, весь доход, полученный им с начала года, надо будет пересчитать по ставке 30%. Непонятно, правда, как в данном случае удержать с налогоплательщика дополнительно начисленную сумму налога. Впрочем, об этом сами налоговые органы и должны позаботиться. Ведь согласно п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать с налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

Иностранец может взять патент

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, и достигший возраста 18 лет, имеет право осуществлять трудовую деятельность в нашей стране в особом порядке на основании патента.

Согласно п. 5 ст. 13.3 этого закона названный патент выдается иностранному гражданину на срок от 1 до 12 месяцев, но срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от 1 месяца. Общий срок действия данного документа с учетом продлений не может составлять более 12 месяцев со дня его выдачи.

Иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдан патент. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта РФ, на территории которого гражданину выдан патент (п. 16 указанной статьи Федерального закона № 115‑ФЗ).

Иностранные граждане, получившие патент, самостоятельно вносят фиксированные ежемесячные платежи. Размер каждого платежа составляет 1 200 руб., но он корректируется на коэффициент-дефлятор и региональный коэффициент (п. 3 ст. 227.1 НК РФ). Коэффициент-дефлятор на 2017 год установлен равным 1,623. 

Для таких граждан организация или индивидуальный предприниматель, принявшие их на работу, исчисляют НДФЛ в общем порядке, но уменьшают налог на сумму указанных фиксированных платежей за период действия патента (п. 6 ст. 227.1 НК РФ). В бюджет налоговый агент перечисляет только остаток.

Эта обязанность возникает у налогового агента при условии получения им от налогового органа специального уведомления, а от налогоплательщика – письменного заявления и документов, подтверждающих уплату им фиксированного платежа. При наличии такого уведомления можно учесть и фиксированные платежи, внесенные до его фактического получения (Письмо ФНС России от 14.03.2016 № БС-4-11/4184@). Налоговый агент вправе самостоятельно обратиться за таким уведомлением в налоговый орган.

Если сумма НДФЛ за период действия патента получилась меньше, чем фиксированный платеж, то никакого возврата или зачета делать не нужно.

Оплата жилья иностранных работников

Скажем еще об одной проблеме, которая возникает у работодателя, несущего расходы на жилье для привлекаемых иностранных рабочих.

По мнению Минфина, если организация арендует жилье для своих сотрудников либо выплачивает им денежные средства для оплаты аренды жилья, у сотрудников образуется экономическая выгода (доход), полученная в натуральной форме, поскольку организация несет за них расходы по найму жилого помещения (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Не делают чиновники исключения и для иностранцев (Письмо от 13.08.2014 № 03‑04‑06/40543).

В Постановлении ФАС СЗО от 18.02.2008 № А21-3559/2007 рассмотрена ситуация, в которой организация оплачивала проживание в гостинице иностранных специалистов, не имеющих постоянного места жительства на территории РФ и не состоящих в трудовых отношениях с этой организацией. Она перечисляла денежные средства за проживание иностранных специалистов на расчетный счет гостиницы, выплата дохода непосредственно этим физическим лицам не производилась. Следовательно, у организации в соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ не возникло обязанности налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет сумм НДФЛ.

ФАС ЦО в Постановлении от 11.12.2007 № А48-717/07‑2 (Определением ВАС РФ от 23.04.2008 № 4623/08 в передаче в Президиум ВАС данного дела для пересмотра в порядке надзора отказано) нашел аргументы в пользу налогоплательщика. Суд напомнил, что не подлежат налогообложению (освобождаются от него) все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных законодательством РФ), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения.

В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона № 115‑ФЗ одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной предоставляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации. Порядок предоставления указанных гарантий устанавливается Правительством РФ.

В частности, пп. «г» п. 3 Положения о предоставлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания на территории Российской Федерации предусмотрено, что принимающая сторона берет на себя обязательства по жилищному обеспечению приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в нашей стране в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти конкретного субъекта РФ.

Следовательно, организация, пригласившая иностранных работников, не должна была удерживать НДФЛ со стоимости оплаченных услуг по найму жилья для них (см. также постановления ФАС СКО от 06.02.2007 № Ф08-247/2007-105А, ФАС МО от 29.07.2011 № КА-А40/7917‑11 по делу № А40-94667/10‑13‑439, Определение ВАС РФ от 23.04.2008 № 4623/08 по делу № А48-717/07-15).

Уточним, что под гарантиями в указанном документе вполне определенно понимаются гарантийные письма работодателя о принятии на себя, в том числе, обязательства по предоставлению жилья.

Кроме того, надо иметь в виду позицию ФНС, по нашему мнению, необоснованную: чиновники в целях исчисления НДФЛ к жилищному обеспечению почему-то не относят возмещение расходов иностранного работника на проживание (Письмо от 10.01.2017 № БС-4-11/123@).

Очевидно, что работодатель вправе сам выбрать, каким способом осуществить «жилищное обеспечение» иностранного работника. И в любом случае его расходы на это не должны признаваться материальной выгодой работника, то есть не входят в облагаемую базу по НДФЛ. Имеющаяся арбитражная практика наш вывод подтверждает. Возможно, для налоговиков она и выглядит устаревшей, но нормы законодательства, регулирующие налогообложение в данной части, не изменились до сих пор.

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
Мнения
 
Люди которым это нравится