Шаги, которые нужно сделать после регистрации ИП

Что стоит сделать предпринимателю, чтобы избежать проблем.
Шаги, которые нужно сделать после регистрации ИП

Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя часто воспринимается как абсолютно достаточный и чуть ли не единственный шаг для ведения бизнеса. И далеко не у всех на этом этапе возникают вопросы: как вести расчеты с клиентами, какую отчетность и куда направлять, нужна ли печать и прочее? Решение этих вопросов откладывается на потом. А меж тем, такие действия могут иметь далеко идущие последствия.

В статье мы коротко остановимся на том, что стоит сделать предпринимателю, чтобы избежать проблем.

В начале июля 2021 года на «Клерке» пройдет бесплатный вебинар «Ликбез для начинающих ИП: налоги, документы, кадровый учет». Записывайтесь.

Разобраться с расчетным счетом

Наличие расчетного счета не является обязательным условием для индивидуального предпринимателя. Если род деятельности предусматривает оказание услуг населению и наличный расчет с клиентами и поставщиками, то в наличии банковского расчетного счета нет необходимости. Доходность предприятия будет осуществляться по Книге учета доходов и расходов.

А все налоговые выплаты ИП может производить через отделение Сбербанка. Если расчет с контрагентами происходит безналичным способом, то открытие расчетного счета становится обязательным условием успешной работы.

Принимая решение об открытии расчетного счета предпринимателю будет гораздо удобнее рассчитываться с контрагентами, арендодателями помещений, поставщиками материалов и ряда услуг, а взаиморасчеты между субъектами предпринимательской деятельности на сумму свыше 100 тысяч рублей должны проходить только через расчетный счет. Об этом сказано в Указании Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов».

Исключение составляют расчеты между предпринимателями и обычными гражданами, не являющимися ИП. Кроме этого, через расчетный счет удобнее оплачивать налоги и взносы, да и хранить крупные суммы денежных средств гораздо проще.

Критерии выбора банка для открытия расчетного счета

Чтобы не потерять заработанные деньги, а банковское обслуживание не стало непомерным грузом, необходимо правильно выбрать банк. Вот ряд критериев, на которые стоит обратить внимание при его выборе:

  • доступность банковской организации. Понятно, что информационные технологии диктуют свои правила и большинство операций совершаются дистанционно через всевозможные приложения, но некоторые операции требуют личного присутствия клиентов и поэтому будет удобней, если офис банка будет неподалеку;
  • стоимость обслуживания расчетного счета. Этот критерий напрямую связан с предпринимательской деятельностью. Если выручка небольшая, то стоит подыскать вариант с наименьшей комиссией банка по всем расчетным операциям;
  • рейтинг банка. Это важный показатель, который указывает на различные характеристики банка. Один из них — безопасность. Чем выше рейтинг организации, тем безопаснее банк. Это означает, что обслуживание расчетного счета будет стоить дороже, но безопасность операций при этом значительно выше;
  • кредитные предложения банков. В случае, если ИП планирует расширять свой бизнес за счет получения кредитов, то предпочтительнее все денежные операции совершать с привлечением услуг одного банка, а значит устоит учитывать предложения банков по кредитованию при открытии расчетного счета;
  • наличие дополнительных функций. На этот критерий стоит обратить внимание с точки зрения удобства пользования услугами банка. Это могут быть различные бонусы для клиента, например, бесплатное обслуживание в течение определенного времени, начисление процентов на остаток средств на счете и другое;
  • наличие интернет-банкинга. Еще одна дополнительная опция, которая существенно упростит взаимодействие с банком. При помощи интернет-банкинга можно проверять остаток на счете, совершать платежные операции в режиме онлайн, экономив при этом значительную часть времени.

Документы для открытия расчетного счета

Когда банк выбран, можно приступать непосредственно к открытию расчетного счета. Для этого, как правило, требуется от одного до нескольких дней, но возможно и открытие за несколько часов. Здесь все зависит от самой банковской организации. И, конечно, в банк необходимо будет предоставить пакет документов. Законодательно этот перечень не определен, однако во всех банковских организациях потребуется:

  • свидетельство о регистрации предпринимателя (ОГРНИП);
  • паспорт физического лица;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговых органах (ИНН);
  • выписка из реестра предпринимателей;
  • письмо из государственных органов статистики.

У каждого банка могут быть свои требования, поэтому перед подачей документов стоит связаться с его представителями и уточнить полный перечень.

Отдельно стоит отметить случаи, когда открытие расчетного счета и все операции совершаются через доверенных лиц. К основному пакету документов потребуется приложить нотариальную доверенность и паспорт представителя предпринимателя, наделенного правом подписи. Если предприниматель в своей хозяйственной деятельности использует печать, то необходимо предоставить и копии ее оттиска.

Нужна ли печать

Кстати, это еще один вопрос, который встает перед предпринимателями после регистрации: насколько необходимо изготовление печати? Однозначный ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина РФ № 03-11-02/85 от 30.07.2008 г. Не вдаваясь в детали письма скажем, что такой обязанности у ИП нет. Однако требования законодательства это одно, а ведение предпринимательской деятельности — другое. И в целом, наличие печати может быть полезно для предпринимателя. Например, при открытии расчетного счета, ИП может столкнуться с банкирами, которые потребуют ее наличия. Чтобы эту проблему обойти, можно просто отправиться в другой банк (но условия в нем могут быть не такими привлекательными).

Виды деятельности, которые предусматривают сотрудничество с юридическими лицами, обязывают подписывать большое количество различной документации: договоры, акты сдачи-приемки, товарные накладные и другое. Вместо печати ИП может скреплять документы подписью.

Но придется потратить время, убеждая контрагентов в правомерности отсутствия печати. И здесь вероятна ситуация, когда крупная компания со сложной системой бухгалтерского учета откажется продолжать сотрудничество.

Нужно быть готовым к тому, что статус индивидуального предпринимателя в глазах контрагентов несколько понизится. К тому же оттиск печати на документах создает дополнительную защиту от подделок.

Для предпринимателей, оказывающих услуги населению и осуществляющих деятельность без контрольно-кассовой машины (ККМ), необходимо пользоваться бланками строгой отчетности (БСО). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6.05.2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» в п.3 указаны требования наличия печати.

Невыполнение этих требований грозит ощутимым штрафом, который можно попробовать опротестовать в суде. Вполне возможно, что суд окажется на стороне предпринимателя. Но в какую сумму оценить потраченное время и нервы?

Информация на печати

Если бизнесменом принято решение о работе с печатью, то для ее изготовления нужно обратиться в любую компанию, которая оказывает подобные услуги. Как правило, ее стоимость не превышает 1000 рублей. Скорее всего, на выбор предложат несколько эскизов стандартного образца, в которых обязательно указываются:

  • организационно-правовая форма собственности (в данном случае это — предприниматель);
  • фамилия, имя, отчество;
  • город, республика;
  • ИНН;
  • ОГРН.

Помимо этого, предприниматель на свое усмотрение может разместить на оттиске фирменный знак или логотип, адрес, а также другую информацию. Нельзя использовать только герб России. Регистрировать печать в налоговой инспекции или другом контролирующем органе не надо.

И последний нюанс, на который следует обратить внимание.

ИП имеет право работать без печати, но если она изготовлена, то ставить оттиск необходимо на все документы. В противном случае недобросовестный контрагент может оспорить подлинность документа в суде.

Обязательства перед Пенсионным фондом и Фондом социального страхования

Одновременно с регистрацией физического лица в качестве ИП перед ним возникают обязанности перед бюджетом и внебюджетными фондами: это и налоговые платежи, и страховые взносы. В частности, взносы в Пенсионный фонд. Отдельная процедура постановки на учет в ПФР в качестве предпринимателя не требуется. Налоговики при регистрации ИП самостоятельно подают сведения в Пенсионный фонд по месту жительства. Немного позднее предпринимателю приходит уведомление о регистрации в ПФР с присвоением регистрационного номера, который необходимо указывать при осуществлении платежей.

Взносы ИП за себя

Взносы индивидуальным предпринимателем платятся фиксировано, в пределах установленного законом размера. Фиксированный размер страховых платежей в ПФР для предпринимателей в 2018 году, согласно ст. 430 НК РФ, составляет 26 545 рублей. При сумме дохода свыше 300 000 рублей, в ПФ уплачивается дополнительный 1% от превышающей этот порог суммы. При этом максимальная величина общей суммы взносов в ПФР не может превышать 212 360 рублей.

Производить платежи в Пенсионный фонд требуется не позднее установленных сроков. Если речь идет о фиксированных взносах, то установленную сумму 26 545 рублей необходимо перечислить не позднее 31 декабря текущего года. Уплачивать ее можно как частями, так и внести всю целиком. 1% от суммы свыше 300 000 рублей нужно оплатить до 1 июля года следующего.

Взносы ИП, который выступает в качестве работодателя

Если ИП выступает в качестве работодателя, то он обязан начислять с зарплаты работников и уплачивать платежи в пенсионный фонд. Платежи перечисляются ежемесячно, не позднее 15 числа по итогам рассчитанной заработной платы. При этом, подавать каких-либо уведомлений в пенсионный фонд не требуется. Все сведения поступают автоматически от налоговой инспекции.

Размер отчислений зависит от деятельности предпринимателя. Общая ставка для ПФР составляет 22%. При наличии пониженных ставок платежи могут быть существенно снижены. Например, если ИП находится на патентной системе налогообложения и его предпринимательская деятельность осуществляется в сфере розничной торговли, то взносы в пенсионный фонд в 2018 году будут равны 20%. Стоит учесть, что величина льготных страховых взносов может ежегодно меняться.

Предпринимателям, как и прежде, необходимо отчитываться о начисленных страховых взносах при наличии наемных работников и предоставлять расчеты в налоговую инспекцию (а не в ПФР, как это было раньше). Формировать отчетность требуется ежеквартально, срок сдачи ― до конца месяца, следующего за отчетным периодом. Заявленные в расчете взносы должны перечисляться своевременно и в полном объеме, иначе инспекция оставит за собой право доначислить недостающие суммы, а также насчитать пени и штрафы.

Несмотря на то, что администрирование сведений по страховым взносам перешло в ведение налоговых органов, необходимость отчитываться о наемных работниках в ПФР также осталась. Это отчетность по стажу работников. До 15 числа ежемесячно нужно подавать сведения по форме СЗВ-М, и ежегодно, до 1 марта, следующего за отчетным периодом — информацию по стажу работников по формам СЗВ ― СТАЖ и ОДВ ―1.

Отдельно нужно отметить обязанность ИП подать соответствующие документы в ФСС и зарегистрироваться в качестве работодателя, когда он сразу после регистрации нанимает работников. Большинство ИП забывают это сделать и попадают на штрафы. За опоздание с регистрацией на срок до 90 календарных дней сумма штрафа составляет 5 тысяч рублей, свыше 90 дней — 10 тысяч рублей. Чтобы этого избежать, необходимо в течение 30 дней после заключения договора с работником встать на учет в ФСС в качестве работодателя.

Для этого в Фонд социального страхования необходимо подать: заявление установленного образца, паспорт индивидуального предпринимателя; свидетельство ОГРН, ИНН, выписку из ЕГРИП, трудовые книжки нанимаемых работников (на работников, нанимаемых по совместительству — трудовые договора) и доверенность (если документы представляет не сам ИП). После этого фонд в течение трех рабочих дней регистрирует ИП в качестве страхователя, присваивает ему регистрационный номер, код подчиненности и устанавливает тариф страховых взносов на травматизм в соответствии с осуществляемой деятельностью. При найме новых сотрудников повторно регистрироваться в ФСС не потребуется.

Комментарии

2
  • Наталья Максимова
    "Доходность предприятия будет осуществляться по Книге учета доходов и расходов" - Просто шедевр!!!!! Дальше можно не читать)))))
  • МухоморВл

    medyza, Вы писали:

    "Доходность предприятия будет осуществляться по Книге учета доходов и расходов" - Просто шедевр!!!!! Дальше можно не читать)))))

    Фраза сразу резанула глаз!

  • Safrimsham
    Этот комментарий удален.

ФНС: ошибки бизнеса в платежках снизились в 24 раза

В 2,3 раза уменьшилось количество «технических» налоговых должников — когда у компании одновременно был долг по одному налогу и переплата по другим. В 6 раз стало меньше приостановок операций по счетам. Все благодаря ЕНС.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5

Как повторно использовать старый контент, если не хватает времени на создание нового

Для продвижения в соцсетях юристу постоянно нужно создавать контент, желательно — уникальный. Однако нехватка времени на ведение социальных сетей не всегда позволяет писать новые экспертные посты. Выход есть: «переупаковать» имеющийся контент.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Wildberries планирует выйти на рынок трех дальних стран

Компания может запустить сервис в Дубае и в других регионах Ближнего Востока, а также в Северной Африке.

Сроки запуска разрешительного режима. Когда начнут проверят код маркировки

С 1 мая 2024 года вступит в силу новый разрешительный режим для молочной продукции и упакованной воды при продаже через кассовые системы.

3-НДФЛ

👍 Не будет штрафа, если просрочили сдачу 3-НДФЛ из-за технических ограничений

Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

2
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Блиновская использовала два десятка ООО и три ИП, чтобы сэкономить 918 миллионов, и потеряла все! Не будь как Елена

Сегодня поговорим о том, как за счет дробления бизнеса Елена Блиновская вывела почти миллиард рублей. И что с этой информацией делать предпринимателям.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥Обзор к утру пятницы: новая одежда для заключенных, сторис на Госуслугах, зарплатные долги достигли минимума

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

В ближайшие дни объявят параметры налоговой амнистии при дроблении бизнеса

К маю будет готов механизм амнистии для бизнеса, который увлекается дроблением.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд
Реклама

Продлить договор на рекламную конструкцию станет проще

4 мая начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Топ-10 облигаций с высокой доходностью от аналитиков РБК

Снег уже везде растаял, начинают таять и доходности по облигациям на ожиданиях разворота ДКП, которого, кстати, может и не быть в ближайшее время. Для желающих инвестировать в надёжных эмитентов эксперты из РБК предлагают любопытную подборку облигаций с доходностью выше 16%. Посмотрим, что им есть предложить.

Топ-10 облигаций с высокой доходностью от аналитиков РБК
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Ипотека

Приняты новые условия промышленной ипотеки

Минпромторг обновил на 2024 год ключевые параметры механизма «промышленной ипотеки».

Или пан или пропал! Конституционный суд нашел брешь в законе

Конституционный суд указал законодателю закрыть брешь в законе по вопросу получения профессиональных налоговых вычетов физическим лицом, не зарегистрированным в качестве ИП.

Или пан или пропал! Конституционный суд нашел брешь в законе
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

2

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Интересные материалы

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.