Бюджетный учет

Изменения в отчетности учреждений за 2018 год

Минфин подготовил проекты, и, не исключено, что они заработают с начала 2019 года.

На сайте регулятора можно ознакомиться с проектами приказов по изменения в инструкции по формированию бюджетной и бухгалтерской отчетности учреждений. Изменений очень много, рассмотрим лишь малую часть из них.

Показатели баланса

В обновленных балансах ф. 0503130 и ф. 0503730 в разделе II «Финансовые активы», а также в разделе III «Обязательства» предполагается указание долгосрочной задолженности.

То есть бухгалтерам уже в самом скором времени придется научиться разбираться в тонкостях гражданского законодательства, чтобы установить является ли долгосрочной учитываемая на балансовых счетах задолженность, в частности по:

  • финансовым вложениям (20400);
  • дебиторская задолженность по доходам (20500, 20900);
  • дебиторская задолженность по выплатам (20600, 20800, 30300);
  • кредиторская задолженность по выплатам (30200, 20800, 30402, 30403);
  • кредиторская задолженность по доходам (20500, 20900),

и т.п.

Как можно увидеть из формы баланса, важно будет не только вычленить долгосрочную задолженность из общего показателя задолженности, но и правильно его отнести по группе счетов.

При этом в настоящее время в Инструкции № 157н нет четкого определения задолженности, которую следует квалифицировать как долгосрочную. Лишь в пункте 192 и 295 Инструкции упоминаются долгосрочные вложения и долгосрочные договора. Можно предположить, что к долгосрочной задолженности нужно будет относить задолженность, платежи по которой, согласно условиям договора, ожидаются за пределами 12 месяцев.

При этом не совсем ясно, каким образом у учреждений может возникнуть, например, долгосрочная кредиторская задолженность. Ведь если в учреждении налажен грамотный учет принимаемых обязательств на 500-х счетах, то принять обязательства сверх срока лимитов невозможно! Тем более, что казначейские органы строго контролируют учет всех обязательств учреждений. И в большинстве случаев учреждениям лимиты доводятся на отчетный период, то есть год, и только в отдельных случаях – на срок до двух или трех лет.

Подсказка от стандарта

Некоторую ясность в порядке отражения долгосрочной задолженности в формах отчетности может дать Федеральный стандарт учета «Долгосрочные договоры», утвержденный приказом Минфина от 29.06.2018 № 145н. Согласно пункту 3 этого стандарта он применяется при отражении в бухгалтерском учете доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения субъектом учета договоров подряда, возмездного оказания услуг, срок действия которых превышает один год и выполнения субъектом учета работ (услуг) по долгосрочным договорам, а также при раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о таких объектах бухгалтерского учета.

Однако стандарт «Долгосрочные договоры» вступит в силу с 1 января 2020 года и будет учитываться при формировании отчетности за 2020 год. Поэтому можно предположить, что ожидаемые изменения в отчетности в части отражения долгосрочной задолженности будут носить «переходный» характер.

Любопытно, что в настоящее время одновременно с проектом приказа Минфина по изменениям в отчетность в Госдуме рассматривает законопроект федерального закона № 575453-7 (внесен в Госдуму 30 октября 2018 года) по внесениям изменений в Бюджетный кодекс. Согласно законопроекту, если у учреждения или любого другого юрлица есть просроченный или неурегулированный долг перед бюджетом, субсидию (в том числе на госзадание или целевые средства) или инвестиции из этого бюджета оно не получит. Исключения смогут устанавливать правительство, региональные и местные власти.

Схожее правило до последнего времени содержалось в законе о бюджете на соответствующий год, но теперь это правило предлагают внести в БК.

Если этот законопроект будет принят, то он вступит в силу с момента его подписания, и вполне вероятно, что это будет с 1 января 2019 года.

Возможно, что появление в отчетности показателей о долгосрочной задолженности связано с этими изменениями в БК. Если все изменения будут приняты, то на основании данных баланса можно будет судить – получит учреждение в следующем году финансирование или нет.

Отчетное

Помимо появления в форме баланса новых показателей Минфин планирует в новой редакции Инструкции № 191н изложить:

  • Баланс исполнения бюджета (ф. 0503120);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
  • Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);
  • Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
  • Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164).

В Справке по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) может появиться новый раздел 1.1. Он будет называться «Бюджетная деятельность. Расшифровка суммы фактических расходов, фактической себестоимости выполненных работ, в части отнесения на уменьшение финансового результата текущего года».

Аналогичные изменения планируются в Инструкцию № 33н.

Некоторые нововведения наводят на мысль, что им должны предшествовать изменения в инструкциях по учету, но проектов этих инструкций на сайте регулятора пока нет. Поэтому вопросов возникает пока больше, чем приятных впечатлений.

Отметим, что общественное обсуждение проектов приказом Минфина в Инструкцию № 191н и № 33н будет происходить соответственно до 12 и 15 ноября 2018 года. Далее, вероятно, должно быть так: Минфин до конца ноября подписывает приказы, примерно до середины декабря Минюст должен их зарегистрировать. Тогда все изменения нужно будет учесть при формировании отчетности за 2018 год.  Как будет в реальности – посмотрим.

Начать дискуссию