Проверки

Реформа системы контроля и надзора: два важных закона

Два важных федеральных закона, касающихся реформы проведения контрольных мероприятий, были подписаны ещё в конце июля. Какие изменения ожидаются в системе проверок?
Реформа системы контроля и надзора: два важных закона

Два важных федеральных закона, касающихся реформы проведения контрольных мероприятий, были подписаны ещё в конце июля. Какие изменения ожидаются в системе проверок?

Закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле

Закон о контроле, вступающий в силу с 01.07.2021:

  • определяет процессуальные основы осуществления государственного и муниципального контроля;
  • делает основной акцент на профилактических мероприятиях;
  • предусматривает новую модель управления рисками;
  • дополняет перечень контрольно-надзорных мероприятий;
  • предполагает цифровизацию контроля.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона о контроле, под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований (НОТ), осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики НОТ, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению выявленных НОТ, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Пунктом 7 ст. 30 Закона о контроле введен запрет на установление следующих количественных ключевых показателей по видам контроля: сколько проведено профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, выявлено нарушений, привлечено к ответственности лиц, на какую сумму выписано штрафов.

Закреплено, что контрольно-надзорный орган для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) относит объекты контроля к одной из категорий риска (п. 1 ст. 23 Закона о контроле). Таких категорий выделено шесть – от чрезвычайно высокого до низкого. А статьей 24 Закона о контроле определен порядок отнесения объектов контроля (надзора) к категориям риска и выявления индикаторов риска НОТ.

До 01.01.2022 планируется утвердить положения о видах регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (п. 4 ст. 98 Закона о контроле). С 01.07.2021 начнется формирование единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Реестр должен быть введен в эксплуатацию до 01.01.2022 (п. 5 ст. 98 Закона о контроле).

Закон о «регуляторной гильотине»

Закон о «регуляторной гильотине» – то есть о реформе системы обязательных требований (ОТ), содержащихся в нормативных правовых актах (НПА), – определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в таких актах требований, которые связаны с экономической деятельностью и соблюдение которых оценивается в рамках контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Обязательные требования устанавливаются, в частности, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, положениями международных договоров РФ, НПА субъектов РФ, муниципальными НПА.

Остановимся на некоторых наиболее интересных положениях Закона о «регуляторной гильотине».

Положения НПА, устанавливающих ОТ, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего НПА.

Сформулирован ряд принципов установления и оценки применения ОТ, в частности:

  • при введении ОТ оцениваются наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
  • содержание ОТ должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при применении и должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом;
  • ОТ должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования требований, а также противоречий между ними;
  • ОТ, установленные в отношении одного и того же предмета регулирования, не должны противоречить друг другу;
  • ОТ должны быть исполнимыми. При формировании ОТ необходимо учитывать затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими ОТ, при обычных условиях гражданского оборота.

Запрещено устанавливать ОТ, исключающее возможность исполнить другие ОТ.

Пунктом 1 ст. 13 Закона о «регуляторной гильотине» введена возможность установления экспериментального правового режима, который заключается в применении в течение определенного периода времени специального регулирования в отношении определенной группы лиц или на определенной территории – например, полного или частичного отказа от применения каких-либо ОТ.

Правительством РФ до 01.01.2021 в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории РФ и отмена НПА Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР, содержащих ОТ, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), – таково требование п. 1 ст. 15 Закона «о регуляторной гильотине».

С 01.01.2021 при осуществлении государственного контроля (надзора) не будет допускаться оценка соблюдения ОТ, содержащихся в НПА, которые вступили в силу до 01.01.2020 (п. 2 ст. 15 Закона «о регуляторной гильотине»). Также с 01.01.2021 несоблюдение требований, содержащихся в актах, вступивших в силу до 01.01.2020, не будет считаться основанием для привлечения к административной ответственности (п. 3 ст. 15 Закона «о регуляторной гильотине»).

С 01.01.2021 вступает в силу еще один запрет – при осуществлении государственного контроля (надзора), предоставлении лицензий и иных разрешений, аккредитации будет недопустимо оценивать соблюдение ОТ из официально не опубликованных НПА (за исключением ОТ, составляющих гостайну или относимых к иной информации ограниченного доступа).

Начать дискуссию

Не всем IT-компаниям нужно в мае подтвердить аккредитацию

С 8 мая до 1 июня 2024 года IT-компании должны подтвердить госаккредитацию, указать долю доходов от профильной деятельности, а также внести сведения о продаже программ, включенных в реестр отечественного ПО.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В приграничных регионах создадут свободную экономическую зону

Депутаты одобрили законопроект, который предоставит предпринимателям из Белгородской, Курской и Брянской областей такие же льготы, как у бизнеса из Новороссии.

Общество

Юридическую помощь бесплатно будут оказывать по стандарту

Минюст предложил утвердить стандарт оказания бесплатной юридической помощи.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Депутаты: плата за коммуналку не должна превышать 10% дохода семьи

Действия недобросовестных управляющих компаний привели к перекосу в ценообразовании в сфере ЖКХ.

ФАС отчиталась, как боролась с недобросовестной конкуренцией в прошлом году

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

⚡️ Итоги дня: мошенники зовут на бесплатные фотосессии, а найти пару предлагают через Госуслуги

Подготовили обзор главных событий дня — 6 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

⚡️ Итоги дня: мошенники зовут на бесплатные фотосессии, а найти пару предлагают через Госуслуги
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Трудовые отношения

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Порядок оплаты сверхурочных работ закреплен в обновленной ст. 152 ТК во исполнение поручения, которое дал законодателям КС в постановлении от 27.06.2023 № 35-П. Теперь при оплате сверхурочной работы необходим принимать во внимание все компенсационные и стимулирующие выплаты.

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

ТВ-реклама детской карты крупного банка признана ненадлежащей

ФАС признала ненадлежащей рекламу детской карты «Альфа-Банка», поскольку она содержала некорректное сравнение.

Путин: экономика России росла темпами выше мировой

Антироссийские санкции привели к результатам, которые западные оппоненты не ожидали.

Модернизацию НМА надо амортизировать

Результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей – это амортизируемое имущество по нормам НК.

Легализация зарплат выходит на новый уровень. Начнутся трудовые проверки. 🚦 «Ночной бухгалтер» № 1677

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Не всякий налоговый агент по НДФЛ может предоставить имущественный вычет

Если вы в 2024 году купили квартиру, то не обязательно ждать, когда закончится год, чтобы сдать 3-НДФЛ. Можно оформить вычет через налогового агента. Но не всякий агент такой вычет даст.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Трудовое право

Ключевые отличия трудового договора и договора ГПХ. Как не ошибиться в терминологии. Мини-курс

Рассказываем в мини-курсе, какие ключевые отличия между трудовыми договором и договором ГПХ нужно знать, чтобы не возникло вопросов от налоговой.

Ключевые отличия трудового договора и договора ГПХ. Как не ошибиться в терминологии. Мини-курс

Ошибки в формировании финмодели. Четыре ошибки, которые могут привести бизнес к краху

Какие ошибки совершают предприниматели, когда открывают новые направления бизнеса? Какие из ошибок могут стать фатальными для уже состоявшейся на рынке компании? Из каких показателей должна состоять финансовая модель? Разберем на примерах. Забирайте в закладки, чтобы не потерять.

Ошибки в формировании финмодели. Четыре ошибки, которые могут привести бизнес к краху
2
Алименты

В России начнет работать реестр должников по алиментам

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

Как купить или продать USDT в 2024 году и все платформы где это можно сделать

В этой статье мы обсудим различные методы покупки и продажи криптовалюты USDT (Tether).

Как купить или продать USDT в 2024 году и все платформы где это можно сделать

Что изменилось в воинском учете и как работодателям его вести

Компании смогут передавать документы в военкомат в электронном виде, но только после того, как заработает реестр воинского учета.

Должная коммерческая осмотрительность — излишняя формальность или необходимость для применения налоговой льготы или выгоды

Что такое должная коммерческая осмотрительность и ее значение, правовые последствия в налоговых проверках. Что требует налоговый орган и как относятся суды. Кто и когда должен доказывать её проявление, налоговый орган, доказывая обоснованность начисленной недоимки или сам налогоплательщик в суде?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Стало больше нарушений при ввозе и вывозе наличных

ФТС России за январь-март выявила 2747 фактов незаконного перемещения гражданами наличных.

Интересные материалы

Что такое маркетплейс, или как получить разные финансовые услуги в одном месте

Бывает, что банк предлагает лучшие ставки по вкладам, а его отделений нет поблизости. Но теперь необязательно куда-то ехать, чтобы выгодно открыть депозит. Это получится сделать онлайн — через финансовый маркетплейс. Разбираемся, как работают эти площадки и какие еще услуги удастся на них оформить.

Иллюстрация: Nataliya Vaitkevich/pexels