Кадры

Пять процентов на ошибки: правила эффективного делегирования

Как работает по-настоящему эффективная система передачи функционала?
Пять процентов на ошибки: правила эффективного делегирования

Делегирование — один из базовых инструментов работы как наемных руководителей и топ-менеджеров, так и предпринимателей. О том, что своевременная передача задач или компетенций может экономить временные, денежные, эмоциональные и другие ресурсы, знают все.

Более того, результаты исследования Gallup показали, что средняя выручка компаний из списка Inc.500, руководители которых на высоком уровне владеют навыком делегирования, на 33% выше, чем у тех, чьи руководители используют этот навык на низком профессиональном уровне.

Почему же тогда существует страх делегирования? Как работает по-настоящему эффективная система передачи функционала?

Начать с простого

Чаще всего причина, по которой людям сложно делегировать, — психологическая. Например, мешает убеждение в том, что другие справятся хуже. Этим обычно страдают перфекционисты, живущие по принципу «лучше меня никто не сделает».

Такой подход имеет право на существование и справедливо будет сказать, что он порой обеспечивает высокое качество результата. Однако приверженцы данной стратегии вряд ли смогут быть успешными предпринимателями или топ-менеджерами просто потому, что берут на себя рутинных дел больше, чем нужно, и не успевают мыслить масштабно и стратегически. Становясь тем самым «бутылочным горлышком», которое замедляет развитие бизнеса и снижает производительность.

Начать приучать себя делегировать легче всего с передачи простого функционала: нанять водителя, личного ассистента, секретаря, домработницу и так далее.

Возьмите лист бумаги и посчитайте стоимость одного часа вашего времени. Для этого нужно взять общую сумму годового дохода и разделить это число на 2 080 — среднее количество рабочих часов в году (40 часов х 52 недели). Если полученная цифра превышает стоимость часа работы нанятого работника или стоимость услуг сервиса, значит пора делегировать.

При этом надо помнить, что довольно часто люди, выполняющие простой функционал, на своих позициях долго не задерживаются. Поэтому вы сэкономите время, силы и энергию, если четко сформулируете задачи для каждой должности и пропишете их либо сохраните в виде аудио- или видео-инструкций. Ушел один исполнитель, вы сразу же передали дела новому, просто отправив ссылку на папку/документ, где хранятся все релевантные инструкции.

Центр обучения «Клерка» приглашает на бесплатный вебинар о том, что делать бухгалтеру, который хочет уйти в аутсорс: подробнее тут.

Вести «базу знаний»

В любой организации возникают ситуации, когда после делегирования коллегам требуется помощь или совет. Я, например, выработал привычку не просто отвечать на их вопросы, но и каждый раз делать пометку, чтобы еще разобрать вопрос/ситуацию во время еженедельных обучающих zoom-конференций.

Мы обмениваемся опытом, делимся мыслями, формируем некое ноу-хау того, что надо делать, чтобы проблема не повторялась. Абсолютно все видео-записи мы сохраняем в специальной папке под названием «Обучение». Коллеги, которые не смогли присутствовать на конференции или только что пришедшие в компанию в обязательном порядке просматривают все видео. Так я распространяю знания и экономлю время.

Разобрав проблему один раз, я уверен, что абсолютно вся команда знает, что делать, и могу тем самым спокойно делегировать.

Сопровождение и наблюдение

Каждый новый человек, который приходит работать в нашу команду, имеет за плечами свой опыт, бэкграунд, привычки и стиль общения с коллегами и клиентами. Все вышеперечисленное может отличаться и не совпадать с нашей корпоративной культурой. Поэтому первые несколько месяцев важно сопровождать коллегу, наблюдать за его работой и обучать.

Например, мы проверяем и подтверждаем его рабочие письма и сообщения в мессенджерах. Отслеживаем выполнение договоренностей, которые он достигает. Все это нужно для того, чтобы перед «выходом на фронт» и общением с клиентами и заказчиками, новый член команды синхронизировался с компанией и ее правилами.

Этот процесс занимает примерно пару месяцев. Затем необходимость в постоянном сопровождении отпадает. Теперь хорошо бы дать коллеге возможность проявить себя, делегируя всё большее количество задач. Так можно быстро понять его сильные и слабые стороны и определить, с чем он будет справляться лучше всех.

Право на ошибку

Делегируя задачи, помните — в одной из плюс-минус двадцати задач каждый из нас сделает что-то не так. Это нормально. Поэтому надо закладывать 5% на ошибки и быть готовым к тому, что каждый месяц вам придется выделять какое-то время на их исправление.

Но даже это не сравнится с тем количеством часов, которые вы бы потратили, выполняя все самостоятельно и откладывая по-настоящему важные дела. К тому же оступаясь и совершая неверные шаги, человек быстрее учится, накапливает опыт и становится хорошим специалистом.

Поэтому лучше периодически урегулировать проблемы по мере их возникновения, чем тормозить личностный и профессиональный рост всей команды, снижать ее вовлеченность и пытаться сделать все самому.

Один ответственный

Как руководитель, я неоднократно замечал, если дело не движется или движется, но только когда мне самому приходится им заниматься, значит процесс не разложен на этапы и люди не понимают, кто за что отвечает. Чтобы не делать все самому и делегирование не привело к серьезному снижению качества результата, руководителю надо выстроить понятный и прозрачный для своих подчиненных рабочий процесс, который будет идти по определенному алгоритму.

Каждому члену команды необходимо четкое понимание того, что он делает и на каком этапе. За выполнение определенной задачи должен нести ответственность только один человек. Если ответственного нет, значит отвечает руководитель, а делегирования не произошло.

Когда не до демократии

При всей пользе делегирования не стоит уходить в крайности. Бывают ситуации, когда быстро среагировать и взять на себя ответственность может и должен руководитель в силу своего авторитета, опыта, уровня экспертизы и понимания всех аспектов ситуации. И тут уже не до демократии и размышлений о вреде микроменеджмента.

Моя команда имеет довольно широкие полномочия принимать большую часть решений самостоятельно, но если я увидел, что мы движемся куда-то не туда, то я имею возможность и право в любой момент вмешаться и дать прямые указания по любому вопросу. Я этим не злоупотребляю, но иногда пользуюсь этим правом. Это же правило я применяю, когда вижу потенциально перспективное направление для развития бизнеса, и надо быстро проверить какое-то количество гипотез. Если я начну совещаться с командой и партнерами, выслушивать аргументы «за» и «против», мы просто потеряем драгоценное время. Как предприниматель и руководитель, я сам решаю, что надо делать и даю четкие указания на проверку гипотез без предварительных обсуждений. Иначе мы надолго застрянем на уровне теорий и рассуждений, а нам нужны результаты.

Начать дискуссию

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

Большинство финансовых директоров перешли на эту должность из позиции бухгалтера. Разберемся, в чем принципиальные отличия в задачах финдира и главбуха, а также выясним, что необходимо бухгалтеру для перехода на новую позицию.

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В России впервые промаркировали пиво для собак (фото)

В ходе эксперимента промаркирована партия пива для собак методом этикирования, код нанесен на крышку на производстве «Апиценна».

Общество

Обучение детей станет более безопасным: утвержден первый ГОСТ на электронные учебные устройства

Росстандарт утвердил национальный стандарт ГОСТ Р 71345-2024 «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей общие требования».

Лучшие спикеры, новый каждый день

Порядок заполнения электронного путевого листа

Путевые листы необходимы для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. С 1 марта 2023 года их можно заполнять в электронном виде. Рассказываем о заполнении электронных путевых листов.

Порядок заполнения электронного путевого листа

Госдума придумала, что делать с авторскими гонорарами иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Для осуществления трудовой деятельности в России иностранным гражданам из «визовых» стран необходим полный комплект разрешительных документов. Кроме того, работодатели тоже обязаны в большинстве случаев оформлять различные разрешения для найма иностранцев на работу.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Чтобы принять у доставки заказ, не обязательно знать его номер

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Ребят, срочно отодвигаем в сторону пивас и шашлык, берём рулетки и измеряем свои квартиры. Они уменьшились на 25%. Хорошо, что не наши, а в среднем в новостройках за 5 лет. Лукойл обвалился на 3%, выплатив 6% дивидендов. Рубль не стал обваливаться, новые облигации на паузе, а я продал Газпром и рассказал о самом интересном, что произошло за неделю.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3
Новости ФНС

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Инвестиции

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Интересные материалы

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.