ЭДО в кадровом учете

Для чего и с какой электронной подписью переходим на кадровый ЭДО

Законодательство пока не требует работодателей обязательного перехода на кадровый электронный документооборот. Однако, для его внедрения уже всё готово, уже 99,9% документов можно подписывать электронной подписью. Не стоит дожидаться объявления принудительного перехода, начинайте уже сейчас получать выгоду и пользоваться преимуществами КЭДО.
Для чего и с какой электронной подписью переходим на кадровый ЭДО
Иллюстрация: gpointstudio/freepik

Если верить опросу, проведенному ассоциацией «РОСЭУ», на начало апреля 2022 года уже 68,7% опрошенных работодателей перешли или запланировали переход на КЭДО.

Сейчас конец 2023 года — лучшее время, чтобы подготовиться и войти в 2024 с оцифрованным кадровым учетом.

Почему КЭДО дешевле, чем бумажный документооборот

Всё больше компаний привыкают и работают с удаленными сотрудниками.

Со времен пандемии 2020 года процессы взаимодействия между сотрудниками и работодателем не только отлажены, но и законодательно закреплены в Трудовом кодексе (см. закон от 21 ноября 2021 года № 377-ФЗ).

Количество дистанционщиков растет, а значит и расходы на доставку бумажных документов. Этот фактор послужил мотивацией для быстрого развития и распространения КЭДО. Теперь в бумажном виде можно оставить лишь некоторые категории документов (Приказ об увольнении, акт о несчастном случае на производстве, журналы обучения и листы ознакомления с инструктажами по охране труда), а остальные — перевести в цифровой формат.

Чем меньше бумаги, тем больше экономии: на расходниках, на печати, на обработке и архивном хранении бумажных экземпляров.

Кроме сбережения финансовых средств компании могут значительно сэкономить на времени обработки документов, а значит ускоряются бизнес-процессы, освобождается время у кадровых сотрудников. КЭДО освободил их от оформления, поиска, сканирования и копирования документов.

Кому в первую очередь нужно переходить на КЭДО

1. Большие и средние компании с многочисленным штатом.

По средним и округленным подсчетам на подобных предприятиях на одного сотрудника приходится минимум 14 и максимум 89 документов по кадрам.

Обработать и обеспечить документами штат из 50 человек — это вполне выполнимая задача для бумажного кадрового учета. Но эта миссия невыполнима для крупных работодателей с численностью от 100 сотрудников.

Ни один кадровик, а целый отдел вынуждены как на конвейере печатать, готовить, оформлять приказы о командировках и отпусках, перемещениях по службе, переводах, вознаграждениях и дисциплинарных взысканиях и т.д. и т.п.

Помимо текущих документов сохраняется обязанность знакомить сотрудников с многочисленными ЛНА: инструкциями, регламентами, положениями о коммерческой тайне, информационной безопасности, персональных данных.

Можно долго перечислять количество бумаг на предприятии, но не забудьте, что постоянно приходится вносить изменения, подписывать допсоглашения и повторно знакомить всех. Поработав с КЭДО, трудно представить, как на таких предприятиях могли работать без него.

Если у компании большой штат и (или) количество создаваемых бумажных документов превышает все разумные представления, то переход на КЭДО — это жизненная необходимость.

Он позволяет удаленно ознакомить персонал, собрать подписи и упорядоченно хранить файлы, без риска потерять что-либо в огромном потоке документооборота.

2. Компании с филиалами, представительствами и обособленными подразделениями.

Все сотрудники, которые трудятся на расстоянии от кадровой службы и генерального директора, испытывают трудности по подписанию и передаче бумажных документов. Приходится увеличивать расходы на курьерскую доставку документов для найма персонала, подписания договоров о мат. ответственности, издание приказов, ознакомления с ЛНА.

Велика вероятность совершения ошибок при оформлении документов бумажным способом, поэтому пересылку и переподписывание приходится повторять по несколько раз.

Это не считая случаев, когда документы просто терялись во время путешествия или опаздывали к нужному сроку. Всё это негативно сказывается на состоянии кадрового учета в организации, и впоследствии выливается в доначисления от трудовой инспекции и проигранные судебные разбирательства.

КЭДО исключает порчу и утерю документа. Также электронную подпись, как и время подписания, невозможно подделать. Нет надобности оплачивать почерковедческую экспертизу при возможных судебных спорах с работниками.

3. Компании с дистанционными сотрудниками.

Больше всего удаленщиков встречается в рекламе, маркетинге, IT, массмедиа, бухгалтерском и юридическом консалтинге. Всем этим специалистам не нужно ежедневно находиться в офисе, чтобы качественно выполнять свою работу, они могут жить даже на острове. Но при этом они работают по трудовому договору и обязаны подписывать массу обязательных документов.

Заменить таких дистанционщиков на фрилансеров за штатом не всегда возможно и удобно для компании. Поэтому взаимодействовать с ними можно только с помощью КЭДО.

4. Прогрессивные и современные компании, которые хотят повысить лояльность персонала.

В кризисное время спрос на высококвалифицированную рабочую силу велик, как никогда. А внедрение автоматизации и цифровизации в кадровый учет — это ещё одно конкурентное преимущество работодателя. Наличие КЭДО повышает репутацию компании, укрепляет доверие и располагает к себе новых и работающих сотрудников.

Подсчитаем преимущества

Внедрение КЭДО приводит к неизбежной экономии на расходниках, логистике, трудовых и временных ресурсах. Удаленные сотрудники станут такими же близкими, как и офисные.

Упрощение и автоматизация кадрового учета никого не оставит равнодушным, поможет получить доверие своих работников. Например, это позволит персоналу меньше отвлекаться от рабочих дел, согласовывать и подписывать документацию в удобное для себя время без посещения отдела кадров.

Сотрудники смогут сами отслеживать документы о своем трудоустройстве и обращаться к ним при необходимости через личный кабинет.

Например, до совершения ошибки можно перечитать инструкции по безопасности, освежить знания внутренних локальных актов, регламентов и положений. В конечном итоге, все это положительным образом скажется на структуризации бизнес-процессов.

Какая электронная подпись нужна

В конце 2021 года в уже известном законе № 377-ФЗ от 22.11.2021 появилась возможность использовать для КЭДО систему «Работа в России» или другую информационную систему. Но этого недостаточно. Без нужной электронной подписи КЭДО превращается в архив с отсканированными документами. 

Кратко вспомним, какие сейчас существуют электронные подписи:

1. Квалифицированная электронная подпись.

Ставится на документах для обеспечения и подтверждения их юридической значимости. Для её нанесения нужны криптографические программы, что обеспечивает КЭП высоким уровнем защиты и приравнивает по значению к рукописной подписи.

Такую подпись ИП и юрлица получают в ФНС и у ее доверенных лиц. Физические лица могут обратиться в любой аккредитованный удостоверяющий центр.

2. Неквалифицированная электронная подпись.

Применяется во внутреннем и внешнем документообороте. Эта подпись не пригодна для торгов, работы на госпорталах, отправки отчётности.

3. Простая подпись.

Можно встретить чаще всего, например, логин и пароль от email также будут считаться вашей простой электронной подписью. Авторизоваться в соцсетях можно, но для подписания юридически важных документов она не подходит.

При этом в КЭДО есть ряд случаев, когда Роструд разрешил сотрудникам использовать ПЭП:

  • для оформления заявления отпусков и составления графика отпусков;

  • для согласования командировки;

  • для привлечения к дополнительной работе в выходные и праздничные дни;

  • для получения согласия на обработку личных данных;

  • для получения расчётных листов, матпомощи и других выплат.

Правда перед тем, как внедрять логины и пароли, правила нужно прописать в трудовом договоре.

Чтобы начать использовать КЭП, не нужно заключать дополнительных соглашений и прописывать изменения в ЛНА, т.к. у КЭП сотрудника намного больше полномочий и юридической силы.

С её помощью подписывают следующие кадровые документы:

  • трудовой договор;

  • договор о материальной ответственности;

  • ученический договор;

  • договор на получение образования без отрыва (с отрывом) от работы;

  • согласие на перевод;

  • заявление об увольнении;

  • отзыв заявления об увольнении;

  • ознакомление с уведомлением об изменении определённых сторонами условий трудового договора;

  • приказ о применении дисциплинарного взыскания.

Также для подписания этих документов может быть использована и неквалифицированная электронная подпись, если порядок её проверки определён соглашением сторон трудового договора.

Начать дискуссию

По какому графику работать в день инвентаризации: позиция Роструда

Работодатель не вправе объявить, что в день инвентаризации на работу можно не выходить, а отработать его в субботу.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Вывод дивидендов и купонов с ИИС-3: ЦБ «за», Минфин не может определиться

Если переводить доходы по ценным бумагам на другие счета, то потеряется сам смысл ИИС-3, который был задуман, чтобы накапливать деньги, а не тратить их.

💥Обзор новостей: Бакальчук за прогрессивную шкалу НДФЛ, духи и лосьоны начнут маркировать, аттракционы опасны

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Маркетинг

Российские бренды полностью заменили иностранные

После того как иностранные компании ушли из страны, отечественные бренды заняли их места в торговых центрах.

Секреты налоговой амнистии: что власти скрывают от предпринимателей?

Новый способ пополнить бюджет, или…

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Кадры

Предприятия смогут подготовить нужных специалистов за счет бюджета

Заявки начнут принимать на муниципальном уровне, где зафиксирован наибольший дефицит кадров. Это позволит привлечь в регионы молодых специалистов и оплатить их обучение за счет бюджета.

Мартышкин портфель. Итоги девятого месяца инвестиционного эксперимента

Закончился девятый месяц эксперимента с мартышкиным портфелем против народного портфеля. В нём смотрим, получится ли портфелю из случайных 10 акций РФ обогнать портфель из 10 самых популярных у частных инвесторов «народных» акций.

Мартышкин портфель. Итоги девятого месяца инвестиционного эксперимента

Россия договорилась с еще одной страной об избежании двойного налогообложения

Ратификация соглашения с Малайзией запланирована на конец 2024 года. Дивиденды будут облагаться по ставке 10% и 15% в зависимости от доли участия в капитале.

Инвестиции

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Время искать работу: когда шансы на успех выше?

Выбор правильного времени для поиска работы повышает вероятность быстрого трудоустройства. В некоторые периоды компании активнее набирают сотрудников, а конкуренция среди соискателей ниже. Зная эти моменты, можно сэкономить время и увеличить свои шансы на успех. HR-эксперт СберНПФ Наталия Гончарова рассказывает, когда лучше всего искать работу.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Отчетность

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Проверки ФАС

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Интересные материалы

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.